Тема урока: Что это за лист? Аппликация из листьев.
Цель урока: выявить представления о строении листьев и их видах. Раскрытие содержания понятия «аппликация», развитие представления о природном материале и его разнообразии.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;
узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках;
определять с какого дерева лист;
знать понятия: «аппликация», «природные материалы»;
знать правила техники безопасности;
уметь выполнять аппликацию из природных материалов;
уметь наблюдать, обобщать и делать вывод.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
Познавательные: освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, вступать в диалог, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Предварительная работа. До урока проводится прогулка, во время которой дети собирают опавшие листья разных пород деревьев, готовят их для урока технологии.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Дети, вам тепло?
Дети: Да!
Учитель: В классе светло?
Дети: Да!
Учитель: Прозвенел уже звонок?
Дети: ДА!
Учитель: Уже закончился урок?
Дети: Нет!
Учитель: Только начался урок?
Дети: Да!
Учитель: Хотите учиться?
Дети: Да!
Учитель: Значит можно всем садиться!
Учитель: Поговорим?
Дети: Поговорим!
Учитель: А знаете о чём?
Дети: О чём?
Учитель: О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?
Дети: Поговорим! Нам будет интересно!
Учитель: Отгадайте загадку:
Рыжий Егорка
Упал в озёрко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Лист)
Учитель: Катя приготовила для нас стихотворение. Давайте послушаем ее.
Листик красный, листик желтый,
А зеленых не видать!
Поменяли цвет листочки,
Стали дружно опадать.
Солнце прячется за тучки,
Хмурый дождик льет с утра.
Это осень наступила -
Золотистая пора!
II. Определение темы и целей урока.
Учитель: Спасибо, Катя.
Ребята, скажите, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: о листьях, об осени и т.д.
Учитель: Какую цель поставим перед собой?
(дети определяют тему и цель урока)
Дети: Тема: Что за лист? Цель: научиться определять листья
Учитель: У нас сегодня необычный урок: окружающий мир и технология вместе. Такого у нас еще не было. Поэтому мы должны поработать очень хорошо, чтобы все успеть.
III. Актуализация знаний и умений.
Учитель просит внимательно рассмотреть на своих столах листья, собранные на прогулке.
Учитель: Одинаковые эти листья или разные?
Дети: Разные
Учитель: Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Размером, формой, цветом.
Учитель: Ребята, а сейчас мы поработаем в группах. Какие у нас существуют правила работы в группе?
Дети: (перечисляют)
Учитель: Все верно! Итак, разложите листья на группы:
1. большие и маленькие;
2. по форме края листовой пластинки;
3. жёлтые, красные, бурые, зелёные, пёстрые.
Учитель: Отлично! Ребята, а что мы можем заметить?
Д: Что все листья разные
Учитель: Действительно, а могут быть листья с одного дерева разные по цвету и размеру?
Дети: Да!
Учитель: Все верно, но что мы можем отметить? Что у них все-таки одинаковое?
Дети: Край листа.
Учитель: Правильно! А теперь отложить листья в сторону и выполнить задание на с. 28 учебника. Вам нужно вспомнить и отметить листья, найденные во время прогулки.
IV. Освоение нового содержания и его применение.
Учитель: «А теперь узнаем, от каких деревьев эти листья».
Дети читают подписи.
Далее выполняется практическая работа «Определяем деревья по листьям». Работа проводится в группах по заданиям учебника и рабочей тетради с использованием атласа-определителя «От земли до неба» (с. 84—85, 86—87).
Учитель: А сейчас мы вернемся к нашим листьям. У вас на столах есть лист с заданием, Вам необходимо, используя атлас-определитель, найти название деревьев, с которого упали ваши листья.
Дети (определяют)
Учитель: А теперь давайте все вместе проверим. Назовите что это за лист? А этот?...
Учитель: Я вижу, что все справились с заданием. Обратите внимание на то, что лист состоит из черешка и листовой пластинки. Если пластинка одна (как, например, у листа березы), то лист называется простой. А если пластинок на черешке несколько (как, например, у акации), то лист называется сложный.
Физминутка
Ветер по лесу летал, (Дети бегут на носочках и взмахивают руками вокруг своего места.)
Ветер листики считал.( Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Опускают руки, приседают. )
V. Выполнение аппликации из листьев.
1. Анализ образца.
Учитель: А теперь обратите внимание на эту работу. Из каких материалов сделана данная работа?
Дети: из природных (из листьев)
Учитель: Какие инструменты нам понадобятся?
Дети: клей, картон, шаблоны, листья.
2. Беседа.
Учитель: Какие поделки можно выполнить из листьев?
Дети: Самые разные
Учитель: Самое популярное — это аппликация. Мы сегодня в технике аппликации выполним свою поделку.
Учитель: С чего начнем работу?
Дети: Для начала берем лист цветного картона и кладем перед собой
Учитель: Верно! А как мы его кладем?
Дети: Горизонтально.
Учитель: Что мы делаем дальше?
Дети: Выбираем листья для изготовления аппликации.
Учитель: Все верно! Далее наложите шаблон на основу (картон) и выложите листья. Проверьте, все ли правильно. Когда вы сложите композицию на листе, то сразу ничего не приклеивайте. Я сначала пройду и посмотрю все работы.
(Учитель проверяет)
Учитель: Затем места картона, где находились листья нужно смазать клеем и аккуратно наложить туда выбранные листья.
4. Практическая работа.
Учитель: Теперь, зная все правила, вы можете приступить к выполнению работы.
Ребята в течение 15-30 минут работают самостоятельно. Учитель оказывает помощь детям, которые затрудняются при выполнении работы.
5. Выставка работ. Анализ лучших работ.
Учитель: Давайте все обратим внимание на нашу выставку поделок!
Учитель: Все ли правильно расположили лист?
А гармонично ли подобраны листья?
Мы можем сказать, что у нас получилась полностью готовая и яркая аппликация?
VI. Рефлексия и подведение итогов урока.
- Листья, каких деревьев сегодня рассмотрели?
- Какие листья имеют простую листовую пластину.
- Какие сложную?
- Кому понравился урок?
- Кто справился с задачей?
- Поднимите смайлики, покажите мне.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.