Интегрированный урок ИЗО и литературное чтение. Памятники архитектуры

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомство с памятниками архитектуры нашей страны и своего родного края и проектирование здания при помощи плоских геометрических фигур.
Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта учебного занятия, реализующего развитие УУД

Автор составитель: Проворова Людмила Ивановна____________________

Краткая аннотация урока:

предмет

Изобразительное искусство с литературным чтением

 

 

Авторы УМК

Н.А. Горяева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общнобразоват. организаций / [Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

 

 

Тема учебного занятия

«Памятники архитектуры. Проект красивого здания»

 

 

Тип учебного занятия

открытие нового знания.

 

 

Цель занятия

Знакомство с памятниками архитектуры нашей страны и своего родного края и проектирование здания при помощи плоских геометрических фигур.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится:

различать основные виды художественной деятельности и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные материалы и собственного замысла приёмы работы  передачи

- Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

наблюдать,    сравнивать,    сопоставлять    и  анализировать пространственную     форму  предмета;   изображать   предметы различной    формы;    

использовать    выразительные     средства   изобразительного искусства:    композицию,     форму,   ритм,   линию.

Обучающийся получит возможность научиться

видеть    проявления     художественной      культуры    вокруг

видеть,  чувствовать  и  изображать  красоту  и  разнообразие  зданий, предметов;

изображать     многофигурные  композиции     на  значимые жизненные    темы   и участвовать     в коллективных работах на  эти   темы.

Коммуникативные:

У обучающегося будут сформированы:

-  обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы,

- обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

-  описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;

- проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям.

Регулятивные:

У обучающихся будут сформированы:

- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные

У обучающегося будут сформированы:

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета;  

-общаться с искусством, участвовать в обсужде­нии содержания и выразительных средств произведений искусства;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитек­тура, дизайн, скульптура и др.);

У обучающегося будут сформированы:

-чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа

-уважительное отношение к культуре искусству нашей страны 

-понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.

-навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Обучающийся получит возможность для формирования:-понимания значения изобразительного искусства в жизни человека.

-понимания роли искусства в собственной жизни.

-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ.

-мотивации к коллективной творческой работе.

Технологии обучения

Критическое мышление

Методы обучения

Ассоциативный ряд, кроссворд, представление материалов одновременно в словесной и знаково-символической формах, моделирование, групповая работа, самоконтроль

Средства обучения

Видео, карточки со словами, конверт с заданием и геометрическими фигурами, учебник                               

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Ноутбук, мультимедиапроектор, карточки и геометрические фигуры для групповой работы учащихся, цветной лист А4, клей, цветные карандаши, кораблики для оценивания деятельности на уроке.

Дидактические разработки

изображение острова и дуба, кораблики.

Организационная структура урока

 

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Развиваемые УУД

1 этап. Организационный момент.

Приветствие учеников «Друг»

 

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 

- Возьмитесь за руки и посмотрите друг на друга с улыбкой.

Приветствие учителя. Подготовка рабочих мест.

 

(Берутся за руки и посмотрят друг на друга с улыбкой)

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятель ности.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Вызов

2. Просмотр видео-фрагмента «Сказки о царе Салтане…»  А.С. Пушкина. Прием «яркое пятно»

Создает эмоциональный настрой.

На фоне видео (оно без звука) учитель читает отрывок из «Сказки….»

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица:

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

День прошел, царица вопит…

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!

 Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты наши душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

Внимательно слушают учителя и смотрят на экран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напоминает обучающимся, как вести себя в группе.

- Ребята, нас царица и ее сын просят помочь им поскорее выбраться из бочки. Как вы думаете, легко ли одному вытащить бочку из моря?

- Кто приходит на помощь в трудную минуту? (друг, друзья)

- Сегодня на уроке мы с вами будем работать в командах с друзьями.

- Давайте вспомним правила работы в группах.

 

 

Выслушивают задание.

Включаются в работу.

Вспоминают правила работы в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.дружно работать

2.спокойно высказывать свое мнение

3.терпеливо выслушивать других

4.уважать мнения каждого

5. не перебивать говорящего

 

3. Актуализация знаний.

Решение кроссворда.

Формулирует задание.

Обеспечивает мотивацию выполнения. Контролирует выполнение работы

- Итак, чтобы спасти царицу с ребенком из бочки вам

необходимо разгадать кроссворд. У вас на столе лежит конверт №1.

- Вскрывайте конверт, доставайте кроссворд.  Кто правильно разгадает кроссворд, отгадает ключевое слово урока. На работу вам 3-5 минут.

Разгадывают кроссворд.  Работают в группе.

 

 

 

 

 

 

 

С

К

 

Т

Б

 

 

 

 

 

В

А

О

 

К

О

 

Б

 

 

 

О

Л

М

М

А

Г

Ш

Е

 

И

 

Л

Т

А

У

Ч

А

М

Л

 

З

О

Н

А

Р

Х

И

Т

Е

К

Т

У

Р

А

Н

 

А

Х

Ы

Л

А

 

М

Е

 

 

 

 

А

Р

Ь

 

 

Р

Ш

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

У

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

И

 

 

По вертикали:

1.       Как зовут царя?

2.       В кого превратился князь Гвидон в первый раз?

3.       В кого превратился князь Гвидон во второй раз?

4.       Кто обещал наткать полотна на весь мир?

5.       Кого обещала родить третья девица, если царь Салтан возьмет ее в жены?

6.       В кого превратился князь Гвидон в третий раз?

7.       Какой волшебный зверек сидел в хрустальном домике?

8.       Что было внутри орешков, которые грызла белочка?

9.       Что грызла белочка?

10.     К чему обращается дитя за помощью, чтобы оказаться на суше?

 

4. Постановка цели урока.

Выводит на цель урока. Помогает сформулировать задачи урока

 

- Какое ключевое слово у вас получилось?

 

«И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена..

Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом…»

 

- Назовите тему урока.

- Какова цель урока?

 

 

- Какие задачи мы поставим перед собой для достижения цели? Назовите путь решения.

Определяют тему урока. С помощью учителя строят путь достижения цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Открывается доска. По центру остров с дубом. На столбе слов

о АРХИТЕКТУРА.)

 

Архитектура

Познакомиться с архитектурой.

 

(на доске даны опорные слова)

1 дать понятие (лексическое значение слову) архитектура,

2 узнать, что относится к архитектуре,

3 посмотреть какая архитектура есть в нашем городе и стране,

4 самому создать архитектуру.

 

Осмысление

5. Первичное восприятие через«ассоциативный ряд» слов.

Организует обсуждение. Помогает подбирать слова к «ассоциативному ряду». Побуждает к высказыванию мнений.

 

- Ребята, а что вы представляете, когда слышите слово архитектура? Какими словами –синонимами можно заменить это слово?

- Возьмите листочек и ручку, по центру запишите слово архитектура, а вниз в столбик запишите 5-6 слов -синонимом. На работу вам 3 минуты.

 

-1 группа назовите слово, которое ближе всего подходит архитектуре.

- 2 группа зачитайте слово, которое на ваш взгляд раскрывает понятие

- 3 группа

- 4 группа

- 5 группа назовите слово, которое еще не называли в других группах.

 

- Обратимся к словарю, чтобы дать полное лексическое значение слову.

Составляют «ассоциативный ряд».

Анализируют.

Озвучивают понятие

 

 

(на кроне дерева появляются слова)

Архитектура

 

Здание

Дом

Строение

Постройка

Сооружение

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура –

1)    Искусство проектирования и строения зданий, сооружений.

2)    Стиль постройки.

3)    Здание, сооружение.

 

Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

Познавательные:извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об архитектуре.

Коммуникативные: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать

на вопросы, делать выводы.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

 

6. Освоение нового теоретического учебного материала.

Учебник

Дает представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символичной формах.

 

«Отрясая грёзы ночи

И дивясь перед собой

Видит город он большой. Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей…»

 

- Как вы думаете, где мы можем найти информацию об архитектуре, узнать, что относится к архитектуре, посмотреть какая архитектура есть в рамках урока?

- Конечно же в учебнике. Откройте учебник на с 42-47.

 

(На smart-доске изображен остров. Во время рассказа об архитектуре, учитель «вытаскивает» по одной картинке храм Василия Блаженного, дом Пашкова, Московский Государственный Университет, Кижи.)

- А какие памятники архитектуры вы знаете в нашем городе?

 

Слушают. Анализируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В это время дети работают с учебником с 42 – 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театр Оперы и Балета

Глобус

Красный факел

Кукольный театр

Вознесенский собор

Собор во имя Александра Невского

Часовня Святого Николая

Православный Троице-Владимирский собор

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы, описывать объект.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.

Личностные: проявляют интерес к культурному наследию страны.

Познавательные:извлекают информацию из прослушанного объяснения, воспринимают его с учетом поставленной учебной задачи, анализируют

7 Применение знаний и выполнение творческой работы в группе.

Организует групповую работу. Контролирует процесс создания проекта. Корректирует деятельность в группах.

 

- Скажите, пожалуйста, а вы любите играть?

- А во что вы чаще всего играете?

- А лего или пазлы собирать любите?

- Я предлагаю вам поиграть. Только играть мы будем с геометрическими фигурами.

- Назовите, какие фигуры вы знаете.

- Оказывается, все здания можно изобразить на плоскости при помощи геометрических фигур.

- Возьмите конверт №2 и зеленую бумагу. При помощи фигур и клея соорудите (сконструируйте, спроектируйте) здание для царевича и царицы, в котором они потом будут жить.

- Приступаем к работе. У вас на работу 7-10 минут.

 

(Группа, которая закончила работу, подходит к доске и крепит свое здание.)

 

- Какой чудный город у вас получился. Я думаю, что царевна и царевич остались очень довольны вашей работой.

Работа в группах. Моделирование, проектирование здания из плоских геометрических фигур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, круг, полукруг.

 

 

 

 

 

 

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, участвуют в обсуждении.

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности
до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные:умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы работы над рисунком

Рефлексия

 8 Итог урока

Подводит к выводу

 

- Итак, подведем итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- С чем познакомились на уроке?

- Чемунаучились на уроке?

Формулируют конечный результат своей деятельности.

1 Я узнал …

2 Я познакомился …

3 Я научился …

Личностные:обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку

зрения

9 Домашняя работа

Разно –уровневая

 

1.     Нарисовать красивое здание и раскрасить.

2.     Из цветной бумаги вырезать геометрические фигуры и спроектировать здание в технике аппликация

3.     Сделай из бумаги в объеме проект красивого здания

 

 

10 Рефлексия

«Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой…»

 

- Откройте конверт № 3.

Достаньте кораблики.

 

Раскрасьте парус в:

- зеленый цвет, если тебе понравился урок и ты успешно справился со всеми заданиями.

- желтый цвет, если тебе на уроке было не очень интересно и трудно, но ты справился с поставленной задачей.

- красный цвет, если тебе было трудно и не интересно.

-А теперь поднимите свои кораблики и покажите, какого цвета паруса.

 

-Ребята, большое спасибо за работу. У нас с вами получился очень интересный и плодотворный урок. Желаю вам удачи и достижения больших успехов.

«Добрый путь вам, господа.»

Осуществляют самооценку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники: 

1.     А.С. Пушкин . Сказки.

2.     Н.А. Горяева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общнобразоват. организаций / [Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

3.     Интернет - ресурсы


 

Посмотрите также