Интегрированный урок: литература + обществознание Тема: "Опасный путь преступной жизни. Уроки нравственности" (по повести В. Железникова « Чучело»)
Оценка 5

Интегрированный урок: литература + обществознание Тема: "Опасный путь преступной жизни. Уроки нравственности" (по повести В. Железникова « Чучело»)

Оценка 5
docx
04.05.2020
Интегрированный урок: литература + обществознание Тема: "Опасный путь преступной жизни. Уроки нравственности"   (по повести В. Железникова « Чучело»)
Урок по повести Чучело.docx

Интегрированный урок: литература + обществознание

Тема: "Опасный путь преступной жизни. Уроки нравственности"

 (по повести В. Железникова « Чучело»)

Учитель русского языка и литературы - Медлярская И.М.

Учитель истории и обществознания -  Жестова А.А.

Цели.

Обучающая: познакомить учащихся с творчеством Владимира Железникова, выработка навыков литературоведческого анализа.

Развивающая: развивать читательский интерес, речь, мыслительную деятельность учащихся.

Воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к творчеству и личности писателя, чувство сопереживания, сострадания к ближнему.

  1. Дать представление об основных понятиях: преступление, умысел, соучастие в преступлении, уголовная ответственность и наказание
  2. Формировать навык критического анализа сложных ситуаций
  3. Формировать умение работать в группе, выражать свои собственные взгляды
  4. Воспитывать уважение к закону и законопослушность

Задачи:

1)      Проанализировать некоторые эпизоды повести В. Железникова «Чучело».

2)      Поговорить о правовой защите личности, о правах и обязанностях ребёнка.

Оборудование:

-Плакаты с афоризмами

-отрывки из повести «Чучело»

-Иллюстрации к повести «Чучело»

-Презентация к уроку

Оформление:

Плакаты с афоризмами

Помни – ты не один.
На свете кроме тебя есть другие люди,
и они нуждаются в твоей доброте,
понимании, мужестве, в твоей защите и помощи.

                                                                  Лев Кассиль

Одиночество-порой лучшее общество.
                                                   Д.Мильтон, английский поэт

Общество готовит преступление, преступник его совершает.

                                                                                     Л.Кетле, математик

 

Ход урока.

1)Вступительное слово учителя. Объявляем цели и задачи урока.

Учитель обществознания: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок обществознания и литературы. Мы поговорим об опасном пути преступной жизни подростка на примере повести Владимира Карповича Железнякова «Чучело».

- Подростковый возраст чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку кажется, что он все может. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям – к проступкам и преступлениям.

-Дайте определение словам – проступок и преступление как вы    их понимаете. А теперь обратите внимание на слайд, запишите эти определения в тетрадь.

(Преступление – это действие или бездействие, представляющее опасность для личности, общества, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом.)

 - Что значит бездействие?

Проступок -  менее опасные поступки людей. Но за них тоже следует отвечать.(приведите примеры).

А теперь обратите внимание на слайд, запишите эти определения в тетрадь.

- Каждый из подростков знает, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И, тем не менее, число малолетних преступников увеличивается. Почему?

- А с какого возраста наступает ответственность за совершенные преступления и проступки.

Согласно Уголовному кодексу РФ, общий минимальный возраст уголовной ответственности наступает по достижении 16 лет. Однако по некоторым, особо тяжким, преступлениям возраст уголовной ответственности снижен до 14 лет.

- Какие виды наказаний могут быть применены к подростку.                                                                                                                    

- Наказание применяется не только в целях восстановления справедливости, но и как средство исправления осужденных и предупреждения новых преступлений.

- А ведь часто подросток оказывается в сложной ситуации просто потому, что не может сказать простое – нет.

- Испытывали ли вы когда-нибудь давление со стороны друзей, подстрекали ли вас сделать что - либо противоречащее вашим взглядам?

- Будем надеяться, что вы никогда не окажетесь на месте героев произведения «Чучело».

Учитель литературы: Есть детские книги, в которых действуют одни лишь малыши или подростки, а папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя совершенно отсутствуют, словно их и в помине нет. Читаешь такие произведения и диву даешься: где это авторы видели, чтобы детский мир существовал в полной изоляции от родителей и родственников, от всего большого мира?! И совершенно напрасно иные люди считают, что с маленькими читателями следует говорить лишь о маленьких, чисто детских занятиях и переживаниях

- Многие взрослые считают, что детство — это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем

-  Именно в детстве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием. Поэтому так важно разобраться что такое хорошо, а что такое плохо.

Учитель обществознания - Вы видите на экране слова, называющие качества человеческого характера. (предательство, подлость, жестокость, равнодушие, лицемерие, доброта, достоинство, верность, благородство, преданность, бескорыстие) 

Я предлагаю вам самим разобраться, какие из них положительные, а какие отрицательные. Распределите слова в две колонки.(в тетради)

- А теперь давайте проверим, что у нас получилось.

Учитель литературы: Все эти качества в большей или меньшей степени живут в душе каждого человека, и нужна экстремальная ситуация, когда человек оказывается перед выбором: совершить подлый поступок, чтобы сохранить свое благополучие, или быть битым, но сохранить достоинство.

Известны случаи, когда внешне незаметный, скромный человек в ответственный момент делал свой выбор и совершал героический поступок, часто ценой собственной жизни; другой, с виду боевой и энергичный, в последний момент, спасая себя, свое благополучие, становился предателем.

            Каждый из нас имеет право на такой выбор. Именно в такие моменты мыможем узнать, чего мы стоим.

            Перед выбором оказались и герои повести В. Железникова «Чучело».

- Владимир Карпович  Железников давно и плодотворно работает в детской литературе.

- Немного о нём расскажут ребята ( сообщение о В.Железникове)

1)      Аналитическая беседа по повести В. Железникова «Чучело».

 

- Понравилась ли вам повесть? Чем?

- Напомните сюжет.

-Что особенно запомнилось? Назовите самые сильные, на ваш взгляд, моменты повести.

    Знакомство с героями:  слайд

    - А теперь давайте поближе познакомимся с героями повести. Кто они? (Николай Николаевич Бессольцев, Лена, Димка Сомов, Миронова-Железная кнопка, Рыжий, Лохматый, Шмакова, Попов, Васильев, Маргарита Ивановна.)

 

- Дайте краткую характеристику каждому из них.

 

Начнем с Николая Николаевича Бессольцева, ведь он со своим домом, картинами, героическим прошлым этого древнего провинциального городка является одним из главных героев повести.   (сообщение  детей)

-Кто вам больше всех понравился, а кто нет?

- Ребята, еще не зная, что произойдет дальше, вас ничто не насторожило в этом классе?

(Нет почти ни одного имени - только фамилии и прозвища.)

— Почему у многих ребят нет имён, только фамилии, клички?

 (Может быть, называя некоторых ребят только кличками, автор хочет подчеркнуть, как это больно. А ещё, может быть, автор хотел показать, что человек невольно начинает соответствовать своей кличке: “Раз я Железная Кнопка, то я буду такой: бессердечной, безжалостной — железной”. Попик (уменьшительно-ласкательный суффикс -ик говорит о том, что это маленький человек, и обладатель его чувствует себя рабом). И поэтому автор предупреждает нас: “Стойте! Задумайтесь! Клички разрушают личность”

— Зачем автор рассказывает нам историю рода Бессольцевых?

( Лишь у главных героев повести есть полные имена, отчества, фамилии. Они знают и берегут свою родословную. Это очень важно, чтобы стать человеком)

- Кто такая Лена Бессольцева?

- Как прошло ее знакомство с классом? Как встретили ее одноклассники?

- За что ее прозвали Чучелом? Почему? (Она была непохожа на них.)

-Кто дал ей это обидное прозвище?

( Рассказам о главных героях — Николае Николаевиче Бессольцеве и его внучке Ленке — уделяется особое внимание).

- Какое событие перевернуло жизнь Лены Бессольцевой, заставило ее по-новому увидеть мир? Расскажите о нем.
(Пересказ эпизода. Беседа по вопросам.)

- Почему Лена берет вину на себя?
- Что глубже всего ранит девочку?
(Предательство и подлость, малодушие того, от кого не ждешь. Молчание – это тоже предательство).

- Димка Сомов предает Лену не раз. Как это происходит?
— Почему Ленка не назвала его имени, хотя такая возможность была не раз? Как это её характеризует? Поразмышляйте над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие. Присущи ли они нашей героине?

- Просится ли в наш разговор о повести Железникова слово «жестокость»?

- Что стоит за этим словом? Как вы его понимаете?

- Почему все одноклассники так жестоки?

-  За что ребята преследуют Ленку?

-  Кто из этой компании самый жестокий?

-Какая сцена является кульминационной? До какого предела дошла детская жестокость

- Кто первым предлагает сжечь Ленку на костре? (читаю отрывок о сожжении Ленки на костре)

 

- Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции, церковники жгли тех, кто мыслил иначе. Вот и Лена была именно такой.

 

- В мире и сейчас много жестокости, но если бы каждый из героев не совершил подлого поступка, зла на земле было  бы намного меньше.

 

- Какова вина каждого из героев, участвовавших в этой жестокости?

- Кто был организатором этой травли?

-Почему дети идут за Железной Кнопкой? (потому что не могут сказать нет)

Учитель обществознания : А как с этим обстоит дело у вас?

Давайте разыграем ситуации, в которых попробуем, проверить можете ли противостоять

соблазнам и давлению со стороны.

  • Друзья пытаются убедить тебя солгать родителям.                 
  • Друзья пытаются заставить тебя курить.                     
  • Друзья пытаются поссорить тебя с другим учеником.

Игра

(Один играет роль того, кто должен принять решение, второй совесть третий искушение. На местах ведут записи и предлагают свои аргументы против.)

Что ты чувствовал, когда тебя пытались уговорить.                                                                   .

Учитель литературы:  Какими качествами необходимо обладать, чтобы не поддаваться негативному влиянию

-Обладали ли такими качествами герои нашей повести?

-Поведение кого из ребят можно назвать по-настоящему подлым? Почему?

- А где были остальные ребята в классе? (Автор даже не называет их)

 

-Как можно назвать их поведение?(Равнодушие)

 

- Да, страшным словом - равнодушие. Как вы его понимаете?

 

-А можно ли назвать их поведение преступным? Почему?

- Да их действия можно назвать преступлением, но нравственным. За такие преступления надо нести ответственность.

 

- Для героев нашей повести всё обошлось, т.е. их не наказали, но они поняли, что за свои поступки надо отвечать хотя бы перед самим собой.

- Согласны ли вы со словами английского поэта, что в данной ситуации одиночество-это лучшее общество.

 

- Какое чувство у вас оставила повесть – пессимизм или оптимизм? Аргументируйте свой ответ.               (  В качестве главного аргумента приводят финал повести.)


-Чем закончилась повесть?

 

-Почему Лена одержала верх над одноклассниками?

(Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием,чувством собственного достоинства, а Железной Кнопке и ее компании, кроме           силы и преданности ложным идеалам, нечего было противопоставить этому)

- Изменились ли ребята после этой истории?

 

- Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему?

- О чём задумались вы, читая её? Что потерял город с отъездом Бессольцевых?

- По повести В. Железникова снят одноименный фильм. Что произвело на вас большее впечатление - фильм или повесть? -   Почему?

 

- Если бы вам дали возможность поменять название повести, как бы вы его назвали?

 

- Чему повесть нас учит?

(Достоинству, человечности, доброте, умению ценить настоящих людей)

 

Учитель обществознания: Давайте вернёмся к началу нашего урока и вспомним, что одной из причин совершения проступков и преступлений является невозможность противостоять давлению со стороны одноклассников, друзей или просто ложное стеснение сказать нет.

 

- Для подведения итогов давайте вспомним человеческие качества необходимые для существования в коллективе, которые помогут вам не оказаться в такой ложной ситуации, как герои повести.называйте их и давайте прикрепим их у доски.

Чтобы не попасть на опасный путь преступной жизни помните всегда что писателя   Льва Кассиля.

 

Помни – ты не один.
На свете кроме тебя есть другие люди,
и они нуждаются в твоей доброте,
понимании, мужестве, в твоей защите и помощи.

 

- Какие выводы вы сделали из этого урока?

Учитель литературы:  Оценки за урок

 

Домашнее задание:

- Напишите синквейн на тему «Ответственность», «Человечность»

- Напишите письмо «Письмо Диме С.» и «Письмо Железной Кнопке» о недопустимости их поведения с точки зрения нравственности и закона.

А также  «Письмо Лене Б.»

                                              


 

Интегрированный урок: литература + обществознание

Интегрированный урок: литература + обществознание

Ход урока. 1)Вступительное слово учителя

Ход урока. 1)Вступительное слово учителя

Многие взрослые считают, что детство — это самая безоблачная, беззаботная пора

Многие взрослые считают, что детство — это самая безоблачная, беззаботная пора

Начнем с Николая Николаевича Бессольцева, ведь он со своим домом, картинами, героическим прошлым этого древнего провинциального городка является одним из главных героев повести

Начнем с Николая Николаевича Бессольцева, ведь он со своим домом, картинами, героическим прошлым этого древнего провинциального городка является одним из главных героев повести

Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции, церковники жгли тех, кто мыслил иначе

Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции, церковники жгли тех, кто мыслил иначе

Почему Лена одержала верх над одноклассниками? (Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием,чувством собственного достоинства, а

Почему Лена одержала верх над одноклассниками? (Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием,чувством собственного достоинства, а
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020