Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №1»
Интегрированный урок математики и экологии
2 класс
Тема. «Письменные приемы сложения и вычитания
(повторение пройденного)»
подготовила
учитель начальных классов
Чурсина А.С.
Черногорск 2020
Цель: Закрепить письменные приёмы сложения и вычитания, совершенствовать вычислительные навыки.
Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствовать вычислительные навыки;
- совершенствовать умение применять письменные приёмы сложения и вычитания.
Развивающие: развивать мышление, сообразительность, культуру речи, память, развивать умение делать логические выводы.
Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, воспитывать чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе.
УУД:
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности;
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование волевой саморегуляции; освоение способов решения проблем поискового характера;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос; формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос, аргументировать;
Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).
Ход урока
I. Организационный момент
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!
II. Сообщение темы и целей урока
У. Сегодня на уроке мы повторим письменные приемы сложения и вычитания двухзначных чисел. Кроме того, вы узнаете много интересного.
III. Устный счет
У. Сейчас вы устно должны решить примеры. За каждых два правильно решенных примера я вам даю одну букву, из которых мы потом составим слово.
1. Найдите разность чисел 15 и 9 (6);
2. Найдите сумму чисел 8 и 7 (15 - Л).
3. Уменьшаемое 60, вычитаемое 30. Найдите разность (30);
4. Первое слагаемое 40, второе слагаемое 30. Найдите сумму ( 70 - Ь).
5. 55 уменьшите на 5 (50);
6. 95 увеличьте на 5 (100 - Е).
У. Какое слово получилось?
Д. Ель.
У. А что мы называем елью?
Ответы детей.
У. Сегодня мы с вами узнаем, какую пользу приносит замечательное дерево – ель. Это одно из самых теневыносливых деревьев. Растет чаще всего на влажной глинистой почве. Хвоя у ели короткая, жесткая, сидит на ветвях поодиночке, но очень тесно, поэтому ель дает густую тень. А знаете ли вы, какой высоты бывает ель?
-Назовите мне число, в котором 4 десятка и 0 единиц.
Д. 40.
У. Правильно. Ель может достигать до 40 метров в высоту, а в диаметре бывает до 1 м. Попробуйте перевести 1м в см и в дм.
Д. 1м = 100см = 10дм
У. Корни у ели широко разрастаются в стороны, но расположены неглубоко, поэтому еловые деревья легко валит ветер. А прожить ель может до 300 лет и больше. Иногда считают, что хвоя ели не опадает. Но если посмотреть на землю под елью. Она сплошь покрыта хвоей. Это значит, что хвоя опадает, но не вся сразу и не каждый год. Вычислим, сколько лет может жить одна хвоинка? Для этого вам нужно решить задачу:
- На двух ветках сидело по четыре вороны. Сколько всего ворон сидело на ветках?
Д. На ветке сидело 8 ворон.
У. Одна хвоинка может жить от 5 до 8 лет.
-У знакомой нам с детства лесной красавицы ёлки имеется много полезных назначений — помимо роли новогоднего дерева. Например, из нее получают смолу, скипидар, деготь, целлюлозу и канифоль. А сколько полезных товаров изготавливают из этих веществ — и не перечислишь. Ель участвует даже в производстве шелка и пороха.
А почему ель называют музыкальным деревом? Ее удивительные музыкальные свойства были подмечены очень давно. Она прекрасно резонирует и издает красивый звук, благодаря чему из ели делают части для многих музыкальных инструментов — обычно это верхние деки. Гитары, скрипки, фортепиано и рояли, старинные русские гусли и еще много инструментов обязаны своим звучанием ёлочке. А все потому, что ее ствол по-особенному «сконструирован»: крепкие и жесткие годовые кольца дают звуку «верх», а мягкая древесина в промежутках между ними — «низ». Из-за этого еловые инструменты обладают объемным и ярким звуком.
У. Вот сколько пользы приносит ель человеку. Но мы с вами рубить елочку не будем, потому что она пользу приносит не только человеку. А кому, мы с вами узнаем позже. IV. Физкультминутка V. Повторение. Работа по учебнику
У. Чтобы начать работу, мы сначала повторим алгоритм сложения и вычитания.
-Какое правило, мы соблюдаем, когда записываем такие примеры?
Д. Пишем десятки под десятками, а единицы под единицами.
У. А когда начинаем вычислять?
Д. Сначала складываем единицы и записываем под единицами. Затем складываем десятки, записываем под десятками.
У. А сейчас работаем по учебнику.
Задание читает один ученик.
У. Первые два примера решаем с объяснением у доски, используя алгоритм. Остальные – самостоятельно с последующей проверкой.
У. А сейчас мы немного отдохнем и разгадаем загадки:
- Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
Д. Медведь.
У. Медведь делает свою берлогу под корнями ели.
Много стихов, загадок, сказок и даже песен сложено про этого зверя. А кто из вас знает, почему говорят, что медведь зимой лапу сосет?
Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.
- И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберётся в куст — и спит,
Кочерыжку съест — и сыт.
Д. Это заяц.
У. Елка ему служит укрытием от врагов и от метели.
- Я люблю орешки, А наряд мой прост: Меховая шубка Да пушистый хвост.
Д. Это белка.
У. Белка питается семенами шишек ели.
- Все деревья я лечу
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных, маленьких жуков…
Д. Это дятлы.
У. Дятлы тоже питаются семенами ели.
-
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.
Д. Это клёст.
У. Клестов легко обнаружить по отрывочному, но очень звучному крику, который всегда издают, перелетая с дерева на дерево или кормясь на вершинах елей семенами шишек. Клюв клеста приспособлен для добычи семян из шишек хвойных деревьев. Своих птенцов она выводит зимой. Делает гнездо в густых ветвях ели. Вот вы и узнали, кому еще приносит пользу ель.
VI. Работа над пройденным материалом.
Решение задачи
На доске:
В заповедник для посадки привезли молодые ели. В одной машине было 23 елочки, а в другой – 40. Школьникам для посадки выдали 20 елок. Сколько елок осталось в этих машинах? Чтение задачи про себя, потом вслух.
У. О чем говорится в задаче?
Д. О елочках, которые привезли для посадки.
У. Что говорится о елочках? Д. В одной машине было 23 елочки, а в другой – 40.
У.Что сделали с елочками?
Д. Выдали детям.
У. Сколько елок выдали?
Д. 20.
У. Что надо узнать в задаче?
Д. Сколько елочек осталось.
У. Запишите задачу кратко (один ученик работает у доски).
Привезли – 23 е. и 40 е.
Выдали – 20 е.
Осталось - ?
Решение задачи дети записывают самостоятельно. Один ученик может решать за доской.
1) 23+40=63 (е.) – было всего.
2) 63-20=43 (е.) – осталось.
Ответ: 43 елочки.
Проверка решения.
У. Ребята, отгадайте еще одну загадку:
- На лесной опушке,
Около избушки,
Выросли подружки –
Шишки на макушке,
Острые иголки
Зелены и колки. (Елки)
У. Ребята, а как можно поступить, чтобы не рубить елку? Чем можно заменить ее?
Ответы детей.
У. Можно составить разные композиции, при этом использовать только маленькие еловые веточки. А можно купить искусственную елочку.
VII. Домашнее задание: №2, 7, с. 66.
VIII. Подведение итогов урока
У. Молодцы, вы хорошо сегодня потрудились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?
Ответы детей.
У. Давайте еще раз вспомним алгоритм сложения и вычитания в столбик.
Ответы детей.
У. О каком дереве мы сегодня говорили? Кому и какую пользу приносит ель?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.