Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.
Оценка 4.9

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география +2
6 кл
12.04.2018
Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.
Урок позволяет обучающимся погрузиться в проблемы защиты окружающей среды, даются знания и понятия о науке "Экология". Учащиеся на протяжении всего урока путешествуя по станциям, выполняют различные интересные и познавательные задания. У них возникает желание помочь нашей планете в сохранении богатств природы, воспитывается любовь к своей малой Родине.
Интегрированный урок.doc
Моисеева Галина Андреевна, учитель­дефектолог, учитель ­ логопед                                                                                                                                                            МАОУ «Юговская средняя школа» Пермский край, Пермский муниципальный район.                                                                               «Интегрированный урок чтения, географии и естествознания         для обучающихся с ОВЗ. 6 класс.» Тема:  «Путешествие в страну «Экология»» Цели: Коррекционно   ­   образовательные:  дать   представление   о   науке   «Экология»;   воспитывать интерес   к   чтению;   продолжать   формирование   и   совершенствование   навыков   сознательного, плавного и выразительного чтения; развивать познавательный и эмоциональный интерес в работе на каждой из станций; учить различать объекты живой и неживой природы;  расширять кругозор и обогащать знания учащихся. Коррекционно   ­   развивающие:  развивать   устную   связную   речь   учащихся,   обогащать   их словарный   запас;   развивать   представления,   воображение,   внимание,   правильное   восприятие иллюстраций; формировать умения анализировать, обобщать; развивать мелкую моторику. Коррекционно ­ воспитательные:  воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание   сохранить   богатства   природы;   воспитывать   целенаправленное   внимание,   интерес     к учению; любовь к родному краю; пробуждать эмоциональные чувства с помощью музыки, стихов, загадок, литературного текста.   Тип урока: урок совершенствования знаний и формирования умений учащихся.                            Форма урока: взаимопроникающая, познавательная, проблемно – дидактическая. Виды деятельности учащихся: ­ выразительное чтение; ­ инсценировка; ­ ответы на вопросы; ­ отгадывание загадок; ­ чтение по ролям; ­ беседа; ­ физкультминутка; ­ пение знакомых песен; ­ составление эмблемы урока. Материалы и оборудование: выставка рисунков по экологии; информационно ­ техническое обеспечение (компьютер, диски, экран для проецирования, проектор); презентация учителя «Путешествие по стране «Экология»; аудиозапись песен; таблица с «остановками» по стране «Экология»;   вагончики   и   тепловоз;   индивидуальные   карточки   с   рассказами   для   чтения; кусочки льда; одноразовые стаканчики и родниковая вода; эмблемы – Солнце, Вода, Воздух; фонограмма   журчания   воды;   шапочки   для   инсценировки   –   Солнце,   Воздух,   Вода,   Ветер; эмблема урока; сюрпризы для каждого участника. Предварительная   работа:  знакомство   с   произведениями   на   внеклассном   чтении, знакомство   с   Красной   книгой;   на   уроках   музыки   ­   заучивание   песен;   на   уроках   ИЗО   ­ рисование на тему «Экология»; на уроках географии ­ прохождение темы по экологии; на уроках   естествознания   и   биологии   ­   обучение   установлению   взаимозависимости   живых организмов между собой и с неживой природой, влияние на неё. Дополнительная литература: 1. Рассказы для чтения детьми ­ В.В. Бианки, М.М. Пришвин, К. Ушинский, В.П. Астафьев, К.Г. Паустовский. 2. К. Чуковский «Краденое солнце». 3. Рассказы про растения и кислород.  Время проведения: 45 минут.  Методы работы:  инновационные – метод коллективного решения проблем, проблемно – игровой метод. –   наука   о   местообитании,  Ход  урока: 1. Вступление. Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, он более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим одновременно урок чтения, урок естествознания и географии как один большой урок, взаимосвязанный по одной теме. Такой урок называется интегрированным. Мы с вами отправимся в путешествие по стране «Экология». Давайте вспомним, что такое экология? Ученик:  Экология    Она   изучает взаимоотношения   растений,   животных   и   человека.   В   последнее   время   экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру. Учитель:  Посмотрите   на   доску.   В   этих   красивых   вагончиках   мы   с   вами   будем путешествовать. Всё ли готово? Можем ли мы отправляться в путешествие? (Нет.)  Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет вагоны.) Учитель: − Какие   вы   наблюдательные!   К   какой   стороне   мы   должны   прицепить   тепловоз,   если нумерация идет с первого вагона? (К левой.) − Где поезд делает остановки?  (На станциях.) − Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях останавливаться и о чём говорят нам названия этих станций?  (Природная – о природе, Солнечная – о солнце,   проживании. Воздушная  – о воздухе,  Родниковая – о воде, Сказочная – о сказках, Бережливая – о бережливости.) − Как поезд набирает скорость? (Чух­чух­чух.) − А как он подаёт сигнал? (Ту­ту­ту.) − Поехали!   А   чтоб   было   веселей,   споём   песню   «Весёлые   путешественники»   (муз. М.Старокадомского, сл. С.Михалкова.) 2. Станция «Природная». Учитель: − Мы прибыли на станцию «Природная». Что такое природа? (Природа – это всё то, что нас окружает, но не сделано руками человека.) − Проведём игру «Природа – не природа». Я называю слова, а вы говорите, природа это или нет:   ромашка,   телевизор,   трава,   ветер,   школа,   стол,   река,   рыба,   самолёт,   ящерица,   море, кирпич, книга, дерево, карандаш, лиса, синица, комар, гараж, крокодил, щенок. (Смотрим слайд – проверяем ответы.) − Какая бывает природа? ( Живая и неживая.) − Что такое живая природа? (Это то, что растёт, дышит и производит себе подобных.) − Что такое неживая природа? (Неживая природа не растёт, не дышит, не производит себе подобных.) − Посмотрите на экран «Живая и неживая природа». Назовите картинки неживой природы. (Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер…) − Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь……) − Сейчас мы послушаем отрывки из рассказов о природе, которые приготовили вы сами. Дети читают отрывки из рассказов  В. Бианки:  «Голубой зверёк»;  «Кукушонок»;  «Лис и мышонок»;  «Муха и чудовище». − Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше, напевая песню «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского.) Станция «Солнечная». Учитель: − Поезд подходит к станции. Читаем её название. (Солнечная.) − Ребята, а что такое солнце? (Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Солнце обогревает Землю и даёт нам тепло.) − А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру?  (Солнце в 109 раз больше Земли.) − Какую форму имеет солнце? (Форму шара.) − Сможем ли мы жить без солнца? (Нет.) − Послушайте отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». (Дети читают по ролям.)  − Почему все звери заплакали, заревели?  (Без солнца мы жить не сможем, потому что оно даёт нам свет, тепло, жизнь.)  − Деревья и все другие растения – это удивительные творения природы. Только они способ­ны сохранять солнечное тепло, а потом отдавать его. Каменный уголь – это не что иное, как стволы, корни,   ветки   вымерших   и   неразложившихся   деревьев.   Залежи   каменного   угля   хранят   тепло (энергию), которое древние растения получили от солнца много миллионов лет назад и отдают это тепло, когда люди используют уголь для отопления помещений, при выплавке чугуна и стали, для нагревания паровых котлов на теплоэлектростанциях и так далее. − В   России   большие   запасы   торфа,   который   также     используют   как   топливо.   Торф   –   это неразложившиеся стебли, ветки, листья торфяного мха – сфагнума и других болотных растений. − Растения уникальны не только тем, что накапливают и хранят солнечное тепло. Они питаются совсем не так, как животные. Под тёплыми лучами солнца растения усваивают углекислый газ воздуха и преобразуют его в крахмал и сахар. При этом им нужна вода, которую они поглощают из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света они не могут осуществлять процесс питания. Питаясь, растения насыщают воздух кислородом,   что   делает   возможным   жизнь   всех   живых   организмов,   прежде   всего   человека, животных, в том числе и самих растений, потому что и человек, и растения, и животные дышат кислородом, выдыхая углекислый газ. При питании растения выделяют кислорода гораздо больше, чем используют для дыхания. Это создаёт запас кислорода в воздухе. − Превращая солнечное тепло в корни, ветки, стволы, листья, цветы, семена, растения служат кормом для самых разных животных. Так солнечное тепло (энергия) распределяется между всеми живыми организмами на Земле.   − Но и этим не исчерпывается роль растений в природе. Растения защищают почвы, на которых растут,   от   разрушения   ветрами   и   водами.   Они   сберегают   полноводность   рек   и   препятствуют наводнениям;   влияют   на   климат,   делая   его   более   благоприятным;   очищают   воздух   от   пыли   и вредных промышленных газов; создают красоту вокруг. Недаром в народе говорят: «Растение – Земли украшение». − А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет? Выберите из двух рисунков тот, которое подходит солнышку. (Выбирают и учитель прикрепляет на доску эмблему солнца.) − Едем дальше. (Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» муз. А. Островского, сл. Л.Ошанина.) 3. Станция «Родниковая».  Учитель: − Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Слушайте внимательно и подумайте, на какую станцию мы приехали. (Родниковая.) (Звучит фонограмма журчания воды.) − Посмотрите  на модель  Земли  – глобус. Какого цвета  на нём больше?  (Голубого.)  Голубым цветом на глобусе изображена вода. Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, то можно её не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.) − Да, воды­то много. На  нашей  планете есть  пресная и  солёная вода.  Но не всю воду могут употреблять   человек,   животные,   растения   для   своей   жизни.   Для   живых   существ   и   растений пригодна только пресная вода. А остальная вода ­ в океанах, морях ­ солёная. Пресной же воды очень мало, всего 3% от общего водного пространства. Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать. − Вода очень интересное вещество. Она одна–единственная бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном. (Учитель раздаёт кусочки льда.) − Какой лёд по структуре? (Твёрдый.) − Что происходит со льдом в тепле? (Он тает и превращается в воду.) − А вода – это какое состояние? (Жидкое.) − Что обычно наливают в чайник? И что потом делают? (Наливают  воду и кипятят.) − В этом чайнике вода, и она кипела. Я открываю крышку, что вы видите? (Мы видим пар.) − Что это такое? (Капельки воды.) − Пары воды – это газообразное её состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.) − При какой температуре вода начинает замерзать? (При ноле градусов.) − При какой температуре лёд начинает таять? (При плюс одном градусе.) − Кто же губит воду? (Человек.) Ученик читает: Необходимый источник жизни – воду – загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озёра и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаём о новых, губящую морскую живность  нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных   ресурсов   планеты  –   вода   –  может   быть   отравлен   окончательно.   А   ведь   как приятно   в   жаркий   день   утолить   жажду   глотком   холодной   родниковой   воды!   (Детям   в индивидуальные разовые стаканчики наливается магазинная вода «Родниковая».) − Вкусная, ребята, вода? (Да!)  − Помните: воду надо беречь! Понравилось вам на этой станции?  − Путешествие   продолжается.   Пока   мы   едем,   я   научу   вас   делать   массаж   спины   со   словами (физкультминутка). 4. Станция «Воздушная». Учитель: Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой.  По  сравнению  с  величиной   Земли   она  очень  тонка.  Представим  себе,  что  наша планета – это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера – это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он порвётся. Вот так же легко мы губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры? Ученик читает: «Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: атмосфера обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и всё живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли». Учитель:  Загрязняя   атмосферу   дымом,   гарью   и   ядовитыми   отходами     промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле. − Каким газом мы дышим? (Кислородом.)   − Посмотрите на схему «Воздух». (Смотрят на слайд.)   − Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.) Дети читают отрывки из  рассказов (про растения  и кислород.) Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки:  Золотое яблочко по небу катается, С утра улыбается, а улыбки – лучи Очень горячи. (Солнце) Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь.) Без рук, без ног, по полю рыщет, Поёт да свищет, деревья ломает,   К земле приклоняет. (Ветер.)    5. Станция «Сказочная». Учитель: Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?». (Ученики показывают инсценировку.)    Встретились как­то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее.     Ясно солнышко сказало: − Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю.     Свежий Воздух возразил:        − Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.     Холодная Вода заклокотала: − Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.     Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их: − Зря вы спор завели. Жить вам придётся всем вместе и дружно, потому  что всем людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как всё взаимосвязано. − С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.                Учитель: − Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.) − Кто завёл спор? (Солнце, Воздух и Вода.) − О чём они заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.) − Кто разрешил их спор? (Ветер.) − Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.) − Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.) − Три клада у природы есть:    вода, земля и воздух – три её основы.    Какая бы ни грянула беда – целы они – всё возродится снова. Учитель: − Действительно,   без   воды,   почвы   и   воздуха   жизнь   на   Земле   не   была   бы   возможна.   Трудно представить, чтобы всё это вдруг совершенно исчезло. Однако каждый должен помнить, что и вода, и   почва,   и   воздух   могут   менять   своё   качество.   Люди   в   результате   своей   производст­венной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы. − Следуем дальше с песней «Весёлый ветер» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева – Кумача).                 6. Станция «Бережливая». Учитель:  Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети, глядя на сменяющиеся слайды, отвечают.) − В лесах незаконно спиливаются деревья. − Мусор лежит вдоль дорог.  − Над   городом   «висит»   смок   от   заводов,   фабрик,   электростанций.   От   этих   предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. − В городах ухудшилось качество воздуха и воды. − Вокруг заводов засыхает лес, поэтому вымирают птицы и животные. − На поверхности воды можно увидеть разливы  нефти из танкеров, которая во время аварий проливается в воду морей и океанов. − В реке плавает мёртвая рыба. − Под новый год спиливают ёлки, весной рвут и продают первоцветы. − Невоспитанные дети разрушают гнёзда птиц, ловят диких животных и их детёнышей уносят домой. − Всё меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать. − Почва   на   полях   отравляется   ядохимикатами   от   вредителей   и   сорняков   и   химическими удобрениями для большей урожайности. Учитель: Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи. − Последняя   станция   «Бережливая».   О   чём   она   нам   напоминает?  (Мы   должны   беречь   и охранять природу.) Всё ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? (Человек.) Правильно. Сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Вы их сейчас перечислили. 7. Заключительная часть. Рефлексия деятельности. Учитель: Если деньги накопить, Можно многое купить –  Дом, одежду и завод, Самолёт и пароход.               Но нельзя купить росу,               Птичье пение в лесу,               И не спрятать  в кошелёк               Родничок и тополёк. Дерево, трава и птица Не всегда сумеют сами защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Учитель: ­  Дети, что вы усвоили из прошедшего урока? ( Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать других, тех, кто не бережёт её.) − Предлагаю изготовить эмблему нашего путешествия – это будет итогом нашей работы сегодня. Получите шаблоны предметов: Земли, человека, кроны дуба, бабочки, цветка, Солнца. Давайте составим эмблему «Берегите природу». − Что у нас главное? (Земля.)  − Кто является хозяином Земли? (Человек.) − Что должен охранять человек? (Природу.) − Вот такая эмблема у нас получилась. 8. Подведение итогов урока. Учитель: − Сегодня   на   нашем   необычном   уроке   все   дети   поработали   хорошо.   Поэтому   все   получаете «отлично»  за урок.  А  чтоб  вы  не забыли,   чему мы  посвятили   сегодняшний  урок, получите  в подарок   маленькие   сюрпризы.   (Раздаются   всем   присутствующим   маленькие   глобусы.   Звучит фонограмма песни « 21 век».) − Спасибо за сотрудничество. Урок закончен. Литература: 1. Внеклассные   мероприятия   в   коррекционных   классах.   Н.М.   Гончарова   и   др.   –   Волгоград: Учитель, 2007.­ 249 с. 2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно – методическое пособие для учителей, студентов высших и средних   педагогических   учебных   заведений,   слушателей   ИПК.   –   Москва   –   Ростов   –   н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. – 192 с. 3. Лакоценина   Т.П.   Современный   урок.   Часть   6.   Интегрированные   уроки.   Научно   –   практич. пособие  для   учителей,   методистов,   руководителей  учебных  заведений,   студентов   пед.  учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов – н/Д: Изд­во «Учитель», 2008.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания для обучающихся с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018