Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру
Ход урока
1. Деление класса на группы.
Начать урок мне бы хотелось с высказывания великого философа Песталоцци, который говорил «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» чего я вам всегда желаю! Итак, начинаем урок.
2. Вступительная беседа.
- Приходилось ли вам ребята удивляться чему – то обычному, видеть в этом что – то чудесное, поразительное? (любование закатом, звездами, насекомым, )
А ведь это можно назвать чудом, а чудес на свете очень много. Нужно только суметь увидеть их, не пропустить мимо себя.
II. Актуализация знаний, постановка цели. Стихотворение в исполнении ученика.
1. Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Труженик – крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки…
- Кто написал это стихотворение? (Иван Захарович Суриков) О чем оно? Как догадались?
- Посмотрите на слайд. Докажите, что на ней изображена зима.
- Сегодня мы с вами вспомним все, что знаем о зиме, но прежде напомните мне, с чем связано смена времён года.
(Это связано с вращением Земли вокруг Солнца.)
2. Работа в группах.
- Обсудите в группах и назовите приметы наступления зимы, как мы узнаём, что наступила зима
- Проверим, всё ли назвали.
Приметы зимы |
Солнце ниже, чем осенью, дни короче, рано темнеет. |
Деревья стоят голые, без листьев. |
Стоят морозы, выпадает снег. |
Водоёмы покрываются льдом. |
Почва замерзает и покрывается снегом. |
У некоторых животных мех становится гуще. |
- Назовите главный признак наступления зимы. (Похолодание)
Именно эти признаки влияют на изменения в неживой и живой природе.
С приходом зимы мы встречаем зимних гостей: холодных, морозных, снежных.
- вы любите зиму? Почему??
Да и зима вас любит хоть порой и носики щиплет. И она приготовила для вас испытания. Готовы ли вы к ним? Давайте сейчас и проверим.
1. Приглашаю вас в зимний лес. Там вы встретите лесных жителей. Им нужна ваша помощь.
На этих листочках ваше первое испытание.
Вставь пропущенные слова в рассказ:2 минутки
Пришла зима. Спрятались под снег травы, замерзли деревья. Но жизнь в лесу продолжается. Видны на снегу заячьи следы. Зимой заяц часто обгрызает … . Он разгребает снег передними лапами в поисках … . Пробегает по лесу, принюхивается лисица. Она старается учуять под снегом … . Пискнет под снегом норушка – лисица тут как тут. Рывок передними лапами - и охотница уже держит в зубах добычу. А вот и кабаны. Раскопали снег, разрыли землю – ищут … . Медведь зимой спит в … . За лето и осень он накопил много … . Зима ему не страшна. На дереве непрерывно стучит клювом … . Внизу разбросаны растрепанные еловые шишки. Это дятел достал из них … .(кору, пищи, еду, пищу, берлогежира, дятел, семена)
Взаимопроверка работ. Каждая группа по очереди, по предложению.
2. А теперь готовьтесь ко второму испытанию.слайд
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала,
На поля – озёрушки
Белый пух да пёрышки.
- Что это за лебедь серая? (Снеговая туча)
- А почему лебедь сытая? (Много снега)
- Что она сыпала на поля – озёрушки? (Снег, снежинки)
3. – Какой вы представляете снежинку?
– Расскажите о ней. Это будет третье испытание, нужно написать на листочках какая снежинка слайд
(Дети составляют текст-описание на рабочих листах и зачитывают его.)
Зима:
- Вы отлично прошли все испытания! Молодцы!
III. Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Снежинка». Написал его замечательный поэт Константин Дмитриевич Бальмонт.
IV. Биографическая справка.
Константин Дмитриевич Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет — природа среднерусской полосы. "В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют", — вспоминал поэт в автобиографии 1907 г.
«Снежинку» Константин Дмитриевич написал в 1903 году.
В это время Бальмонт — кумир публики, он — на гребне своих творческих возможностей и "царит над русской литературой".
V. Работа над новым материалом.
1. – Самостоятельно прочитайте стихотворение про себя и ответьте на вопросы №1на стр. 151.
- Какое настроение вызывает стихотворение?
- Какой приём использует Бальмонт, создавая образ героини?
(Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ.)
- Как автор относится к снежинке? Докажите, используя слова из стихотворения.
2. Словарная работа с объяснением значения слов:
лазурная взметается лелеющем кристальная
VI. Физкультминутка.
Игра «Волшебные ворота»
2 ученика держатся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только тот, кто назовёт слово или словосочетание, относящееся к теме «Зима»
VII. Продолжение работы над новым материалом.
1. Выразительное чтение. (Учащиеся в группах определяют вид чтения: соло, дуэтом, трио и т.д.)
Одна из групп выполняет работу экспертов, используя схему анализа.
Схема анализа чтения. |
1. Читал (а) с чувством? 2. Соблюдал (а) нужную интонацию? 3. Правильно ли выдерживал (а) паузы? 4. Правильно ли ставил (а) логические ударения? 5. Не было ли при чтении ошибок в словах? |
2. – Вы обратили внимание, что восклицательное предложение начинает и заканчивает стихотворение? Автор повторяет одно и то же предложение, создавая своеобразный замкнутый круг. Этот приём называется рондо и навевает мысль о музыке. Какая музыка подошла бы к этому стихотворению: танец, вальс, марш, песня?
Давайте послушаем вальс Чайковского из альбома «Времена года»
– Прочитайте под вальс П. И. Чайковского из альбома «Времена года» музыку прослушать
3. – А теперь прочитайте под музыку, сопровождая движениями. Помогут вам в этом глаголы из 2-5 четверостиший. Найдите их и подчеркните карандашиком. Представьте, что вы – снежинки и летаете по воздуху.
- Передайте это в движении.
VIII. а теперь я вам предлагаю выполнить творческое задание, нужно продолжить любое высказывание
«Это произведение напомнило мне такой случай из моей жизни...»
«Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы...»
«Наиболее радостным мне показался эпизод о...»
«Произведение (эпизод) вызвали у меня следующие чувства…»
«Я почувствовал(а)...»
«Я увидел(а)...»
«Я ощутил(а)...»
«Я улыбнулся(ась)...»
« Я вспомнил(а)...»
« Я подумал(а)...»
« Я представил(а)...»
«Я бы продолжил (а) написанное так...»
IX. Итог урока.
Подводя итог урока мне, хочется процитировать высказывание К.Бальмонта:
«Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас ...»
И действительно, что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения? стихотворение написано более 100 лет назад, а события происходят как будто сегодня.
– Продолжите предложения:
На сегодняшнем уроке я узнал …
Я доволен своей работой, потому что…
После урока мне захотелось ….
Сегодня я сумел .,…
Мне следует поработать над…
Отметки???
X. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.