Интеграция здоровьесберегающих логопедических приёмов в общеобразовательный процесс в условиях реализации ФГОС"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад
09.03.2019
Использование здоровьесберегающих технологий, представленные в данной статье, оказывает положительное воздействие на учеников: повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. Можно сделать вывод, что включение данных технологий в НОД (непосредственную образовательную деятельность) способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей здорового детского организма.
конспект.docx
Интеграция здоровьесберегающих логопедических приемов в
общеобразовательный процесс в условиях реализации ФГОС
Целью начального общего образования является формирование
устойчивых учебных навыков, развитие счетной деятельности, обучение
осознанному чтению и грамотному письму, которые в дальнейшем становятся
средством усвоения учебных дисциплин.
Однако современная начальная школа всё чаще сталкивается с такими
проблемами, как:
1. низкий уровень речевой готовности у учеников
2. преобладание игровой деятельности над учебной
3. повышенная утомляемость
4. недостаточная сформированость произвольных психических
процессов
5. ослабленный иммунитет и, как следствие – частые пропуски изза
респираторных инфекций.
Перечисленные проблемы не позволяют усваивать образовательную
программу начальной школы на должном уровне. Таким образом,
существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный
характер.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание
здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов
коррекции.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей
происходит:
улучшение памяти, внимания, мышления;
повышение способности к произвольному контролю;
улучшение общего эмоционального состояния; и т.д.
повышается работоспособность, уверенность в себе;
стимулируются двигательные функции;
снижается утомляемость;
улучшаются пространственные представления;
развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
стимулируется речевая функция;
улучшается соматическое состояние.
коррекционной
методы
Учителялогопеды давно освоили как традиционные, так и
нетрадиционные
работы,
включающие здоровьесберегающие технологии, которые реализуются на
основе личностноориентированного подхода. Это:
артикуляционная гимнастика
пальчиковая гимнастика
массаж и самомассаж,
гимнастика для глаз,
1 Су Джок терапия
биоэнергопластика
кинезиологические упражнения,
БОС дыхательная гимнастика
Интенсивность усвоения материала меняется в ходе урока.
С 5 по 25ю минуту усваивается 80%;
С 25 по 35ю минуту — 6040%;
С 35 по 40ю минуту всего 10% материала.
Это необходимо учитывать при планировании урока для актуального
включения здоровьесберегающих приемов.
В нашей гимназии все перемены длятся 20 минут. Одна в день
используется для приема завтрака и две в неделю полностью заняты для
организации перехода в бассейн и физкультурный зал. Остальные перемены
часто провоцируют перевозбуждение у учеников с СДВГ, поэтому больше
времени уходит на включение детей в работу. А значит, организационный
момент может значительно затягиваться.
Помогает самомассаж ушных раковин (аурикулярный массаж) как
одноимённой, так и разноимённой рукой.
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными
пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки
Потянули…
Пощипали…
Вниз до мочек добежали.
Мочки надо пощипать:
Пальцами скорей размять…
Вверх по ушкам проведём
И к макушкам вновь придём.
(большим и указательным пальцами с обеих
сторон)
(несильно потянуть вверх)
(несильные нажимы пальцами, с
постепенным продвижением вниз)
(пощипывание в такт речи)
(приятным движением разминаем между
пальцами)
(провести по краю уха, слегка сжимая большим
и
указательным пальцами)
Для уроков русского языка во время динамических пауз хорошо
использовать следующие упражнения:
1. «Сколько слоговстолько хлопков»
1.
«Сколько слов в предложении (слогов в слове) есть столько раз
нужно будет присесть»
Задание дается для каждой колонки учеников (остальные проверяют
правильность выполнения задания)
Цель: смена статической позы, активизация вербального внимания, развитие
слогового и языкового анализа.
2 2.
«Проверятьне проверять» Задание: «хлопни, если надо
проверять согласный в конце слова» – шар, колос, овраг, мяч, медведь, сугроб
Цель: смена статической позы, активизация вербального внимания и
фонематического анализа, закрепление знаний о необходимости проверки
парных согласных в конце слова.
3.
«Начало, середина, конец» (где находится звук? Начало слова –
руки вверх, середина – на пояс, в конце слова – руки вниз)
Цель: смена статической позы, развитие слухового внимания и
фонематического анализа.
После письменных работ гимнастика для глаз является наиболее
подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших
школьников:
«Радуга»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно
Ах, как солнце высоко
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим
Вверх по радуге пойдём,
Вправовлево повернём,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись
(Поморгать глазами)
(посмотреть вправовлево)
( посмотрите вверх)
( закрыть глаза ладошками)
Счёт до 7
(Посмотреть по дуге вверх влево и вверх
вправо)
( Посмотреть вниз)
Счёт от 7 до 1
(Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)
Также на уроках русского языка, после длительного письма, для снятия
мышечного напряжения,
можно применять некоторые приемы
биоэнергопластики.
Биоэнергопластика («био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется
непрерывностью,
эмоциональной
выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с
движениями кистей рук.
Для уроков литературного чтения:
энергетической наполненностью,
1. Повторение скороговорок по колонкам на плавном диафрагмальном
выдохе
Цель: развитие речевого дыхания, фонетической системы речи и мышц
артикуляционного аппарата.
2. (слайд) Бос программы
Для уроков математики:
3 1. «Повтори, не ошибись» зашифровать число определенной позицией
рук, называть числа в разном порядке, дети показывают
соответствующее движение.
2. Усложнение «Повтори, не ошибись» обратный счет показанных
движений.
3. «Зеркало».
Ученики,
после нескольких показов учителя,
самостоятельно дают задания классу.
4. «Покажи ответ руками» (каждому числу соответствует определенное
движение..)
Цель: смена статической позы, развитие произвольного внимания,
развитие памяти.
На двигательной активности построены все нейропсихологические
коррекционно – развивающие и формирующие программы. Вот почему
следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
Работа с комплексами кинезиологических упражнений позволяет в
кратчайшие сроки и устойчиво изменить способность учащегося усваивать и
перерабатывать информацию.
Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга. За
внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая
нейрофизиологическая работа тела. Научно доказано, что с помощью
определенных физических упражнений деятельность тела и мозга
интегрируются,
а работа обоих полушарий мозга становится
сбалансированной. Более того, могут быть подобраны конкретные
упражнения для рук, ног, глаз, языка и пальцев, способствующие
формированию и активизации работы конкретных зон коры головного мозга,
в частности, отвечающие за процессы чтения, письма и речи. Это могут быть
такие упражнения, как
1.
2.
«Умные пальчики»
«Перекрестные шаги». Благодаря этим упражнениям одновременно
активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Можно
выполнять сидя или стоя.
1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену
правой ноги, слегка коснитесь его.
2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой
ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям
(примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе.
3.
«Слон». Одно из наиболее интегрирующих упражнений, так как оно
активизирует все каналы восприятия аудиальный, визуальный и
кинестетический. Особенно рекомендуется детям с нарушением внимания,
так как способствует полноценной активизации ретикулярной формации и
настройке внимания.
4 1. Поставьте ноги на ширине плеч, чуточку скосолапьте, расслабьте
колени. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку,
как хобот. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.
2. Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по
часовой стрелке. Глаза следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь
рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать
движение руке. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия,
одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без
звука. Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и
столько же правой.
Функциональное упражнение "Считалочкибормоталочки".
Цель: развитие концентрации внимания. И.п. сидя на полу. Инструктор
просит детей повторить фразу: "Идет бычок, качается". Они должны
несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз они произносят
вслух все три слова, во второй раз они произносят вслух только слова "идет
бычок", а слово "качается" произносят про себя, хлопая при этом один раз в
ладоши. В третий раз они произносят вслух только слово "идет", а слова
"бычок, качается" произносят про себя, сопровождая каждое слово хлопком в
ладоши. В четвертый раз дети произносят все три слова про себя, заменяя их
тремя хлопками.
Итак, это выглядит следующим образом:
1. Идет бычок, качается.
2. Идет бычок (хлопок).
3. Идет (хлопок) (хлопок).
4. (Хлопок) (хлопок) (хлопок).
Возможные варианты считалочекбормоталочек:
1. Ехал грека через реку.
2. Ехал грека через (хлопок).
3. Ехал грека (хлопок) (хлопок).
4. Ехал (хлопок) (хлопок) (хлопок).
5. (Хлопок) (хлопок) (хлопок) (хлопок).
"Морские волны" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на
другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу
"Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики,
сидящие за первыми партами. Через 23 секунды поднимаются те, кто сидит
за вторыми партами и т.д.
Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все
вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми
партами), садятся и т.д.
5 По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их
выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 23 секунды,
а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".
Времени в интенсивном учебном процессе на систематическое
применение здоровьесберегающих технологий не остаётся. Несмотря на это,
мы стараемся активно интегрировать в общеобразовательный процесс
методы, широко используемые в коррекционной логопедической практике.
Инициативу проявили учителя начальной школы. Они несколько лет
совместно с нами проводили работу по выработке плавного речевого выдоха.
Данная методика разработана логопедами нашей гимназии.
Это
взаимодействие показало положительные результаты.
Мы продолжаем активно создавать базу здоровьесберегающих заданий
для учащихся начальной школы. Материал ещё нарабатывается и
апробируется с заинтересованными и творческими учителями.
Приемы здоровьесберегающих технологий, представленные в данном
докладе, мы активно используем в своей работе и можем с уверенностью
сказать они оказывают положительное воздействие на учеников: повышается
работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. Можно
сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в НОД
(непосредственной образовательной деятельности) способствует не только
сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии, но и
улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей здорового детского
организма.
6
Интеграция здоровьесберегающих логопедических приёмов в общеобразовательный процесс в условиях реализации ФГОС"
Интеграция здоровьесберегающих логопедических приёмов в общеобразовательный процесс в условиях реализации ФГОС"
Интеграция здоровьесберегающих логопедических приёмов в общеобразовательный процесс в условиях реализации ФГОС"
Интеграция здоровьесберегающих логопедических приёмов в общеобразовательный процесс в условиях реализации ФГОС"
Интеграция здоровьесберегающих логопедических приёмов в общеобразовательный процесс в условиях реализации ФГОС"
Интеграция здоровьесберегающих логопедических приёмов в общеобразовательный процесс в условиях реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.