Интегрированное занятие экологической направленности "В гости к берёзке"
Оценка 4.8

Интегрированное занятие экологической направленности "В гости к берёзке"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
искусство +2
3 кл
14.06.2019
Интегрированное занятие экологической направленности "В гости к берёзке"
Данное занятие можно проводить в рамках инновационной площадки по экологическому воспитанию школьников средствами искусства. Данная методическая разработка является интегрированным уроком на открытом воздухе для младших школьников. Цель занятия: расширять представления детей об образе березы средствами поэзии, музыки, детского изобразительного творчества.
Занятие в зелёном классе.docx
Интегрированное занятие экологической направленности                                   «В гости к берёзке» Цель: Расширять представления детей об образе березы средствами поэзии, музыки, детского изобразительного творчества. Задачи:  ­расширять знания и представления детей о берёзе, воспитывать  чувство любви и бережного обращения к ней,усвоить нормы  экологически правильного поведения по отношению к природе,   способствовать всестороннему развитию творческих способностей  детей средствами русского  фольклора и  изобразительного  искусства.                                                   Ход занятия            занятие проводится в тёплое время года на открытом воздухе) Учитель музыки: ­Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие, мы проведём  его в «зелёном классе», потому что мы пришли с вами  в наш ландшафтный  парк, знаете к кому в гости ?... в гости к берёзе, так как  именно берёзу  считают символом нашей Родины. Сегодня вы узнаете очень много нового и  интересного об этом красивом дереве. Хотите?... Тогда давайте присядем на  эту зелёную полянку и я расскажу вам о том,  как относились к берёзе наши  предки славяне.(подходит к берёзе)  На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом  счастья, считали символом девичьей нежности и красоты.  С давних времён, когда весной на полях заканчивались посевные работы, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных Святок или Троицы, главным обрядом которого было поклонение берёзе, поэтому его ещё называли «праздник берёзки».   В этот день берёза была в особенном почёте. Праздник отмечали на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его ещё называют Пятидесятница или Троица. На Троицу гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. Хозяйки готовили праздничный стол – стряпали пироги и пряники, варили кисель, пекли лепёшки и яичницу. Седьмой четверг после Пасхи на троичной неделе назывался Семик . Это был женский праздник . Девушки одевали праздничные наряды, на голову плели  венки из зелени. Изготовление венков  имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали  себя к жизненной силе, заключенной в растительности.  Взяв с собой угощения, они шли в лес, выбирали самую красивую берёзу, проводили обряды «завивания» берёзки и «кумления». Исключительная роль березки в этих обрядах, объясняется тем, что (посмотрите) «березка у нас – первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень тогда, когда другие деревья еще едва начинают распускать почки. Отсюда у наших предков возникло представление, будто именно березка обладает особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки: от них ведь идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту силу надо использовать, ведь наши предки были земледельцами и их главной заботой было плодородие Земли, выращивание хорошего урожая. В обряде «завивания» гибкие ветки березки перевивали кольцами – «венками», пригибали их низко к земле и переплетали с высокой травой. Крестьяне этот венок называли «магическим кругом», полагали, что так передается растительная сила березы земле, а девушки ,в Сёмик , завивая свои веночки повязывали на берёзку ленточки, загадывая при этом своё сокровенное желание. При этом пели задушевные песни. Около   наряженного   дерева   молодежь   устраивала   праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение,  первую ложку каши несли берёзе в знак особого уважения. Давайте и мы свами заведём такой хоровод. (дети с пением идут к берёзе, образуя круг) Во поле берёзка стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли стояла, Люли, люли стояла. Хоровод «Берёзонька» муз. Филлипенко. 1 –й ребёнок проговаривает, обращаясь к берёзе Береза моя, березонька, береза моя белая, береза кудрявая. Стоишь ты, березонька, посередь долинушки, На тебе, березонька, листья зеленые, 2 й ребёнок Под тобой, березонька, трава шелковая, Близ тебя, березонька, красны девушки в семик поют, Под тобой, березонька, красны девушки венки плетут. 3 й ребёнок(обращается к стоящему справа) Ну-ка, кумушка, мы покумимся ой, люли-люли, покумимся Где мы встретимся – обоймемся, ой, люли-люли, обоймемся. Ты мне — кумушка, я тебе – голубушка! Кума с кумой покумимся, Чтоб нам весь год не браниться. (Целуемся через веночки 3 раза, обнимаемся и обмениваемся самодельными подарочками) 4 й ребёнок Пойдем, девочки завивать веночки! Завьем веночки, завьём зелёные. Радуйтесь, берёзы,(все поют вместе и идут к берёзе) Радуйтесь, зелёные, К вам девушки идут, Пироги вам несут, Со яичницею. 5 й ребёнок А берёзка наша плакучая не наряжена, не украшена. — А у нас есть ленты красные…(дети выкрикивают по одному) — А у нас есть ленты синие… — А у нас есть ленты разные… Ведущий: Ну давайте - ка украсим берёзку! Я берёзоньку мою разукрашиваю (ведущий поёт вместе с детьми) Наряжаю её, приговариваю Дети: (проговаривают по одному и повязывают на веточки ленточки ) -Вот тебе, берёзонька, ленточки, Вот тебе, подруженька, красные, Вот тебе цветики белые, Вот тебе цветики разные. В праздник – день Святой Троицы! Ведущий : Ну что девочки, загадали желание? А вы ,знаете ,почему так поклонялись берёзе? (рассуждения детей). Вероятно, было за что. Учитель ИЗО: Ребята, кто знает, какую пользу приносит людям берёза?  Берёза – щедрое и доброе дерево! С давних времён из бересты плели лукошки и  туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи,  уводя стадо коров с пастбища в деревню. Из внутренней части коры берёзы –  лыка – плели лапти, корзины. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на  бересте писали. В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины  женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые  вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Из берёзовых почек и  бересты готовили лекарства, а берёзовыми веничками парились в банях – хворь  выгоняли. Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель.  Берёзовые почки обладают целебными свойствами, их используют для  приготовления лекарств.) Вот сколько пользы приносит это дерево человеку, поэтому нужно относиться к  нему бережно , с любовью.  Ну что , ребята,  много нового сегодня мы узнали о берёзе? А давайте изобразим  это в наших рисунках (дети рисуют, всё что их удивило, восхитило , поразило,  что нового они узнали о берёзе, фоном звучат русские народные песни о берёзе)  Из полученных рисунков учитель изо  делает небольшую выставку, комментируя  изображения детей, повторяет , что нового дети узнали о берёзе, подводит итог  занятия.

Интегрированное занятие экологической направленности "В гости к берёзке"

Интегрированное занятие экологической направленности "В гости к берёзке"

Интегрированное занятие экологической направленности "В гости к берёзке"

Интегрированное занятие экологической направленности "В гости к берёзке"

Интегрированное занятие экологической направленности "В гости к берёзке"

Интегрированное занятие экологической направленности "В гости к берёзке"

Интегрированное занятие экологической направленности "В гости к берёзке"

Интегрированное занятие экологической направленности "В гости к берёзке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2019