Методическая разработка урока
«Россия на цивилизационном поле»
(интегрированный урок обществознания, истории)
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные: углубить знания учащихся о цивилизациях вообще и российской цивилизации в частности: сформировать представление, что нормы, ценности и идеалы, составляющие духовную сферу цивилизации, не возникают случайно, а тесно связаны с деятельностью людей.
Развивающие: развивать у учащихся надпредметные умения обобщения информации путем сравнительного анализа истории России и других стран мира; создать условия для развития исследовательских умений отбирать учебную информацию, доказывать свою точку зрения.
Воспитательные: способствовать формированию межличностных партнерских отношений у учащихся через работу малых групп; способствовать формированию личностной патриотической позиции к своей стране.
Методы и формы обучения: беседа с целью актуализации опорных знаний, частично поисковая, групповая работа.
Оборудование: мультимедийное сопровождение.
Ход урока.
I.Организационный момент:
II.Первичная актуализация знаний: В ходе исторического развития на планете сформировалось большое количество особых историко-культурных типов и цивилизаций. Каждый человек принадлежит к одной из них.
В стране морозных вьюг,
Седых туманов,
Явилась ты на свет,
И, бедное дитя,
Меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
(В. Соловьев)
Понятно, что речь пойдет о российской цивилизации. Как обозначить, определить нашу цивилизацию? Одни исследователи называют ее российской, другие русско-православной, третьи евразийской.
На уроке мы постараемся выяснить, что именно: Восток или Запад преобладает в Российской цивилизации, а может это самобытная цивилизация, у которой есть свой собственный исторический путь. Ответить на эти вопросы – значит понять природу русской традиционной системы ценностей, русского менталитета, русской культуры, характера и души.
Варианты названия урока: «Россия между Востоком и Западом», «Свое и чужое в цивилизации России», «Россия на цивилизационном поле»
III. Системная актуализация знаний
Понятие «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики.
Вопросы: Дать определение «цивилизация», Вспомните древние цивилизации Востока и Запада?, Какие выделяют типы цивилизаций?
Охарактеризуйте тип восточной цивилизации?
Примерный ответ: классический вариант цивилизаций восточного типа представлен обществами древнего Египта и Востока. Отличающийся характерными чертами:
- действительность воспринимается через призму веры в сверхъестественные силы;
-отношение к ценностям, идеалам, вождям, монархам как носителям высших ценностей носит характер поклонения, обожествления;
- личные интересы полностью подчинены общим, государственным;
- верховным собственником всего выступало государство, власть;
- преобладали корпоративные формы объединения людей;
- такие общества называют государства деспотии;
- в подобных обществах изменения происходили медленно, высок авторитет старшего поколения.
т.о. для восточной цивилизации ценностным объектом является государство и такие ценности как порядок, подчинение, ритуал, мир.
Охарактеризуйте тип западной цивилизации?
Примерный ответ: для этого типа цивилизации характерна идеология индивидуализма. На первом месте приоритет личности. Общественное сознание рационально, свободно от давления религии.
- высокий нравственный престиж труда и его результатов;
- развитие рыночных отношений как способа функционирования экономики, развития частной собственности;
- государство – регулятор социально-классовых отношений, для разрешения социальных конфликтов;
- демократия как форма государства;
т.о. для западной цивилизации ценностным объектом является личность и такие ценности как свобода, закон, рынок.
Вспомним характеристики локальной цивилизации: любая локальная цивилизация имеет определенные границы, но не надо путать ее с государством, границы которого четко определены.
Какие факторы влияют на формирование цивилизации?
- природно-климатические;
- территориальный (на пустом месте или обжитом);
- этнический ( из каких этносов, народов складывается культура);
- конфессиональный;
Вспомним историю России и рассмотрим влияние каждого фактора на формирование российской цивилизации.
Примерный ответ:
- природно- климатический: огромное пространство России создавало трудности для развития, т.к. нужно было освоить (экстенсивный путь развития), а это требует времени; суровый климат сокращал цикл сельскохозяйственных работ. В то время как западноевропейский крестьянин обладал большим количеством времени для обработки земли; наиболее плодородные земли России начали осваиваться только в XV-XVI веках, что позволило начать продажу хлеба за границу к XVII в.; огромные расстояния создвали трудности для развития торговли;
- территориальный фактор: российская цивилизация возникла на «голом месте», у нее не было «под ногами» древних, первичных цивилизаций, которые бы заложили основы для развития; у России контактов с другими цивилизациями было меньше по сравнению с Европой. Это кочевники, жившие в южной степной полосе и влияние Византии, которое было менее выражено;
- этнический фактор: этнический состав разнообразен, формировался по мере присоединения новых территорий к России;
- конфессиональный фактор: стремление к политической централизации, укрепление власти великого князя выразилось в выборе религии. Россия приняла христианство – византийское наследие, хотя христианизация проводилась «сверху» насильственным путем; но в России христианство не является единственной религией;
IV. Российскую цивилизацию называют еще периферийной, т.к. возникла между цивилизациями Востока и Запада. Такое меж цивилизационное пространство, которое испытывает влияние и той, и другой модели называется ЛИМИТРОФ. Цивилизации лимитрофа имеют свои географические, территориальные, культурологические характеристики. В то же время им свойственны черты тех «ядер», между которыми они находятся. Двойственное расположение и развитие вызвали философские исследования и споры по поводу цивилизационного места России. Россия – Восток, Россия – Запад. А возможно и нечто третье – самобытная цивилизация. Эти споры начались еще в XIX в. («западники», «славянофилы»).
Работа в группах с документами: у каждой группы на столе флажок с эпиграфом, отражающим цивилизационное место России. Таблица, в которую вносятся подтверждения из предложенных текстов, для доказательства оценочного суждения:
1группа. Россия это Восток.
Да, скифы - мы!
Да, азиаты – мы!
С раскосыми и жаркими очами. (А. Блок)
2 группа. Россия это Запад.
Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос
Кто мы в этой старой Европе? (В. Брюсов)
3 группа. Россия – самобытная цивилизация.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить. (Ф. Тютчев)
Итог работы:
1 гр. Влияние Востока на Россию проявилось в следующем:
- золотоордынское владычество положило начало объединения Руси в единое государство, т.е. влияние проявилось в формировании государственности, где государство является объектом ценностей и выдвигается на первое место (П. Савицкий);
- монголы способствовали распространению научных знаний (Ионов)
- сакральное (священное) отношение к власти, как в восточных цивилизациях (Лубский)
- обращение к восточным традициям проявилось в культуре, архитектуре (церковь Пресвятой Троицы г. Коломна; региональный компонент);
2 гр. Влияние Запада на Россию:
- включение России в процесс модернизации, начало которому положил Петр I – идея о государстве как организационной силы (Пайпс)
- заимствование технических достижений;
- под влиянием запада на первое место выдвигается личность как носитель основных ценностей общества;
3 гр. Особенности самобытности России:
Начиная с к. XVI вю начинают складываться традиционные ценности России
- общинность;
- решающая рол политики в развитии общества;
- экстенсивный характер экономического развития;
- имперское сознание: русский человек не видит иной возможности, как жить в сильной и большой державе;
Можно сказать, что Россия это, и Восток, и Запад? Да. Занимая, такое пространственное положение Россия конечно же сочетала в себе цивилизационные ценности Востока и Запада.
V. Сообщения учащихся, об особенностях современной России
VI. Итог: Российская цивилизация с самого начала складывалась как многонациональная. Свой вклад внесли, народы проживающие на обширном евразийском пространстве и вошедшие в состав Русского государства. Какие это локальные цивилизации? (Волжская Булгария, Тюркский каганат, хазары, половцы, печенеги)
По мере становления национального самосознания, без ответа на вопрос «Кто мы такие?» невозможно ни глубоко понять наше прошлое, ни верно ориентироваться в настоящем, ни осмыслить перспективы развития России. Русские философы, литераторы, мыслители, выдвигая вопросы «кто мы?», «откуда мы?», «куда идем?» пытались проанализировать суть русской души, особенности русского национального характера. Вспомним понятие «ментальность. Какие факты влияют на формирование ментальности русского народа?
Примерный ответ:
- бескрайние просторы России формируют такие качества, как широта души, легкость передвижения, любовь к воле, отсутствие внутренней дисциплины, открытость, простота, терпение, гостеприимство;
- русский человек – человек крайностей. Легко загорается и быстро гаснет, непредсказуемы и неустойчивый, что проявлялось в крестьянских бунтах, кутежах, разгулах;
- многонациональный состав сказался на формировании самобытной культуры, музыкальности, склонности к тоске, мягкости;
VII. Рефлексия.
1.Если вам предложат нарисовать Россию в облике человека, то вы к какому образу вы обратитесь?
2.Какой цвет, по-вашему может быть назван цветом России?
3.Какая форма может отражать Россию?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.