Урок математики
Тема: «Число. Имя числительное»
5 класс
Интегрированный урок с учителем русского языка и литературы
Бакилина Г.В. , учитель математики
Тема: Число. Имя числительное
Тип урока: Интегрированный
Цели: научить различать числительное, число и слова со значением числа, развивать творческую, речевую активность, развивать интерес к двум наукам.
Знать перевод старинных мер в метрическую систему единиц, знать историю своей Родины
Уметь работать коллективно, уважая друг друга
Ребята работают группами:
Ход урока
I Ребята, сегодня мы проведём урок вместе с (Имя Отчество учителя) урок русского языка и математики. За правильные ответы вы получаете жетон. Набрав 3 жетона оценка «5», за 2 жетона – «4». Тема нашего урока зашифрована в кроссворде.
Разгадав его, мы запишем тему урока.
1) Часть учебного года (четверть)
2) Цифра (три)
3) Животное, которое боится мышей, живёт в жарких странах (слон)
4) Игра в мяч с помощью ног (футбол)
5) Название одного из двенадцати месяцев (октябрь)
Записываем тему в тетрадях и на доске
II Роль языка (имя числительное) учитель русского языка
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.
Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки? Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, описывать окружающее. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше и удобнее языка.
Устную речь мы можем записать словами, но некоторые понятия мы можем на письме обозначить и словом и специальным знаком – числом.
Число используется не только в математических выражениях, но и в речи.
- Для чего мы обычно в речи используем числа? (ответ: для обозначения количества предметов, их порядка при счёте)
- К какой части речи относятся слова, обозначающие число? (ответ: числительные)
- Есть ли слова других частей речи, которые содержат информацию о числе?
- Как отличить числительное от других частей речи?
III Сейчас мы поиграем в игру «Эксперты».
Условие игры: каждый ученик из команды на карточке, лежащей перед ним записывает слово, содержащее число, карточку передаёт капитану. Чем больше слов успеет объяснить капитан, тем больше очков у команды.
Жетоны – очки присуждаются за I и II место
1. Лист для оценки готовится заранее учителем математики.
2. Один из учеников говорит, что встретилось слово «миля». Что это за единица?
IV Учитель русского языка:
Сейчас послушаем ребят, которые объяснят происхождение этого слова и некоторых других единиц измерения.
Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. Конечно, у разных людей величина шага различна, но брали некоторую среднюю величину. Для измерения больших расстояний шаг был слишком мелкой единицей. Поэтому в Древнем Риме для таких измерений служила миля – так называли путь в тысячу двойных шагов (и правой, и левой ногой).
А ещё большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения. В рассказе Джека Лондона «Белое безмолвие» индеец на вопрос о том, сколько ещё осталось проехать, отвечает: «Едешь 10 снов, 20 снов, 40 снов» (то есть суток).
Эстонские моряки мерили расстояние трубками. Так назывался у них путь, пройденный кораблём при нормальной скорости за время, пока курится набитая табаком трубка. В Испании такой же мерой расстояния служила сигара, а в Японии – лошадиный башмак. Так называли путь, проходимый лошадью, пока износится привязываемая к её ногам соломенная подошва, заменявшая в этой стране подкову.
3 ученика рассказывают материал из журнала «Юный ученый» и книги «За страницами учебника математики» [1], [3]
Раскрыть географическую карту. Ребята с помощью учителя показывают страны, о которых идет речь.
V Учитель математики:
Ребята, Вы узнали, какие меры использовались в разных странах. А сейчас мы посмотрим какие меры применялись на Руси.
(Сцена с ярморочными гостями)
Входит купец и три его дочери.
1) Дочери поют приветственно-зазывальную песню
2) Купец: сегодня мы проводим в вашей губернии ярмарку. Приглашаем приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления.
Старшая дочь: Будет куплен весь товар. Получите награду по заслугам.
Учитель математики: Но как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар, ведь они из разных поместий, учились мало, не знают ни мер длины, ни денежных единиц.
Средняя дочь: А помогут вам в этом волшебные свёртки.
Учитель: Давайте посмотрим что же там?
Эти таблицы помогут переводить старинные единицы мер в метрическую систему мер (развешиваем плакаты, раздаем таблички)
Старшая дочь: О мерах веса: Множество единиц существовало и для измерения массы. Наиболее древняя русская мера – грúвна, или гривенка (около 410 г). Позднее появились золотники, фунты, пуды. В связи с развитием торговли назрела необходимость установить чёткие определения единиц и соотношения между ними.
Таблица меры веса (интерактивная доска):
Меры веса (массы)
1 верста = 500 саженям ( 1 км 67 м);
1 сажень = 3 аршинам (213 см);
1 аршин = 16 вершкам = 28 дюймах (71 см);
1 фут = 12 дюймам (30 см 5 мм);
1 пуд = 40 фунтам (гривенкам) (16 кг 400 г);
1 фунт = 96 золотникам (410 г)
1 берковец = 10 пудам
1 золотник = около 4 г.
Средняя дочь: О мерах длины: Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» - фут (31 сантиметр), «большой палец» - дюйм (25 миллиметров) и даже ярд (91 сантиметр) – единицы длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки.
Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу пóприще, заменённую позже верстóй (в разных местностях версту считали по-разному – от 500 до 750 сажен).
От восточных купцов пошла единица аршúн (тоже означает «локоть») – существовали турецкий аршин, персидский аршин и др. Поэтому и возникла поговорка «мерить на свой аршин».
Интерактивная доска:
В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись: косáя сажéнь (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки; маховáя сажéнь (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук; лóкоть (45 см) – расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки.
Младшая дочь: О денежных единицах: В старину на Руси использовались монеты достоинством меньше одной копейки: грош - к. и полушка - к. Другие монеты тоже имели названия: 3 к. – алтын, 5 к. – пятак, 15 к. – пятиалтынный, 10 к. – гривенник, 20 к. – двугривенный, 25 к. – четвертак, 50 к. – полтинник.
Купец: Ребята, покупая товар, Вы должны перевести старинные деньги в копейки.
Дочери задают задачи (№839;768;1102;1470) [2] Второй учитель раздаёт жетоны.
VI Учитель русского языка:
«Ребята, числа используются не только в математике для решения задач, но и в письменной и устной речи. Это отражается в народном творчестве, пословицах, поговорках, загадках.
2-3 загадки классу загадывают ребята (за правильный ответ – жетон)
- Ребята, какие пословицы и поговорки содержащие числительное вы знаете? (2-3 человека)
VII Учитель математики:
Покупая товар у купцов вы использовали только денежные системы мер. А сейчас мы сыграем в игру, где вы должны использовать все системы. Игра называется «Квартет». Вам даётся пять карточек с единицами измерения. Вы должны определить какая карточка лишняя и к какой системе мер относятся ваши единицы измерения (каждая группа получает своё задание).
Сведения из истории метрической системы:
В игре Вы использовали современную систему мер – «метрическую»..
Название системы происходит от французского слова «метр». Национальное собрание Франции в 1790 году принимает декрет о реформе системы мер, в связи с тем, что в разных государствах существуют разные единицы измерения. А это затрудняет и развитие промышленности и торговые дела. Поэтому возникла необходимость в создании единой системы мер.
В России в начале XIX века учёные поняли значение метрической системы и пытались широко внедрить её в практику.
С января 1927 года метрическая система мер стала единственно допускаемой в России системой мер и весов.
VIII Учитель русского языка:
Итак, ребята, Вы узнали, что числа используются не только в математике, но и в русском языке. Прослушайте стихотворение, которое содержит числительные и слова, содержащие число. Записываем словосочетания с числительными из стихотворения.
А сейчас, отгадайте, какие числительные и слова со значением числа зашифрованы здесь (за правильный ответ – жетон)
IX Итоги урока
Оценки по группам и набравшим по 2 и 3 жетона.
Зазывальная песня
Здравствуйте Вы соколы, добры молодцы
Здравствуйте Вы гóрлицы , красны девицы
Ой да лели лели да, ой лели лели
Ой вы добры молодцы да красны девицы
Ой да гостей ярмарочных встречайте
И товар загадочный открывайте
Ой да лёли лёли да, ой лёли лёли
И товар загадочный открывайте
Ой да у купцов честных всё отборное
Зазывалки веселы да задорные
Ой товары да раскупайте
Своего добра Вы не жалейте
Стихотворение
100 – сто
У про100го 100рожа-
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
У про100й 100ножки
100ит по100ять
И у той 100ножки
Опыт перенять!!!
(19 слов). Перевод с польского Л.Кондратенко
Загадки, содержащие число, числительное
v Танцует крошка, а всего одна ножка (волчок, юла)
v У него одна нога, да и то без башмака (гриб)
v На пальцу на одном ведёрко вверх дном (напёрсток)
v Одна подружка пролезла другой в ушко (нитка с иголкой)
v Две плетёнки, две сестрёнки из овечьей пряжи тонкой
Так гулять, так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять (варежки)
v Всегда шагаем мы вдвоём, похожие как братья,
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью (пара обуви)
v Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложка (стол)
v Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней (книга)
v Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором (пальцы)
v Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка. (ноты)
v Братцев этих ровно 7
Вам они известны всем
Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом
Попрощается последний, появляется передний (дни недели)
v Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском
Голова и 8 ног, вот и весь я - … (осьминог)
v По десятку на листочке
Сели умные кружочки и считают громко вслух
Только слышно: стук да стук! (счёты)
v Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки
10 их, но братья эти сосчитают всё на свете (цифры)
Пословицы:
1 в поле не воин
1 пчела не много мёду настаскает
1 мудрая голова 100-а голов стоит
В один клин, Клим, колоти
2 сапога – пара
Как 2 капли воды
Убить двух зайцев
Одна голова хорошо, а 2 лучше
Обещанного 3 года ждут
Плакать в три ручья
Летели 3 пичужки через 3 пустых избушки
В пруду у Поликарпа – 3 карася, 3 карпа
Без 4х углов изба не рубится
Конь о 4 ногах, да и тот спотыкается
На все четыре стороны
Как свои 5 пальцев
С пятого на десятое
Пятое колесо в телеге
Семеро с ложкой, один с плошкой
Лук от семи недуг
За семью печатями (морями)
Весна да осень – на дню погод восемь
Восьмое чудо света
Девятый вал
За тридевять земель, в тридевятом царстве
Дело десятое
Не трусливого десятка
С пятого на десятое
Наглядные пособия и оборудование используемые на уроке:
1. Кроссворд, стихотворение (интерактивная доска)
2. Географическая карта
3. Костюмы для гостей ярмарки
4. Таблицы с системами мер (интерактивная доска)
5. Такие же таблицы каждому ученику
6. Таблицы с заданиями при решении задач
7. Цветные жетоны
8. Цветные жетоны с написанием мер (игра «Квартет»)
Список Литературы:
1. Международный научный журнал «Юный ученый» 6.1.2016 год
2. Н.И. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Математика 5 класс, М., «Мнемозина» 2013 год
3. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин За страницами учебника математики. М., «Просвещение» 1989 год
4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., 2012 год
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.