Интегрированный урок по химии и физике "Строение атома"

  • docx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Интегрированный урок Строение атома.docx

Интегрированный урок в 8 классе на тему: «Строение атома»

Тип урока: повторительно-обобщающее учебное занятие путем интеграции двух предметов физики и химии.

Цели для учителей:

  1. образовательная: повторить и обобщить знания о строении атома путем интеграции научных знаний, полученных на уроках физики и химии; установить уровень усвоения учебного материала по теме «Строение атома».
  2. развивающая: развивать  умения применять имеющиеся знания на практике; развивать  способности анализировать, делать выводы; логически рассуждать, а в конечном итоге – способствовать развитию интеллекта и творческих способностей, развитию внимания, памяти и исследовательских навыков.
  3. воспитательная: формировать познавательный интерес к физике и химии; способствовать формированию у учащихся уважения к научному познанию и убеждения в ценности научных знаний для разных областей человеческой деятельности, для повседневной жизни человека; формировать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе; давать самооценку.

Форма организации учебной деятельностисочетание  фронтальной работы и работы в   группах.

Технология:  традиционная, элементы личностно-ориентированного и проблемного обучения.

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедиа
  2. Экран;
  3. Видеопроектор;
  4. Компьютерная презентация;
  5. На столах у детей:
    • номера групп;
    • кисточки;
    • таблицы Менделеева;
    • штативы с пробирками, щелочью и раствором фенолфталеина;
    • листы бумаги с нанесенным раствором щелочи;
    • карточки – оценки;
    • конверты с самоконтролем;
    • «Детективам» - лист бумаги (А3), красный и зеленый маркеры;
    • «Теоретикам» - планшет для создания модели атома;
    • «Загадочным» - 3 конверта с фразами для расшифровки загадок.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

I. Организационный этап

Приветствие учителей, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие учителем общих целей учебного занятия.

II. Мотивация

На этом этапе важно создать правильный эмоциональный настрой учащихся, дать им возможность определить внутреннюю значимость этого урока; осуществляется постановка проблемы.

Химик. Всем известно, что на одну и туже проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с разных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом.

Физик. Много веков длится процесс познания окружающего мира. Основную роль играют в этом физика и химия – важнейшие науки, изучающие глубины законов природы. И каждая из них имеет свой угол зрения на происходящие в микромире процессы. Но мир един!

Химик. Сегодня мы объединим представления о строении микромира физиков и химиков. И поэтому необычный сегодняшний урок с вами проведут два учителя. И нам бы хотелось, чтобы вы воспринимали нас не как учителей двух разных предметов, а как учителей, несущих объединенные научные знания о целостной картине мира.

Физик. А какова же тема сегодняшнего урока?

Химик. А пусть нам подскажут сами ребята! Дети, у вас на столах  лежат волшебные листочки. В них химическим образом спрятана буква. Если все четыре буквы сложить – получится ключевое слово к теме урока. Буква написана раствором хим. вещества. Если кисточкой нанести по центру листа р-р индикатора фенолфталеина, то она проявится. Но прежде чем вы начнете работать, вспомним правила ТБ. (Cлайд №1) Приступайте к работе! (Дети выполняют работу, а по завершении учителя собирают буквы.)

Химик   (учителя держат буквы перед детьми). Какое же научное слово получилось? (Дети     «АТОМ»).

 Итак, тема нашего урока «Строение атома». (Открываю створку доски, на ней тема, цель и задачи). Запишите ее в своих листах. (Cлайд №2). Не забывайте вести записи в листах  в течение всего урока. Целью нашего урока  будет следующее:  повторить и обобщить знания по теме «Строение атома». 

Задачи:  

  1. Повторить:
  •    элементарные частицы атома:
  •    положение элемента в таблице Д.И. Менделеева;  
  1.  Продолжить учиться работать в группах.
  2. Научиться применять знания о строении атома (Cлайд №3).

Химик А эпиграфом к нашему уроку пусть будет отрывок из стихотворения Валерия Брюсова:

 

 

«… Быть может, каждый атом –

Вселенная, где сто планет.
Там все, что здесь, в объеме сжатом,  

Но также то, чего здесь нет».

 

III. Этап повторения и обобщения полученных знаний.

Физик. В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно. Хотя, понятие атома существует уже по крайней мере 25 столетий.

 

Химик. Сегодня нам предстоит проследить как развивалось учение о строении атома, вспомнить из каких составных частей состоит атом. Для этого  каждая группа получила кейс, который включает:

  • цветной лист А4 с заданием;
  • «помощника» - дополнительная литература с указанием страниц, где можно взять необходимую информацию.
  • оборудование для создания модели строения атома;
  • бланк «Отчет по работе» (для каждого ученика);

Ну, что ж, приступим.

РАБОТА С КЕЙСАМИ, СОЗДАНИЕ МОДЕЛЕЙ, ЗАПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛИСТОВ

Химик. Молодцы, ребята! Вы показываете хорошие знания о строении атома. Мы с вами убедились еще раз, что невозможно разделить представления физиков и химиков в этой области, что обе эти науки в единстве формируют объективную картину микромира.

 Физик. Кажется, вы, ребята, немного подустали! Проведем небольшую физкультминутку. (Учителя предлагают повторять за детьми несложные движения: наклоны головой влево-вправо, круговые движения плечами, руками упражнение «ножницы».)

 (Раздается шум, треск, взрыв…)

Физик.  Что за шум за дверью? (Далее – театрализованный момент – сценка «Машина времени», позволяющая перейти к работе в группах).

Гость из будущего. Что ты наделал? Ты какую кнопку нажал?

Гость из прошлого. Я нажал? Да это ты … «как  слон в посудной лавке»! Что теперь будем делать?

Б. Тише ты… Куда это мы попали? Здравствуйте!

П. Здравствуйте! А какой это век?

Физик.  Двадцать первый век! А что происходит?

Б. О! Да это же сто лет после открытия строения атома! Мы спасены!

П. Помогите нам! У нас произошел сбой в работе машины времени на ядерном уровне.

Б. Помогите ее настроить. Тогда мы сможем попасть домой: он – в прошлое, а я – в будущее!

П. Иначе случится катастрофа – нарушится ход времени!

Физик. А как же настроить вашу  машину?

Б и П. Вот наша настроечная панель.

Б. В своем путешествии мы должны пройти 4 сетевых портала в определенной последовательности.

П. На каждом из них оставить сообщение – ответ на вопрос.

Б. Вопросы у нас остались, а вот ответы – испарились. Одна надежда на вас, ребята. Ответьте на эти вопросы!

Физик.  Ну что, выручим этих  бедолаг, ребята. Поможем им продолжить путешествие? (Дети – да!). А вы, гости, ждите наши ответы по электронной почте. ( Учителя снимают и раздают задания по группам, при этом озвучивая название порталов: исторический, теоретический, детективный, загадочный.  

Физик. Продолжаем.   Ребята! Помните, что на выполнение задания отводится 5 минут. Представитель от группы должен озвучить ваш ответ. Приступайте. (Ученики выполняют работу в группах, а учителя выступают в роли консультантов.)

Ребята!  Как показывает программа, первый портал успешно пройден! (Cлайд №12).

Химик. Итак, отчет второй группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет.
Читайте задание, ваше решение. (Ученик отвечает, демонстрируя сконструированную модель).

Физик. Как показывает программа, второй портал успешно пройден! (Cлайд №13).

Химик. Итак, отчет третьей группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет.
Читайте задание, ваше решение. (Ученик отвечает, дополняя свой ответ необходимыми записями.) (Cлайд №14).

Физик. Как показывает программа, третий портал успешно пройден! (Cлайд №15).

Химик. Итак, отчет четвертой группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет. Читайте задание, ваше решение. (Ученики зачитывают полученные загадки и сообщают отгадки.).

Физик. Как показывает программа, четвертый портал успешно пройден! (Cлайд №16). Машина отправляется в путешествие во времени! (Cлайд №17) Я думаю, ребята, что наши гости уже в пути. А мы с вами продолжаем работать.

IV. Этап рефлексии.

Химик.  Мы хотим убедиться в том, что ваши знания прочные. Вам предлагаем 8 утверждений для самопроверки. Если утверждение верно – поставьте «+», если утверждение не верно – «минус». Вам дается 2 минуты. Приступаем. (Учащиеся выполняют работу, после этого сверяют свои ответы с правильными (Cлайд №18).

Физик. Подсчитайте правильные ответы и выставьте себе отметку.  (Cлайд №19). (У ребят на столе лежат заранее подготовленные карточки с цифрами «3», «4», «5»). У вас на столе лежат цифры. Поднимите соответствующую.

Химик.  Молодцы, мы видим, что  в основном вы хорошо усвоили тему «Строение атома», а значит главную задачу, которую мы поставили перед вами, вы решили. Что вам помогло справиться с предложенным заданием? (главная мысль: мы объединили знания, полученные на уроках химии и физики).

Химик.  Мы завершаем сегодняшний урок составлением синквейна в рабочих тетрадях. (Cлайд №20). Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.

  1. Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
  2. Подберите к этому слову 2 прилагательных
  3. Подберите к этому слову 3 глагола
  4. Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
  5. Подберите синоним к этому слову

(Ученики записывают последнее слово и зачитывают результат.)

Физик.  Пришло время подводить итоги.  Да, собственно,  результаты  самоконтроля и замечательно составленный синквейн говорят о том, что цель и задачи, поставленные в начале урока, реализованы.

Химик. И не мало важную роль в этом сыграла интеграция двух наук, двух взглядов на происходящие в микромире процессы. Ведь мир един, а в нем – одни и те же законы, явления, под каким бы углом мы их не рассматривали на уроках физики и химии.   А д/з будет следующим (другой учитель раздает заготовки). Каждому будет дана таблица с химическими элементами. Нужно будет заполнить эту таблицу. Задание понятно? (Cлайд №21).

Химик. Мы благодарим вас за урок и те знания, которые вы сегодня показали.

Физик.  И пусть по жизни вас ведет мудрая русская поговорка: «Не стыдно не знать, стыдно не учить».

Химик.  Урок окончен. До свидания!

7. Домашнее задание:

 по физике: §30;

по химии: §6,7

Предлагаем ребятам по желанию творческое задание (записано на доске):

1. Используя изученные на уроке термины: атом, ядро, оболочка, протон, нейтрон, электрон; фамилии ученых: Томсон, Резерфорд, составить кроссворд.

2. Сочинить историю в любом жанре (сказка, басня, детектив и т.д.) по теме: «Приключения атома».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: "Строение атома"

                                              опорный конспект

 

1. Демокрит (др. греч.):            2. Модель Дж. Дж. Томсона:                «атом» - «                              ».              (дорисуй модель)

 

3. Планетарная модель атома:

 1. -                                                                         ;

 2. -                                                                         ;                                           

 

  4. Заполни схему: «Состав атома».

 

 

5.     Заполни таблицу:

химические элементы

ядро

Электроны,

 

Заряд ядра

Протоны, p+

Нейтроны, n0

Al

 

 

 

 

Si

 

 

 

 

 O

 

 

 

 

Na

 

 

 

 

Cl

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Тест

Вариант 1

1. В состав ядра атома углерода входят 6 протонов. Выберите правильные утверждения.

А. В состав ядра атома углерода входят 6 нейтронов.

Б. В состав ядра атома углерода входят 6 электронов.

В. Если атом углерода потеряет четыре  электрона, он превратится в ион С+4.

Г. Относительная атомная масса углерода равна 6.

 2. Может ли атом водорода лишиться заряда равного 1,5 заряда электрона? Почему?___________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

3. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Чему равен её заряд?____________________________________________________________

___________________________________________________________________

4. В ядре атома мышьяка 75 частиц, из них 33 протона. Сколько нейтронов в ядре и сколько электронов обращается вокруг ядра этого атома?

 

___________________________________________________________________

5. В каком из ниже приведённых случаев можно утверждать, что мы имеем дело с двумя атомами одного и того же химического элемента:

а) в ядрах атомов одинаковое число частиц;

б) в ядрах атомов одинаковое число протонов;

в) в ядрах атомов одинаковое число нейтронов.

 

7. Рефлексия. Закончи предложение:

Если бы не было открыто строение атома, то

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru