Интегрированный урок в 8 классе на тему: «Строение атома»
Тип урока: повторительно-обобщающее учебное занятие путем интеграции двух предметов физики и химии.
Цели для учителей:
Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы и работы в группах.
Технология: традиционная, элементы личностно-ориентированного и проблемного обучения.
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный этап
Приветствие учителей, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие учителем общих целей учебного занятия.
II. Мотивация
На этом этапе важно создать правильный эмоциональный настрой учащихся, дать им возможность определить внутреннюю значимость этого урока; осуществляется постановка проблемы.
Химик. Всем известно, что на одну и туже проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с разных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом.
Физик. Много веков длится процесс познания окружающего мира. Основную роль играют в этом физика и химия – важнейшие науки, изучающие глубины законов природы. И каждая из них имеет свой угол зрения на происходящие в микромире процессы. Но мир един!
Химик. Сегодня мы объединим представления о строении микромира физиков и химиков. И поэтому необычный сегодняшний урок с вами проведут два учителя. И нам бы хотелось, чтобы вы воспринимали нас не как учителей двух разных предметов, а как учителей, несущих объединенные научные знания о целостной картине мира.
Физик. А какова же тема сегодняшнего урока?
Химик. А пусть нам подскажут сами ребята! Дети, у вас на столах лежат волшебные листочки. В них химическим образом спрятана буква. Если все четыре буквы сложить – получится ключевое слово к теме урока. Буква написана раствором хим. вещества. Если кисточкой нанести по центру листа р-р индикатора фенолфталеина, то она проявится. Но прежде чем вы начнете работать, вспомним правила ТБ. (Cлайд №1) Приступайте к работе! (Дети выполняют работу, а по завершении учителя собирают буквы.)
Химик (учителя держат буквы перед детьми). Какое же научное слово получилось? (Дети «АТОМ»).
Итак, тема нашего урока «Строение атома». (Открываю створку доски, на ней тема, цель и задачи). Запишите ее в своих листах. (Cлайд №2). Не забывайте вести записи в листах в течение всего урока. Целью нашего урока будет следующее: повторить и обобщить знания по теме «Строение атома».
Задачи:
Химик. А эпиграфом к нашему уроку пусть будет отрывок из стихотворения Валерия Брюсова:
«… Быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет.
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет».
III. Этап повторения и обобщения полученных знаний.
Физик. В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно. Хотя, понятие атома существует уже по крайней мере 25 столетий.
Химик. Сегодня нам предстоит проследить как развивалось учение о строении атома, вспомнить из каких составных частей состоит атом. Для этого каждая группа получила кейс, который включает:
Ну, что ж, приступим.
РАБОТА С КЕЙСАМИ, СОЗДАНИЕ МОДЕЛЕЙ, ЗАПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛИСТОВ
Химик. Молодцы, ребята! Вы показываете хорошие знания о строении атома. Мы с вами убедились еще раз, что невозможно разделить представления физиков и химиков в этой области, что обе эти науки в единстве формируют объективную картину микромира.
Физик. Кажется, вы, ребята, немного подустали! Проведем небольшую физкультминутку. (Учителя предлагают повторять за детьми несложные движения: наклоны головой влево-вправо, круговые движения плечами, руками упражнение «ножницы».)
(Раздается шум, треск, взрыв…)
Физик. Что за шум за дверью? (Далее – театрализованный момент – сценка «Машина времени», позволяющая перейти к работе в группах).
Гость из будущего. Что ты наделал? Ты какую кнопку нажал?
Гость из прошлого. Я нажал? Да это ты … «как слон в посудной лавке»! Что теперь будем делать?
Б. Тише ты… Куда это мы попали? Здравствуйте!
П. Здравствуйте! А какой это век?
Физик. Двадцать первый век! А что происходит?
Б. О! Да это же сто лет после открытия строения атома! Мы спасены!
П. Помогите нам! У нас произошел сбой в работе машины времени на ядерном уровне.
Б. Помогите ее настроить. Тогда мы сможем попасть домой: он – в прошлое, а я – в будущее!
П. Иначе случится катастрофа – нарушится ход времени!
Физик. А как же настроить вашу машину?
Б и П. Вот наша настроечная панель.
Б. В своем путешествии мы должны пройти 4 сетевых портала в определенной последовательности.
П. На каждом из них оставить сообщение – ответ на вопрос.
Б. Вопросы у нас остались, а вот ответы – испарились. Одна надежда на вас, ребята. Ответьте на эти вопросы!
Физик. Ну что, выручим этих бедолаг, ребята. Поможем им продолжить путешествие? (Дети – да!). А вы, гости, ждите наши ответы по электронной почте. ( Учителя снимают и раздают задания по группам, при этом озвучивая название порталов: исторический, теоретический, детективный, загадочный.
Физик. Продолжаем. Ребята! Помните, что на выполнение задания отводится 5 минут. Представитель от группы должен озвучить ваш ответ. Приступайте. (Ученики выполняют работу в группах, а учителя выступают в роли консультантов.)
Ребята! Как показывает программа, первый портал успешно пройден! (Cлайд №12).
Химик. Итак, отчет второй группы. Весь
класс внимательно слушает, дополняет, исправляет.
Читайте задание, ваше решение. (Ученик отвечает, демонстрируя сконструированную
модель).
Физик. Как показывает программа, второй портал успешно пройден! (Cлайд №13).
Химик. Итак, отчет третьей группы. Весь
класс внимательно слушает, дополняет, исправляет.
Читайте задание, ваше решение. (Ученик отвечает, дополняя свой ответ
необходимыми записями.) (Cлайд №14).
Физик. Как показывает программа, третий портал успешно пройден! (Cлайд №15).
Химик. Итак, отчет четвертой группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет. Читайте задание, ваше решение. (Ученики зачитывают полученные загадки и сообщают отгадки.).
Физик. Как показывает программа, четвертый портал успешно пройден! (Cлайд №16). Машина отправляется в путешествие во времени! (Cлайд №17) Я думаю, ребята, что наши гости уже в пути. А мы с вами продолжаем работать.
IV. Этап рефлексии.
Химик. Мы хотим убедиться в том, что ваши знания прочные. Вам предлагаем 8 утверждений для самопроверки. Если утверждение верно – поставьте «+», если утверждение не верно – «минус». Вам дается 2 минуты. Приступаем. (Учащиеся выполняют работу, после этого сверяют свои ответы с правильными (Cлайд №18).
Физик. Подсчитайте правильные ответы и выставьте себе отметку. (Cлайд №19). (У ребят на столе лежат заранее подготовленные карточки с цифрами «3», «4», «5»). У вас на столе лежат цифры. Поднимите соответствующую.
Химик. Молодцы, мы видим, что в основном вы хорошо усвоили тему «Строение атома», а значит главную задачу, которую мы поставили перед вами, вы решили. Что вам помогло справиться с предложенным заданием? (главная мысль: мы объединили знания, полученные на уроках химии и физики).
Химик. Мы завершаем сегодняшний урок составлением синквейна в рабочих тетрадях. (Cлайд №20). Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.
(Ученики записывают последнее слово и зачитывают результат.)
Физик. Пришло время подводить итоги. Да, собственно, результаты самоконтроля и замечательно составленный синквейн говорят о том, что цель и задачи, поставленные в начале урока, реализованы.
Химик. И не мало важную роль в этом сыграла интеграция двух наук, двух взглядов на происходящие в микромире процессы. Ведь мир един, а в нем – одни и те же законы, явления, под каким бы углом мы их не рассматривали на уроках физики и химии. А д/з будет следующим (другой учитель раздает заготовки). Каждому будет дана таблица с химическими элементами. Нужно будет заполнить эту таблицу. Задание понятно? (Cлайд №21).
Химик. Мы благодарим вас за урок и те знания, которые вы сегодня показали.
Физик. И пусть по жизни вас ведет мудрая русская поговорка: «Не стыдно не знать, стыдно не учить».
Химик. Урок окончен. До свидания!
7. Домашнее задание:
по физике: §30;
по химии: §6,7
Предлагаем ребятам по желанию творческое задание (записано на доске):
1. Используя изученные на уроке термины: атом, ядро, оболочка, протон, нейтрон, электрон; фамилии ученых: Томсон, Резерфорд, составить кроссворд.
2. Сочинить историю в любом жанре (сказка, басня, детектив и т.д.) по теме: «Приключения атома».
Тема урока: "Строение атома"
опорный конспект
1. Демокрит (др. греч.): 2. Модель Дж. Дж. Томсона: «атом» - « ». (дорисуй модель)
3. Планетарная модель атома:
1. - ;
2. - ;
4. Заполни схему: «Состав атома».
5. Заполни таблицу:
химические элементы |
ядро |
Электроны, |
Заряд ядра |
|
Протоны, p+ |
Нейтроны, n0 |
|||
Al |
|
|
|
|
Si |
|
|
|
|
O |
|
|
|
|
Na |
|
|
|
|
Cl |
|
|
|
|
6. Тест
Вариант 1
1. В состав ядра атома углерода входят 6 протонов. Выберите правильные утверждения.
А. В состав ядра атома углерода входят 6 нейтронов.
Б. В состав ядра атома углерода входят 6 электронов.
В. Если атом углерода потеряет четыре электрона, он превратится в ион С+4.
Г. Относительная атомная масса углерода равна 6.
2. Может ли атом водорода лишиться заряда равного 1,5 заряда электрона? Почему?___________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Чему равен её заряд?____________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. В ядре атома мышьяка 75 частиц, из них 33 протона. Сколько нейтронов в ядре и сколько электронов обращается вокруг ядра этого атома?
___________________________________________________________________
5. В каком из ниже приведённых случаев можно утверждать, что мы имеем дело с двумя атомами одного и того же химического элемента:
а) в ядрах атомов одинаковое число частиц;
б) в ядрах атомов одинаковое число протонов;
в) в ядрах атомов одинаковое число нейтронов.
7. Рефлексия. Закончи предложение:
Если бы не было открыто строение атома, то
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.