Интегрированные уроки как один из способов повышения мотивации учащихся
Оценка 4.7

Интегрированные уроки как один из способов повышения мотивации учащихся

Оценка 4.7
docx
25.04.2020
Интегрированные уроки как один из способов повышения мотивации учащихся
из опыта работы интегированные уроки.docx

Интегрированные уроки как один из способов повышения мотивации учащихся

 

Лычагина А.Ю. ,учитель математики и информатики

МБОУ Анопинской СОШ

 

На сегодняшний день особую актуальность в образовании приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения.

  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Математика является одним из  трудных предметов в школе, так как  требует большой умственной нагрузки на всех этапах уроках  и это заставляет задуматься над тем, как поддержать интересы учеников к данному предмету  в течение всего урока. Поэтому вопрос мотивации очень важен именно для учителей математики.

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Если говорить об учебе, то мотивация учения – это отношение школьника к познавательной деятельности, направленной на эту деятельность.

В моей  работе мотивация является  важнейшим компонентом  структуры учебной деятельности. Я  осуществляю её  через самостоятельность и активность, через игровую и поисковую деятельность  на уроке и дома, через современные информационно-коммуникационные технологии, через создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока, собственное отношение к обучающимся.

Наиболее удачно процесс мотивации осуществляется через интегрированные уроки, на которых создаются  условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, основанной на:

-  установлении межпредметных связей, проведении систематизации понятий и явлений;

- формировании естественно - научного метода исследований; 

- расширении кругозора учащихся;

- повышении интереса к практической значимости предмета;

Интегрированные уроки помогают детям соединить получаемые знания в единую систему и активизируют интерес учащихся к предмету. Во время такого урока появляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся, видны ошибки каждого ученика, которые сразу можно исправить и помочь преодолеть возникшие трудности. Смена деятельности учащихся способствует меньшей утомляемости учащихся и переключению внимания.

  Когда возможна интеграция предметов?

         -   объекты исследования  должны  совпадать,  либо  быть  достаточно близкими;

             -  в интегрированных учебных предметах используются одинаковые  или близкие методы исследования;   

        -    интегрируемые   учебные    предметы    строятся    на    общих закономерностях, общих теоретических концепциях. 

Признаки интегрированного урока:

1)                специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2)                 цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:

      а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

      б) повышения интереса учащихся к предметам;

      в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

      г) экономии учебного времени и т. п.;

3)   широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Навыки необходимые педагогу для организации интегрированных предметов:

-        знание содержания и структуры смежных курсов;

-                     согласование по времени изучения смежных предметов;

-                     обеспечение преемственности в формировании общих понятий, изучении законов и теорий;

-                     использование общих подходов к формированию умений и навыков;

-                     раскрытие взаимосвязи различных явлений природы, изучаемых смежными предметами;

-                     постановка конкретных учебно-воспитательных задач

 

Формы интегрированных уроков

                     Урок  обмена  знаниями  (ребята делятся по группам и каждая из них сообщает другим  о  своих  изысканиях  на заданную тему.  Наиболее эффективна такая форма при совпадении  тем  учебных предметов)

                     Урок творческого поиска (дети самостоятельно  ищут решение  поставленной  проблемы.  Но  методы  поиска  предварительно  хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях.  Такой  урок может иметь высокую эффективность и значимость.)

                    Урок - издание газеты или научного альманаха.  (группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого  поискового характера по определённым темам. Результаты работы и  составляют  содержание предполагаемого альманаха или газеты.)

                    Контрольные  работы  по  курсу (могут  проходить  или  как   защита творческой  работы,    или   как   зачёт-конкурс или аукцион)

                    Урок решения задач проблемного характера

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков:

·                   предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

·  логической  взаимообусловленностью,

·  взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

·  большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

Схема построения интегрированного урока может быть следующей:

·  Проблемное задание, вопрос или ситуация мотивирующая к изучению данного явления

·  Определение понятия (явления), общее представление

·  Специально подобранные проблемные задания, в которых заложены свойства, признаки объекта

·  Введение новых сведений об объекте

·  Задания на усвоение, закрепление введённого понятия и его свойств

·  Проблемное задание из другого предмета, на выявление других свойств этого же объекта

·  Ввод новых свойств объекта

·  Задания на усвоение, закрепление введённого понятия и его свойств

·  Подведение итогов. Обобщение и систематизация знаний.

При планировании и организации таких уроков учителю, синтезирующему знания различных предметов в единое целое, следует определить главную цель интегрированного урока. Если цель определена, то следует отобрать только те знания из разных предметов, которые необходимы для ее реализации.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Чаще всего, такие уроки являются спаренными (бинарными) и проводятся двумя или более учителями совместно. Развивающая функция, при этом реализуется тем успешнее, чем шире интеграция, позволяющая переносить и систематизировать знания.

Такие  уроки хороши при условии, если они объединены общей проблемой, если они доставляют радость и ученикам, и учителям. Тогда может получиться интересная школа содружества.
Только определенная система проведения таких уроков, а не разовые уроки могут вызвать интерес у детей к процессам происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Интеграция математики и информатики

Взаимосвязь математики и информатики в современной школе продолжает усиливаться. Так, в программе по математике для общеобразовательных учреждений говорится: «Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определённый стиль мышления. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики и информатики»

Интеграция уроков математики и информатики  необходима, ведь информатика выросла из математики, и  активно использует математический аппарат. Благодаря интеграции  материал, который в настоящее время изучается в информатике, не является оторванным от жизни: учащиеся приобретают навыки применения тех или иных программных средств на практике.

         С другой стороны, интеграция информационных технологий в образование позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся и тем самым помогает дифференциации образования, а интеграция информационных технологий в  математику дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным.

       Наиболее близкие и благоприятные для интеграции темы

-         основы математической логики;

           -    системы счисления;

-         элементы теории вероятностей и математической статистики;

-         теория алгоритмов;

-         основы математического моделирования.

 Важнейшей чертой современного образования становится использования в учебном процессе электронных учебников и учебных пособий. Материал, содержащийся на этих электронных носителях, дает автору  возможность использовать компьютер не только на уроке, но и при проведении  различных мероприятий во внеурочное время. Применяя электронные издания на уроках математики и информатики,  автор дифференцирует учебные задания, предлагает ученикам самостоятельно выбирать различные  уровни заданий.

Что же касается наиболее интересных возможностей, которые дает использование ИКТ при изучении школьного курса математики и информатики, то их можно свести к следующим:

·        компьютер как инструмент для проведения математических экспериментов: интерактивные конструкторы, лаборатории;

·        компьютер как инструмент для обработки больших массивов информации;

·        компьютер как средство коммуникации: локальные сетевые проекты на уровне школы, глобальные Интернет - проекты;

Интеграцию предметов я начинаю с 5 класса. На интегрированных уроках в 5-6 классах учащиеся  при помощи компьютера учатся решать логические задачи, развивают память, внимание, выполняют тесты, строят  точки, отрезки, прямые, углы, проводят необходимые вычисления. Так при  изучении темы: «Координатная плоскость» в 6 классе  каждый учащийся работает с электронным  практикумом.  Эта программа - тренажер для развития и закрепления навыков работы с координатной плоскостью. Применение этой программы позволяет выработать прочные навыки построения точки по ее координатам и решить обратную задачу, создав собственный рисунок по клеткам, указать координаты построенных точек).  Используя эту программу, учащиеся отрабатывают  также навыки работы  с мышью, с файлами (открыть, сохранить на жестком диске).

В 7-11 классах  я провожу  интегрированные уроки с использованием офисных программ. Часто применяю электронные таблицы на уроках математики при  изучении  программных тем с целью рассмотрения различных подходов к решению задач. Электронные таблицы применяет при  построении графиков функций, решении уравнений,  приближенных вычислений и т. п. Использую  редактор электронных таблиц при  изучении  темы «Решение квадратных уравнений по формулам». При изучении тем:  «Нахождение приближенных значений квадратного корня», «Нахождение приближенных значений корней квадратных уравнений» авторы учебников предлагают воспользоваться калькулятором, но эффективность выполнения подобных заданий на компьютере будет гораздо выше. У учащихся будет возможность не только найти значение корня с помощью функции КОРЕНЬ, но и проверить результат  округления приближенных чисел до требуемого числа знаков.

         Помогают электронные таблицы при  решении различных уравнений,  систем уравнений  графическим способом, при построении графиков различных функций. Весьма несложно с  помощью EXCEL решить задачу на вычисление площади  любой криволинейной трапеции.

На интегрированных уроках алгебры и информатики  использую также программу Advanced Grapher -  программа для построения и обработки графиков. В считанные секунды можно получить несколько разноцветных графиков, на получение которых “вручную” необходимо потратить немало времени.  У учащихся появляется возможность самостоятельно проанализировать изменение вида графика от коэффициентов, т.е. выполнить небольшую исследовательскую работ.  В дальнейшем на уроках математики учащиеся строят графики в тетрадях, а с помощью программы проверяют себя. С помощью программы строят   также  графики уравнений,  неравенств, уравнений с параметром. Advanced Grapher не только облегчает  объяснение материала, но и позволяет ученикам быстрее усвоить трудные места материала.

 Особенно важна интеграция данных предметов при изучении геометрии. Решение геометрических задач — процесс творческий и обучить ему учеников — дело трудоемкое, требующее больших временных затрат. Вследствие этого отсутствие  интереса к предмету, низкий уровень развития пространственного мышления, низкий уровень развития логического мышления, низкий уровень умений решать задачи и т.д.

Одним из способов решения обозначенных проблем является внедрение в процесс обучения геометрии информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ  в обучении геометрии дает возможность:

• реализовать личностно - ориентированный подход в обучении;

• повысить качество наглядного учебного материала;

• автоматизировать контроль и самоконтроль результатов учебной деятельности;

• активизировать познавательную деятельность учащихся;

• повысить мотивацию к изучению геометрии;

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему.  Трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому интегрированные уроки с применением   интерактивных  досок, интерактивных материалов по  стереометрии, построение геометрических чертежей при изучении графических пакетов, призваны  помочь учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а их использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся.

В условиях, когда математические способности у учащихся развиты не одинаково и разброс здесь очень велик,  интегрированный подход в обучении позволяет дать каждому учащемуся возможность работать в том темпе, при котором он наилучшим образом усваивает учебный материал. Таким образом, можно говорить о том, что интеграция информационных технологий в математику  позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся и тем самым помогает дифференциации образования и процессу мотивации учащихся.

        

        

Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие устойчивые положительные результаты в своей педагогической деятельности:

-создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и для самовыражения;

-формирование устойчивой мотивации у обучающихся разной категории;

-повышение познавательного интереса детей;

-усиление   мировоззренческой   направленности   познавательных интересов учащихся;

-снижение утомляемости,  усталости и перенапряжения;

-повышение уровня знаний учащихся, который достигается благодаря многогранной интерпретации с использованием сведений из различных наук;

- включение обучающихся в социально значимую деятельность (проекты, конференции, конкурсы).

Список литературы:

1.     Омульченко С.В. «Понятие интеграции в педагогическом процессе»

2.     Кречетникова К.Г. «Интеграция дисциплин в учебном процессе»

3.     Шилина Л.Л. «Использование межпредметных связей при изучении базового курса информатики и ИКТ»

4.     Брыксина О.Ф. «Интегративный характер курса информатики: содержательные и методические аспекты»

5.     Архипова И.В. «Интеграция информационных технологий в учебно-воспитательный процесс»

6.     Захарова И.Г. «Особенности интеграции информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс»

7.     Копылова Л.Ю. «Интеграция уроков в средней школе как средство повышения качества образования»

8.     Сокурская И.Ю. «Вопросы интеграции информатики в курсы школьных учебных дисциплин»

 


 

Интегрированные уроки как один из способов повышения мотивации учащихся

Интегрированные уроки как один из способов повышения мотивации учащихся

Интегрированные уроки помогают детям соединить получаемые знания в единую систему и активизируют интерес учащихся к предмету

Интегрированные уроки помогают детям соединить получаемые знания в единую систему и активизируют интерес учащихся к предмету

Формы интегрированных уроков •

Формы интегрированных уроков •

При планировании и организации таких уроков учителю, синтезирующему знания различных предметов в единое целое, следует определить главную цель интегрированного урока

При планировании и организации таких уроков учителю, синтезирующему знания различных предметов в единое целое, следует определить главную цель интегрированного урока

Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте

Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте

Интеграцию предметов я начинаю с 5 класса

Интеграцию предметов я начинаю с 5 класса

Особенно важна интеграция данных предметов при изучении геометрии

Особенно важна интеграция данных предметов при изучении геометрии

Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие устойчивые положительные результаты в своей педагогической деятельности: -создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и для самовыражения; -формирование…

Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие устойчивые положительные результаты в своей педагогической деятельности: -создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и для самовыражения; -формирование…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020