Интегрированный урок 5 класс по теме Число. Имя числительное.
Оценка 4.7

Интегрированный урок 5 класс по теме Число. Имя числительное.

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
математика
5 кл—6 кл
08.01.2021
Интегрированный урок 5 класс по теме Число. Имя числительное.
Проводится совместно с учителем русского языка. Можно привлечь к проведению урока учителя географии.
Открытый урок Бакилина.docx

Урок  математики

Тема: «Число. Имя числительное»

5 класс

Интегрированный урок с учителем русского языка и литературы

Бакилина Г.В. , учитель математики


Тема: Число. Имя числительное

Тип урока: Интегрированный

Цели: научить различать числительное, число и слова со значением числа, развивать творческую, речевую активность, развивать интерес к двум наукам.

Знать перевод старинных мер в метрическую систему единиц, знать историю своей Родины

Уметь работать коллективно, уважая друг друга

 

Ребята работают группами:

Ход урока

I Ребята, сегодня мы проведём урок вместе с (Имя Отчество учителя) урок русского языка и математики. За правильные ответы вы получаете жетон. Набрав 3 жетона оценка «5», за 2  жетона – «4». Тема нашего урока зашифрована в кроссворде.

Разгадав его, мы запишем тему урока.

 

1)    Часть учебного года  (четверть)

2)    Цифра (три)

3)    Животное, которое боится мышей, живёт в жарких странах (слон)

4)    Игра в мяч с помощью ног (футбол)

5)    Название одного из двенадцати месяцев (октябрь)

Записываем тему в тетрадях и на доске

II Роль языка (имя числительное) учитель русского языка

Знаменитый баснописец  древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.

Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки? Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг  с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, описывать окружающее. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше и удобнее языка.

Устную речь мы можем записать словами, но некоторые понятия мы можем на письме обозначить и словом и специальным знаком – числом.

Число используется не только в математических выражениях, но и в речи.

- Для чего мы обычно в речи используем числа? (ответ: для обозначения количества предметов, их порядка при счёте)

- К какой части речи относятся слова, обозначающие число? (ответ: числительные)

- Есть ли слова других частей речи, которые содержат информацию о числе?

- Как отличить числительное от других частей речи?

 

III Сейчас мы поиграем в игру «Эксперты».

Условие игры: каждый ученик из команды на карточке, лежащей перед ним записывает слово, содержащее число, карточку передаёт капитану. Чем больше слов успеет объяснить капитан, тем больше очков у команды.

Жетоны – очки  присуждаются за I и II место

1.     Лист для оценки готовится заранее учителем математики.

2.     Один из учеников говорит, что встретилось слово «миля». Что это за единица?

IV Учитель русского языка:

Сейчас послушаем ребят, которые объяснят происхождение этого слова и некоторых других единиц измерения.

Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. Конечно, у разных людей величина шага различна, но брали некоторую среднюю величину. Для измерения больших расстояний шаг был слишком мелкой единицей. Поэтому в Древнем Риме для таких измерений служила миля – так называли путь в тысячу двойных шагов (и правой, и левой ногой).

А ещё большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения. В рассказе Джека Лондона «Белое безмолвие» индеец на вопрос о том, сколько ещё осталось проехать, отвечает: «Едешь 10 снов, 20 снов, 40 снов» (то есть суток).

Эстонские моряки мерили расстояние трубками. Так назывался у них путь, пройденный кораблём при нормальной скорости за время, пока курится набитая табаком трубка. В Испании такой же мерой расстояния служила сигара, а в Японии – лошадиный башмак. Так называли путь, проходимый лошадью, пока износится привязываемая к её ногам соломенная подошва, заменявшая в этой стране подкову.

 

3 ученика рассказывают материал из журнала «Юный ученый»  и книги «За страницами учебника математики» [1], [3]

Раскрыть географическую карту. Ребята с помощью учителя показывают страны, о которых идет речь.

V Учитель математики:

Ребята, Вы узнали, какие меры использовались в разных странах. А сейчас мы посмотрим какие меры применялись на Руси.

(Сцена с ярморочными гостями)

Входит купец и три его дочери.

1)    Дочери поют приветственно-зазывальную песню

2)    Купец: сегодня мы проводим в вашей губернии ярмарку. Приглашаем приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления.

Старшая дочь: Будет куплен весь товар. Получите награду по заслугам.

Учитель математики: Но как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар, ведь они из разных поместий, учились мало, не знают ни мер длины, ни денежных единиц.

Средняя дочь: А помогут вам в этом волшебные свёртки.

Учитель: Давайте посмотрим что же там?

Эти таблицы помогут переводить старинные единицы мер в метрическую систему мер (развешиваем плакаты, раздаем таблички)

Старшая дочь: О мерах веса: Множество единиц существовало и для измерения массы. Наиболее древняя русская мера – грúвна, или гривенка (около 410 г). Позднее появились золотники, фунты, пуды. В связи с развитием торговли назрела необходимость установить чёткие определения единиц и соотношения между ними.

Таблица меры веса (интерактивная доска):

Меры веса (массы)

1 верста = 500 саженям ( 1 км 67 м);

1 сажень = 3 аршинам (213 см);

1 аршин = 16 вершкам = 28 дюймах (71 см);

1 фут = 12 дюймам (30 см 5 мм);

1 пуд = 40 фунтам (гривенкам) (16 кг 400 г);

1 фунт = 96 золотникам (410 г)

1 берковец = 10 пудам

1 золотник = около 4 г.

 

Средняя дочь: О мерах длины: Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» - фут (31 сантиметр), «большой палец» - дюйм (25 миллиметров) и даже ярд (91 сантиметр) – единицы длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки.

Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу пóприще, заменённую позже верстóй (в разных местностях версту считали по-разному – от 500 до 750 сажен).

От восточных купцов пошла единица аршúн (тоже означает «локоть») – существовали турецкий аршин, персидский аршин и др. Поэтому и возникла поговорка «мерить на свой аршин».

Интерактивная доска:

В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись: косáя сажéнь (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки; маховáя сажéнь (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук; лóкоть (45 см) – расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки.

 

Младшая дочь: О денежных единицах: В старину на Руси использовались монеты достоинством меньше одной копейки: грош -  к. и полушка -  к. Другие монеты тоже имели названия: 3 к. – алтын, 5 к. – пятак, 15 к. – пятиалтынный, 10 к. – гривенник, 20 к. – двугривенный, 25 к. – четвертак, 50 к. – полтинник.

 

Купец: Ребята, покупая товар, Вы должны перевести старинные деньги в копейки.

Дочери задают задачи (№839;768;1102;1470) [2] Второй учитель раздаёт жетоны.

 

VI Учитель русского языка:

«Ребята, числа используются не только в математике для решения задач, но и в письменной и устной речи. Это отражается в народном творчестве, пословицах, поговорках, загадках.

2-3 загадки классу загадывают ребята (за правильный ответ – жетон)

- Ребята, какие пословицы и поговорки содержащие числительное вы знаете? (2-3 человека)

VII Учитель математики:

Покупая товар у купцов вы использовали только денежные системы мер. А сейчас мы сыграем в игру, где вы должны использовать все системы. Игра называется «Квартет». Вам даётся пять карточек с единицами измерения. Вы должны определить какая карточка лишняя и к какой системе мер относятся ваши единицы измерения (каждая группа получает своё задание).

Сведения из истории метрической системы:

В игре Вы использовали современную систему мер – «метрическую»..

Название системы происходит от французского слова «метр». Национальное собрание Франции в 1790 году принимает декрет о реформе системы мер, в связи с тем, что в разных государствах существуют разные единицы измерения. А это затрудняет и развитие промышленности и торговые дела. Поэтому возникла необходимость в создании единой системы мер.

В России в начале XIX века учёные поняли  значение метрической системы и пытались широко внедрить её в практику.

С января 1927 года метрическая система мер стала единственно допускаемой в России системой мер и весов.

VIII Учитель русского языка:

Итак, ребята, Вы узнали, что числа используются не только в математике, но и в русском языке. Прослушайте стихотворение, которое содержит числительные и слова, содержащие число. Записываем словосочетания с числительными из стихотворения.

А сейчас, отгадайте, какие числительные и слова со значением числа зашифрованы здесь (за правильный ответ – жетон)

IX Итоги урока

Оценки по группам и набравшим по 2 и 3 жетона.


Зазывальная песня

Здравствуйте Вы соколы, добры молодцы

Здравствуйте Вы гóрлицы , красны девицы

Ой да лели лели да, ой лели лели

Ой вы добры молодцы да красны девицы

Ой да гостей ярмарочных встречайте

И товар загадочный открывайте

Ой да лёли лёли да, ой лёли лёли

И товар загадочный открывайте

Ой да у купцов честных всё отборное

Зазывалки веселы да задорные

Ой товары да раскупайте

Своего добра Вы не жалейте


Стихотворение

100 – сто

У про100го 100рожа-

Непро100рный дом:

Ча100 в нём 100ножка

Бродит под 100лом

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог

Вме100 двух не про100

Вычистить все 100

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!

У про100й 100ножки

100ит по100ять

И у той 100ножки

Опыт перенять!!!

(19 слов). Перевод с польского Л.Кондратенко


Загадки, содержащие число, числительное

v Танцует крошка, а всего одна ножка (волчок, юла)

v У него одна нога, да и то без башмака (гриб)

v На пальцу на одном ведёрко вверх дном (напёрсток)

v Одна подружка пролезла другой в ушко (нитка с иголкой)

v Две плетёнки, две сестрёнки из овечьей пряжи тонкой

Так гулять, так надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять (варежки)

v Всегда шагаем мы вдвоём, похожие как братья,

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью (пара обуви)

v Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложка (стол)

v Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней (книга)

v Пятёрка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором (пальцы)

v Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка. (ноты)

v Братцев этих ровно 7

Вам они известны всем

Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом

Попрощается последний, появляется передний (дни недели)

v Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском

Голова и 8 ног, вот и весь я - … (осьминог)

v По десятку на листочке

Сели умные кружочки и считают громко вслух

Только слышно: стук да стук! (счёты)

v Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки

10 их, но братья эти сосчитают всё на свете (цифры)

 

Пословицы:

1 в поле не воин

1 пчела не много мёду настаскает

1 мудрая голова 100-а голов стоит

В один клин, Клим, колоти

 

2 сапога – пара

Как 2 капли воды

Убить двух зайцев

Одна голова хорошо, а 2 лучше

Обещанного 3 года ждут

Плакать в три ручья

Летели 3 пичужки через 3 пустых избушки

В пруду у Поликарпа – 3 карася, 3 карпа

Без 4х углов изба не рубится

Конь о 4 ногах, да и тот спотыкается

На все четыре стороны

Как свои 5 пальцев

С пятого на десятое

Пятое колесо в телеге

Семеро с ложкой, один с плошкой

Лук от семи недуг

За семью печатями (морями)

Весна да осень – на дню погод восемь

Восьмое чудо света

Девятый вал

За тридевять земель, в тридевятом царстве

Дело десятое

Не трусливого десятка

С пятого на десятое

Наглядные пособия и оборудование используемые на уроке:

1.     Кроссворд, стихотворение (интерактивная доска)

2.     Географическая карта

3.     Костюмы для гостей ярмарки

4.     Таблицы с системами мер (интерактивная доска)

5.     Такие же таблицы каждому ученику

6.     Таблицы с заданиями при решении задач

7.     Цветные жетоны

8.     Цветные жетоны с написанием мер (игра «Квартет»)


Список Литературы:

1.     Международный научный журнал «Юный ученый» 6.1.2016 год

2.     Н.И. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Математика 5 класс, М., «Мнемозина» 2013 год

3.     И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин  За страницами учебника математики.  М., «Просвещение» 1989 год

4.     Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., 2012 год


 

5.    

Урок математики Тема: «Число

Урок математики Тема: «Число

Тема: Число. Имя числительное

Тема: Число. Имя числительное

Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше и удобнее языка

Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше и удобнее языка

Эстонские моряки мерили расстояние трубками

Эстонские моряки мерили расстояние трубками

Меры веса (массы) 1 верста = 500 саженям ( 1 км 67 м); 1 сажень = 3 аршинам (213 см); 1 аршин = 16 вершкам…

Меры веса (массы) 1 верста = 500 саженям ( 1 км 67 м); 1 сажень = 3 аршинам (213 см); 1 аршин = 16 вершкам…

Младшая дочь: О денежных единицах:

Младшая дочь: О денежных единицах:

С января 1927 года метрическая система мер стала единственно допускаемой в

С января 1927 года метрическая система мер стала единственно допускаемой в

Зазывальная песня Здравствуйте

Зазывальная песня Здравствуйте

Стихотворение 100 – сто У про100го 100рожа-

Стихотворение 100 – сто У про100го 100рожа-

Загадки, содержащие число, числительное v

Загадки, содержащие число, числительное v

По десятку на листочке Сели умные кружочки и считают громко вслух

По десятку на листочке Сели умные кружочки и считают громко вслух

Лук от семи недуг За семью печатями (морями)

Лук от семи недуг За семью печатями (морями)

Список Литературы: 1.

Список Литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2021