Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе
Оценка 4.7

Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
география +1
6 кл
23.04.2018
Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе
Путешествие по глобусу и карте вместе с Жюлем Верном. Географическое прочтение романа «Пятнадцатилетний капитан». Его мечты на всей всемирной карте Оставили свой животворный знак. И.Северянин «Жюль Верн». Оборудование урока: • портрет писателя, • физическая карта мира, • атласы, • контурные карты, • диск с шумом океана, • видеоаппаратура, • кассета с в/фильмом о китах, • книги. Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации полученных знаний по географии и литературе в 6 классе. Цель урока: • формирование целостной картины мира через взаимосвязь двух предметов; • систематизация знаний, умений, навыков; • повышение мотивации учебной деятельности.
Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе.doc
Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе Путешествие по глобусу и карте вместе с Жюлем Верном. Географическое прочтение романа «Пятнадцатилетний капитан». Его мечты на всей всемирной карте Оставили свой животворный знак.  И.Северянин «Жюль Верн». Оборудование урока: портрет писателя,   физическая карта мира,       атласы, контурные карты, диск с шумом океана, видеоаппаратура, кассета с в/фильмом о китах, книги. Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации полученных знаний по географии и литературе  в 6 классе. Цель урока:  формирование целостной картины мира через взаимосвязь двух предметов;   систематизация знаний, умений, навыков; повышение мотивации учебной деятельности. 1. Вступительное слово (под шум моря): Ход урока Учитель литературы: 8 февраля 2008 года исполнилось 180 лет со дня рождения великого французского  писателя – фантаста, создателя множества книг о путешествиях и приключениях Жюля Верна. Его герои  побывали во всех уголках земного шара. Опускались на дно океана и долетали до Луны. Он путешествовал  вместе с ними, не выходя из своего кабинета. Учитель географии : А мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие по географической карте  вместе с героями замечательного романа «Пятнадцатилетний капитан», не выходя из класса. С Диком Сендом,  его друзьями и недругами мы пройдем маршрут команды шхуны «Пилигрим». Мы надеемся, что многие  географические термины отныне в ваших сердцах зазвучат поэтически возвышенно. 2. Викторина по прочитанному (готовность к плаванию): 1. Почему поверхность моря иногда становится красноватой? 2. Кто впервые назвал Дика Сэнда «пятнадцатилетним капитаном»? 3. Каким образом удалось проскочить рифы при бушующем море? 4. Где спасались путники от проливного ливня? 5. О каких исследователях Африки рассказывает Жюль Верн? 6. Какое известие, пришедшее 13 июня 1873 г., доставило большую радость всем работорговцам  почему? 7. Сколько длилось вынужденное путешествие героев романа? (6,5 месяцев) ­ Итак, каждый из вас готов начать наше путешествие. Отдать швартовы! 3. Определение координат судна. Учитель географии:2 февраля 1873 г. Шхуна находилась на 430ю.ш. и 1650з.д. Давайте расположим судно на  карте по заданным координатам. 4. Словарная работа: Учитель литературы: Ребята, знаете ли вы ,что означает название шхуны – «Пилигрим»? «пилигрим» ­ странник, путник, путешественник, паломник к святым местам. Случайно ли Ж.Верн назвал судно именно так?   название подготавливает читателей романа к путешествиям и приключениям; оно характеризует героев: это смелые, отважные люди, кот­е не боятся никаких преград и готовы идти к  своей цели. Учитель географии: Итак, «Пилигрим» отправился в опасное путешествие. Мы восстановим тот маршрут, по  которому намеревался провести корабль капитан Халл (Гуль), и тот, по которому судно отправилось из­за  козней Негоро. Учитель литературы: Откроем первую страницу романа (чтение отрывка) Показ на карте упоминающихся геогр.объектов (Берингов пролив, о.Тасмания, мыс Горн, мыс Доброй Надежды,  арх.Новая Зеландия, Атлантический океан, Тихий океан.) 6. Работа с текстом и просмотр видеосюжета. Учитель литературы: А для чего предназначалось судно «Пилигрим», чем занималась его команда?(ответ  учеников). В настоящее время охота на китов запрещена, потому что из­за варварского истребления они почти исчезли и  теперь занесены в Красную Книгу. Это очень красивые и могучие животные. (просмотр видеосюжета). Что случилось с командой «Пилигрима» во время охоты? (зачитать отрывок). А кого вам больше жаль  ­ китиху  или людей? Кто стал управлять судном, после гибели капитана? Есть мальчишки, которые в 15 лет проявляют свою самостоятельность: курят, грубят взрослым, ругаются матом,  прогуливают уроки – им все нипочем. А есть такие, кто в 15 лет способен взять на себя ответственность за  судьбы других людей, мужественно бороться с опасностями, крепко сжав зубы, терпеть лишения и несмотря ни  на что идти к своей цели. Такого 15­летнего мальчишку (почти вашего ровесника)делает героем своего романа  Жюль Верн. 7. Работа с картой. Учитель географии: Координаты после охоты на кита (глава 9). Судно незначительно уклонилось от  намеченного курса. Оно находились под 430ю.ш. и 1640з.д. А куда же оно направлялось? (ответ ученика –  Вальпараисо или другой ближайший порт на западном побережье Южной Америки). Отметить на карте в каком направлении должна была двигаться шхуна. А теперь вспомним, что сделал судовой кок Негоро, чтобы неопытный капитан привел корабль в  Африку? (Разбил один компас, перерезал линь, под второй компас подложил железный брусок и судно  отклонилось от курса на 45 градусов. После того как они миновали мыс Горн, он вынул брусок, и судно, выровняв курс, поплыло в Африку). Отметить на карте путь судна, по которому стало двигаться судно. 8. Беседа по тексту и работа с таблицей. Учитель литературы: По каким признакам Дик Сэнд догадался о страшной правде? (ответы учащихся с  использованием таблиц животных). 9. Сообщение о истории географических карт. Учитель географии: Вспомните, что путешественники не смогли взять с разбившегося корабля? (геогр. карты,  так как они оказались испорченными морской водой). А ведь будь у них карта, многих опасностей можно было  избежать, т.к. карта – первый помощник путешественника. Выступление ученика: Древние жители Гавайских островов брали с собой в плавание тыкву. На ее кожуре они  отмечали острова, которые проплывали, и это помогало им вернуться назад. Полинезийские мореходы делали  карты из сплетенных веточек, которые указывали направления течений. Люди стали делать глиняные карты  около 2600 лет назад: в центре круглой суши изображали Вавилон. К концу 16 века самыми точными картами  были карты Герарда Маркатора. Сообщение учителя: В наши дни на помощь картографам пришли космические спутники, их информацию  передают на компьютеры, которые преобразуют их  в карты. Существует современная система глобального  определения местоположения. В настоящее время в ней 30 работающих спутников. В ближайшей перспективе  GPS­функция будет встроена в большинство мобильных телефонов, и мы сможем использовать на уроке наши  телефоны как техническое средство обучения. 10. Проверка дом. задания. Учитель литературы: Дома вам нужно было поработать и с текстом романа и с географической картой. Сдайте  опросные листы с вашими ответами. ( см. Приложение 1.) 11. Беседа. Учитель литературы: Долгих 4 месяца Дик со своими друзьями скитался по дебрям Экваториальной Африки,  таящим много опасностей. Что пришлось пережить героям? (ответы учеников). Как им удалось спастись? (ответы учеников). 12. Выводы. Учитель литературы: Возвратившись в Сан – Франциско, наш пятнадцатилетний капитан не почувствовал  особого облегчения. Наоборот, его начали терзать угрызения совести. Почему? Найдите ответ на этот вопрос на последнее странице романа и зачитайте.(чтение отрывка). Какой урок дает читателю автор? (знания помогают человеку преодолевать жизненные трудности) Учитель географии: Герои Жюля Верна, путешествуя, учатся. Нас с вами, в какой­то степени, тоже можно  назвать пилигримами, хотя мы учимся, не выходя за пределы школьных кабинетов. Давайте же получать знания  с непреодолимым желанием, совершать удивительные открытия, которые украсят нашу жизнь и помогут в  преодолении жизненных трудностей. Учитель литературы: А сегодня мы попытались не просто еще раз вспомнить захватывающие события  знаменитого романа, но и применить к литературным знаниям географические. Оценка  за  урок будет  складываться из той, что вы получите за выполнение домашнего задания, и оценки за работу на уроке, которую  вы поставите себе сами в дневник. Опросный лист Приложение 1 1. Где нашел собаку Динго капитан «Вальдека»? Определите координаты этого места. (ч.2.гл.19.) 2. Появление какого острова, по ошибочным предположениям Дика Сэнда, являлось счастливым  предзнаменованием?(ч.1.гл.12.) Определите его координаты. 3. Какой это был остров на самом деле? (ч.2.гл.2.) определите его координаты. 4. Где, по словам Гэрриса, «Пилигрим» потерпел крушение? Где это случилось на самом деле? (ч.1.гл.15;  ч.2 гл.2) 5. О каких исследователях Африки подробно рассказывает автор в романе? 6. Какой наукой увлекался кузен Бенедикт? 7. Кто был хозяином собаки Динго и что с ним  случилось? Список использованных источников. 1. Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан. – М.: Детская литература, 1982. 2. Горепекина Л.М., Немыкина Н.И. Географическое прочтение романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний  капитан».­ «Первое сентября. География». – 18. – 2006г.

Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе

Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе

Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе

Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе

Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе

Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018