Интегрированные уроки как один из способов повышения мотивации учащихся

  • docx
  • 26.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала из опыта работы интегированные уроки.docx

Интегрированные уроки как один из способов повышения мотивации учащихся

 

Лычагина А.Ю. ,учитель математики и информатики

МБОУ Анопинской СОШ

 

На сегодняшний день особую актуальность в образовании приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения.

  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Математика является одним из  трудных предметов в школе, так как  требует большой умственной нагрузки на всех этапах уроках  и это заставляет задуматься над тем, как поддержать интересы учеников к данному предмету  в течение всего урока. Поэтому вопрос мотивации очень важен именно для учителей математики.

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Если говорить об учебе, то мотивация учения – это отношение школьника к познавательной деятельности, направленной на эту деятельность.

В моей  работе мотивация является  важнейшим компонентом  структуры учебной деятельности. Я  осуществляю её  через самостоятельность и активность, через игровую и поисковую деятельность  на уроке и дома, через современные информационно-коммуникационные технологии, через создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока, собственное отношение к обучающимся.

Наиболее удачно процесс мотивации осуществляется через интегрированные уроки, на которых создаются  условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, основанной на:

-  установлении межпредметных связей, проведении систематизации понятий и явлений;

- формировании естественно - научного метода исследований; 

- расширении кругозора учащихся;

- повышении интереса к практической значимости предмета;

Интегрированные уроки помогают детям соединить получаемые знания в единую систему и активизируют интерес учащихся к предмету. Во время такого урока появляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся, видны ошибки каждого ученика, которые сразу можно исправить и помочь преодолеть возникшие трудности. Смена деятельности учащихся способствует меньшей утомляемости учащихся и переключению внимания.

  Когда возможна интеграция предметов?

         -   объекты исследования  должны  совпадать,  либо  быть  достаточно близкими;

             -  в интегрированных учебных предметах используются одинаковые  или близкие методы исследования;   

        -    интегрируемые   учебные    предметы    строятся    на    общих закономерностях, общих теоретических концепциях. 

Признаки интегрированного урока:

1)                специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2)                 цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:

      а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

      б) повышения интереса учащихся к предметам;

      в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

      г) экономии учебного времени и т. п.;

3)   широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Навыки необходимые педагогу для организации интегрированных предметов:

-        знание содержания и структуры смежных курсов;

-                     согласование по времени изучения смежных предметов;

-                     обеспечение преемственности в формировании общих понятий, изучении законов и теорий;

-                     использование общих подходов к формированию умений и навыков;

-                     раскрытие взаимосвязи различных явлений природы, изучаемых смежными предметами;

-                     постановка конкретных учебно-воспитательных задач

 

Формы интегрированных уроков

                     Урок  обмена  знаниями  (ребята делятся по группам и каждая из них сообщает другим  о  своих  изысканиях  на заданную тему.  Наиболее эффективна такая форма при совпадении  тем  учебных предметов)

                     Урок творческого поиска (дети самостоятельно  ищут решение  поставленной  проблемы.  Но  методы  поиска  предварительно  хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях.  Такой  урок может иметь высокую эффективность и значимость.)

                    Урок - издание газеты или научного альманаха.  (группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого  поискового характера по определённым темам. Результаты работы и  составляют  содержание предполагаемого альманаха или газеты.)

                    Контрольные  работы  по  курсу (могут  проходить  или  как   защита творческой  работы,    или   как   зачёт-конкурс или аукцион)

                    Урок решения задач проблемного характера

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков:

·                   предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

·  логической  взаимообусловленностью,

·  взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

·  большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

Схема построения интегрированного урока может быть следующей:

·  Проблемное задание, вопрос или ситуация мотивирующая к изучению данного явления

·  Определение понятия (явления), общее представление

·  Специально подобранные проблемные задания, в которых заложены свойства, признаки объекта

·  Введение новых сведений об объекте

·  Задания на усвоение, закрепление введённого понятия и его свойств

·  Проблемное задание из другого предмета, на выявление других свойств этого же объекта

·  Ввод новых свойств объекта

·  Задания на усвоение, закрепление введённого понятия и его свойств

·  Подведение итогов. Обобщение и систематизация знаний.

При планировании и организации таких уроков учителю, синтезирующему знания различных предметов в единое целое, следует определить главную цель интегрированного урока. Если цель определена, то следует отобрать только те знания из разных предметов, которые необходимы для ее реализации.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Чаще всего, такие уроки являются спаренными (бинарными) и проводятся двумя или более учителями совместно. Развивающая функция, при этом реализуется тем успешнее, чем шире интеграция, позволяющая переносить и систематизировать знания.

Такие  уроки хороши при условии, если они объединены общей проблемой, если они доставляют радость и ученикам, и учителям. Тогда может получиться интересная школа содружества.
Только определенная система проведения таких уроков, а не разовые уроки могут вызвать интерес у детей к процессам происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Интеграция математики и информатики

Взаимосвязь математики и информатики в современной школе продолжает усиливаться. Так, в программе по математике для общеобразовательных учреждений говорится: «Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определённый стиль мышления. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики и информатики»

Интеграция уроков математики и информатики  необходима, ведь информатика выросла из математики, и  активно использует математический аппарат. Благодаря интеграции  материал, который в настоящее время изучается в информатике, не является оторванным от жизни: учащиеся приобретают навыки применения тех или иных программных средств на практике.

         С другой стороны, интеграция информационных технологий в образование позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся и тем самым помогает дифференциации образования, а интеграция информационных технологий в  математику дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным.

       Наиболее близкие и благоприятные для интеграции темы

-         основы математической логики;

           -    системы счисления;

-         элементы теории вероятностей и математической статистики;

-         теория алгоритмов;

-         основы математического моделирования.

 Важнейшей чертой современного образования становится использования в учебном процессе электронных учебников и учебных пособий. Материал, содержащийся на этих электронных носителях, дает автору  возможность использовать компьютер не только на уроке, но и при проведении  различных мероприятий во внеурочное время. Применяя электронные издания на уроках математики и информатики,  автор дифференцирует учебные задания, предлагает ученикам самостоятельно выбирать различные  уровни заданий.

Что же касается наиболее интересных возможностей, которые дает использование ИКТ при изучении школьного курса математики и информатики, то их можно свести к следующим:

·        компьютер как инструмент для проведения математических экспериментов: интерактивные конструкторы, лаборатории;

·        компьютер как инструмент для обработки больших массивов информации;

·        компьютер как средство коммуникации: локальные сетевые проекты на уровне школы, глобальные Интернет - проекты;

Интеграцию предметов я начинаю с 5 класса. На интегрированных уроках в 5-6 классах учащиеся  при помощи компьютера учатся решать логические задачи, развивают память, внимание, выполняют тесты, строят  точки, отрезки, прямые, углы, проводят необходимые вычисления. Так при  изучении темы: «Координатная плоскость» в 6 классе  каждый учащийся работает с электронным  практикумом.  Эта программа - тренажер для развития и закрепления навыков работы с координатной плоскостью. Применение этой программы позволяет выработать прочные навыки построения точки по ее координатам и решить обратную задачу, создав собственный рисунок по клеткам, указать координаты построенных точек).  Используя эту программу, учащиеся отрабатывают  также навыки работы  с мышью, с файлами (открыть, сохранить на жестком диске).

В 7-11 классах  я провожу  интегрированные уроки с использованием офисных программ. Часто применяю электронные таблицы на уроках математики при  изучении  программных тем с целью рассмотрения различных подходов к решению задач. Электронные таблицы применяет при  построении графиков функций, решении уравнений,  приближенных вычислений и т. п. Использую  редактор электронных таблиц при  изучении  темы «Решение квадратных уравнений по формулам». При изучении тем:  «Нахождение приближенных значений квадратного корня», «Нахождение приближенных значений корней квадратных уравнений» авторы учебников предлагают воспользоваться калькулятором, но эффективность выполнения подобных заданий на компьютере будет гораздо выше. У учащихся будет возможность не только найти значение корня с помощью функции КОРЕНЬ, но и проверить результат  округления приближенных чисел до требуемого числа знаков.

         Помогают электронные таблицы при  решении различных уравнений,  систем уравнений  графическим способом, при построении графиков различных функций. Весьма несложно с  помощью EXCEL решить задачу на вычисление площади  любой криволинейной трапеции.

На интегрированных уроках алгебры и информатики  использую также программу Advanced Grapher -  программа для построения и обработки графиков. В считанные секунды можно получить несколько разноцветных графиков, на получение которых “вручную” необходимо потратить немало времени.  У учащихся появляется возможность самостоятельно проанализировать изменение вида графика от коэффициентов, т.е. выполнить небольшую исследовательскую работ.  В дальнейшем на уроках математики учащиеся строят графики в тетрадях, а с помощью программы проверяют себя. С помощью программы строят   также  графики уравнений,  неравенств, уравнений с параметром. Advanced Grapher не только облегчает  объяснение материала, но и позволяет ученикам быстрее усвоить трудные места материала.

 Особенно важна интеграция данных предметов при изучении геометрии. Решение геометрических задач — процесс творческий и обучить ему учеников — дело трудоемкое, требующее больших временных затрат. Вследствие этого отсутствие  интереса к предмету, низкий уровень развития пространственного мышления, низкий уровень развития логического мышления, низкий уровень умений решать задачи и т.д.

Одним из способов решения обозначенных проблем является внедрение в процесс обучения геометрии информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ  в обучении геометрии дает возможность:

• реализовать личностно - ориентированный подход в обучении;

• повысить качество наглядного учебного материала;

• автоматизировать контроль и самоконтроль результатов учебной деятельности;

• активизировать познавательную деятельность учащихся;

• повысить мотивацию к изучению геометрии;

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему.  Трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому интегрированные уроки с применением   интерактивных  досок, интерактивных материалов по  стереометрии, построение геометрических чертежей при изучении графических пакетов, призваны  помочь учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а их использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся.

В условиях, когда математические способности у учащихся развиты не одинаково и разброс здесь очень велик,  интегрированный подход в обучении позволяет дать каждому учащемуся возможность работать в том темпе, при котором он наилучшим образом усваивает учебный материал. Таким образом, можно говорить о том, что интеграция информационных технологий в математику  позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся и тем самым помогает дифференциации образования и процессу мотивации учащихся.

        

        

Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие устойчивые положительные результаты в своей педагогической деятельности:

-создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и для самовыражения;

-формирование устойчивой мотивации у обучающихся разной категории;

-повышение познавательного интереса детей;

-усиление   мировоззренческой   направленности   познавательных интересов учащихся;

-снижение утомляемости,  усталости и перенапряжения;

-повышение уровня знаний учащихся, который достигается благодаря многогранной интерпретации с использованием сведений из различных наук;

- включение обучающихся в социально значимую деятельность (проекты, конференции, конкурсы).

Список литературы:

1.     Омульченко С.В. «Понятие интеграции в педагогическом процессе»

2.     Кречетникова К.Г. «Интеграция дисциплин в учебном процессе»

3.     Шилина Л.Л. «Использование межпредметных связей при изучении базового курса информатики и ИКТ»

4.     Брыксина О.Ф. «Интегративный характер курса информатики: содержательные и методические аспекты»

5.     Архипова И.В. «Интеграция информационных технологий в учебно-воспитательный процесс»

6.     Захарова И.Г. «Особенности интеграции информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс»

7.     Копылова Л.Ю. «Интеграция уроков в средней школе как средство повышения качества образования»

8.     Сокурская И.Ю. «Вопросы интеграции информатики в курсы школьных учебных дисциплин»