Интегрированное занятие "Удивительная соль"

  • docx
  • 09.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала удивительная соль.docx

Старшая группа

Интегрированное занятие «Удивительная соль».

Цель: Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

Задачи: 

Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.

Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

Расширить представления о добыче соли.

Развивать у детей стремление к поисково - познавательной  деятельности.

Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования  солью и гуашью.

Развивать творческие способности детей.

Ход занятия.

Слайд 1

Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю вам отгадать загадку:

Без неё, ребята, повар.

Просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

Вы, конечно догадались.

Ну, конечно – это… ( соль! )

Слайд 2

Правильно, это – соль! И сегодня мы будем говорить именно про неё. Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. Соль бывает четырёх видов: каменная,  морская, йодированная и поваренная. Происхождение слова соль, по мнению некоторых учёных, связано с солнцем: старинное славянское название солнца - Солонь. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром.

Предлагаю вам посмотреть видеоролик о добыче соли.

Видеоролик

Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека.

Слайд 3, 4, 5, 6, 7, 8

Предлагаю подумать, где человек может использовать соль:

- соль используют для приготовления еды, чтобы она была вкуснее;

- соль используют, когда засаливают продукты (например: рыбу, сало, консервируют овощи на зиму;

- солью можно мыть посуду;

- солью посыпают лед на дорогах, чтобы люди не падали, и не случались аварии;

- для здоровья полезны ванны с морской солью.

- Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого

Слайд 9

С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета. Если  гость  случайно или, хуже того, специально просыпал соль — это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре. Много народных загадок сложено о соли:

Что за странный порошок,
С виду неприметный.
Но любое блюдо он,
Делает отменным..(Соль)

 

Все ребята знать должны,
Из чего пекут блины!
Ты не знаешь что ли?
Молоко, мука, яйцо и щепотка...(Соли)

 

В воде она родится,
Но странная судьба-
Воды она боится,
И гибнет в ней всегда...(Соль)

Слайд 10

Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебавши». Не солоно хлебавши -  значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная.

Слайд 11

Ребятки, предлагаю вам отправиться в лабораторию, чтобы исследовать свойства соли опытным путем.

Физкультминутка

В лабораторию идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы из сада. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов, все рады. (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Слайд 12

Но вы не забывайте, что в лаборатории нужно вести себя красиво, осторожно, внимательно, и соблюдать правила:

1. Не трогать руками глаза

2. Соблюдать тишину

 3. Не толкать соседа

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

А кто работает в лабораториях? (ученые). И так дорогие юные учёные, одевайте халаты, шапочки и занимайте свои места.

Перед вами стоят баночки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).

- Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая (сыпучая, рассыпчатая).

- Если мы с вами посмотрим на соль. Что мы можем сказать о её внешнем виде?, на что похожа соль? (соль похожа на порошок) Действительно, с виду соль похожа на порошок

 - А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло, которые нам прислали подземные жители. Что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов.

-Ребятки, перед вами стоят стаканчики с водой, Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).

-А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (солёная). Молодцы

-А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, растворяется в воде.).

Слайд 13

А ещё с помощью соли можно сделать красивые узоры. Но прежде мы превратим нашу лабораторию в художественную мастерскую, где вы будете создавать свои картины. (дети убирают стаканчики с водой, достают клей, кисти, карандаш, гуашь, чистый лист бумаги).

Но перед тем, как вы начнете создавать свои картины, давайте подготовим наши пальчики к работе.

 Пальчиковая гимнастика « Мы капусту рубим-рубим»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем- трем,

Мы капусту солим- солим

Мы капусту жмем- жмем,

А теперь пробуем. Вкусная?

 

Отгадайте еще одну загадку

На цветке сидит  цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это ...     (Бабочка)

Слайд 14


Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать красивую бабочку с помощью  соли и гуаши. Сейчас  я вам расскажу, как это сделать.

На листе простым карандашом рисуем изображение бабочки.
Начинаем рисунок с туловища. Оно состоит из трех частей: круглая голов­ка, средняя часть и брюшко. На голове обязательно есть усики. Потом  рисуем крылья.

Наносим  на поверхность рисунка  кисточкой клей ПВА.

Сверху посыпаем  аккуратно солью. Лишнюю соль убираем с помощью сухой кисточки. (Даем время, чтобы  соль подсохла на рисунке.)

Физкультминутка

Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь!

Гуашью  раскрашиваем в самые яркие краски крылья бабочки.
Вообще, узоры на крыльях бабочек считаются одним из чудес природы — так они интересны и необычны. Поэтому вы можете смело фантазировать и придумывать узоры для своих бабочек. Когда будете рисовать узор, набирайте краску погуще.

Прорисовываем черным цветом туловище бабочки, разноцветные кружочки,  полоски на ваше усмотрение. Вот и получилась наша красавица.

Ребята, вот вы придёте сегодня домой, и кто – нибудь из ваших родных: мама, бабушка, папа или дедушка спросят:

Чем вы сегодня занимались? Про что вы сегодня говорили ?

Что узнали нового? Что именно вам запомнилось ? Что вы им расскажете?

Рассказы детей. ( Соль сыпучая, без запаха, на вкус соленая, растворяется в воде, полезна, так как содержит минеральное вещество – йод, с помощью соли можно создавать картины, тёплым солевым раствором можно полоскать горло, соль используется в консервировании и кулинарии и т. д. ) Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали в нашей лаборатории, какими хорошими учёными вы были.

Сегодня предстояло    Немножко стать учёными

В лабораторию ходили     И чудо – опыт проводили

С одним сыпучим веществом

И все узнали мы о нём!