Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".
Оценка 4.9

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература +1
4 кл
18.03.2018
Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".
Углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности «доброта». Знакомство с биографией и творчеством А.И.Куприна , его произведением "Белый пудель" ; развивать диалогическую и монологическую речь учащихся, обогащать их словарный запас новыми словами. Способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия; прививать любовь к чтению; воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний; помочь понять смысл дружбы.
урок.docx
Тема:  Александр Иванович Куприн "Белый пудель". Ценность: доброта. Качество: дружба. Цели: углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности «доброта».  Продолжить знакомство с биографией и творчеством А.И.Куприна , его произведением  "Белый пудель" ;   учить беглому, осознанному и выразительному чтению, работать с  текстом, работать над совершенствованием навыков чтения; развивать диалогическую и монологическую речь учащихся, обогащать их словарный запас новыми словами,  развивать чувство юмора; воспитывать культуру речи, уважительное отношение к  товарищам; выполнять тест; давать точные ответы на поставленные вопросы;  способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности,  порядочности, сострадания, трудолюбия; прививать любовь к чтению; воспитывать  наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний; помочь понять смысл  дружбы. Задачи:  1.Обучать вдумчивому чтению произведения детской литературы, формировать  осознанное стремление быть добрым. 2. Развивать способность осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации,  развивать устойчивый интерес к книге как к источнику знаний; развивать  коммуникативные навыки учащихся ­ умение вести диалог, участвовать в беседе,  слушать и дополнять ответы товарищей, работать в парах.  3. Воспитывать внимательное отношение к окружающим. Способствовать  формированию высоких нравственных качеств: честности, порядочности, сострадания;  воспитывать качества личности: целеустремленность, трудолюбие, усидчивость. Оборудование: Книги А.И.Куприна, мультимедийный проектор с презентацией,  карточки, учебник, тесты.  Тип: урок изучения нового материала. Технологии: проблемно­развивающая, здоровьесберегающие, личностно­ ориентированный,  дифферинцированная, современные информационные технологии.                                        Ход урока: Цитатой к уроку является народная мудрость: «Доброе дело добром отзовется». I. Орг. момент: ­ Встали, подравнялись! Садитесь! ­ Начинаем урок литературного чтения. ­ Всё ли необходимое лежит на парте? (дневник, книга литературного чтения, ручка,  простой карандаш, книга дополнительного чтения)?  II. Эмоциональный настрой.  – Доброго дня! Солнцу и птицам! Доброго дня улыбчивым лицам! – Пожелаем друг другу успехов на сегодняшний урок. III. Позитивный настрой:  Мысленная  прогулка  в лесу.  Сядьте,  держа  спину  прямо. Закройте  глаза  и дышите  глубоко. С каждым  вздохом   старайтесь все  больше расслабиться  и  стать  спокойными. Сейчас мы идем  гулять  в   лес. Представьте, как вы  идете  к  двери  класса,  открываете  дверь,  проходите  по коридору  и  выходите  на  улицу.  Вдыхаете свежий  воздух, ощущаете  дуновение   ветра  на волосах  и лучи  солнца,  мягко  греющие лицо. Начинайте идти  в  сторону   леса.  Будьте  осторожны,  когда идете,  не  наступайте  на  насекомых. Остановитесь   на минуту и оглянитесь  вокруг. Ощутите красоту  и свежесть природы. Подойдите к  какому­нибудь цветку, наклонитесь  и посмотрите  на  него  внимательно, какой  он   хрупкий  и  тоненький. Понюхайте  его  и  вдохните  его  аромат. Идите  дальше,   замечая  все, что  есть  вокруг. Цвета, запахи  цветов  и  деревьев, песни  птиц  и  негромкое  жужжание  насекомых.  Углубляясь  в  лес, смотрите,  как  деревья  становятся  выше  и  больше.  Полюбуйтесь  игрой  света  и тени,  послушайте  шелест   листьев.  В  лесу  мы  чувствуем  себя  в безопасности.  Мы  выходим  на  поляну,  здесь  мы  отдохнем  несколько  минут.  Выберите  дерево,  под  которым  вам  хочется    посидеть.  Подойдите  к дереву и  обхватите  руками  ствол.  Ощутите, какой  он   мощный,  постарайтесь  почувствовать  и  осознать   энергию  жизни,   текущую   в нем.  Теперь сядьте  под  ним.  Прислонившись  спиной  к  стволу. Закройте  глаза,  глубоко  вдохните и  обратите внимание на  покой  и  тишину,  которые  окружают  нас ( В  этом  месте учитель  может  сделать  паузу  на  1­2  минуты).  Нам  легко  и спокойно,  мы   ощущаем  счастье.  Как  удивительна  природа, и  мы  понимаем,  как  должны любить и  уважать её, заботясь  о том, чтобы не причинять зла ни одному живому  существу.  Помните  о том, что это ваше  собственное  дерево  и вы  можете к нему  вернуться  в  любое  время. А сейчас приготовьтесь идти  обратно  в школу.  Поднимитесь  и  посмотрите вокруг ещё  раз.  Медленно  идите  назад  по  той же  тропинке,  не  наступая  по  пути  на  насекомых.  И вот  мы  дошли  до  дверей  школы.  Оглянитесь   вокруг  ещё  раз,  глубоко  вдохните  свежий  воздух,  откройте  дверь  и  вернитесь на   свое  место.  Сохраните  в  себе это  чувство  тишины, покоя  и  удовлетворенности.   Откройте  глаза  и  улыбнитесь! IV. 5´ ­ чтение: ­ Откройте книгу дополнительного чтения, приготовились, начали читать. ­ О чём прочитали? ­ Что запомнили? V.  «Человек нашёл слово для всего, что обнаружено им во вселенной» ­ писал Самуил  Яковлевич Маршак. А писатели и поэты с помощью слов создают удивительный, особый мир в своих  произведениях. И наша задача, читая эти произведения, перенестись туда на крыльях  фантазии, воображения, осмотреться, услышать звуки, почувствовать запахи, пережить  события, что происходят там, а когда придёт пора вернуться обратно в класс, то не  забыть унести в душе с собой самое важное, что заметили там; и сказать спасибо  человеку, подарившему такое путешествие. Отправляемся в удивительный мир путешествий, слыша, переживая, чувствуя самое  важное, что происходит на уроке. VI. Постановка учебной задачи. – Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Учиться бегло и выразительно читать. Уметь находить в тексте важное, нужное. Уметь владеть своим голосом.) – Что нам с вами поможет выполнению поставленных задач? (упражнения) VII. Речевая разминка. Упражнение для дыхания: “Представьте, что у вас на ладони лежит пушинка. Наберите воздуха в легкие, вздохните глубоко и подуйте на пушинку, чтобы она улетела как можно дальше” (2­3 раза). Дети выполняют упражнения на дыхание, для губ для языка. 1. Заборчик. Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы. 1 – 2 – 3 – 4 – 5. 2. Трубочка. Мои губы трубочка превратились в дудочку. Ду­ду­ду. 3. Лопатка. Язык лопаткой положи и спокойно подержи. 1 – 2 – 3 – 4 – 5. Язык можно убирать. 4. Иголочка. Язык в иголку превращаю. Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну до пяти считать начну. 1 – 2 – 3 – 4 – 5. Иголку я могу держать. –   Молодцы!   Умение   владеть   своим   голосом   поможет   нам   на   уроке   выполнению остальных   задач,   а   именно:   выразительно   и   безошибочно   читать.   Хорошее   чтение поможет понять текст. VIII. Проверка домашнего задания: Николай Алексеевич Некрасов  «Дедушка Мазай и зайцы»­выразительно читать, отвечать на вопросы. Ф.И.________________________________________ 4­«Д»класс 1 уровень:  Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные слова. 1. Почему мало дичи? ________________________________________________ 2. Когда происходит действие в стихотворение? _________________________ 3. Чем бьют мужики зайцев? __________________________________________ 4. Как собрались зайцы на островке? ___________________________________ 5. Как произошла встреча с зайчишкой на пне? __________________________ ______________________________________________________________________ 6.Кого нашел под кустом дед Мазай?____________________________________ ________________________________________________________________ 7. Сколько зайцев плыло на бревне?___________________________________ 8. Что сделал с зайцами дед Мазай, когда приплыл в деревню? ____________ __________________________________________________________________ Ф.И.________________________________________ 4­«Д»класс                              2 уровень:  Выберите правильный ответ:  1.  В какое время года происходит действие в стихотворении  А.Некрасова «Дедушка  Мазай и зайцы»?                 А) летом                Б) осенью                  В) зимой                 Г) весной               2. Чем мужики топили зайцев?                 А) вёслами               Б) дровами                  В) баграми                 Г) лаптями 3. Как дед Мазай называл зайцев?                 А) команда                Б) команда                  В) команда               Г) команда                      босая                          косая                          бедная                       горемычная 4. С кем дед Мазай сравнивает зайчиху?                А) с купчихой            Б) с поварихой              В) с ткачихой              Г) с боярыней 5. Чем накрыл Мазай зайчиху?                  А) фуфайкой              Б) зипуном               В) косовороткой             Г) ушанкой 6. Сколько зайцев спасались на бревне?                  А) около сотни                Б) двадцать                  В) с десяток                 Г) пара 7. Сколько зайцев обогрел дома дед Мазай? А) 2                 Б) 4               В) 8                       Г) 10 Ф.И. _______________________________________4­«Д»класс 3 уровень:  Подчеркните нужное слово:  1 . Зайцы собрались на островке (толпой/ гурьбой) 2. Дед Мазай увидел на островке   (зайчишку /белку)  3. У куста копошилась  (детвора/зайчиха).  4. На бревне спасалось  (десяток/ двадцать) зайцев.  5.В лодке осталось  (6 зайцев/ 2 пары).  6. Действие в стихотворении происходит (осенью/весной) Проверка:  Нормы оценок: «5» ­ нет ошибок  «4» ­ 1 ошибка  «3» ­ 2 ошибки  «2» ­ 3 ошибки  IX. Притча. Учитель читает притчу, используя методический прием «чтение с  остановкой».  А сейчас весна!  Теплым солнечным днем все вокруг радовалось весне. Цвели сады, щебетали птицы. В  лазурном небе летел журавлиный клин. Где­то весело журчал ручеек.  А под высоким тополем стоял маленький мальчик и плакал. Он не видел, как цветут  сады. Он не слышал, как щебечут птицы. Небо казалось ему не голубым, а черным.  Журавлиный клин казался мальчику ниточкой слез. А люди шли мимо маленького мальчика и не замечали, что он плачет...  • Как вы думаете, почему мальчик не видел красоты жизни вокруг себя? (Ответы  учащихся)  Плачущего мальчика увидел дедушка, подошел к нему, положил руку на голову.  Дедушка что­то долго говорил мальчику, о чем­то его расспрашивал. Мальчик сквозь  слезы поведал о чем­то пожилому человеку.  Так они говорили около часа. Разговор закончился тем, что мальчик улыбнулся. Он  увидел, что вокруг него цветут сады. Он услышал, как весело щебечут птицы. В  голубом небе перед ним задрожал журавлиный клин, и мальчик подумал: «А сейчас  весна!»  • Как вы думаете, о чем говорили дедушка с мальчиком?  • Какие чувства вызывает у вас эта притча? (Ответы учащихся)  ­ В жизни каждого из нас встречаются люди, общение с которыми доставляет нам  радость. Мы учимся у них доброте, мудрости. Полюбить другого человека как самого  себя и относиться к нему так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам, ­ в этом  достоинство человека. Изучая самопознание, мы идем дорогою любви и добра.  X. Работа над загадкой.  Заворчал живой замок, Лёг у двери поперек. Две медали на груди ­ Лучше в дом не заходи.      (собака) ­Хорошо, молодцы! XI. Сегодня на уроке познакомимся с биографией  и творчеством А.И.Куприна , и  отрывком из его произведением "Белый пудель". ­Как вы думаете о чем или о ком это произведение? ПУДЕЛЬ – порода декоративных собак. Предположительно эта порода произошла в 16  веке от старинных длинношерстных пастушьих и охотничьих «водяных собак». Пудели  приобрели огромную популярность, но впоследствии их перестали использовать для  охоты и они постепенно превратились в комнатно­декоративных. Прекрасно  дрессируются, послушны и дружелюбны. Пудели были любимцами многих известных  людей. Бетховен написал элегию на смерть своего любимца, Г. Гейне сочинил  стихотворение «Добродетельная собака», а перу А. И. Куприна принадлежит  трогательный рассказ «Белый пудель». XII.Биография А.И.Куприна.   Слово учителя. В   детские   и   юношеские   годы   судьба   сталкивала   Куприна   с   талантливыми сверстниками.   С   известным   клоуном   и   дрессировщиком   А.Л.Дуровым     Куприн повстречался   в   1879   г.   «Анатолий,   —   вспоминал   позднее   Kyприн   безудержно, бесшабашно демонстрировал тогда уже свои номера перед товарищами. Он вертелся колесом, ходил на руках и изображал клоуна… Тайно я благоговел перед ним...» Композитор   А.Н.Скрябин   в   те   же   годы,   что   и   Куприн,   был   воспитанником кадетского   корпуса.   В   свободные   вечера   вокруг   старинного   рояля   кадеты   слушали талантливую игру своего товарища. Из первых учителей и наставников  оказал особое влияние   на   будущего   писателя   талантливый   педагог­словесник   М.И.   Цуханов, единственный учитель, «которого ценили и любили воспитанники корпуса». Активный член московского «Артистического кружка», Цуханов заражал своих воспитанников любовью   к   искусству,   к   литературе,   к   меткому   русскому   слову.   Поэт­искровец Л.И.Пальмин стал для Куприна «крестным отцом» в литературе. Он отговорил юношу сочинять стихи, посоветовал писать прозу. При посредстве Пальмина, сотрудничавшего в 1880­е гг. в юмористических журналах, первый рассказ Куприна «Последний дебют» был опубликован в журнале («Русский сатирический листок» (3 декабря 1889 г.). О поэте   Пальмине   Куприн   не   раз   упоминал   (под   другим   именем)   в   своих автобиографических произведениях «Первенец», «Типографская краска», «Юнкера». В автобиографических повестях «Кадеты» и «Юнкера» писатель рассказал о воздействии на него произведений Пушкина, Гейне, Л.Толстого. И вcё­таки всю жизнь Куприн ощущал недостаток глубоких знаний, той культуры, что впитывается с малых лет. Поруганные детство и юность не прошли бесследно и не раз   впоследствии   давали   о   себе   знать.   И   хотя   после   выхода   в   отставку   Куприн   с ненасытной   жадностью   «накинулся   на   жизнь   и   на   книги»,   он   убедился,   «что   для усвоения знаний существуют пределы возраста и что никакой талант ничего не стоит без систематического образования».  Недостатки образования писатель неутомимо восполнял все новыми и новыми жизненными впечатлениями. Сама жизнь Куприна с многочисленными странствиями, встречами   и   происшествиями   превращалась,   по   словам   Батюшкова,   в   «роман приключений, герой которого проходил через все слои и состояния». XIII. Физминутки: «Бабочка»,  Куанамын менде, куанасын сенде, Куанамыз бәріміз, арайлы атқан күнге. XIV. Словарная работа: ­Как понимаете значение слов?  Лексическая работа.   Шарманка — механический музыкальный инструмент, в           котором вращающийся металлический валик с  выступающими из него шипами  (штифтами) управляет многочисленными органными трубками, куда  поступает воздух  из воздушной камеры. ­ Какое это слово? (устаревшее). Работа со словарем. XV.  Первичное знакомство с текстом. Чтение учителем и детьми цепочкой XVI. Анализ содержания сказки.  Выявление первоначальных впечатлений. ­ Кто из героев рассказа вызывает ваши симпатии? Почему? ­ Чьи  поступки вы осуждаете? Почему XVII. Физминутка: игра на внимание.  Учитель предлагает учащимся по хлопать в ладоши, если речь идет о добром деле, и  потопать ногами, если речь идет о плохом. Учитель каждый раз проговаривает слова  «хорошо или плохо...»  • Покормить птиц зимой?  • Утаить от родителей плохую отметку, полученную в школе?  • Сломать ветку на дереве?  • Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки?  • Изрисовать стену жилого дома краской из баллончика?  • Помочь библиотекарю подклеить старые книжки?  • Принять участие в субботнике по уборке территории школы?  • Уступить место в автобусе пожилому человеку?  XVIII. Чтение текста учащимися по цепочке. XIX. Вопросы:  – Почему же рассказ назван «Белый пудель»?  ­ Рассказ Куприна (можно, нельзя) считать повествованием о собаке. – С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?  – В чём заключалась работа пуделя­артиста?  – Почему его так ценил дедушка Лодыжкин? – Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи,  Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке? – Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое  доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость? ­Хотели бы вы быть похожими на Сережу? Почему?  ­Какими качествами обладает мальчик? ­ Почему и хозяева дачи, и их слуги так непочтительны по отношению к бродячим артистам? Они не понимают, что хлеб бродячего артиста не сладок: нужно много трудиться, чтобы научиться трюкам, которые выполняет Сергей; нужно много   терпеть,   чтобы, превозмогая усталость, в летнюю жару переходить от дачи к даче в надежде получить кусок хлеба. Обитатели дачи видят в  них   не честных тружеников, а голодранцев и обманщиков. ­  Как работают артисты? Артисты работают на совесть, несмотря на то что это очень трудно на  сильной жаре, «когда Реомюр показывает двадцать два градуса в тени». ­В каких эпизодах проявляются лучшие качества Сережи и старика Лодыжкина?  XX. Выполнение дифференцированных заданий. 1.  Соедини героев с качествами, которыми их наделил А.И. Куприн: качества вседозволенность трудолюбие гордость благородство черствость бездушие жадность преданность честность герои Дедушка Лодыжкин Сережа  Дворник Трилли Барыня  2.  Какова тема произведения? 1) О братьях наших меньших животных. 2) О взаимоотношении людей и животных. 3) О жизни людей до революции. 3. Какова главная мысль этого произведения? 1) Добиваться цели нужно любыми способами. 2) Купить можно все, были бы деньги. 3) Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. XXI. Рефлексия: У. Чему учит это произведение? – Учит тому, что в дружбе жить лучше. XXII.  Картинная галерея: ─ А если бы вы  получили от автора такое задание: подсказать новый образ героев,  чтобы вы поменяли? ─ Какое имя предложили? ─ Чем он мог заниматься? XXIII.  Итог урока: ­ С каким произведением  мы сегодня познакомились?   ­ Кто его автор?  ­ Какова  его главная мысль?                  ­ Важна ли для нас эта тема?   ­Почему?   Берясь за дело, нужно несмотря ни на что довести его до конца. Если не умеешь ­ учись, но делай это как положено! У нас у всех есть друзья, мы не должны так поступать.   XXIV. Выводы: – Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Куприн учит  читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к  животным, осуждает черствость и бездушие людей.   – Отношение к белому пуделю позволило А.И.Куприну в рассказе показать  достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина и смелость  Серёжи, безнравственность обитателей дачи и преступность дворника.   XXV. Домашнее задание: Выразительное чтение отрывка  рассказа с. 76­83. На выбор: 1 вариант. Творческий пересказ  от лица Сережи.   от лица дедушки.   от Арто. 2 вариант. ЖЗЛ (жизнь замечательных людей). Рассказ об А.И.Куприне. Учитель: ­Вы ответьте, на уроке не было ли скуки? Кому было интересно поднимите руки. XXVI. Оценивание учащихся. Наш урок подошел к концу. Вы все очень активно  работали, поэтому я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. ­Продолжите предложение: Мне было интересно… Мне захотелось… Я учился …. У меня получилось… XXVII. Круг Радости: «От сердца к сердцу». Собрав учеников в круг, учитель предлагает взяться за руки и исполнить  песню Татьяны My хаметшиной «О доброте». Песня о доброте Сл. и муз. Татьяны Мухаметшиной В этом мире огромном, в котором живем я и ты, Не хватает тепла, не хватает людской доброты. Будем вместе учиться друг друга беречь и любить, Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить. Припев: Весной зашумит вода,  Зимой запоют ветра. Давайте, друзья, всегда Друг другу желать добра! Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души, Ты однажды возьми и добро просто так соверши, И тогда на морозе щемящей запахнет весной,  И тогда на земле станет больше улыбкой одной! Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,  И до цели добраться, конечно, помогут друзья.  Чтоб скорее исполнились давние наши мечты, Пусть всегда будет главным уроком урок доброты! ­Задала я вам заданье. Что ж, ребята, до свиданья! Прозвенит сейчас звонок, И закончится урок,  спасибо вам мои, друзья!  Всем очень благодарна я.

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".

Интегрированный урок. Александр Иванович Куприн "Белый пудель".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018