Интегрированный урок – исследование химии и истории
«Металлы ковали Победу"
Введение
Одной из составляющих в процессе формирования компетенций учащихся на уроке, является, не только воспитание уважения к собственному труду и труду окружающих, но и формирование таких важных качеств личности как нравственность и патриотизм. Патриотизм направлен на воспитание высших человеческих ценностей, сплочение общества.
Любой учебный предмет обладает своими воспитательными возможностями. И учитель должен научиться использовать учебный материал, преподнести его таким образом, что бы формирование нравственных и патриотических качеств у обучающихся, было одной из главных воспитательных задач на его уроке. В процессе преподавания учебного предмета химия, на каждом уроке есть возможность реализовать намеченное через: формирование определенной системы общечеловеческих и научных ценностей и уважения к ученым, бережного отношения к природе, рационального использования природных богатств нашей страны.
Прошло 76 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. В той войне приняли участие миллионы людей, миллионы погибли от ран, страдания, голода. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил. Огромную роль в достижении Победы, сыграло развитие металлургической промышленности, достижение ученых, конструкторов и простых рабочих. Все, что производит любая промышленность, связано с химией.
В процессе изучения раздела «Металлы» в 9 классе, обучающиеся не только знакомятся с основными химическими характеристиками элементов, строением и свойствами их атомов. Особое место отводится темам «Сплавы» и «Получение металлов». Большую роль в развитии технологии получения металлов сыграли отечественные ученые, такие как: М.В. Ломоносов и Н..Н. Бекетов, но роль советского народа в годы ВОВ, принявшего участие в «перебросе» металлургической промышленности, добыче руды цветных и черных металлов, создания новых сплавов и брони, конструкций оборонной техники и выпуск боеприпасов, неоценима!
Данная тема довольно актуальна в плане формирования нравственных и патриотических качеств личности подрастающего поколения. Обобщение знаний по темам «Сплавы», Получение металлов», с использованием дополнительных информационных источников, раздаточных наглядных материалов, интерактивных средств обучения, о роли металлургической промышленности и героическом подвиге людей в годы ВОВ, позволяет учащимся взглянуть на учебный материал несколько иначе, а учителю, добиться поставленных задач в воспитании патриотизма.
В связи с чем, мной был разработан дополнительный (обобщающий) урок «Металлургическая промышленность. Роль металлов и сплавов в ВОВ», для учащихся 9 классов и посвящён празднованию 76 – летия Победы в Великой Отечественной войне.
Цель урока: Доказать роль металлов и металлургической промышленности в Великой Победе.
Задачи:
Образовательная: обобщить знания о физических свойствах металлов, о месторождениях металлосодержащих руд и выявить значение металлов для победы в Великой Отечественной войне.
Развивающая: продолжить формировать умения проводить параллели между различными областями наук; развивать познавательный интерес к предмету, реализуя межпредметные связи курсов химии, истории, географии, развивать навыки работы с картой, дополнительной литературой; анализировать, логически мыслить, собирать информацию, способствовать тренировке памяти
Воспитательная: Воспитывать у обучающихся чувства благодарности к труженикам тыла, ученым, конструкторам; патриотизма и гордости за героическое прошлое нашей страны.
Предметные: знать названия металлических руд, сплавов, способы получения металлов различными способами, историю развития металлургической промышленности в годы ВОВ, роль металлов в достижении Победы. Метапредметные:
Регулятивные: умение планировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самопроверки, умение пользоваться дополнительными источниками информации;
Коммуникативные: умение работать в группе, готовность получать необходимую информацию;
Личностные: развитие мотивации к получению знаний.
Используемые технологии: технологии проблемного обучения, ИКТ.
Методы и методические приемы: частично – поисковый, самостоятельная работа (мини-исследование).
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма проведения: урок - исследование
Оформление: периодическая таблица Д.И.Менделеева, рисунки и фотографии оружия, портреты ученых, выставка книг о войне.
Предварительная подготовка:
Учебник «Химия»; Н. Кузнецова, §.36-38, повторение пройденного материала, интерактивный плакат «Получение металлов», https://edu.glogster.com/glog/5dd9ad1967000/3aof8buecj8,
тест «Сплавы
Ожидаемые результаты:
1. В ходе обобщения знаний по теме «Металлы, сплавы, получение металлов», обучающиеся продолжат отрабатывать навыки групповой и исследовательской работы.
2. Продолжат знакомство с интересными фактами из истории нашей страны, узнают о подвиге людей в тылу в годы ВОВ, раскроют роль металлов и металлургической промышленности в Победе.
Содержание урока
Актуальность:
Учитель: Ребята, приближается праздник, 76-летие Великой Победы.
Мне бы хотелось, что бы наш сегодняшний урок стал особенным и необычным.
А начать мне бы хотелось со слов известного авиаконструктора С.А. Лавочкина: «Я не вижу моего врага - немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище.
Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета — наш и вражеский — столкнутся в военном небе, наш оказался победителем».
Скажите, пожалуйста: В чем кроется смысл этой фразы?
Из каких материалов изготавливают самолеты, танки и другую технику?
Как называется отрасль промышленности, занимающаяся получением металлов и сплавов?
Учащиеся: Необходимо было создать лучшую боевую технику, самолеты. Человек должен был обладать лучшими знаниями и навыками для создания оборонной техники. Целью советской армии было победить противника. Поэтому, страна должна была иметь хорошие природные ресурсы, развитую промышленность, лучшие кадры в тылу и на фронте.
Оборонную технику и транспорт создают из сплавов различных металлов. Сплавы получают из металлов, металлы получают из руды.
Отрасль, занимающаяся добычей руд и получением металлов, называется металлургической промышленностью.
Формулировка темы урока:
Учитель химии: Ребята, как вы считаете, какова тема нашего урока? (о чем по вашему мнению пойдет речь на уроке?)
Ученики: «Металлургическая промышленность. Роль металлов и сплавов в ВОВ».
Учитель: Запишем тему урока: "Металлы ковали Победу"
Цель урока: Доказать роль металлов и металлургической промышленности в Великой Победе.
Задачи:
1. Закрепить полученные знания по теме «Металлы, сплавы, получение металлов.
Показать роль металлов в Великой Победе. Отметить героизм тружеников тыла в годы ВОВ.
Учитель истории: Почему бы не объединить ваши знания по химии и истории в одно единое целое при изучении столь важной для каждого из нас темы?
Прошу ознакомиться ребята с информацией:
В период с июня 1941 года по май 1945 года на различных фронтах нашей страны воевало:
· 8-13 млн. человек
· 74 576 танков и штурмовых орудий
· 85-165 тыс. орудий и минометов
· 7-19 тыс. боевых самолетов
· 184 млн. снарядов, мин и бомб в год
· За период блокады Ленинграда на город было сброшено 107 000 бомб и выпущено 150 000 артиллерийских снарядов.
· введено в действие 2900 новых промышленных предприятий.
Учитель химии Как вы считаете ребята, правильно ли утверждать, что металлургическая промышленность стала ведущей в годы войны?
Формулировка гипотезы:
Ученики: Для Победы потребовалась перестройка промышленности, возросло количество оборонной продукции, необходимо больше металлов и сплавов.
Формулируют гипотезу: Развитие металлургической промышленности и трудовой подвиг людей в тылу, позволили одержать Победу в ВОВ.
Учитель химии: Ребята, с помощью имеющихся знаний и дополнительного материала, докажите это, выполнив небольшое исследование.
Организуется исследовательская работа в группах:
Обучающиеся делятся заранее на 3 группы, в которых организуется работа с использованием информационных источников, ссылок на видео, используются географические карты «Металлургическая промышленность в СССР», «Переброс промышленности в годы ВОВ», карточки с заданиями, задача, таблица, справочные материалы.
Группы:
1. «Горняки»
2. «Металлурги»
3. «Ученые - химики»
Защита исследовательских работ учащимися каждой группы: Заслушивание выступлений представителей от каждой группы, формулировка выводов, подтверждение гипотезы, корректировка ответов, заполнение сводной таблицы.
«Горняки»: На территории бывшего Советского Союза и нашей страны добывали руды черных и цветных металлов: алюминиевые, никелевые, вольфрамовые, железные, медные. Во время войны европейская и центральная часть страны были оккупированы фашистами, поэтому пришлось перебросить промышленность на Урал и в Сибирь, в Казахстан. Масштабы войны и ее продолжительность требовали выпуска большого количества оборонной техники, боеприпасов. Поэтому число металлургических заводов пришлось резко увеличить. Над поиском месторождений, добычей руд, воздвижением заводов, транспортом сырья, получением металлов и сплавов трудились все, кто не ушел на фронт. Работали круглосуточно. Людей, трудившихся в тылу можно считать ветеранами ВОВ, они совершили подвиг, выпустив количество продукции, превышающее суточные нормы на 200%. Благодаря их подвигу, советский народ одержал Победу.
«Металлурги»: В состав сплавов оборонной техники входили металлы: железо, вольфрам, медь, свинец, ртуть, марганец, магний, молибден и др. Свойства непробиваемой брони придает металлическим изделиям никель. Никель использовали при строительстве танков. В Германии практически отсутствуют залежи никелевых руд. Их танки изготавливали из металлов, которыми пытались заменить «бронь», но они были тяжелыми и не выполняли требуемой от них задачи. Благодаря бесценным запасам в недрах нашей земли металлических руд, получению из них металлов и сплавов, металлургическая промышленность сыграла огромную роль в подвиге советского народа.
«Ученые - химики»
Общий вывод: Развитие металлургической промышленности и трудовой подвиг людей в тылу, позволили одержать Победу в ВОВ. Роль металлов и сплавов в годы ВОВ действительно высока.
Проверка знаний:
Выполнение теста в гугл-форме. https://forms.gle/sK6HHjvgda8G46Q69
Рефлексия:
Учитель: Ребята на ваших столах находятся карточки (смайлики), обратите внимание на интерпретацию каждого (слайд презентации), постарайтесь оценить работу на уроке и достижение его цели:
1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому.
2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя.
3. Я понял (а) материал частично.
4. Я ничего не понял (а).
Ученики: Оценивают свой труд, труд учителя, результативность проделанной работы.
Информационные источники:
1. Химия 9 класс: учебник Н Кузнецов, М.: Вентана - Графф,2019
2. https://flot.com/blog/katastrofa/8424.php
3. https://pikabu.ru/story/yevakuirovat_sovetskiy_soyuz_kak_spasli_promyishlennostyu_7002959
4. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/03/16/rabota-studentov-issledovatelskaya-rabota-metally-i-voyna
Приложение 1. Карты
Информационная карта, группа №1 «Горняки»
Оборудование: Атлас географический. Карта «Полезные ископаемые», «Металлургическая промышленность. Цветная и черная металлургия).
Ноутбук, выход в интернет.
Металлургическая промышленность, особенно черная металлургия, представляет собой становой хребет военно-экономической базы. Учитывая это, Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли огромное внимание металлургической промышленности, укреплению и расширению ее производственных мощностей. Государственный Комитет Обороны в своем постановлении "О мерах неотложной помощи "черной металлургии", принятом 7 февраля 1943 г., подчеркивал: "Учитывая особое значение черной металлургии, от работы которой целиком зависит выполнение плана всеми отраслями военной промышленности, считать важнейшей народнохозяйственной задачей обеспечение бесперебойной работы предприятий черной металлургии в -первую очередь топливом, электроэнергией, сырьем"*.
Чтобы увеличить добычу железной руды, в стране широко развернулись геологоразведочные работы. К концу 1943 г. в Советском Союзе уже насчитывалось 534 месторождения разведанных руд. Промышленные запасы железной руды на Востоке к этому времени составили: на Урале - 85,2%, в Западной Сибири - 8,1 %, в Восточной Сибири - 3,1%, Казахской ССР - 2,4% и на Дальнем Востоке - 1,2% от общих железорудных запасов страны.
В этот же период развернулось крупное капитальное строительство в железорудной промышленности. Только 15 восточных районах за счет нового строительства производственные мощности железорудной промышленности возросли: в 1943 г.- на 930 тыс. т, в 1944 г.- на 850 тыс. т и в 1945 г.- на 1 030 тыс. т. В целом же по Советскому Союзу за счет капитального строительства было введено в строй новых и восстановленных производственных мощностей в 1944 г. 6 205 тыс. т, т. е. почти в 7 раз больше, чем в 1943 г., в 1945 г.- 4 455 тыс. т, или почти в 5 раз больше, чем в 1943 г.
В 1942 г. в Советском Союзе было добыто 9 763 тыс. т железной руды, в 1943 г.- 9 320 тыс. т, в 1944 г.- 11663 тыс. т и в 1945 г.- 15 864 тыс. т. Несмотря на высокие темпы роста добычи железной руды в последние два года войны, общая добыча руды в 1945 г. составила только 53% от уровня 1940 г.*.
Первый период Великой Отечественной войны сложился для нашей страны неблагоприятно. На оккупированной гитлеровцами к ноябрю 1941 г. территории оказались горнодобывающие предприятия Донецкого и Подмосковного угольных бассейнов, Криворожского железорудного и Никопольского марганцеворудного бассейнов, месторождение ртути Никитовское (в Донбассе), бокситов – Тихвинское, никеля – на Кольском полуострове, а также многие заводы черной и цветной металлургии. Под угрозой захвата оказались нефтяные промыслы Северного Кавказа. На захваченных территориях ранее добывалось и производилось 63% угля, 68% чугуна, 58% стали, 60% алюминия.
Была поставлена важнейшая государственная задача: в короткие сроки наладить производство вооружения – танков, кораблей, подводных лодок, пушек, самолетов. Но уже в первые месяцы войны враг оккупировал важнейшие экономические районы страны. Прекратили работу Волховский и Днепровский алюминиевые заводы, Тихвинский глиноземный завод и Тихвинские бокситские рудники, в связи с чем промышленность потеряла большую часть своих производственных мощностей, в том числе по бокситам - 35%, по глинозему - 60%, по алюминию - 55% и по силумину -100%.Вторая половина 1941 г. была временем великого перемещения производительных сил на восток. С июля по декабрь этого года было эвакуировано в восточные районы 2593 предприятия, в том числе 1523 крупных. Такого масштабного перемещения производственных сил, как в Советском Союзе в сорок первом году, а затем под новым натиском вермахта и в сорок втором, мировая история не знала. (см приложение 2)
Академик А.Е. Ферсман создал из сотрудников руководимого им Института геологических наук АН СССР небольшие отряды и разослал их в разные районы страны для поисков минерального сырья, необходимого для выполнения военных заказов. Академик А.Л. Яншин впоследствии вспоминал: «Мой отряд тогда входил в состав Уральской комплексной экспедиции и располагался в городе Актюбинске. Первое задание от Ферсмана было получено после того, как фашистские войска захватили район Никополя на Украине и оттуда перестала поступать марганцевая руда для металлургических заводов Урала. А.Е. Ферсман хорошо знал металлогению Урала, знал и о том, что там есть много мелких месторождений, считавшихся непромышленными. Нужно было произвести их оценку и выбрать наиболее надёжные для эксплуатации».
Поистине битвой в тылу можно назвать ту огромную работу, тот трудовой подвиг, который совершили металлурги и химики в годы войны, налаживая производство чугуна и стали, специальных сплавов и других композиционных материалов. В организации советского металлургического производства огромная роль принадлежит И.П. Бардину, А.А. Байкову, М.А. Павлову, А.А. Бочвару, Э.В. Бридске и другим учёным старшего поколения советских химиков, усилиями которых была разработана теория металлургических процессов, создана новая металлургическая база на северо-западе нашей страны (Череповецкий металлургический завод на основе железорудных месторождений Кольского полуострова), а также Кузнецкий металлургический комбинат. Ново-Тагильскому заводу было поручено освоить производство высококачественных специальных сталей для брони и броне-бойных снарядов. Их основа – феррохром и ферромарганец. Это производство было налажено в небывало короткий срок; с помощью бригады учёных Уральского филиала АН СССР, руководимой В.В. Михайловым, была налажена технология производства ферросплавов в доменных печах. Ферросплавы - это сплавы железа с другими элементами, применяемые главным образом для раскисления и легирования стали. А также были созданы сплавы с новыми свойсвами. Уже в сентябре 1943 года в освобождённый Донбасс приехали группы учёных во главе с академиком И.П. Бардиным. Были разработаны конкретные предложения, направленные на налаживание производства чугуна — сплава железа с большим количеством углерода и другими элементами, включая использование магнезиальных известняков в качестве флюсов, кислородного дутья, обогащения марганцевых руд и т. п. Новые технологические решения были найдены также в производстве стали— ковкого сплава железа с углеродом и другими элементами.
Вторая половина 1941 г. стала временем грандиозного перемещения производительных сил на Урал и далее на восток. В эти регионы СССР было эвакуировано более 2,5 тыс. промышленных предприятий, из них почти 60% – крупных. Мировая история не знала примеров такой гигантской эвакуации производительных сил. Восточные районы превратились в основную военно-промышленную базу СССР, а ведущее место в ней занял Урал.
Значение Урала в истории Великой Отечественной войны невозможно переоценить. К регионам Урала, обладавшим всеми необходимыми, стратегически важными полезными ископаемыми и топливными ресурсами, было приковано внимание всей оборонной промышленности страны. Война потребовала от горной промышленности Урала обеспечить фронт борьбы с фашизмом железом, углем, алюминием, медью. Урал превратился в один из главных центров жизнеобеспечения военной экономики страны, стал «опорным краем державы»
Во второй половине 1941 г. на Урал было перебазировано 667 предприятий тяжелой промышленности, почти половина из них (44%) были флагманами отечественной промышленности. Для оперативного руководства уральским военно- промышленным комплексом в октябре 1941 г. в Свердловск был переведен Народный комиссариат цветной металлургии, в Пермь – Народный комиссариат угольной промышленности. С этого времени Урал становится центром горной администрации страны.
Огромный потенциал Урала как сырьевой базы стратегического сырья побудил Академию наук СССР образовать в конце августа 1941 г. в Свердловске «Комиссию по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны» (возглавил ее президент АН СССР В.Л. Комаров). Комиссия работала в первую очередь над стратегией приумножения минерально-сырьевой базы горнорудной, угольной и нефтяной отраслей. Среди работ, выполненных академической наукой в годы ВОВ на Урале – технологии производства высококачественных сталей для танковой промышленности, получения качественного моторного топлива из высокосернистых марок нефти и многое другое. В комиссии трудились знаменитые академики-горняки А.А. Скочинский (1874-1960), И.М. Терпигорев (1873-1959) и Л. Д. Шевяков (1889-1963).
Война с присущим ей цинизмом требовала в первую очередь эвакуировать предприятия. Постановления требовали, чтобы из районов, оказавшихся под угрозой оккупации, вывозили в первую очередь станки и машины, цветные металлы, горюче-смазочные материалы и другое промышленное оборудование
В общей сложности за два этапа эвакуации — с июня 1941 года по февраль 1942 года и весной-летом 1942 года — из западных и южных областей страны на восток перевезли 2743 предприятия, в том числе 1523 крупных. Больше всего заводов (550) увезли с Украины, почти столько же (498) — из столичного региона, 109 предприятий эвакуировали из Белоруссии и 92 — из Ленинграда. Большая часть этих предприятий — 667 — попали на Урал, 322 — в Сибирь, 308 — в Среднюю Азию и Казахстан и 226 — в Поволжье.
За то же время с запада на восток СССР были эвакуированы в общей сложности свыше 20 млн человек —12,4 млн на первом этапе и 8 млн на втором.
Подавляющее большинство из них разместились на территории РСФСР, в основном на Урале и в Сибири, около четверти — в Закавказье, Казахстане и республиках Средней Азии.
В июне 1942 года, в дни жестоких боев за Родину, газета “Правда” так писала о значении цветной металлургии в успехах на фронтах Великой Отечественной войны: “Дело обороны страны, дело разгрома ненавистных оккупантов находится в руках бурильщиков медных рудников, электролизников алюминия, мастеров плавильных печей так же - как в руках летчиков, артиллеристов, танкистов, пехотинцев. Работники цветной металлургии добывают и производят стратегическое сырье, без которого нельзя воевать.
Цветные и редкие металлы стали металлами войны. Не одними самолетами и танками, брошенными на поля битвы, измеряется военная мощь государства — его военный потенциал в запасах стратегического сырья, в природных богатствах и производственных мощностях. За год войны работники цветной металлургии много сделали для снабжения фронта; в развитии авиационного, танкового, артиллерийского и оружейного производства — плоды их героического труда, но сейчас нельзя остановиться на достигнутом. Нам нужно больше оружия, боеприпасов, значит нужно больше металлов, черных, цветных, редких”.
Редкие металлы (тогда в эту группу входили вольфрам и молибден) не случайно были выделены в ряд важнейших, так как именно от них во многом зависела прочность танковой брони, смертоносность боеприпасов, первоклассность вооружения.
В развитии вольфрамовой и молибденовой промышленности особенно большое значение имела работа геологоразведчиков, зачастую становившихся строителями и горняками, поставлявшими первые тонны важнейших концентратов из труднодоступных неосвоенных мест.
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=z8tu01cnqOs
Задание. Изучите внимательно выданные вам карты. Ответьте на вопросы.
1. Залежи, каких металлических руд находились на территории РСФСР до начала войны? Какие виды промышленности функционировали? Какие металлы получали на территории нашей страны до начала ВОВ?
2. Почему в 1941 году произошел «переброс» предприятий, в том числе – металлургических заводов, на территорию Урала и Сибири?
3. Какие металлы относятся к цветным, редким?
4. Почему людей, работавших в годы войны на заводах, называют ветеранами, тружениками тыла? В чем их героический подвиг?
5. Соотнесите название и формулу руды:
1. Al2O3 А) киноварь
2. HgS Б) красный железняк
3. FeS2 В)боксит
4. Fe2O3 Г) пирит
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Приложение 2
Информационная карта, группа № 2 «Металлурги»
Оборудование: Коллекции металлов и сплавов. Ноутбук, выход в интернет.
За вторую мировую войну было израсходовано около 800 млн. тонн стали на производство орудий, танков, бронепоездов, артиллерийских установок, военных кораблей.
Железо
Древние мудрецы сделали символом железа копье и щит, характерные принадлежности бога войны Марса.
Во время войны железо расходуется в огромных количествах. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем цифру: 1000000 бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград. На слайде немецкий истребитель и авиационная бомба.
В огромных масштабах в годы войны выпускали стали – сплавы железа с другими металлами, которые придавали сталям новые свойства.
Из сталей с молибденом готовили стволы орудий, винтовок, ружей, автомобили, обшивку военных кораблей.
Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, из неё изготовляли солдатские каски, шлемы, бронебойные снаряды.
Хромовые стали не ржавеют, идут на корпуса подводных лодок, деталей торпед, авиамоторов. С кобальтом готовят жаропрочные стали, из них делали торпедные мины. Вольфрам добавлялся к железу для изготовления танковой брони, торпед, снарядов, важных деталей самолетов.
Свинец
Свинец не раз решал исход грандиозных военных баталий, за что его стали называть “смертоносным” металлом. Как тяжелый металл он использовался в огнестрельном оружии. Пули отливают из свинца, лишь оболочку их делают из других, более твердых металлов.
В годы ВОВ использовались разные виды отечественных боевых патронов. Чтобы отличать пули обычные, зажигательные, бронебойные или другие, головки их окрашивали по-разному.
Никель
Никель стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков.
Осенью 1941г., когда враг был уже в пригородах Москвы, стояла задача создать танк, который не боялся бы ни пулемета, ни колючей проволоки. Нашим конструкторам это удалось.
В осеннюю распутицу, когда немецкие танки безнадежно вязли в грязи, Т-34 не боялся бездорожья. Благодаря небольшому весу и размеру танк был очень маневренный. Броня с повышенным содержанием никеля оказалась самой прочной и неуязвимой.
Немецкие специалисты были поражены. Природа обделила Германию никелем. Немцы знали, что никель незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах.
Недостаток никеля в немецкой стали привел к тому, что Германия вынуждена была изготовлять танковую броню повышенной толщины. “Тигры”, “пантеры”, и “фердинанды”, одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок.
До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы благодарны за него нашим уральским рабочим и инженерам! Этот танк стал памятником Уральскому добровольческому танковому корпусу. Памятник патриотизму пермяков. Танковый корпус был создан по инициативе и на личные сбережения уральцев, героически участвовал во многих боевых действиях.
Алюминий
Алюминий - один из самых легких металлов, отличается тепло- и электропроводностью, пластичностью и химической стойкостью.
В годы войны на этот металл и его сплавы был особый спрос.
Когда летчикам приходилось садиться на случайные площадки или, не выпуская шасси, на «брюхо», бывало, что лопасти винтов сгибались при ударе о землю. Сгибались, но не ломались! Тут же в полевых условиях их выпрямляли и снова летали с тем же винтом... Без алюминия этого бы не сделать.
Алюминиевые сплавы служили основным материалом для обшивки самолетов. Из них делали детали авиадвигателей, винтов, шасси и другие.
Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей в зажигательных бомбах.
Ленты из алюминиевой фольги сбрасывались с самолетов при налетах на вражеские объекты. Они делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. 20 тысяч тонн алюминиевой фольги было сброшено при налетах на Германию.
А еще из алюминия делали очень простые солдатские предметы, которые живут во многих семьях, где хранят память о погибших на войне родных.
Эти ложки и котелки помнят грохот военных раскатов, помнят, о чем говорили наши деды, как переносили невзгоды, как скучали по дому. Вещи несут на себе печать времени, они могут многое рассказать, если мы научимся их слушать.
Медь
Сплав меди и олова – пушечный металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов сделаны из латуни – сплава меди с цинком. Большинство латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом дивизионе был человек, ответственный за сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку.
Металлы: олово, цинк и медь - образуют бронзу. Из бронзы во всем мире изготавливают памятники погибшим.
Магний, № 12
Свойство магния гореть ослепительным пламенем широко используется в военной технике для изготовления осветительных и сигнальных ракет, зажигательных бомб.
Осенью 1941 года участились налеты немецкой авиации на наши города, необходимо было срочно обеспечить пожарно-сторожевую охрану зданий. Многие люди, в том числе дети старше 11 лет, ночами дежурили на крышах.
Враг обрушивал зажигательные бомбы («зажигалки») на жилые кварталы. Серебристые цилиндры, падая на крышу, шипели и ярко фосфорились. Их надо было подхватывать специальными щипцами и сбрасывать на мостовую улицы, где они были практически безвредны.
Начинкой таких бомб была смесь порошков Al, Mg и оксида железа. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. На экране приведены уравнения происходящих реакций.
Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, т.к. раскаленный магний реагирует с водой.
Серебро. Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов (для противовоздушной обороны). Зеркала прожекторов в годы войны помогали обнаружить врага в воздухе, на море и на суше; иногда с помощью прожекторов решались тактические и стратегические задачи. Так, при штурме Берлина войсками Первого Белорусского фронта 143 прожектора огромной светосилы ослепили гитлеровцев в их оборонительной полосе, и это способствовало быстрому исходу операции.
Стронций, № 38. Стронций – металл фейерверков, потех и салютов. Соединения стронция применяют в пиротехнике для получения красных огней. При взрыве атомной или водородной бомбы образуется радиоактивный изотоп Sr-90, который вызывает тяжелое заболевание организма.
Калий, № 19. В военном деле для изготовления пороха применяются соединения калия. Если говорят просто “селитра”, то имеют в виду нитрат калия. Этим веществом человечество пользуется уже больше тысячи лет для получения черного пороха. Обыкновенный порох – это смесь мелко измельченных: серы, селитры и угля. Еще два соединения – хлорат калия (бертолетова соль) KClO3 и дихромат калия K2Cr2O7 – применяются в спичечном производстве и пиротехнике.
Олово, № 50. Олово называют металлом “консервной банки”. Сплав олова с другими металлами используется для изготовления подшипников. Из олова изготовляли блестящие оловянные солдатские пуговицы. При низкой температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решетку, в результате чего металл разрушается, “заболевает”. Название этой болезни – оловянная чума. Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе. Хлорид олова (IV) – жидкость, использовалась для образования дымовых завес.
Литий, № 3. В годы Великой Отечественной войны гидрид лития стал стратегическим. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их службы в 2-3 раза, что очень нужно было для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавкой лития при полете оставляли сине-зеленый свет. Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха.
Ванадий, № 23. Ванадий называют “автомобильным” металлом. Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, сделать новые машины прочнее, улучшить их ходовые качества. Из этой стали изготовляют солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках. Хромованадиевая сталь еще прочнее. Поэтому ее стали применять широко в военной технике: для изготовления коленчатых валов корабельных двигателей, отдельных деталей торпед, авиамоторов, бронебойных снарядов.
Германий, № 32. Без германия не было бы радиолокаторов. В начале Великой Отечественной войны советские ученые создали генераторы для питания раций партизанских отрядов (на основе свойств германия превращать тепловую энергию в электрическую).
Вольфрам, № 74. Вольфрам относится к числу самых ценных стратегических материалов. Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочку торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетов и двигатели.
Кобальт, № 27. Кобальт называют металлом чудесных сплавов (жаропрочных, быстрорежущих). Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.
Молибден, № 42. Молибден называют “военным” металлом, так как 90% его используется на военные нужды. Стали с добавкой молибдена (и других микродобавок) очень прочны, из них готовят стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолетов, автомобили. Введение молибдена в состав сталей в сочетании с хромом или вольфрамом необычайно повышает их твердость (танковая броня). Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка. Из нее готовили клинки, сабли, мечи, ножи.
Тантал, № 73. Специалисты по военной технике считают, что из тантала целесообразно изготовлять некоторые детали управляемых снарядов и реактивных двигателей. Тантал – важнейший стратегический металл для изготовления радарных установок, передаточных радиостанций; металл восстановительной хирургии.
Лантан. Во время второй мировой войны лантановые стекла применяли в полевых оптических приборах.
Титан – Сплав титана идет на изготовление танковой брони. В 1943 г. Гитлер приказал вступать в бой с советскими танками ИС-3 на расстоянии не более 1 км, т.к. состав был у брони такой, что его не могли пробить фашистские снаряды. Применяют титан и в радиотехнике.
Ванадий – из него изготовляли каски, шлемы, броневые плиты на пушках, бронебойные снаряды.
Хром – необходим для изготовления огнестрельных орудий, корпусов подводных лодок.
Кобальт – изготовление магнитных мин.
Вольфрам – изготовляют танковую броню, оболочки торпед и снарядов.
Германий – не было бы радиолокаторов.
Тантал – стратегический материал для изготовления радарных установок, передаточных радиостанций.
Уран и плутоний
Величайшее достижение науки породило величайшую трагедию человечества. Первая атомная (урановая) бомба была создана в США и 6 августа 1945г. сброшена на Хиросиму.
Первая плутониевая бомба была также изготовлена в США. 9 августа 1945г. она была сброшена на Нагасаки. Ее взрыв повлек за собой десятки тысяч смертей и сотни тысяч тяжелых увечий. Последствия взрыва сказываются и сейчас на новых поколениях.
Наименование оборонной техники, снаряда, прибора |
Сплав |
Металл |
Руды |
Танк |
Броневая сталь |
Fe, Ti, Cu, Mo ,Cr, Ni |
FeO CuO |
Самолет |
Дюралюминий |
Al, Cu, Mn, Mg |
|
Аккумулятор в танке, измерительные приборы |
|
Pb, Hg |
|
Торпеды, снаряды, броня |
Легированые сплавы |
Fe, Ti, Cu, Mo ,Cr, Ni, W |
|
Изучите данные таблицы. Из каких сплавов изготавливали оборонную технику, приборы, снаряды? Используя ряд напряжения металлов и ранее приобретенные на уроках знания, напишите уравнения реакций получения металлов промышленным способом (выделены жирным шрифтом).
Ответьте на вопросы:
1. Какой металл является ключевым в создании брони?
2. Почему немецкие танки по качеству не могли превзойти советские?
3. Какова роль металлов в создании оборонной техники?
Приложение 3.
Информационная карта, группа № 3 «Ученые-хиики»
В годы ВОВ проявляется патриотизм ученых нашей страны, и они сплотили все силы для защиты человеческой культуры от фашизма. Великая Отечественная война была смертельным противоборством производств, экономики и науки. В конце войны соотношение танков и самолетов СССР и Германии были: танков 23,8 против 13,5, самолетов 27,0 против 19,7 в среднем в год. Поэтому вместе с солдатами в 1945 г. победили рабочие, инженеры, медики, ученые и металлы.
Большая ответственность в годы ВОВ легла на плечи ученых-химиков, которые «сражались с врагом» в своих лабораториях, создавая вещества, нашедшие широкое применение в оборонной промышленности. Они создавали новые способы производства взрывчатых веществ , топлива дл реактивных снарядов "Катюш", высокооктановых бензинов, каучука, материалов дл изготовления броневой стали, легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов. Свой вклад в Победу внесли многие ученые-химики.
Александр Ерминингельдович Арбузов.
Он изготовил препарат – 3,6 диаминофталимид, обладающий флуоресцентной способностью. Этот препарат был использован при изготовлении оптики для танков.
Николай Дмитриевич Зелинский.
Ещё в Первую мировую войну он создал противогаз. В период 1941-1945гг. Зелинский возглавлял научную школу, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука. Николаю Дмитриевичу удалось создать синтетический бензин лучшего качества, чем природный. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолётов. Самолёт мог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту, с большим грузом. Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь нашей авиации. Зелинскому в 1946 году была присуждена Государственная премия.
Евгений Оскарович Патон. Зимой 1941 г. под руководством академика Е.О.Патона был разработан скоростной метод автоматической сварки под флюсом. Сварка стальных конструкций этим методом позволила в короткие сроки в 1942–1943 гг. наладить на Урале производство танков Т-34.
Николай Николаевич Семёнов.
Его вклад в обеспечение победы определяется разработанной им теорией цепных разветвлений реакций, которая позволяла управлять химическими процессами: ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. В начале 40-х годов Н.Н.Семёнов и его сотрудники исследовали процессы взрыва, горения, детонации. Результаты этих исследований в том или ином виде использовались во время войны при производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнемётов. Результаты исследований, посвященных вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах, были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.
Александр Евгеньевич Ферсман. С первых же дней войны он активно включился в процесс переведения науки и промышленности на военные рельсы. Им выполнялись специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, по вопросам изготовления стратегического сырья, маскировочных красок.
Александр Николаевич Несмеянов
Он один из создателей научного направления - химии металлоорганических соединений. Эти соединения применяются в качестве антидетонаторов, инсектицидов, лекарственных препаратов, синтетических высококачественных материалов. Он разработал методы ароматизации органических соединений, получивших применение во многих областях оборонной химии.
Исаак Ильич Китайгородский Создал бронестекло, которое в 25 раз прочнее обычного стекла.
Алексей Евграфович Фаворский Он изучил химические свойства и превращения вещества – ацетилена. Разработал важнейший метод получения виниловых эфиров, используемых в оборонительной промышленности.
Иван Васильевич Мартынов
На различных фронтах он занимал должности начальника химической службы. Ему приходилось заниматься поддержанием в готовности химических средств защиты, обучением личного состава пользованию средствами защиты. В его обязанности входило поддержание химической службы в войсках на должном уровне. В период подготовки к летнему наступлению войск 1-го Белорусского фронта остро стоял вопрос о снижении потерь при перевозке личного состава и техники; прибывающих на фронт. Эта задача решалась применением дымового прикрытия железнодорожных объектов от прицельного бомбометания вражескими самолётами. Весной 1944г. постоянным налётам подвергался участок железной дороги Коростень-Сарны. Было приказано доставить в район г. Сарны дымовой батальон. Мартынов составил схему размещения дымовых средств по прикрытию железнодорожного узла, включая железнодорожный мост. Дымзавесы создавались распылением из специальных автомашин хлорсульфоновой кислоты и большими дымовыми шашками. Применение дымзавес резко снизило потери в личном составе и технике.
Валентин Алексеевич Каргин
Во время Великой Отечественной войны разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ, принцип и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающие валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии.
Жестокая и страшная война унесла более двадцати шести миллионов жизней. А ведь их могло быть гораздо больше, если бы не ученые-химики, создавшие более ста новых лечебных препаратов, спасших десятки тысяч солдат от таких опасных заболеваний, как газовая гангрена, столбняк, менингит, гнойные инфекции. Учёные - химики создавали также новые лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. В годы Великой Отечественной войны многие тысячи раненых обязаны своим спасением сульфаниламидным препаратам, обладающим противомикробными, антибактериальными свойствами.
Запомним их имена.
Исаак Яковлевич Постовский: синтезировал сульфаниламидные препараты, обладающие противомикробными, антибактериальными свойствами. Предложил комбинацию сульфаниламидов с бентонитовой глиной – средство для лечения ран, известное под названием «паста Постовского». средство, используемое и сегодня в медицине для лечения длительно незаживающих ран, так называемая «паста Постовского» или цинковая паста. Он в рекордно короткие сроки организовал производство сульфаниламидных препаратов на Свердловском химическом заводе. В начале войны это был единственный завод по производству таких лекарств.
Александр Васильевич Вишневский предложил новый метод лечения воспалительных процессов - сочетание новокаина и масляно-бальзамической повязки (мазь Вишневского). В годы Великой Отечественной войны благодаря этому методу были спасены жизни сотням тысяч раненых. На фронте и в тылу широкое распространение получил метод местного обезболивания (новокаин), разработанный А.В.Вишневским - он применялся в 85-90% случаев.
Под руководством Даниила Исааковича Гольдберга велась экспериментальная и клиническая разработка метода стимуляции заживления ран и язв с помощью специальной мази, которую впоследствии назовут «мазью Гольдберга». Применение ее существенно улучшало течение плохо заживающих ран. Уже с конца 1941 года она широко применялась при лечении огнестрельных ран, при ожогах, отморожениях, язвах.
Академик А.В. Палладин синтезировал витамин К или викасол -эффективное средство при кровотечении
Было налажено быстрое производство этого витамина для нужд фронта. Бисульфатное соединение витамина К, растворимое в воде, названо викасолом и получило широкое распространение в лечебной практике.
Шостаковский Михаил Федорович создатель «бальзама Шостаковского», спасавшего воинов от ожогов, обморожения, от осложнений при огнестрельных ранениях.
Николай Николаевич Мельников С самого начала войны перед учеными была поставлена задача разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, который переносят вши. Под руководством Мельникова было организовано производство дуста, различных антисептиков для деревянных деталей самолетов
Семен Исакович Вольфкович Советский химик-технолог, был директором НИИ удобрений и инсектицидов, занимался соединениями фосфора. Санитарной службе требовались средства против обморожения, ожогов, лекарственные средства. Над этим работали сотрудники его института.
Наблюдая за ранеными, Зинаида Виссарионовна Ермольева видела, что многие из них умирают не от ран, а от заражения крови. Она понимала, что во что бы то ни стало нужно найти средство для спасения раненых. Зинаида Виссарионовна синтезировала в 1942 году отечественный пенициллин (бензил пенициллин), антибиотик. Величайшей заслугой Ермольевой является то, что она не только первой получила пенициллин, но и активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. И сделала она это в труднейший период для российской науки – в годы Великой Отечественной войны.
1. Решите задачу.
Вычислите массу алюминия, который содержится в 1 тонне руды с массовой долей оксида алюминия 10%.
2. Сравните, какое количество алюминия можно было получить из тонны руды с показателем производительности в годы ВОВ. Какие выводы можно сделать?
3. В чем героический подвиг народа, находившегося в тылу?
4. Какова роль металлургической промышленности в годы ВОВ?
Приложение 4
Карта урока «Металлургическая промышленность в годы Великой Отечественной войне».
«В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина» (академик А.Е. Ферсман)
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1 |
Организационный |
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок!
|
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку |
Личностные |
2 |
Актуализация опорных знаний
|
Обращаюсь к классу: Ребята, приближается праздник, 76-летие Великой Победы. Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на земле жизнь, и поэтому память о годах войны вечна, как сама жизнь! Время – это река, где наши жизни – только молекулы воды. Мне бы хотелось, что бы наш сегодняшний урок стал особенным и необычным. А начать мне бы хотелось со слов известного авиаконструктора С.А. Лавочкина: «Я не вижу моего врага - немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета — наш и вражеский — столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Скажите, пожалуйста: В чем кроется смысл этой фразы? Из каких материалов изготавливают самолеты, танки и другую технику? Как называется отрасль промышленности, занимающаяся получением металлов и сплавов? |
Анализируют факты, формулируют выводы.
Варианты ответов учеников: 1. Создать лучшую боевую технику, самолеты. 2. Обладать лучшими знаниями и навыками для создания оборонной техники. 3. Победить противника. 4. Страна должна иметь ресурсы, развитую промышленность, лучшие кадры в тылу и на фронте. 5. Оборонную технику и транспорт создают из сплавов различных металлов. 6. Сплавы получают из металлов, металлы получают из руды. 7. Металлургическая промышленность.
|
Личностные, регулятивные. Познавательные, личностные, актуализация знаний и внутренняя мотивация к изучению нового материала |
3 |
Формулировка темы урока. Целеполагание. |
Ребята, как вы считаете, какова тема нашего урока? (о чем по вашему мнению пойдет речь на уроке?) Запишем тему урока: «Металлургическая промышленность. Роль металлов и сплавов в ВОВ». Цель урока: Доказать роль металлов и металлургической промышленности в Великой Победе.
Задачи: 2. Закрепить полученные знания по теме «Металлы, сплавы, получение металлов. 3. Показать роль металлов в Великой Победе. Отметить героизм тружеников тыла в годы ВОВ. |
Формулируют тему урока: Металлургическая промышленность и ее роль в годы ВОВ.
|
Личностные, регулятивные, актуализируют знания, полученные ранее, внутренняя потребность к построению учебных действий и фиксирование индивидуального затруднения в пробном |
4 |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном, реализация проекта выхода из затруднения
|
Текст для ознакомления: В период с июня 1941 года по май 1945 года на различных фронтах нашей страны воевало: · 8-13 млн. человек · 74 576 танков и штурмовых орудий · 85-165 тыс. орудий и минометов · 7-19 тыс. боевых самолетов · 184 мл. снарядов, мин и бомб в год · введено в действие 2900 новых промышленных предприятий. · Вопрос классу: · Как вы считаете ребята, правильно ли утверждать, что металлургическая промышленность стала ведущей в годы войны? Давайте попробуем высказать свои предположения (формулировка гипотезы). · Вопрос к классу: Какие знания пригодились человеку, что бы достичь цели и одержать Победу? · Задание классу: С помощью имеющихся знаний и дополнительного материала, докажите это, выполнив небольшое исследование. · Напоминаю: правила работы в группах. · Объясняю: суть работы. · Устанавливаю ограничение по времени: 15 минут. · Ход исследования: · 1 группа: «Горняки». Работа с картами и дополнительными информационными источниками. · Карты: «Металлургическая промышленность в СССР», Переброс промышленности в годы ВОВ (задание, Приложение 1). · 2 группа: «Металлурги». Работа с таблицей «Сплавы» и дополнительными источниками информации, (задание и таблицы , Приложение 2). · Задание: Определите, из каких сплавов и (или) металлов изготовлены: оборонная техника, приборы и снаряды. Напишите уравнения химических реакций, доказывающей получение металлов промышленным способом (выделены жирным шрифтом). · 3группа: «Оружейная бухгалтерия». · Информационная карточка, задача (задание, Приложение 3). · Вычислить массу алюминия, который содержится в 1 тонне руды с массовой долей оксида алюминия 10%. (проанализировать данные информационного источника и результаты решения задачи). |
Анализируют факты, формулируют выводы.
Возможные варианты ответов учеников: Для Победы потребовалась перестройка промышленности, возросло количество оборонной продукции, необходимо больше металлов и сплавов.)
Формулируют гипотезу: Развитие металлургической промышленности и трудовой подвиг людей в тылу, позволили одержать Победу в ВОВ.
Ответы учеников: химия, история, география.
Обучающиеся знакомятся с правилами работы в группах, заданиями. Распределяют роли в группах. Выполняют исследование. Заполняют сводную таблицу. Готовятся к выступлению. |
Личностные, регулятивные, актуализируют знания полученные ранее, внутренняя потребность к построению учебных действий и фиксирование индивидуального затруднения в пробном. |
7 |
Реализация выхода из затруднения |
Обращаюсь к ученикам: Есть такая поговорка: Если путник, взбираясь в гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути. Ребята, какую гипотезу мы выдвинули с вами, чтобы придти к цели сегодняшнего урока? Давайте проверим, так ли это? Прошу учащихся по 1 от каждой группы, зачитать выводы, оформленные ими в общей таблице. (а рабочие листы можно сдать в конце урока). Заслушиваю ответы учащихся, дополняю, корректирую. (Таблица, приложение 4) |
Записывают выводы обучающихся из других групп, в сводную таблицу после корректировки. Проверяют, анализируют, дополняют. Делают соответствующие выводы. Подтверждают гипотезу. |
Личностные, регулятивные. Проверка знаний. Взаимопроверка. |
8 |
Первичное закрепление новой информации |
Тест https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScVHqbJs08YRxCoVn7-qSr_cdP6AzJBqGYMUtF_miGfTaL5mQ/viewform?usp=sf_link
https://forms.gle/sK6HHjvgda8G46Q69
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeJqmg5Qh5qOGOwiu_CHzCp0DM-PikXG0N-jPUWKfFfXkMOsA/viewform?vc=0&c=0&w=1 |
Обучающиеся проходят тестирование используя ссылку. |
Проверка знаний. Самопроверка. |
9 |
Рефлексия |
Обращаюсь к классу: Ребята на ваших столах находятся карточки (смайлики), обратите внимание на интерпретацию каждого (слайд презентации), постарайтесь оценить работу на уроке и достижение его цели: 1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому. 2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя. 3. Я понял (а) материал частично. 4. Я ничего не понял (а).
|
Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.
|
Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.
|
ЗАДАЧА 2.Вычислить массу алюминия, который содержится в 1 тонне руды с массовой долей оксида алюминия 90%.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.