Старшая группа
Интегрированное занятие «Удивительная соль».
Цель: Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.
Задачи:
Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
Расширить представления о добыче соли.
Развивать у детей стремление к поисково - познавательной деятельности.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью и гуашью.
Развивать творческие способности детей.
Ход занятия.
Слайд 1
Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю вам отгадать загадку:
Без неё, ребята, повар.
Просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно догадались.
Ну, конечно – это… ( соль! )
Слайд 2
Правильно, это – соль! И сегодня мы будем говорить именно про неё. Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. Соль бывает четырёх видов: каменная, морская, йодированная и поваренная. Происхождение слова соль, по мнению некоторых учёных, связано с солнцем: старинное славянское название солнца - Солонь. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром.
Предлагаю вам посмотреть видеоролик о добыче соли.
Видеоролик
Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека.
Слайд 3, 4, 5, 6, 7, 8
Предлагаю подумать, где человек может использовать соль:
- соль используют для приготовления еды, чтобы она была вкуснее;
- соль используют, когда засаливают продукты (например: рыбу, сало, консервируют овощи на зиму;
- солью можно мыть посуду;
- солью посыпают лед на дорогах, чтобы люди не падали, и не случались аварии;
- для здоровья полезны ванны с морской солью.
- Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого
Слайд 9
С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета. Если гость случайно или, хуже того, специально просыпал соль — это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре. Много народных загадок сложено о соли:
Что за странный порошок,
С виду
неприметный.
Но
любое блюдо он,
Делает
отменным..(Соль)
Все ребята знать должны,
Из чего
пекут блины!
Ты не
знаешь что ли?
Молоко,
мука, яйцо и щепотка...(Соли)
В воде она родится,
Но
странная судьба-
Воды
она боится,
И
гибнет в ней всегда...(Соль)
Слайд 10
Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебавши». Не солоно хлебавши - значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная.
Слайд 11
Ребятки, предлагаю вам отправиться в лабораторию, чтобы исследовать свойства соли опытным путем.
Физкультминутка
В лабораторию идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы из сада. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов, все рады. (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Слайд 12
Но вы не забывайте, что в лаборатории нужно вести себя красиво, осторожно, внимательно, и соблюдать правила:
1. Не трогать руками глаза
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
А кто работает в лабораториях? (ученые). И так дорогие юные учёные, одевайте халаты, шапочки и занимайте свои места.
Перед вами стоят баночки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).
- Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая (сыпучая, рассыпчатая).
- Если мы с вами посмотрим на соль. Что мы можем сказать о её внешнем виде?, на что похожа соль? (соль похожа на порошок) Действительно, с виду соль похожа на порошок
- А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло, которые нам прислали подземные жители. Что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов.
-Ребятки, перед вами стоят стаканчики с водой, Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).
-А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (солёная). Молодцы
-А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, растворяется в воде.).
Слайд 13
А ещё с помощью соли можно сделать красивые узоры. Но прежде мы превратим нашу лабораторию в художественную мастерскую, где вы будете создавать свои картины. (дети убирают стаканчики с водой, достают клей, кисти, карандаш, гуашь, чистый лист бумаги).
Но перед тем, как вы начнете создавать свои картины, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика « Мы капусту рубим-рубим»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем- трем,
Мы капусту солим- солим
Мы капусту жмем- жмем,
А теперь пробуем. Вкусная?
Отгадайте еще одну загадку
На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это ... (Бабочка)
Слайд 14
Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать
красивую бабочку с помощью соли и гуаши. Сейчас я вам
расскажу, как это сделать.
На листе простым карандашом рисуем изображение
бабочки.
Начинаем рисунок с туловища. Оно состоит из трех
частей: круглая головка, средняя часть и брюшко. На голове обязательно есть
усики. Потом рисуем крылья.
Наносим на поверхность рисунка кисточкой клей ПВА.
Сверху посыпаем аккуратно солью. Лишнюю соль убираем с помощью сухой кисточки. (Даем время, чтобы соль подсохла на рисунке.)
Физкультминутка
Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь!
Гуашью раскрашиваем в самые яркие краски
крылья бабочки.
Вообще, узоры на крыльях бабочек считаются одним
из чудес природы — так они интересны и необычны. Поэтому вы можете смело
фантазировать и придумывать узоры для своих бабочек. Когда будете рисовать
узор, набирайте краску погуще.
Прорисовываем черным цветом туловище бабочки, разноцветные кружочки, полоски на ваше усмотрение. Вот и получилась наша красавица.
Ребята, вот вы придёте сегодня домой, и кто – нибудь из ваших родных: мама, бабушка, папа или дедушка спросят:
Чем вы сегодня занимались? Про что вы сегодня говорили ?
Что узнали нового? Что именно вам запомнилось ? Что вы им расскажете?
Рассказы детей. ( Соль сыпучая, без запаха, на вкус соленая, растворяется в воде, полезна, так как содержит минеральное вещество – йод, с помощью соли можно создавать картины, тёплым солевым раствором можно полоскать горло, соль используется в консервировании и кулинарии и т. д. ) Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали в нашей лаборатории, какими хорошими учёными вы были.
Сегодня предстояло Немножко стать учёными
В лабораторию ходили И чудо – опыт проводили
С одним сыпучим веществом
И все узнали мы о нём!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.