Интегрированные уроки как один из способов повышения мотивации учащихся
Лычагина А.Ю. ,учитель математики и информатики
МБОУ Анопинской СОШ
На сегодняшний день особую актуальность в образовании приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Математика является одним из трудных предметов в школе, так как требует большой умственной нагрузки на всех этапах уроках и это заставляет задуматься над тем, как поддержать интересы учеников к данному предмету в течение всего урока. Поэтому вопрос мотивации очень важен именно для учителей математики.
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Если говорить об учебе, то мотивация учения – это отношение школьника к познавательной деятельности, направленной на эту деятельность.
В моей работе мотивация является важнейшим компонентом структуры учебной деятельности. Я осуществляю её через самостоятельность и активность, через игровую и поисковую деятельность на уроке и дома, через современные информационно-коммуникационные технологии, через создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока, собственное отношение к обучающимся.
Наиболее удачно процесс мотивации осуществляется через интегрированные уроки, на которых создаются условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, основанной на:
- установлении межпредметных связей, проведении систематизации понятий и явлений;
- формировании естественно - научного метода исследований;
- расширении кругозора учащихся;
- повышении интереса к практической значимости предмета;
Интегрированные уроки помогают детям соединить получаемые знания в единую систему и активизируют интерес учащихся к предмету. Во время такого урока появляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся, видны ошибки каждого ученика, которые сразу можно исправить и помочь преодолеть возникшие трудности. Смена деятельности учащихся способствует меньшей утомляемости учащихся и переключению внимания.
Когда возможна интеграция предметов?
- объекты исследования должны совпадать, либо быть достаточно близкими;
- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Признаки интегрированного урока:
1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;
2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:
а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;
б) повышения интереса учащихся к предметам;
в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;
г) экономии учебного времени и т. п.;
3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.
Навыки необходимые педагогу для организации интегрированных предметов:
- знание содержания и структуры смежных курсов;
- согласование по времени изучения смежных предметов;
- обеспечение преемственности в формировании общих понятий, изучении законов и теорий;
- использование общих подходов к формированию умений и навыков;
- раскрытие взаимосвязи различных явлений природы, изучаемых смежными предметами;
- постановка конкретных учебно-воспитательных задач
Формы интегрированных уроков
• Урок обмена знаниями (ребята делятся по группам и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов)
• Урок творческого поиска (дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.)
• Урок - издание газеты или научного альманаха. (группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам. Результаты работы и составляют содержание предполагаемого альманаха или газеты.)
• Контрольные работы по курсу (могут проходить или как защита творческой работы, или как зачёт-конкурс или аукцион)
• Урок решения задач проблемного характера
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков:
· предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
· логической взаимообусловленностью,
· взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
· большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.
Схема построения интегрированного урока может быть следующей:
· Проблемное задание, вопрос или ситуация мотивирующая к изучению данного явления
· Определение понятия (явления), общее представление
· Специально подобранные проблемные задания, в которых заложены свойства, признаки объекта
· Введение новых сведений об объекте
· Задания на усвоение, закрепление введённого понятия и его свойств
· Проблемное задание из другого предмета, на выявление других свойств этого же объекта
· Ввод новых свойств объекта
· Задания на усвоение, закрепление введённого понятия и его свойств
· Подведение итогов. Обобщение и систематизация знаний.
При планировании и организации таких уроков учителю, синтезирующему знания различных предметов в единое целое, следует определить главную цель интегрированного урока. Если цель определена, то следует отобрать только те знания из разных предметов, которые необходимы для ее реализации.
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Чаще всего, такие уроки являются спаренными (бинарными) и проводятся двумя или более учителями совместно. Развивающая функция, при этом реализуется тем успешнее, чем шире интеграция, позволяющая переносить и систематизировать знания.
Такие
уроки хороши при условии, если они объединены общей проблемой, если они
доставляют радость и ученикам, и учителям. Тогда может получиться интересная школа
содружества.
Только определенная система проведения таких уроков, а не разовые уроки могут
вызвать интерес у детей к процессам происходящих в окружающем нас мире,
позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Интеграция математики и информатики
Взаимосвязь математики и информатики в современной школе продолжает усиливаться. Так, в программе по математике для общеобразовательных учреждений говорится: «Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определённый стиль мышления. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики и информатики»
Интеграция уроков математики и информатики необходима, ведь информатика выросла из математики, и активно использует математический аппарат. Благодаря интеграции материал, который в настоящее время изучается в информатике, не является оторванным от жизни: учащиеся приобретают навыки применения тех или иных программных средств на практике.
С другой стороны, интеграция информационных технологий в образование позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся и тем самым помогает дифференциации образования, а интеграция информационных технологий в математику дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным.
Наиболее близкие и благоприятные для интеграции темы
- основы математической логики;
- системы счисления;
- элементы теории вероятностей и математической статистики;
- теория алгоритмов;
- основы математического моделирования.
Важнейшей чертой современного образования становится использования в учебном процессе электронных учебников и учебных пособий. Материал, содержащийся на этих электронных носителях, дает автору возможность использовать компьютер не только на уроке, но и при проведении различных мероприятий во внеурочное время. Применяя электронные издания на уроках математики и информатики, автор дифференцирует учебные задания, предлагает ученикам самостоятельно выбирать различные уровни заданий.
Что же касается наиболее интересных возможностей, которые дает использование ИКТ при изучении школьного курса математики и информатики, то их можно свести к следующим:
· компьютер как инструмент для проведения математических экспериментов: интерактивные конструкторы, лаборатории;
· компьютер как инструмент для обработки больших массивов информации;
· компьютер как средство коммуникации: локальные сетевые проекты на уровне школы, глобальные Интернет - проекты;
Интеграцию предметов я начинаю с 5 класса. На интегрированных уроках в 5-6 классах учащиеся при помощи компьютера учатся решать логические задачи, развивают память, внимание, выполняют тесты, строят точки, отрезки, прямые, углы, проводят необходимые вычисления. Так при изучении темы: «Координатная плоскость» в 6 классе каждый учащийся работает с электронным практикумом. Эта программа - тренажер для развития и закрепления навыков работы с координатной плоскостью. Применение этой программы позволяет выработать прочные навыки построения точки по ее координатам и решить обратную задачу, создав собственный рисунок по клеткам, указать координаты построенных точек). Используя эту программу, учащиеся отрабатывают также навыки работы с мышью, с файлами (открыть, сохранить на жестком диске).
В 7-11 классах я провожу интегрированные уроки с использованием офисных программ. Часто применяю электронные таблицы на уроках математики при изучении программных тем с целью рассмотрения различных подходов к решению задач. Электронные таблицы применяет при построении графиков функций, решении уравнений, приближенных вычислений и т. п. Использую редактор электронных таблиц при изучении темы «Решение квадратных уравнений по формулам». При изучении тем: «Нахождение приближенных значений квадратного корня», «Нахождение приближенных значений корней квадратных уравнений» авторы учебников предлагают воспользоваться калькулятором, но эффективность выполнения подобных заданий на компьютере будет гораздо выше. У учащихся будет возможность не только найти значение корня с помощью функции КОРЕНЬ, но и проверить результат округления приближенных чисел до требуемого числа знаков.
Помогают электронные таблицы при решении различных уравнений, систем уравнений графическим способом, при построении графиков различных функций. Весьма несложно с помощью EXCEL решить задачу на вычисление площади любой криволинейной трапеции.
На интегрированных уроках алгебры и информатики использую также программу Advanced Grapher - программа для построения и обработки графиков. В считанные секунды можно получить несколько разноцветных графиков, на получение которых “вручную” необходимо потратить немало времени. У учащихся появляется возможность самостоятельно проанализировать изменение вида графика от коэффициентов, т.е. выполнить небольшую исследовательскую работ. В дальнейшем на уроках математики учащиеся строят графики в тетрадях, а с помощью программы проверяют себя. С помощью программы строят также графики уравнений, неравенств, уравнений с параметром. Advanced Grapher не только облегчает объяснение материала, но и позволяет ученикам быстрее усвоить трудные места материала.
Особенно важна интеграция данных предметов при изучении геометрии. Решение геометрических задач — процесс творческий и обучить ему учеников — дело трудоемкое, требующее больших временных затрат. Вследствие этого отсутствие интереса к предмету, низкий уровень развития пространственного мышления, низкий уровень развития логического мышления, низкий уровень умений решать задачи и т.д.
Одним из способов решения обозначенных проблем является внедрение в процесс обучения геометрии информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ в обучении геометрии дает возможность:
• реализовать личностно - ориентированный подход в обучении;
• повысить качество наглядного учебного материала;
• автоматизировать контроль и самоконтроль результатов учебной деятельности;
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• повысить мотивацию к изучению геометрии;
Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому интегрированные уроки с применением интерактивных досок, интерактивных материалов по стереометрии, построение геометрических чертежей при изучении графических пакетов, призваны помочь учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а их использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся.
В условиях, когда математические способности у учащихся развиты не одинаково и разброс здесь очень велик, интегрированный подход в обучении позволяет дать каждому учащемуся возможность работать в том темпе, при котором он наилучшим образом усваивает учебный материал. Таким образом, можно говорить о том, что интеграция информационных технологий в математику позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся и тем самым помогает дифференциации образования и процессу мотивации учащихся.
Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие устойчивые положительные результаты в своей педагогической деятельности:
-создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и для самовыражения;
-формирование устойчивой мотивации у обучающихся разной категории;
-повышение познавательного интереса детей;
-усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов учащихся;
-снижение утомляемости, усталости и перенапряжения;
-повышение уровня знаний учащихся, который достигается благодаря многогранной интерпретации с использованием сведений из различных наук;
- включение обучающихся в социально значимую деятельность (проекты, конференции, конкурсы).
Список литературы:
1. Омульченко С.В. «Понятие интеграции в педагогическом процессе»
2. Кречетникова К.Г. «Интеграция дисциплин в учебном процессе»
3. Шилина Л.Л. «Использование межпредметных связей при изучении базового курса информатики и ИКТ»
4. Брыксина О.Ф. «Интегративный характер курса информатики: содержательные и методические аспекты»
5. Архипова И.В. «Интеграция информационных технологий в учебно-воспитательный процесс»
6. Захарова И.Г. «Особенности интеграции информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс»
7. Копылова Л.Ю. «Интеграция уроков в средней школе как средство повышения качества образования»
8. Сокурская И.Ю. «Вопросы интеграции информатики в курсы школьных учебных дисциплин»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.