Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования:
принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Содержание образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие»направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Содержание образовательной области "Речевое развитие" предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии.
Цель – Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного
процесса в ДОУ.
Старший воспитатель
Гинтер Лариса Петровна
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования:
принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип
является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные
образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную
деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных
областей, который предполагает получение единого целостного образовательного
продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности
дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на
достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к
занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на
достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры
здоровья.
Содержание образовательной области «Социально коммуникативное
развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных
представлений социального характера и включения детей в систему социальных
отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и
средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие»направлено на
достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального
развития детей.
Содержание образовательной области «Художественно эстетическое
развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение
потребности детей в самовыражении.
Содержание образовательной области "Речевое развитие" предполагает
овладение лошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой
грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии.
Цель – Интеграция образовательных областей должна обеспечить
дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
Содержание психологопедагогической работы по освоению детьми
образовательных областей ориентировано на развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психологопедагогической
работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств
детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей
наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с
обязательным психологическим сопровождением.
§ Первым системообразующим фактором в дошкольном образовании
выступают образовательные области. ФГОС выделяет 5 образовательных
областей, которые не должны реализовываться в образовательной
деятельности ДОУ в чистом виде, их реализация предполагает
гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.
§ Вторым системообразующим фактором является их интеграция на основекалендарнотематического планирования: выбор определенной темы
определяет и подбор к ней образовательных областей, которые
всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Первый тематический круг — реальные события, происходящие в окружающем
мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные
события, праздники.)
Второй тематический круг — воображаемые события, описываемые в
художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это мощный
темообразующий фактор, как и реальные события.
Третий тематический круг — события, специально «смоделированные»
воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов,
ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих
неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим
делать? Как это действует?).
Четвертый тематический круг — события, происходящие в жизни возрастной
группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какоето время
интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой
коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, и т.
п.)
Все эти темы могут использоваться воспитателем для гибкого
проектирования целостного образовательного процесса.
§ Третьим системообразующим фактором является интеграция основных
видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно
исследовательской, трудовой, художественнотворческой,
коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая
основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные
компоненты и быть интегратором всех других деятельностей
§ Четвертым фактором можно выделить формирование интегральных
качеств личности, которые предусмотрены как конечный результат
образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна,
системна. Человек в процессе личностного становления постепенно
обретает самостоятельность как способность к автономному
существованию и социальную активность как способность создавать и
поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность
каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и
обучения. Четко выделяются линии воспитания: духовнонравственное,
гражданское, патриотическое, гендерное воспитание, а также воспитание
здорового безопасного образа жизни.
Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном
образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не
могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы
предполагает также их интеграцию. Например, тема «Мамин праздник»
определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально
коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно
эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно
творческой, игровой, читательской, познавательно
исследовательской. Единой организационной формой может быть
утренник.
В течение дня дети читают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева,Е.Благининой и др), рассматривают «Портрет матери» А.Шилова, сами
рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны»,
рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы –
аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения,
посвященные мамам ( например, Ф.Шуберта «Ave Maria»), организуют
совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины
наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам,
которая поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое
лакомство для сына или дочки (секреты могут быть разные).
В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного
праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие,
как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою
маму. Здесь налицо духовнонравственное и гендерное
воспитание, социальное, личностное, художественнотворческое,
познавательноречевое развитие, а также формирование у детей таких
качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость,
креативность.