Интегрированный урок по русскому языку и литературе "Нет дороже матери на свете"
Оценка 4.6

Интегрированный урок по русскому языку и литературе "Нет дороже матери на свете"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература +1
6 кл
13.02.2022
Интегрированный урок по русскому языку и литературе "Нет дороже матери на свете"
Цель урока: отработка навыков правописания приставок третьей группы
мой урок 17.docx

 

Открытый урок русского языка В 6 «А»КЛ,

посвящённый Дню Матери.

Тема урока: «Нет дороже матери на свете»

Цель урока: отработка навыков  правописания приставок третьей группы

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к своей матери.

Ученики должны:

Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к  слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.

Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.
ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).

 

1.     Видеофрагмент «Любимой маме» (3 минуты)

Дорогие ребята, уважаемые мамочки и гости!!! Сегодня у нас необычный урок  русского языка… Вы посмотрели замечательный клип. Ребята, кому посвящён сегодняшний урок русского языка? (Мамам, празднику Дню Матери). 

СЛАЙД 1 Запишите в тетради: число, классная работа, тема нашего урока «Нет дороже матери на свете»

РАБОТА СО ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА “МАТЬ”. СЛАЙД2

Учебная задача: раскрытие лексического значения слова.

В “Толковом словаре” С.И.Ожегова :

Мать – это женщина по отношению к своим детям. Родная мать. Многодетная мать. Мать семейства.

 А я сейчас хочу сказать о другом.

Судьба подарила каждому из нас прекрасную мать. Она – единственный человек на свете, который может пожалеть, утешить, понять, простить, помочь.

А мы, уходя в школу, забываем ее даже поцеловать. Торопимся, как всегда, к друзьям, на тренировки. Маме же отдаем лишь считанные минуты, и нам всегда не хватает добрых слов, которые ждет она. Издержки прогресса, несомненно, сказываются на нас. Но все ли мы сами сделали, много ли приложили усилий, чтобы достичь желаемой гармонии.

2.     О маме, о нашем отношении к ней мы будем говорить на этом уроке.

3.     Эпиграфом нашего урока являются слова Максима Горького: СЛАЙД 1 «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матерей нет ни поэта, ни героя. Вся радость мира – от матерей». Как вы понимаете слова Максима Горького?СЛАЙД3

4.     Ученица:К тебе одной навстречу с радостью бегу,

Жить без твоих объятий минуты не могу.

От счастья я сияю лишь рядышком с тобой,

Ты для меня, как солнце, а я, как лучик твой.

За шалости прощаешь, обиды не таишь,

За всё переживая, ночами ты не спишь,

Своё тепло мне даришь , балуешь ТЫ меня,

Моя ты золотая, любимая моя.

 Ученица2:Есть в нашем мире слово вечное,

Короткое, но самое сердечное.

Оно прекрасное и доброе,

Оно простое и удобное,

Оно душевное, любимое,

Ни с чем на свете не сравнимое:

МА - МА!

Ученик 3:

2.     СЛАЙД 9 Нет никого мне ближе, нет никого родней,

Не отыскать красивей и не найти добрей,

От холода и ветра всегда укроешь ты,

С тобою мне не надо бояться темноты.

Ты знаешь все ответы на каждый мой вопрос,

Одна твоя улыбка – и нет следа от слёз,

Все тайные секреты с тобою я делю,

Нет никого на свете, кого я так люблю.

Учитель СЛАЙД7: В 2018году вся страна и наша гимназия будем праздновать 150-летие со Дня рождения М Горького.И сегодня мы закрываем Неделю русского языка и литературы очередным уроком, связанным с именем нашего великого писателя,

Цель нашего сегодняшнего урока СЛАЙД 4– показать нашим мамам и учителям свои знания в области русского языка по изученной теме,но т.к наш урок проходит в преддверии Дня матери,то мы не можем не вспомнить три прекрасных произведения М.Горького Роман «Мать» , повесть «Детство» и  ЛЕГЕНДУ О МАТЕРИ И ТИМУРЕ Из цикла «Сказки об Италии»

Слайды(на них читаю о них) СЛАЙД6,7,8,9,10
Учитель: Итак сегодня мы работаем в группах и закрепляем тему– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
– Сколько групп приставок существует в русском языке? (3 группы) СЛАЙД11
– Какие это группы приставок? (1 группа приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа  – приставки ПРЕ- и ПРИ- СЛАЙД 12)

 :При и Пре и прежде,чем мы начнем,я приглашаю в жюри наших учителей

 Мое первое задание группам:Блиц-опрос: СЛАЙД13

1. Разминка. Задание: назвать приставки.

  • Эта приставка имеет значение «очень».
  • Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
  • Эта приставка имеет значение неполноты действия.
  • Эта приставка имеет значение «пере-».
  • Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».

2.Словарная работа СЛАЙД 14

·         – Сейчас мы с вами поработаем с этимологией  слова « приветствовать».
– Что такое этимология? (Этимология (с греч.) – раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.)
. Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti  «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.
 
Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?
– Составьте предложения с данными словами. Запишите.

  •  

2. СЛАЙД 15 У каждого из вас на столе есть карточки.На них 10 слов,вы должны вставить пропущенные буквы и распределить приставки в 3 группы:ПРИ,ПРЕ,СЛОВ.СЛОВА ПРОВЕРКА 16,17,18,19

3. СЛАЙД 7Другой пример М. Горький в повести “Детство” описывает бабушку (выборочный диктант

)Выпишите все слова ,с изучаемой орфограммой

“КОГДА ОНА УЛЫБАЛАСЬ, ЕЕ ТЕМНЫЕ, КАК ВИШНИ, ЗРАЧКИ РАСШИРЯЛИСЬ, ВСПЫХИВАЯ НЕВЫРАЗИМО ПРИЯТНЫМ СВЕТОМ, УЛЫБКА ВЕСЕЛО ОБНАЖАЛА БЕЛЫЕ, КРЕПКИЕ ЗУБЫ, И, НЕСМОТРЯ НА МНОЖЕСТВО МОРЩИН В ТЕМНОЙ КОЖЕ ЩЕК, ВСЕ ЛИЦО КАЗАЛОСЬ МОЛОДЫМ И СВЕТЛЫМ… ДО НЕЕ КАК БУДТО СПАЛ Я, СПРЯТАННЫЙ В ТЕМНОТЕ, НО ЯВИЛАСЬ ОНА, РАЗБУДИЛА, ВЫВЕЛА НА СВЕТ, СВЯЗАЛА ВСЕ ВОКРУГ МЕНЯ В НЕПРЕРЫВНУЮ НИТЬ, СПЛЕЛА ВСЕ В РАЗНОЦВЕТНОЕ КРУЖЕВО И СРАЗУ СТАЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ДРУГОМ, САМЫМ БЛИЗКИМ СЕРДЦУ МОЕМУ, САМЫМ ПОНЯТНЫМ И ДОРОГИМ ЧЕЛОВЕКОМ…”

“СКАЗКИ ОНА СКАЗЫВАЕТ ТИХО, ТАИНСТВЕННО, НАКЛОНЯЯСЬ К МОЕМУ ЛИЦУ, ЗАГЛЯДЫВАЯ В ГЛАЗА МОИ РАСШИРЕННЫМИ ЗРАЧКАМИ, ТОЧНО ВЛИВАЯ В СЕРДЦЕ МОЕ СИЛУ, ПРИПОДНИМАЮЩУЮ МЕНЯ. ГОВОРИТ, ТОЧНО ПОЕТ, И ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ СКЛАДНЕЙ ЗВУЧАТ СЛОВА. СЛУШАТЬ ЕЕ НЕВЫРАЗИМО ПРИЯТНО”.

(Выслушиваются представители групп с ответами).

Учитель:  бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте. Для него стала другом, самым близким сердцу, самым понятным и дорогим человеком.

Данный отрывок  – свидетельство и таких жизненных фактов: иногда, так случается, родную маму заменяет чужая женщина, злая или добрая, иногда – бабушка, если мама уходит рано в мир иной. Помните об этом и берегите своих матерей.

4 задание СЛАЙД 20 Прочитайте слова М.Горького. Найдите слова с приставкой при- и пре- и определите их синтаксическую роль.(ДОПОЛН И ПОДЛЕЖ)

5 СЛАЙД 21.Прослушайте текст.Это Легенда о Тамерлане и Матери

Он приказал узнать, кто там кричит голосом без радости, и ему сказали, что явилась какая-то женщина, она вся в пыли и лохмотьях, она кажется безумной, говорит по-арабски и требует — она требует! — видеть его, повелителя трех стран света.

— Приведите ее! — сказал царь.

И вот пред ним женщина — босая, в лоскутках выцветших на солнце одежд, черные волосы ее были распущены, чтобы прикрыть голую грудь, лицо ее, как бронза, а глаза повелительны, и темная рука, протянутая Тимуру, не дрожала.

— Это ты победил султана Баязета? — спросила она.
— Да, я. Я победил многих и его и еще не устал от побед. А что ты скажешь о себе, женщина?
— Слушай! — сказала она. — Что бы ты ни сделал, ты — только человек, а я — Мать! Ты служишь смерти, я — жизни. Ты виноват предо мной, и вот я пришла требовать, чтоб ты искупил свою вину, — мне говорили, что девиз твой «Сила — в справедливости», — я не верю этому, но ты должен быть справедлив ко мне, потому что я — Мать!

Царь был достаточно мудр для того, чтобы почувствовать за дерзостью слов силу их, — он сказал:
— Сядь и говори, я хочу слушать тебя!
Она села — как нашла удобным — в тесный круг царей, на ковер, и вот что рассказала она:
— Я — из-под Салерно, это далеко, в Италии, ты не знаешь где! Мой отец — рыбак, мой муж — тоже, он был красив, как счастливый человек, — это я поила его счастьем! И еще был у меня сын — самый прекрасный мальчик на земле…
— Как мой Джигангир, — тихо сказал старый воин.
— Самый красивый и умный мальчик — это мой сын! Ему было шесть лет уже, когда к нам на берег явились сарацины-пираты, они убили отца моего, мужа и еще многих, а мальчика похитили, и вот четыре года, как я его ищу на земле. Теперь он у тебя, я это знаю, потому что воины Баязета схватили пиратов, а ты — победил Баязета и отнял у него всё, ты должен знать, где мой сын, должен отдать мне его!

Все засмеялись, и сказали тогда цари — они всегда считают себя мудрыми!
— Она — безумна! — сказали цари и друзья Тимура, князья и военачальники его, и все смеялись.
Только Кермани смотрел на женщину серьезно, и с великим удивлением Тамерлан.
— Она безумна как Мать! — тихо молвил пьяный поэт Кермани; а царь — враг мира — сказал:
— Женщина! Как же ты пришла из этой страны, неведомой мне, через моря, реки и горы, через леса? Почему звери и люди — которые часто злее злейших зверей — не тронули тебя, ведь ты шла, даже не имея оружия, единственного друга беззащитных, который не изменяет им, доколе у них есть сила в руках? Мне надо знать всё это, чтобы поверить тебе и чтобы удивление пред тобою не мешало мне понять тебя!

Восславим женщину — Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Всё прекрасное в человеке — от лучей солнца и от молока Матери, — вот что насыщает нас любовью к жизни!

Сказала она Тимур-Гуругану:
— Море я встретила только одно, на нем было много островов и рыбацких лодок, а ведь если ищешь любимое — дует попутный ветер. Реки легко переплыть тому, кто рожден и вырос на берегу моря. Горы? — я не заметила гор.

Пьяный Кермани весело сказал:
— Гора становится долиной, когда любишь!
— Были леса по дороге, да, это — было! Встречались вепри, медведи, рыси и страшные быки, с головой, опущенной к земле, и дважды смотрели на меня барсы, глазами, как твои. Но ведь каждый зверь имеет сердце, я говорила с ними, как с тобой, они верили, что я — Мать, и уходили, вздыхая, — им было жалко меня! Разве ты не знаешь, что звери тоже любят детей и умеют бороться за жизнь и свободу их не хуже, чем люди?

— Так, женщина! — сказал Тимур. — И часто — я знаю — они любят сильнее, борются упорнее, чем люди!
— Люди, — продолжала она, как дитя, ибо каждая Мать — сто раз дитя в душе своей, — люди — это всегда дети своих матерей, — сказала она, — ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын, даже и тебя, старик, ты знаешь это, — родила женщина, ты можешь отказаться от бога, но от этого не откажешься и ты, старик!

— Так, женщина! — воскликнул Кермани, бесстрашный поэт. — Так, — от сборища быков — телят не будет, без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без Матери — нет ни поэта, ни героя!
И сказала женщина:
— Отдай мне моего ребенка, потому что я — Мать и люблю его!

Поклонимся женщине — она родила Моисея, Магомета и великого пророка Иисуса, который был умерщвлен злыми, но — как сказал Шерифэддин — он еще воскреснет и придет судить живых и мертвых, в Дамаске это будет, в Дамаске!

Поклонимся Той, которая неутомимо родит нам великих! Аристотель сын Ее, и Фирдуси, и сладкий, как мед, Саади, и Омар Хайям, подобный вину, смешанному с ядом, Искандер и слепой Гомер — это всё Ее дети, все они пили Ее молоко, и каждого Она ввела в мир за руку, когда они были ростом не выше тюльпана, — вся гордость мира — от Матерей!

И вот задумался седой разрушитель городов, хромой тигр Тимур-Гуруган, и долго молчал, а потом сказал ко всем:
— Мен тангри кули Тимур! Я, раб божий Тимур, говорю что следует! Вот — жил я, уже много лет, земля стонет подо мною, и тридцать лет, как я уничтожаю жатву смерти вот этою рукой, — для того уничтожаю, чтобы отмстить ей за сына моего Джигангира, за то, что она погасила солнце сердца моего! Боролись со мною за царства и города, но — никто, никогда — за человека, и не имел человек цены в глазах моих, и не знал я — кто он и зачем на пути моем? Это я, Тимур, сказал Баязету, победив его: «О Баязет, как видно — пред богом ничто государства и люди, смотри — он отдает их во власть таких людей, каковы мы: ты — кривой, я — хром!» Так сказал я ему, когда его привели ко мне в цепях и он не мог стоять под тяжестью их, так сказал я, глядя на него в несчастии, и почувствовал жизнь горькою, как полынь, трава развалин!

— Я, раб божий Тимур, говорю что следует! Вот — сидит предо мною женщина, каких тьмы, и она возбудила в душе моей чувства, неведомые мне. Говорит она мне, как равному, и она не просит, а требует. И я вижу, понял я, почему так сильна эта женщина, — она любит, и любовь помогла ей узнать, что ребенок ее — искра жизни, от которой может вспыхнуть пламя на многие века. Разве все пророки не были детьми и герои — слабыми? О, Джигангир, огонь моих очей, может быть, тебе суждено было согреть землю, засеять ее счастьем — я хорошо полил ее кровью, и она стала тучной!

Снова долго думал бич народов и сказал наконец:

— Я, раб божий Тимур, говорю что следует! Триста всадников отправятся сейчас же во все концы земли моей, и пусть найдут они сына этой женщины, а она будет ждать здесь, и я буду ждать вместе с нею, тот же, кто воротится с ребенком на седле своего коня, он будет счастлив — говорит Тимур! Так, женщина?
Она откинула с лица черные волосы, улыбнулась ему и ответила, кивнув головой:
—Так,царь!
Тогда встал этот страшный старик и молча поклонился ей, а веселый поэт Кермани говорил, как дитя, с большой радостью:

Что прекрасней песен о цветах и звездах?
Всякий тотчас скажет: песни о любви!
Что прекрасней солнца в ясный полдень мая?
И влюбленный скажет: та, кого люблю!
Ах, прекрасны звезды в небе полуночи — знаю!
И прекрасно солнце в ясный полдень лета — знаю!
Очи моей милой всех цветов прекрасней — знаю!
И ее улыбка ласковее солнца — знаю!
Но еще не спета песня всех прекрасней,
Песня о начале всех начал на свете,
Песнь о сердце мира, о волшебном сердце
Той, кого мы, люди, Матерью зовем!

И сказал Тимур-бек своему поэту:
— Так, Кермани! Не ошибся бог, избрав твои уста для того, чтоб возвещать его мудрость!
— Э! Бог сам — хороший поэт! — молвил пьяный Кермани.

А женщина улыбалась, и улыбались все цари и князья, военачальники и все другие дети, глядя на нее — Мать!
Всё это — правда; все слова здесь — истина, об этом знают наши матери, спросите их, и они скажут:

— Да, всё это вечная правда, мы — сильнее смерти, мы, которые непрерывно дарим миру мудрецов, поэтов и героев, мы, кто сеет в нем всё, чем он славен!

СЛАЙД 22 Задание Мини-сочинение «МОЯ МАМА» по данным словам:

ПРЕКРАСНАЯ

ПРЕВОСХОДНАЯ

ПРЕМИЛАЯ

ПРИОТКРЫЛА

ПРЕМУДРАЯ

ПРИВНЕСЛА

ПРИДУМАЛА

ПРИГОЛУБИЛА Чтение сочинений

СЛАЙД 23 Речевая ситуация: Мама спросила о том, какую тему вы сегодня прошли на уроке . Как бы вы могли рассказать ей о том, что было на уроке? Составьте устное монологическое высказываниеПодведение итогов урока

СЛАЙД24 Рефлексия

О матерях можно рассказывать бесконечно. Так сказал М.Горький. Согласны ли вы с этим? Почему?

СЛАЙД 25 Домашнее задание Выставление оценок

Учитель:Берегите, дети, матерей, Уважайте их седые пряди!... Мало, бросить в праздник: "Не старей!..." И вручить парфюм, в глаза не глядя... Вы поймите, ей - не всё равно!... Яркую коробку обнимая, Вам вослед глядит она в окно, Старенькая, верная, немая!... Не корите, дети, матерей, Не считайте в прошлом их ошибок! В этой жизни - нет поводырей, А страданий - больше, чем улыбок!... Помните, боролась, как могла, Знайте, что терпела и любила, Знайте, вам до крохи отдала, Всё тепло, что только в сердце было!... Не бросайте, дети, матерей, Научитесь их советы слушать!... Помните, что жизнь отдаст скорей, Чем предаст она родную душу! За окном жестокий длится век, Время смут, забвенья, непокоя, Только мать - тот главный человек, Кто поймёт, в безвременье такое! Почитайте, дети, матерей, Берегите в сердце, точно Бога! СЛАЙД  26 Звучит песня «МАМА» и дети вручают подарки


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок русского языка В 6 «А»КЛ, посвящённый

Открытый урок русского языка В 6 «А»КЛ, посвящённый

РАБОТА СО ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА “МАТЬ”

РАБОТА СО ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА “МАТЬ”

Ни с чем на свете не сравнимое:

Ни с чем на свете не сравнимое:

Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить»

Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить»

Выслушиваются представители групп с ответами)

Выслушиваются представители групп с ответами)

Самый красивый и умный мальчик — это мой сын!

Самый красивый и умный мальчик — это мой сын!

Так, женщина! — воскликнул Кермани, бесстрашный поэт

Так, женщина! — воскликнул Кермани, бесстрашный поэт

Я, раб божий Тимур, говорю что следует!

Я, раб божий Тимур, говорю что следует!

ПРЕМУДРАЯ ПРИВНЕСЛА ПРИДУМАЛА

ПРЕМУДРАЯ ПРИВНЕСЛА ПРИДУМАЛА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022