Интегрированный урок газообразные вещества.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация к интегрированному уроку "Газообразные вещества".

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала мой урок газвещества.docx
Открытый урок по теме «Газообразные вещества»                                                                                                                                                   учебник О.С.Габриелян 11класс, п. 8 Тип урока: объяснение нового материала. Методы обучения: информационно­коммуникационные, обучение в  сотрудничестве, личностно­ориентированное и проблемно­поисковое  обучение. Цель: Обобщить знания  о газообразных веществах, установить отличия от  твердых и жидких веществ, повторить з­н Авогадро, систематизировать  знания о способах получения и применения наиболее известных газов. Задачи: 1. Образовательные ­ закрепить  знания о газообразных веществах,  рассмотреть основных представителей, выявить распространение в  природе. 2. Развивающие ­ развивать познавательный интерес, развивать умение  сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. 3. Воспитательные ­ воспитывать умение работать в сотрудничестве,   совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения  заданий, развивать умение формулировать и аргументировать  собственное мнение, заинтересовать процессами, происходящими в  окружающем мире.  4. Коррекционные ­ развивать слуховое восприятие, корректировать  навыки соотносительного анализа, группировки и классификации,  установление  причинно­следственной связи. Коррекция восприятия,  памяти и внимания, сенсорных представлений.   Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация в программе PowerPoint, карточки с формулами  газов, воздушный шарик, чайник с паром, бутылка газводы, аэрозоль. 1. Организационный момент.2. Актуализация знаний и активация мотивации учащихся. Учитель: У меня к вам вопрос, что объединяет столь разнородные предметы  на моем столе (воздушный шарик, газированная вода, чайник с паром,  аэрозоль в баллоне)? Возможна негромкая музыка. Ученики: газ, газообразные вещества. Учитель: тогда прошу назвать тему нашего урока ­ газообразные вещества.  Записываем в тетрадь тему. Слайд№1 3. Основная часть урока. Вступительное слово учителя: вспомним физику, сколько агрегатных  состояний вещества вы знаете? Ученики: твердые, жидкие, газообразные. Учитель: хорошо, можно еще добавить, 4 состояние вещества – плазма (в­ва  находятся в атомарном состоянии). Пример: пламя.  Что характерно для  каждого агрегатного состояния? Слайд№2 Учитель+ ученики: твердые тела – молекулы расположены очень близко друг к другу. Такие вещества сохраняют форму, объем. Жидкие ­ имеют объем, но  не имеют формы. Молекулы жидких веществ находятся чуть дальше друг от  друга, поэтому жидкости текучие, но имеют объем. Их трудно сжать.  Демонстрация, учитель: твердое вещество ­ кусок мрамора; воду  переливаем в сосуды разной формы, тем самым показывая изменения формы,  но сохранение объема. А теперь, если это вещество – газ? Давайте запишем схему: свойства газов.  Напишем в центре страницы слово ГАЗ и от него стрелочки. 1.Свойство: газ не имеет ни формы, ни объема, принимает любую форму,  занимает любой объем (сдуем немного шарик и можем  изменить его форму и  размер). Почему? Потому, что молекулы газов находятся очень далеко друг  от друга и слабые силы притяжения между ними не могут удержать их рядом.  Поэтому объем любого сосуда в сотни тысяч раз больше объема любого газа в  сосуде. Отсюда вытекает з­н Авогадро: в равных V любого газа содержитсяодно и то же число молекул при одинаковых условиях.  Следствие этого  закона: 1 моль любого газа = 22,4 л. Его называю молярным Vm.     Vm =22,  4л. Слайд №3 2.Учитель: если молекулы расположены далеко, их можно приблизить? Как  это сделать?  Ученики: сжать, сделать жидким. Учитель: верно, записываем еще одно свойство – легко сжимаются,  сжижаются.  Что при этом происходит с молекулами? Изменяется расстояние между ними. Где человек использует эти свойства газов?  Ученики: газовые баллоны, аэрозоли, сухой лед … 3.Чтобы узнать 3 свойство газообразных веществ обратимся к Слайду№ 4.  Что это? Атмосфера, что из себя представляет атмосфера? Смесь газов. Кто­ то расскажет состав атмосферы с математической точки зрения, процентное  соотношение компонентов?  А с исторической точки зрения: атмосфера  всегда имела такой состав? Слайд №5  Первичная атмосфера Земли состояла  в основном из CH4,CO2, NH3.Кто изменил на протяжении миллионов лет  состав атмосферы? Верно, ­ растения, они выделяли и продолжают выделять  O2. Значимость O2 в чем? Нужен для дыхания (обмена веществ) всех живых  организмов.  Без него невозможен процесс горения (не работали бы двигатели  внутреннего сгорания, турбины и т.п.) Третье свойство ­ равномерно смешиваться в любых пропорциях. Учитель: для вас есть задание, из имеющихся формул выбрать формулы  только газообразных веществ. Формулы развешаны и расставлены по классу.  Прошу вас рассказать о тех веществах, формулы которых вы выбрали. Это  именно те газы, с которыми мы сталкиваемся чаще всего, используем их в  самых разных областях. Они важные составляющие природы, участники  многих процессов жизнедеятельности. 1 ученик – H2. Самый легкий газ. Рассказывает о водороде. В лабораторных  условиях его получают: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑. Слайд№ 6, 7. чтобы распознать водород, подносим горящую лучину к сосуду и слышим хлопок (образуется гремучий газ 2 V H2 и V O2).2 ученик – O2. Газ, без которого невозможна жизнь. Окислитель органических веществ. Вещество, поддерживающее горение. Сообщение. Учитель ­ Способы получения: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑; либо 2H2O2 = 2Н2О + О2 ↑ . Как можем его распознать? Поддерживает горение. Тлеющая лучина. Слайд №8,9. 3 ученик – CO2, Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный,  не имеющий запах газ. Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха.  Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием  соляной кислоты на карбонат кальция: слайд№10, 11 CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2 получают обжигом известняка: CaCO3 = СаО + СО2↑        . ↑  В промышленности углекислый газ  Учитель ­ Как можем распознать углекислый газ? Не поддерживает горение. 4 ученик ­ Аммиак NH3 – газ с резким запахом, бесцветный, хорошо  растворим в воде, в промышленном масштабе:  3H2 + N2 = 2NH3 .В  лаборатории аммиак получают взаимодействием щелочей с солями аммония:  NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3 знаком нашатырь). Слайд №12, 13 . ↑ Распознают аммиак по запаху (все  5 ученик – C2H4 на уроках органической химии мы познакомились с газом  этиленом.  Слайд №14, 15. Этилен – газ без цвета и запаха. В  промышленности его получают дегидрированием этана (отъем H2): СН3 −  СН3 > СН2 = СН2 + Н2. В химической лаборатории: путем дегидратации  этилового спирта: С2Н5ОН   С→ 2Н4 + Н2О.  4. Рефлексия. Закрепление материала.  1. Какое вещество существует на Земле в 3­х агрегатных состояниях?  Слайд№ 16 2. Слайд №17 о состоянии молекул газообразных веществ. 3. Какой газ, находящийся в атмосфере защищает нас от УФО? Слайд№18. 4. Атмосфера – смесь газов. Назовите еще одну природную смесь газов? 5.Слайд №20 5. Подведение итогов, домашнее задание.2017 год был объявлен Годом экологии. Как вы считаете, состояние  атмосферы, процентное соотношение газов в ней, как то влияет на экологию  Земли? Какие газы загрязняют атмосферу, и какие оказывают положительное  воздействие? Что влияет на озоновый слой?  Д/З: эссе на тему «Человек и атмосфера».