Технологическая карта учебного занятия, реализующего развитие УУД
Автор составитель: Проворова Людмила Ивановна____________________
Краткая аннотация урока:
предмет |
Изобразительное искусство с литературным чтением |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторы УМК |
Н.А. Горяева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общнобразоват. организаций / [Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема учебного занятия |
«Памятники архитектуры. Проект красивого здания» |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип учебного занятия |
открытие нового знания. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель занятия |
Знакомство с памятниками архитектуры нашей страны и своего родного края и проектирование здания при помощи плоских геометрических фигур. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обучающийся научится: различать основные виды художественной деятельности и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные материалы и собственного замысла приёмы работы передачи - Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию. Обучающийся получит возможность научиться видеть проявления художественной культуры вокруг видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие зданий, предметов; изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. |
Коммуникативные: У обучающегося будут сформированы: - обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, - обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; - описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства Обучающиеся получат возможность для формирования: - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания; - проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям. Регулятивные: У обучающихся будут сформированы: - планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов Обучающиеся получат возможность для формирования: - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Познавательные У обучающегося будут сформированы: - наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; -общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; Обучающиеся получат возможность для формирования: - видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); |
У обучающегося будут сформированы: -чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа -уважительное отношение к культуре искусству нашей страны -понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека. -навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. -умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. Обучающийся получит возможность для формирования:-понимания значения изобразительного искусства в жизни человека. -понимания роли искусства в собственной жизни. -внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ. -мотивации к коллективной творческой работе. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технологии обучения |
Критическое мышление |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения |
Ассоциативный ряд, кроссворд, представление материалов одновременно в словесной и знаково-символической формах, моделирование, групповая работа, самоконтроль |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства обучения |
Видео, карточки со словами, конверт с заданием и геометрическими фигурами, учебник |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
Ноутбук, мультимедиапроектор, карточки и геометрические фигуры для групповой работы учащихся, цветной лист А4, клей, цветные карандаши, кораблики для оценивания деятельности на уроке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактические разработки |
изображение острова и дуба, кораблики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы учебного занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Развиваемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап. Организационный момент. |
Приветствие учеников «Друг»
Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!
- Возьмитесь за руки и посмотрите друг на друга с улыбкой. |
Приветствие учителя. Подготовка рабочих мест.
(Берутся за руки и посмотрят друг на друга с улыбкой) |
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятель ности. Регулятивные:
принимают |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вызов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Просмотр видео-фрагмента «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина. Прием «яркое пятно» |
Создает эмоциональный настрой. На фоне видео (оно без звука) учитель читает отрывок из «Сказки….» «В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут, Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица Плачет, бьется в ней царица: И растет ребенок там Не по дням, а по часам. День прошел, царица вопит… А дитя волну торопит: «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли – Не губи ты наши душу: Выплесни ты нас на сушу!» |
Внимательно слушают учителя и смотрят на экран |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Напоминает обучающимся, как вести себя в группе. - Ребята, нас царица и ее сын просят помочь им поскорее выбраться из бочки. Как вы думаете, легко ли одному вытащить бочку из моря? - Кто приходит на помощь в трудную минуту? (друг, друзья) - Сегодня на уроке мы с вами будем работать в командах с друзьями. - Давайте вспомним правила работы в группах.
|
Выслушивают задание. Включаются в работу. Вспоминают правила работы в группе.
1.дружно работать 2.спокойно высказывать свое мнение 3.терпеливо выслушивать других 4.уважать мнения каждого 5. не перебивать говорящего |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. Решение кроссворда. |
Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию выполнения. Контролирует выполнение работы - Итак, чтобы спасти царицу с ребенком из бочки вам необходимо разгадать кроссворд. У вас на столе лежит конверт №1. - Вскрывайте конверт, доставайте кроссворд. Кто правильно разгадает кроссворд, отгадает ключевое слово урока. На работу вам 3-5 минут. |
Разгадывают кроссворд. Работают в группе.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Постановка цели урока. |
Выводит на цель урока. Помогает сформулировать задачи урока
- Какое ключевое слово у вас получилось?
«И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. Мать с младенцем спасена.. Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зеленый над холмом…»
- Назовите тему урока. - Какова цель урока?
- Какие задачи мы поставим перед собой для достижения цели? Назовите путь решения. |
Определяют тему урока. С помощью учителя строят путь достижения цели.
(Открывается доска. По центру остров с дубом. На столбе слов о АРХИТЕКТУРА.)
Архитектура Познакомиться с архитектурой.
(на доске даны опорные слова) 1 дать понятие (лексическое значение слову) архитектура, 2 узнать, что относится к архитектуре, 3 посмотреть какая архитектура есть в нашем городе и стране, 4 самому создать архитектуру. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осмысление |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичное восприятие через«ассоциативный ряд» слов. |
Организует обсуждение. Помогает подбирать слова к «ассоциативному ряду». Побуждает к высказыванию мнений.
- Ребята, а что вы представляете, когда слышите слово архитектура? Какими словами –синонимами можно заменить это слово? - Возьмите листочек и ручку, по центру запишите слово архитектура, а вниз в столбик запишите 5-6 слов -синонимом. На работу вам 3 минуты.
-1 группа назовите слово, которое ближе всего подходит архитектуре. - 2 группа зачитайте слово, которое на ваш взгляд раскрывает понятие - 3 группа - 4 группа - 5 группа назовите слово, которое еще не называли в других группах.
- Обратимся к словарю, чтобы дать полное лексическое значение слову. |
Составляют «ассоциативный ряд». Анализируют. Озвучивают понятие
(на кроне дерева появляются слова) Архитектура
Здание Дом Строение Постройка Сооружение
Архитектура – 1) Искусство проектирования и строения зданий, сооружений. 2) Стиль постройки. 3) Здание, сооружение. |
Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. Познавательные:извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об архитектуре. Коммуникативные: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Регулятивные: принимают
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Освоение нового теоретического учебного материала. Учебник |
Дает представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символичной формах.
«Отрясая грёзы ночи И дивясь перед собой Видит город он большой. Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей…»
- Как вы думаете, где мы можем найти информацию об архитектуре, узнать, что относится к архитектуре, посмотреть какая архитектура есть в рамках урока? - Конечно же в учебнике. Откройте учебник на с 42-47.
(На smart-доске изображен остров. Во время рассказа об архитектуре, учитель «вытаскивает» по одной картинке храм Василия Блаженного, дом Пашкова, Московский Государственный Университет, Кижи.) - А какие памятники архитектуры вы знаете в нашем городе?
|
Слушают. Анализируют.
В это время дети работают с учебником с 42 – 47
Театр Оперы и Балета Глобус Красный факел Кукольный театр Вознесенский собор Собор во имя Александра Невского Часовня Святого Николая Православный Троице-Владимирский собор |
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы, описывать объект. Регулятивные:
принимают Личностные: проявляют интерес к культурному наследию страны. Познавательные:извлекают информацию из прослушанного объяснения, воспринимают его с учетом поставленной учебной задачи, анализируют |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 Применение знаний и выполнение творческой работы в группе. |
Организует групповую работу. Контролирует процесс создания проекта. Корректирует деятельность в группах.
- Скажите, пожалуйста, а вы любите играть? - А во что вы чаще всего играете? - А лего или пазлы собирать любите? - Я предлагаю вам поиграть. Только играть мы будем с геометрическими фигурами. - Назовите, какие фигуры вы знаете. - Оказывается, все здания можно изобразить на плоскости при помощи геометрических фигур. - Возьмите конверт №2 и зеленую бумагу. При помощи фигур и клея соорудите (сконструируйте, спроектируйте) здание для царевича и царицы, в котором они потом будут жить. - Приступаем к работе. У вас на работу 7-10 минут.
(Группа, которая закончила работу, подходит к доске и крепит свое здание.)
- Какой чудный город у вас получился. Я думаю, что царевна и царевич остались очень довольны вашей работой. |
Работа в группах. Моделирование, проектирование здания из плоских геометрических фигур.
- Квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, круг, полукруг.
|
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, участвуют в обсуждении. Регулятивные:
умеют удерживать цель деятельности Познавательные:умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы работы над рисунком |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 Итог урока |
Подводит к выводу
- Итак, подведем итог урока. - Что нового вы узнали на уроке? - С чем познакомились на уроке? - Чемунаучились на уроке? |
Формулируют конечный результат своей деятельности. 1 Я узнал … 2 Я познакомился … 3 Я научился … |
Личностные:обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 Домашняя работа Разно –уровневая |
1. Нарисовать красивое здание и раскрасить. 2. Из цветной бумаги вырезать геометрические фигуры и спроектировать здание в технике аппликация 3. Сделай из бумаги в объеме проект красивого здания |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 Рефлексия |
«Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Корабельщики дивятся, На кораблике толпятся, На знакомом острову Чудо видят наяву: Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой…»
- Откройте конверт № 3. Достаньте кораблики.
Раскрасьте парус в: - зеленый цвет, если тебе понравился урок и ты успешно справился со всеми заданиями. - желтый цвет, если тебе на уроке было не очень интересно и трудно, но ты справился с поставленной задачей. - красный цвет, если тебе было трудно и не интересно. -А теперь поднимите свои кораблики и покажите, какого цвета паруса.
-Ребята, большое спасибо за работу. У нас с вами получился очень интересный и плодотворный урок. Желаю вам удачи и достижения больших успехов. «Добрый путь вам, господа.» |
Осуществляют самооценку
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источники:
1. А.С. Пушкин . Сказки.
2. Н.А. Горяева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общнобразоват. организаций / [Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
3. Интернет - ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.