Интегрированный урок математики и физики "Давление твёрдых тел. Решение задач"
Оценка 4.9

Интегрированный урок математики и физики "Давление твёрдых тел. Решение задач"

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
математика +1
31.07.2020
Интегрированный урок математики и физики "Давление твёрдых тел. Решение задач"
Интегрированный урок по теме "Давление твёрдых тел. Решение задач" был проведён в 8 классе для обучающихся с нарушением слуха. Цель урока: закрепить понятие давления твёрдых тел, навыки решения задач физического содержания с помощью формул и с использованием математических приёмов, показать межпредметную связь физики и математики.
Интегрированный урок математики и физики.docx

Открытый интегрированный урок физики и математики в 8 классе

Учитель физики: Моисейкина Любовь Фадеевна  

Учитель математики: Журавлёва Ирина Васильевна

 

Тема:  Давление твёрдых тел. Решение задач.

Цели: Закрепить понятие давления твёрдых тел, показать межпредметную связь физики и математики

Задачи:

                  - обучающие: повторить, закрепить и проверить на практике физические и математические понятия: давление, масса, площадь, сила, пропорция, стандартный вид числа; применить знание прямой и обратной пропорциональной зависимости, основного свойства пропорции при решении задач;

                  - развивающие: развивать навыки решения задач, практические навыки проведения экспериментальных работ, использовать полученные знания для объяснения физических процессов, развивать логическое и математическое мышление, умение выделять главное, обобщать.

                  - воспитательные: развивать интерес к предметам физика и математика, воспитание трудолюбия, умения доводить до конца начатую работу, воспитание умения работать коллективно.

                  - коррекционные: развивать слуховое восприятие и речь учащихся с использованием специальных терминов.

Тип урока: закрепление изученного

Оборудование:  динамометры, линейки, карточки с дом.  заданиями, таблички с цифрами  от 1 до 4 для теста, мультимедийная система (проектор, экран, компьютер).

 

Ход урока:

I.                   Организационный момент

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

-Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Давайте их поприветствуем. Садитесь.

 

II.               Проверка слуха учащихся

-Ребята, аппараты у всех есть? Сейчас я проверю, как вы меня слышите.

Учитель за экраном произносит знакомый для учащихся речевой материал:

сила; давление; пропорция; площадь; масса тела; квадратный метр.

 

III.           Объявление темы, цели и плана урока (Презентация, слайд 1)

Сегодня мы проводим необычный урок: на одном занятии мы повторим, закрепим и значительно расширим знания одновременно по двум предметам – физике и математике, покажем связь между этими науками. Поэтому наш урок называется интегрированным.  Тема урока «Давление твёрдых тел. Решение задач». Нам предстоит заниматься расчётами, вспомнить  перевод единиц измерения физических величин в систему СИ, выражать величины из формул, повторить зависимости между величинами, основное свойство пропорции и решать задачи, применяя знания, полученные на уроках физики и математики.

IV.            Фонетическая зарядка (табличка на доске)

На уроке нам встретятся следующие словосочетания. Давайте их прочитаем, соблюдая ударение и  правильно произнося звуки в словах.

си́ла давле́ния                               динамо́метр

пло́щадь опо́ры                            станда́ртный вид числа́

           

              

               плашмя́                            пря́мо пропорциона́льная зависимость

лежи́т    на ребре́                           обра́тно пропорциона́льная зави́симость

              на торце́

 

V.               Повторение изученного материала (Презентация, слайд 2)

1) Приведите в соответствие названия величин с их обозначениями и единицами измерения:

Вес………..……………………..g ………Н

Давление ………………………S……….Па

Площадь ……………………….p.……....кг

Масса…………………………...F……… м2

Сила.……………………………P………9,8

Ускорение

свободного падения ………….m………Н

2) Теоретический опрос. Учитель за экраном задаёт вопросы:

-Что такое давление?

- Каким прибором измеряют силу?

- Какие величины называются прямо пропорциональными?

- Какие величины называются обратно пропорциональными?

-Сформулируйте основное свойство пропорции.

3) Работа с формулами

-Как записать формулу площади прямоугольника

-Как записать формулу давления

-Как записать формулу силы тяжести (FT = mg)

-Выразите величины из формул

                  

                                                      FT = mg           m = …

                  

-Какая зависимость существует между силой давления и давлением?

(прямо пропорциональная зависимость)

 

-Какая зависимость между давлением и площадью опоры?

(обратно пропорциональная зависимость)

 

IV.       Устный счёт.

1) Вычислите значение физической величины. (Презентация, слайд 3)

 

F, Н

S, м2

p, Па

 

2

50

100

0,1

 

 

0,1

200

10

 

100

 

 

 

2) Выразите в заданных единицах измерения

 

    8 см = … м                   27 см2 = … м2          2,6 кПа = … Па = 2,6

    40 см = … м                 15 дм2 = … м2               5  = … Па

- Как называют запись чисел в последних примерах? (стандартный вид числа)

 

V.               Закрепление изученного материала. Решение задач.

 

Презентация, слайд 4                  Задача №1 (работа в парах)

 

На полу находится кирпич размерами: высота -5 см, ширина -10 см, длина - 20 см. Его масса 2 кг. Какое давление оказывает кирпич на пол, находясь в трёх различных положениях?

 

1 пара - кирпич лежит плашмя, 2 пара - на ребре, 3 пара - на торце.

Ответ: 1 пара - кирпич лежит плашмя: 1000 Па=1 кПа (S=0,02 м2)

            2 пара - на ребре: 2000 Па=2 кПа (S= 0,01 м2)

            3 пара - на торце: 4000 Па=4 кПа (S= 0,005 м2)

 

-В каком положении кирпич оказывает наибольшее давление? Почему?

Выводы: S= 0,005 м2 наименьшая, поэтому кирпич оказывает на пол наибольшее давление, находясь в положении на торце.

 

 

Презентация, слайд 5                   Задача №2  (устная работа)  

 

В каком варианте ответа правильно указан порядок пропущенных в предложении слов?

 

Режущие инструменты затачивают для того,  чтобы … давление, так как чем … площадь

опоры, тем … давление.

1)    уменьшить, меньше, меньше                           

2)    уменьшить, больше, больше                            

3)    увеличить, больше, больше

4)    увеличить, меньше, больше

 

Презентация, слайд 6                   Задача №3  (устная работа)  

 

В каком варианте ответа правильно указан порядок пропущенных в предложении слов?

 

Стены зданий устанавливают на широком фундаменте для того, чтобы … давление, так

как чем … площадь опоры, тем … давление.

1)    уменьшить, больше, меньше                     

2)    уменьшить, больше, больше                         

     3)  уменьшить, меньше, меньше                               

     4)  увеличить, больше, меньше

 

Презентация, слайд 7                   Задача №4  (устная работа)  

Для спасения человека, провалившегося под лёд, ему бросают верёвку (или шарф), придвигают широкую доску, не приближаясь к краю полыньи. Зачем?

Ответ: при опоре человека на широкую доску его тяжесть распределяется на большую площадь, т.е. площадь опоры увеличивается, а давление на лёд уменьшается. Используя верёвку или шарф, можно попытаться вытащить человека, не приближаясь к нему.

 

 

 

 

VI. Физкультминутка.

-Встаньте прямо, поднимите руки вверх.

-Встаньте на носочки, потянитесь.

-Плавно опустите руки вниз, встаньте на полную ступню.

-Увеличьте давление на пол в 2 раза.

-Уменьшите давление на пол в 2 раза.

-Уберите давление на пол.

Молодцы, садитесь.

 

Задача №5  (работа у доски)

Следующую задачу мы решаем математическим способом, без формул.

 

На площадь 3 оказывается давление 5 ∙ Па. Какое давление оказывается на площадь 1,5  при той же силе давления?

Ответ: 100 Па.

 

VII. Проверка знаний и умений.

Тест (на доске)

Учащиеся отвечают на вопросы теста, поднимая табличку с номером выбранного ответа.

 

1.Единица измерения  давления:

1. кг       2. Па        3. Н       4. км/с

2.Давление принято обозначать буквой:

1. t         2. F       3. g      4. p

3. Физическое тело, площадь которого 0,6 м2, оказывает на опору давление 1600 Па. Определите силу тяжести.

1. 960 Н            2. 10 Н         3. 3000Н        4. 0,00002 Н

4. Какой лопатой легче копать землю?

1. прямой               2. закруглённой                    3. не имеет значения

5. Каким образом человек может уменьшить давление своего собственного тела на опору?

1. Надеть лыжи     2. Взять в руки штангу        3. Надеть туфельки на тоненьких каблучках

 

VIII. Экспериментальная работа в парах.

Рассчитайте давление учебника физики на парту (решение практической задачи с использованием оборудования).

 

IX.  Домашнее задание

Решить задачи:

1) Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса среднего слона 3,5 тонны, площадь подошвы 700 см2.

 

2) Спортсмен, масса которого 80 кг, скользит на коньках. Какое давление оказывает он на лед, если длина одного конька 40 см, а ширина лезвия 3 мм?

 

     X.  Подведение итогов урока  

- Наш урок подошёл к завершению. Теперь вы сможете посмотреть на физику и математику другими глазами. Физика и математика связаны между собой. Самые простые физические вопросы требуют знаний математики. Это и перевод единиц, и выражение величин из формул, и выполнение вычислений при решении задач и многое-многое другое.

- Оценки за урок.     


 

Открытый интегрированный урок физики и математики в 8 классе

Открытый интегрированный урок физики и математики в 8 классе

I. Повторение изученного материала (Презентация, слайд 2 ) 1)

I. Повторение изученного материала (Презентация, слайд 2 ) 1)

Выразите в заданных единицах измерения 8 см = … м 27 см 2 = … м 2 2,6 кПа = …

Выразите в заданных единицах измерения 8 см = … м 27 см 2 = … м 2 2,6 кПа = …

VI. Физкультминутка. -Встаньте прямо, поднимите руки вверх

VI. Физкультминутка. -Встаньте прямо, поднимите руки вверх
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2020