МДОБУ Ирбейский д/с №2 «Солнышко»
Конспект
Интегрированного занятия с элементами квест- игры.
Познавательное развитие.
подготовительная группа:
«Путешествие игрушки по «реке времени»»
Воспитатель:
Вышедко С.Н.
24.02.2021
с.Ирбейское
2020-2021
Интегрированное занятие (Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие) с элементами квест-игры : «Путешествие игрушки по «реке времени»».
Цель: освоение временных отношений: представление о времени – от прошлого к настоящему.
Задачи:
Обучающие:
1. Способствовать освоению детьми представлений об историческом времени (временных отношений: какие были игрушки)
2. Расширить у детей кругозор в пространстве и во времени.
3.Познакомить детей с игрушками разных временных периодов.
4.Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении прилагательных.
Развивающие:
1. Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.
2. Развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация)
3. Развивать любознательно-познавательную активность.
Воспитательные:
1.Воспитывать навыки сотрудничества.
Планируемые результаты: дети имеют представление об историческом времени (временных отношений: какие были игрушки), развился кругозор о пространстве и времени, познакомились с игрушками разных временных периодов; сформировано умение вести диалог с воспитателем, навыки сотрудничества; сформировано умение употреблять прилагательные в речи, обогащен словарь новыми для детей словами.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций ; занятия по конструированию из бумаги, из ткани; проект «Как жили люди на Руси», мини - проект «Народное декоративно –прикладное искусство», мини - проект «Куклы из бабушкиного сундука».Чтение художественной литературы: «Гуси-лебеди», «Новая кукла» Воронковой, «Чтение стихов об игрушках» Г. Ладонщиков, С. Капутниян, В. Берестов.
Образовательная среда:
Предметно- практическая: письмо персонажа, иллюстрации игрушек, игрушки ( матрешки, глиняные игрушки, тряпичные куклы), гирлянда, молберт, панно с изображением реки, камешки, палочки ,перышки, солома, ёмкости с водой.
Формы организации работы: партнёрская, воспитатель +ребёнок, ребёнок+ ребёнок.
Методы: словесный, игровой, наглядный, практический.
Обогащение словаря: старина, береста, древность, современность, Русь, тарарушки.
Активизация словаря: Машина времени, река времени, сувенир, тряпичные куклы.
Ход занятия:
1. Организационно - мотивационный этап.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, у вас хорошее настроение? давайте возьмем мячик и передавая друг другу мячик – улыбнемся, поделимся хорошим настроением.
Ребята, у каждого из вас есть игрушки. А есть самые любимые, с которыми вы любите играть? (Предполагаемые ответы детей)
Раздается стук в дверь. Воспитатель просит ребенка посмотреть кто там.
Ребенок приносит письмо .
Воспитатель: Давайте посмотрим от кого это письмо и что там написано. (читает письмо) Здравствуйте, ребятки, я злой, жадный и страшный Карабас –Барабас.
Воспитатель: Ребята вы знаете кто такой Карабас-Барабас? (Предполагаемые ответы детей) Правильно, персонаж сказки «Золотой ключик», или «Приключения Буратино».Читаем письмо дальше:
Я похитил все игрушки на планете, теперь все они принадлежат мне! Дети всей земли будут страдать и плакать, а я буду самым счастливым на планете! Я похитил игрушки не только современных детей, но смог отправится в прошлое и украсть игрушки даже первых людей на планете! Больше никогда дети не увидят свои любимые игрушки, и на земле больше не будет детского смеха. Все будут плакать! Вернуть игрушки смогут только очень умные и смелые ребята, которые смогут справиться с очень сложными моими заданиями и отправиться в прошлое и не испугаться!!
Воспитатель: Ребята, попробуем все исправить? Отправимся в прошлое и пройдем все испытания? Вы готовы?(Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как мы сможем попасть в прошлое? (Предполагаемые ответы детей, правильно, по реке времени,)
Воспитатель: А, как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие по реке времени?(Предполагаемые ответы детей): На ковре самолете, в сапогах скороходах, в ступе бабы яги, на машине времени.
Воспитатель: Кто за то, чтобы отправиться на машине времени, поднимите руки. Что значит машина времени?(Предполагаемые ответы детей)Правильно, Это значит, мы можем попасть в прошлое, настоящее или будущее.
2. Основной этап.
Воспитатель: Тогда скорее в машину времени! (мерцающая гирлянда) Нам пора расставить все по своим местам. Вы Готовы? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Начинаем обратный отсчет от 5 до 1, начинаем отсчет вместе со мной 5, 4, 3, 2, 1 Поехали!
Мчится времени река широка и глубока.
Речка, речка не спеши, нам про древность расскажи.
1 остановка: Древность (на стенде иллюстрации древности)
Воспитатель: Посмотрите на этих детей, на их одежду, их жилище! (Иллюстрации древних людей) Как вы думаете куда мы попали? (Предполагаемые ответы детей) Правильно в древность.
Воспитатель: Посмотрите, дети не играют, у них нет игрушек! (Рассматривают иллюстрации) Нам нужно срочно исправлять! У всех детей должны быть игрушки.
Где же нам найти задание от Карабаса-Барабаса? Если оно первое, то наверное под какой то цифрой будет, как вы думаете? ( Думаем под цифрой 1 будет, ищут где может быть такая цифра. Находят конвертик с цифрой 1)
Вот и первое задание Карабаса
1 задание: Определить, что легче камень или дерево. ( Проводится опыт с камнем, деревом и водой)
Воспитатель: Ребята перед вами вода в стаканчиках, камешки, и деревянные палочки, возьмите каждый себе по камешку, опустите его в воду. Что произошло с камнем? (он утонет) Теперь берем палочки и так же опускаем в воду. Что с ними произошло? (Плавает). Камень утонул, палочка нет, какой мы можем сделать вывод? (что камень тяжелый и он тонет, а дерево легкое и оно плавает на поверхности воды, не тонет).
Воспитатель: Молодцы! Итак, с первым заданием мы справились, теперь мы должны отгадать загадку и узнать, где спрятал Карабас игрушки.
Загадка
Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
В ущелье со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают. (Предполагаемые ответы детей) Молодцы, да это Камень
Воспитатель: Значит игрушки должны быть под камнем. Идем искать камень. (Находят, дети достают игрушки.)
Воспитатель: Ребята, разве это игрушки? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Древним детям тоже хотелось играть, люди превращали в игрушки палки, камешки, ракушки. Даже пёрышко или солома превращались в руках детей в игрушку. Как вы думаете, как можно было играть этими предметами. (Предполагаемые ответы детей)
Нам пора отправляться дальше, проходите в машину времени. Дети считают от 5 до 1. Мчится времени река широка и глубока.
Речка, речка, не спеши, про старину нам расскажи
2 остановка. Старина.
Воспитатель: Как вы думаете? Где мы оказались?(Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Правильно- это старина, древняя Русь! (На стенде сюжеты, иллюстрации древней Руси) Посмотрите, какое жилище у человека! Как оно называется? Из чего строят избы? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Где – то здесь должно быть задание. На чем могли писать люди в старину, бумаги же еще не было? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Давайте поищем. А вот и оно. Написано на бересте. Это задание не из легких, вам нужно найти, лишний предмет.
Д/И «Четвертый лишний» ( Дети выполняют индивидуальные задания на карточках, объясняют, что лишнее)
Воспитатель:Так, задание мы выполнили, но где же Карабас спрятал игрушки? Это мы узнаем, если разгадаем загадку.
Загадка
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
Воспитатель: (Предполагаемые ответы детей) Конечно ребята это печь.
(Воспитатель с детьми находит за печью игрушки. Рассматривают их.)
Воспитатель: И в старину родители всегда хотели радовать своих малышей, придумывали игрушки, чтобы позабавить и потешить своих ребятишек! Игрушки эти называются потешными, выстроганы они из дерева, на потеху и развлечение детишек. Умеют игрушки стучать и двигаться. Кто помнит, как называются такие игрушки?
(Предполагаемые ответы детей) Называются они тарарушки.
Воспитатель: А, вот посмотрите, какие необычные куклы, как они называются?
(Предполагаемые ответы детей) Да, правильно, это тряпичные куклы.
Воспитатель: А, почему они так называются? (Предполагаемые ответы детей)
Молодцы, да называются тряпичными, потому,что делали их из тряпочек.
Хотелось родителям еще порадовать своих детей, вот и начали они лепить игрушки из глины. Здесь и лошадки, и петушки, и барышни-красавицы, а еще свистульки, громкие да звонкие (дети рассматривают игрушки). Ребята, а глинянные игрушки прочные? (ответы детей). Да, они очень хрупкие и играть с ними нужно очень осторожно.
Воспитатель, а вот еще одна интересная игрушка. Отгадайте, что это.
Погляди скорей, щечки розовеют.
Пестренький платочек
Платьицев цветочек
Пухленькие крошки
Русские (Дети договаривают) матрёшки.
Воспитатель: Посмотрите, эта игрушка с сюрпризом. В каждой куколке спряталась сестричка поменьше. (Дети разбирают матрёшку и рассматривают).
Матрешку раньше называли Матрена, или ласково
Матрешка. Чем является матрешка в России? (Предполагаемые ответы детей) Правильно матрешка это русский сувенир.
Воспитатель: Ребята, мы нашли игрушки для детей, которые жили в старину. Теперь нам нужно отправляться дальше. Какое время нас ждет дальше ребята, как вы думаете? Мы были с вами в древности, посетили остановку «Старина»- старую Русь, а дальше-то куда? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, следующая остановка, наше время или в современность.
Мчится времени река широка и глубока.
Речка, речка, не спеши, о нашем мире расскажи
3 остановка. Современность(иллюстрации, современные сюжеты из жизни).
Воспитатель: друзья, посмотрите! Где мы оказались?(Предполагаемые ответы детей) Да, это наше время, или по другому как еще назвать наше время? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Дети, посмотрите, (робот или другая современная игрушка )как вы думаете, как он сюда попал? Из какого времени эта игрушка? (Предполагаемые ответы детей) Да, это современная игрушка.
Воспитатель: Смотрите ребята, на ней что- то приклеено, записка какая- то (Предполагаемые ответы детей ((Это же задание от Карабаса – Барабаса.
Задание. (Нужно выбрать картинку и придумать прилагательное к ней, описать какая она.)
Д/И «Какая игрушка» (На столах разложены картинки, дети должны взять картинку и назвать какая игрушка – придумать прилагательное)
Воспитатель: И еще какой-то конверт большой. Откроем? (в конверте сложенное панно «река времени» и картинки с современными игрушками)
Ребята что это такое, как вы думаете, для чего Карабас положил его в конверт? (воспитатель показывает развернутое панно «Река времени»)? (Предполагаемые ответы детей) правильно, это «река времени».
Как вы думаете, что нам делать с ним, и с картинками, которые мы с вами собрали? (Предполагаемые ответы детей) правильно, картинки наклеить на остановки, на нашей реке времени.
Воспитатель: Ребята, не переживайте, вы легко с этим справитесь. Вы такие внимательные, я уверена, что вы вспомните, к какому времени они относятся, и разместите их на реке времени. Давайте возьмем по картинке и подойдем к реке времени (работа с панно «река времени»). Молодцы ребята, справились с заданием. А теперь скорее в машину времени, нам надо вернуться в детский сад.
3.Рефлексивный этап.
Рефлексия содержания учебного материала
Воспитатель: Вот мы и в нашей группе, давайте присядем на стульчики и вспомним, что мы сегодня делали? (предполагаемые ответы детей) Правильно путешествовали. Путешествовали каким образом? (по реке времени) А почему мы оправились в это путешествие? (предполагаемые ответы детей)
Ира, вспомни пожалуйста, где мы были сначала? (древность) Даша скажи, куда дальше мы отправились? (старина). А кто скажет, куда мы отправились после старины. (современность или наше время).
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашу реку времени и сделаем вывод: правильно распределили картинки или нет. Артем, ты согласен, что мы всё сделали правильно?
Ребята, вам понравилось путешествовать по «реке времени»? Что запомнилось больше всего? (Делятся своими впечатлениями)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния: Ребята у меня есть такие матрёшки с разным настроением, кому занятие понравилось возьмите матрешку с улыбкой- красную, кому не очень понравилось зеленую с безразличным настроением, кому не понравилось, грустную- желтым цветом.
Мотивация к последующей самостоятельной деятельности:
Ребята, а кто может сказать какая остановка может быть после нашего времени (современности)? Правильно, остановка "Будущее". Если кто хочет, может пофантазировать и нарисовать игрушки будущего. Эти рисунки мы подарим нашим младшим друзьям из второй младшей группы.
Ритуал окончания деятельности: игра «Встретимся опять»: Давайте встанем в круг, соединим наши руки вместе и скажем: (Дети становятся в плотный круг лицом, протягивают левую руку вперед, образуя пирамиду из ладошек и говорят «Раз, два, три, четыре, пять – встретимся опять»).
Занятие закончено. Спасибо.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.