Интегрированный урок по химии и физике "Строение атома"
Оценка 4.6

Интегрированный урок по химии и физике "Строение атома"

Оценка 4.6
docx
20.02.2020
Интегрированный урок по химии и физике "Строение атома"
Интегрированный урок Строение атома.docx

Интегрированный урок в 8 классе на тему: «Строение атома»

Тип урока: повторительно-обобщающее учебное занятие путем интеграции двух предметов физики и химии.

Цели для учителей:

  1. образовательная: повторить и обобщить знания о строении атома путем интеграции научных знаний, полученных на уроках физики и химии; установить уровень усвоения учебного материала по теме «Строение атома».
  2. развивающая: развивать  умения применять имеющиеся знания на практике; развивать  способности анализировать, делать выводы; логически рассуждать, а в конечном итоге – способствовать развитию интеллекта и творческих способностей, развитию внимания, памяти и исследовательских навыков.
  3. воспитательная: формировать познавательный интерес к физике и химии; способствовать формированию у учащихся уважения к научному познанию и убеждения в ценности научных знаний для разных областей человеческой деятельности, для повседневной жизни человека; формировать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе; давать самооценку.

Форма организации учебной деятельностисочетание  фронтальной работы и работы в   группах.

Технология:  традиционная, элементы личностно-ориентированного и проблемного обучения.

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедиа
  2. Экран;
  3. Видеопроектор;
  4. Компьютерная презентация;
  5. На столах у детей:
    • номера групп;
    • кисточки;
    • таблицы Менделеева;
    • штативы с пробирками, щелочью и раствором фенолфталеина;
    • листы бумаги с нанесенным раствором щелочи;
    • карточки – оценки;
    • конверты с самоконтролем;
    • «Детективам» - лист бумаги (А3), красный и зеленый маркеры;
    • «Теоретикам» - планшет для создания модели атома;
    • «Загадочным» - 3 конверта с фразами для расшифровки загадок.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

I. Организационный этап

Приветствие учителей, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие учителем общих целей учебного занятия.

II. Мотивация

На этом этапе важно создать правильный эмоциональный настрой учащихся, дать им возможность определить внутреннюю значимость этого урока; осуществляется постановка проблемы.

Химик. Всем известно, что на одну и туже проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с разных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом.

Физик. Много веков длится процесс познания окружающего мира. Основную роль играют в этом физика и химия – важнейшие науки, изучающие глубины законов природы. И каждая из них имеет свой угол зрения на происходящие в микромире процессы. Но мир един!

Химик. Сегодня мы объединим представления о строении микромира физиков и химиков. И поэтому необычный сегодняшний урок с вами проведут два учителя. И нам бы хотелось, чтобы вы воспринимали нас не как учителей двух разных предметов, а как учителей, несущих объединенные научные знания о целостной картине мира.

Физик. А какова же тема сегодняшнего урока?

Химик. А пусть нам подскажут сами ребята! Дети, у вас на столах  лежат волшебные листочки. В них химическим образом спрятана буква. Если все четыре буквы сложить – получится ключевое слово к теме урока. Буква написана раствором хим. вещества. Если кисточкой нанести по центру листа р-р индикатора фенолфталеина, то она проявится. Но прежде чем вы начнете работать, вспомним правила ТБ. (Cлайд №1) Приступайте к работе! (Дети выполняют работу, а по завершении учителя собирают буквы.)

Химик   (учителя держат буквы перед детьми). Какое же научное слово получилось? (Дети     «АТОМ»).

 Итак, тема нашего урока «Строение атома». (Открываю створку доски, на ней тема, цель и задачи). Запишите ее в своих листах. (Cлайд №2). Не забывайте вести записи в листах  в течение всего урока. Целью нашего урока  будет следующее:  повторить и обобщить знания по теме «Строение атома». 

Задачи:  

  1. Повторить:
  •    элементарные частицы атома:
  •    положение элемента в таблице Д.И. Менделеева;  
  1.  Продолжить учиться работать в группах.
  2. Научиться применять знания о строении атома (Cлайд №3).

Химик А эпиграфом к нашему уроку пусть будет отрывок из стихотворения Валерия Брюсова:

 

 

«… Быть может, каждый атом –

Вселенная, где сто планет.
Там все, что здесь, в объеме сжатом,  

Но также то, чего здесь нет».

 

III. Этап повторения и обобщения полученных знаний.

Физик. В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно. Хотя, понятие атома существует уже по крайней мере 25 столетий.

 

Химик. Сегодня нам предстоит проследить как развивалось учение о строении атома, вспомнить из каких составных частей состоит атом. Для этого  каждая группа получила кейс, который включает:

  • цветной лист А4 с заданием;
  • «помощника» - дополнительная литература с указанием страниц, где можно взять необходимую информацию.
  • оборудование для создания модели строения атома;
  • бланк «Отчет по работе» (для каждого ученика);

Ну, что ж, приступим.

РАБОТА С КЕЙСАМИ, СОЗДАНИЕ МОДЕЛЕЙ, ЗАПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛИСТОВ

Химик. Молодцы, ребята! Вы показываете хорошие знания о строении атома. Мы с вами убедились еще раз, что невозможно разделить представления физиков и химиков в этой области, что обе эти науки в единстве формируют объективную картину микромира.

 Физик. Кажется, вы, ребята, немного подустали! Проведем небольшую физкультминутку. (Учителя предлагают повторять за детьми несложные движения: наклоны головой влево-вправо, круговые движения плечами, руками упражнение «ножницы».)

 (Раздается шум, треск, взрыв…)

Физик.  Что за шум за дверью? (Далее – театрализованный момент – сценка «Машина времени», позволяющая перейти к работе в группах).

Гость из будущего. Что ты наделал? Ты какую кнопку нажал?

Гость из прошлого. Я нажал? Да это ты … «как  слон в посудной лавке»! Что теперь будем делать?

Б. Тише ты… Куда это мы попали? Здравствуйте!

П. Здравствуйте! А какой это век?

Физик.  Двадцать первый век! А что происходит?

Б. О! Да это же сто лет после открытия строения атома! Мы спасены!

П. Помогите нам! У нас произошел сбой в работе машины времени на ядерном уровне.

Б. Помогите ее настроить. Тогда мы сможем попасть домой: он – в прошлое, а я – в будущее!

П. Иначе случится катастрофа – нарушится ход времени!

Физик. А как же настроить вашу  машину?

Б и П. Вот наша настроечная панель.

Б. В своем путешествии мы должны пройти 4 сетевых портала в определенной последовательности.

П. На каждом из них оставить сообщение – ответ на вопрос.

Б. Вопросы у нас остались, а вот ответы – испарились. Одна надежда на вас, ребята. Ответьте на эти вопросы!

Физик.  Ну что, выручим этих  бедолаг, ребята. Поможем им продолжить путешествие? (Дети – да!). А вы, гости, ждите наши ответы по электронной почте. ( Учителя снимают и раздают задания по группам, при этом озвучивая название порталов: исторический, теоретический, детективный, загадочный.  

Физик. Продолжаем.   Ребята! Помните, что на выполнение задания отводится 5 минут. Представитель от группы должен озвучить ваш ответ. Приступайте. (Ученики выполняют работу в группах, а учителя выступают в роли консультантов.)

Ребята!  Как показывает программа, первый портал успешно пройден! (Cлайд №12).

Химик. Итак, отчет второй группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет.
Читайте задание, ваше решение. (Ученик отвечает, демонстрируя сконструированную модель).

Физик. Как показывает программа, второй портал успешно пройден! (Cлайд №13).

Химик. Итак, отчет третьей группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет.
Читайте задание, ваше решение. (Ученик отвечает, дополняя свой ответ необходимыми записями.) (Cлайд №14).

Физик. Как показывает программа, третий портал успешно пройден! (Cлайд №15).

Химик. Итак, отчет четвертой группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет. Читайте задание, ваше решение. (Ученики зачитывают полученные загадки и сообщают отгадки.).

Физик. Как показывает программа, четвертый портал успешно пройден! (Cлайд №16). Машина отправляется в путешествие во времени! (Cлайд №17) Я думаю, ребята, что наши гости уже в пути. А мы с вами продолжаем работать.

IV. Этап рефлексии.

Химик.  Мы хотим убедиться в том, что ваши знания прочные. Вам предлагаем 8 утверждений для самопроверки. Если утверждение верно – поставьте «+», если утверждение не верно – «минус». Вам дается 2 минуты. Приступаем. (Учащиеся выполняют работу, после этого сверяют свои ответы с правильными (Cлайд №18).

Физик. Подсчитайте правильные ответы и выставьте себе отметку.  (Cлайд №19). (У ребят на столе лежат заранее подготовленные карточки с цифрами «3», «4», «5»). У вас на столе лежат цифры. Поднимите соответствующую.

Химик.  Молодцы, мы видим, что  в основном вы хорошо усвоили тему «Строение атома», а значит главную задачу, которую мы поставили перед вами, вы решили. Что вам помогло справиться с предложенным заданием? (главная мысль: мы объединили знания, полученные на уроках химии и физики).

Химик.  Мы завершаем сегодняшний урок составлением синквейна в рабочих тетрадях. (Cлайд №20). Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.

  1. Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
  2. Подберите к этому слову 2 прилагательных
  3. Подберите к этому слову 3 глагола
  4. Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
  5. Подберите синоним к этому слову

(Ученики записывают последнее слово и зачитывают результат.)

Физик.  Пришло время подводить итоги.  Да, собственно,  результаты  самоконтроля и замечательно составленный синквейн говорят о том, что цель и задачи, поставленные в начале урока, реализованы.

Химик. И не мало важную роль в этом сыграла интеграция двух наук, двух взглядов на происходящие в микромире процессы. Ведь мир един, а в нем – одни и те же законы, явления, под каким бы углом мы их не рассматривали на уроках физики и химии.   А д/з будет следующим (другой учитель раздает заготовки). Каждому будет дана таблица с химическими элементами. Нужно будет заполнить эту таблицу. Задание понятно? (Cлайд №21).

Химик. Мы благодарим вас за урок и те знания, которые вы сегодня показали.

Физик.  И пусть по жизни вас ведет мудрая русская поговорка: «Не стыдно не знать, стыдно не учить».

Химик.  Урок окончен. До свидания!

7. Домашнее задание:

 по физике: §30;

по химии: §6,7

Предлагаем ребятам по желанию творческое задание (записано на доске):

1. Используя изученные на уроке термины: атом, ядро, оболочка, протон, нейтрон, электрон; фамилии ученых: Томсон, Резерфорд, составить кроссворд.

2. Сочинить историю в любом жанре (сказка, басня, детектив и т.д.) по теме: «Приключения атома».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: "Строение атома"

                                              опорный конспект

 

1. Демокрит (др. греч.):            2. Модель Дж. Дж. Томсона:                «атом» - «                              ».              (дорисуй модель)

 

3. Планетарная модель атома:

 1. -                                                                         ;

 2. -                                                                         ;                                           

 

  4. Заполни схему: «Состав атома».

 

 

5.     Заполни таблицу:

химические элементы

ядро

Электроны,

 

Заряд ядра

Протоны, p+

Нейтроны, n0

Al

 

 

 

 

Si

 

 

 

 

 O

 

 

 

 

Na

 

 

 

 

Cl

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Тест

Вариант 1

1. В состав ядра атома углерода входят 6 протонов. Выберите правильные утверждения.

А. В состав ядра атома углерода входят 6 нейтронов.

Б. В состав ядра атома углерода входят 6 электронов.

В. Если атом углерода потеряет четыре  электрона, он превратится в ион С+4.

Г. Относительная атомная масса углерода равна 6.

 2. Может ли атом водорода лишиться заряда равного 1,5 заряда электрона? Почему?___________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

3. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Чему равен её заряд?____________________________________________________________

___________________________________________________________________

4. В ядре атома мышьяка 75 частиц, из них 33 протона. Сколько нейтронов в ядре и сколько электронов обращается вокруг ядра этого атома?

 

___________________________________________________________________

5. В каком из ниже приведённых случаев можно утверждать, что мы имеем дело с двумя атомами одного и того же химического элемента:

а) в ядрах атомов одинаковое число частиц;

б) в ядрах атомов одинаковое число протонов;

в) в ядрах атомов одинаковое число нейтронов.

 

7. Рефлексия. Закончи предложение:

Если бы не было открыто строение атома, то

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Интегрированный урок в 8 классе на тему: «Строение атома»

Интегрированный урок в 8 классе на тему: «Строение атома»

Ход урока I. Организационный этап

Ход урока I. Организационный этап

Быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет

Быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет

Б. О! Да это же сто лет после открытия строения атома!

Б. О! Да это же сто лет после открытия строения атома!

Физик. Как показывает программа, четвертый портал успешно пройден! (Cлайд №16)

Физик. Как показывает программа, четвертый портал успешно пройден! (Cлайд №16)

Предлагаем ребятам по желанию творческое задание (записано на доске): 1

Предлагаем ребятам по желанию творческое задание (записано на доске): 1

Тема урока: " Строение атома" опорный конспект 1

Тема урока: " Строение атома" опорный конспект 1

Тест Вариант 1 1. В состав ядра атома углерода входят 6 протонов

Тест Вариант 1 1. В состав ядра атома углерода входят 6 протонов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020