Интегрированный урок (литература + химия) "Что есть красота и почему ее обожествляют люди?" (Н.Заболоцкий)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Красота – подлинный трофей победы души. (Кастильоне) Ход урока Ученик: Борис Пастернак Любить иных – тяжёлый крест, А ты прекрасна без извилин. И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Всё это – не большая хитрость. Учитель литературы: Какие слова, на ваш взгляд, в стихотворении главные? Ученик:
Иконка файла материала Что есть красота и почему ее обожествляют люди.doc
Интегрированный урок (литература + химия) "Что есть красота и почему ее обожествляют люди?" (Н.Заболоцкий) Красота – подлинный трофей победы души. (Кастильоне) Ход урока Ученик: Борис Пастернак Любить иных – тяжёлый крест, А ты прекрасна без извилин. И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Всё это – не большая хитрость. Учитель литературы: Какие слова, на ваш взгляд, в стихотворении главные? Ученик: Учитель литературы: Любовь, красота, здоровье,…. Что для вас самое главное в жизни? Работа с тестом (проводит психолог) Учитель литературы: “Секрет прелести”, секрет красоты. “…то что есть красота  И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?” Строчками стихотворения “Некрасивая девочка” Николая Заболоцкого мы озаглавили наш урок. Учитель химии: О проблеме, поставленной на уроке. О форме проведения урока. Мы не раз задумывались над тем, а красивы ли мы, и что можно сделать, чтобы выглядеть лучше. Эта проблема  не возникла сама собой. Сегодня мы совместно попытаемся ее решить, но для начала исследуем и определим  пути решения, затем определим план действий, соблюдая который сможем добиться положительного  результата. Перед тем, как зайти в кабинет, каждый из вас выбрал геометрическую фигуру, и этим самым определил роль,  которую он будет выполнять в своей группе. Итак, кто получил КРУГ ­ будет руководителем. Его обязанности: следить за деятельностью группы, выделять  главное, озвучивать мнение всей группы; КВАДРАТ – помощник руководителя, содокладчик. Помогает руководителю, следит за выполнением  обязанностей в группе, может поменять роли в группе по своему усмотрению; ТРЕУГОЛЬНИК – редактор, секретарь. Записывает идеи при дискуссии, оформляет лепесток, записывая только выводы команды, озвученные руководителем; ПРЯМОУГОЛЬНИК – лаборант. Работает над лабораторным экспериментом, с литературой, раздаточным  материалом. ТРАПЕЦИЯ – наблюдатель. Следит за временем, делает вывод о работе группы в целом.Мы определили проблему, теперь приступим к её исследованию. Учитель литературы: “…Что есть красота?..” ­ вопрос самого Заболоцкого, прямо заданный им в стихотворении  1955 года и составлявший предмет его постоянных размышлений, входивший – с самого начала – в построение  художественного мира. Собственный идеал, идеал красоты Заболоцкий выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим  творчеством. Поэт терпеливо, упорно, страстно искал его. Ведь и в мире природы этот идеал оказалось найти  непросто. Ученик: Николай Заболоцкий “Всё, что было в душе..” Ученик: Заболоцкий “устроил” встречу живого цветка и его “подобья” ­ изображения в книге, встречу “сознательного и  бессознательного” начал, чтобы “примирить” их в своём сердце. Для поэта важнее всего – созидающее,  рождающее, живое начало в природе. Красота природы – это духовность, целомудрие. Учитель литературы: “Что есть красота?” В этом размышлении самое важное для поэта. Красота человеческого  лица, красота души человека, красота первозданной и укрощённой природы, красота любви, красота  искусства… Излюбленным жанром поэта становится портрет, в котором он обнаруживает редкие, во многом не  использованные ещё в 20 веке возможности пластического искусства, способного глубоко проникать не только  во внешний, но и во внутренний, духовный мир. Он “вспомнил” строки из “Войны и мира” Л.Н.Толстого: Ученик: “И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, ­  улыбнулось…” Учитель литературы: …и написал лицо любимой, с неожиданной силой открывшееся при встрече, залитое  “целым снопом живых лучей” света, “целым ворохом весны и радости”. Ученик: Николай Заболоцкий “Встреча” из цикла “Последняя любовь”. Учитель литературы: Возможно, что поэтический толстовский образ навёл его на мысль написать человеческие лица в виде разных жилищ, каждое со своим внутренним, психологическим “устройством”, со своим характером и пониманием красоты. Ученик: Николай Заболоцкий “О красоте человеческих лиц” Учитель литературы: Это стихотворение – обобщённый портрет человека. Какого человека? Ученик: Человека, страдающего манией величия, надменного и недоступного (“Есть лица, подобные пышным  порталам, Где всюду великое чудится в малом.”) Замкнувшегося в самом себе, отгородившегося от жизни (“Иные холодные, мёртвые лица Закрыты решётками, словно темница. Другие – как башни, в которых давно Никто не живёт и не смотрит в окно.”) “Но малую хижинку знал я когда­то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка её на меня Струилось дыханье весеннего дня.” – Это символический портрет внешне непривлекательного человека, но  наделённого внутренним душевным даром. Это подлинный идеал красоты, по мнению Заболоцкого. Учитель литературы: Портрет девочки из стихотворения “Некрасивая девочка” ­ это портрет её внешности и  одновременно внутренний “слепок” с души. Ученик: Николай Заболоцкий “Некрасивая девочка”.Ученик: Заболоцкий – реалист, трезво видящий суровую реальность жизни, которой не миновать, ­ поэт  возлагает надежду не на утешение, ложь: внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твёрдость  человеческого сердца, на то, что оно – не хрупкая игрушка, которую можно сломать. “Мне верить хочется”, ­ повторяет он, вкладывая в эти слова именно традиционную веру, народные  представления о том, как перенести беду. “Под лежачий камень вода не течёт”, ­ говорит народная пословица,  значит, надо “перетопить” камень, “переболеть” боль. Стихотворение заканчивается вопросом, развёрнутым в одно большое размышление. Образ­символ “огня, мерцающего в сосуде”, восходит к античности. В.Хогарт, автор известной работы “Анализ  красоты”, приводит слова Ломаццо о том, что греки, подражая древним, исследовали знаменитые пропорции, в  которых проявлялось совершенство самой утончённой красоты и прелести, посвящая их сосуде, образующем  форму треугольника, Венере, от которой проистекает красота всех низших вещей. Образ “огня, мерцающего в сосуде”, навеян и образом огня, который принёс Прометей людям. Красота – это не  только доброта, “младенческая грация души”, но и, возможно, источник героического начала, соучастия в судьбе других.   даром – не случайно это слово в контексте стиха: “обожествляют люди”.   “Кусочек” Прометеева огня заложен в маленькой некрасивой девочке, она наделена божественным  Мир для Заболоцкого един в своих ближних и дальних планах: “ кусочком божественного огня” ­ Прометеева  дара – отмечены и цветы, и девочка. Внешне красивые цветы и некрасивая внешне девочка сближены по своей  внутренней природе – дару человечности. Учитель литературы: По словам немецкого философа Шопенгауэра, “уста выражают мысль, а лицо – это мысль  природы”. Девочка из стихотворения Заболоцкого некрасива. А каковы черты её лица? Ученик: “рот длинен”, “черты лица остры”. Учитель литературы: О чём же говорят черты её лица? Давайте обратимся к книге Петленко В.П. “Валеология  человека. “Здоровье – любовь – красота.” Ученик: Худое, угловатое лицо говорит о мудрости, проницательности, свидетельствует о смелости как в  словах, так и в поступках. Большой рот – признак сильной воли. На такого человека трудно оказать влияние. Учитель литературы: Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! Героиня стихотворения, действительно, справится с любыми трудностями, в её силе – её красота. В характерологических особенностях личности большую роль играют глаза. Именно глаза считают окнами души,  по ним определяют переживания людей. Ученик: “За ореховой рамой, в светлой пустоте стояла невысокая девушка, одетая в дешёвый белый муслин с розовыми  цветочками. На её плечах лежала серая шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре лицо было подвижно  и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой  сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний;  каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место во множестве женских обликов, но их  совокупность, стиль был совершенно оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное не подвластно  словам, кроме слова “очарование”. Ученик: “ …тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта  Ассоль бала выразительно легка, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались  старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой  белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой”. Ученик: Круглая форма лица – это признак добродушия, мягкости, миролюбия. Маленький рот говорит о  сдержанности, спокойствии, надёжности. Чёрные глаза служат признаком энергичной натуры, человека действия.Учитель литературы: А какой вы представляете Ассоль? Обращение к рисункам учащихся.    Учитель литературы: Удивительно и имя героини. Ассоль. Ученик: “Известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок” путешествующий пешком Эгль сказал: “  Хорошо, что твоё имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины..”. Учитель литературы: “Ассоль – соло…”,­ прозвучало и из уст Грэя. Ученик: “ Не угостите ли винцом, а? Виолончель – это моя Кармен, а скрипка… ­ Ассоль, сказал Грэй. Циммер не расслышал. ­ Да, ­ кивнул он, соло на тарелках или медных трубочках – другое дело…. Я знаю, что в скрипке и виолончели  всегда отдыхают феи.” Учитель литературы: Грин не говорит о красоте героини. Что по­настоящему красиво у Ассоль? Ученик: Её душа. Учитель литературы: Прекрасна и душа Грэя, который сотворил чудо своими руками. Эпитеты. Ученик: “звонкая душа Грэя”, “летящая душа” Учитель литературы: Обращение к словам Кастильоне. Ученик: “ Красота как бы круг, середина которого добро, а так как не может быть круга без середины, не может быть красоты без добра… И если вы всмотритесь во всё, что вас окружает, то увидите, что то, что добро и  полезно, обладает и красотой..” Ученик: “ Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая  ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что  благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.  Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно  пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя…Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и… вовремя  сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль –  останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.” Учитель литературы: О любви, “что движет солнца и светила” мы говорили с вами на уроке, на котором  обращались и к формуле любви. Давайте вспомним формулу любви. Ученик: О формуле любви. Вспомним общепринятые в психологии элементы психики человека: Я, ОНО, СВЕРХ­Я. Я – область сознательного; это посредник между бессознательным (ОНО) и внешней реальностью. ОНО – область бессознательных влечений, вожделений, источник психической энергии. СВЕРХ­Я – система установок, запретов, то есть уже сугубо социальное; это опора сознания в борьбе с  вожделениями ОНО, а проще говоря, нравственность, совесть. Позволим себе добавить в выделяемые Фрейдом элементы психики УМ, или интеллект. Что есть УМ? Это уровень качества сознания, точность его моделей реальности и будущего. Формула любви, или всеобщий закон человеческого притяжения перед вами:Где Л – сила любви, Я ­ идеальность объекта (любимого человека), степень его соответствия нашим (вашим) ожиданиям в  стремлении к счастью; ОНО – степень возбуждённости: сила вожделения бессознательного, психической энергии; Ум – в данном случае коэффициент интеллекта; СВЕРХ­Я – уровень совестливости субъекта. Учитель литературы: “Опыт ­ это единственный источник познания”, ­ утверждал Леонардо да Винчи. “Нет  достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук”. Ученики: Ассоль и Грэй. Я=10 баллов. ОНО= 10 баллов. Ум = 4. СВЕРХ­Я = 3. Сила Любви = 22 балла. Учитель химии: "Как добр, кто любит, как огромен, Как зряч к значенью красоты!" (Б. Ахмадулина, "Дом") Найдется ли женщина, которая не хотела бы быть красивой, любимой и желанной? Вряд ли (а если и найдется,  то женщина ли она?)...  Однако быть красивой в эпоху стрессов и экологических катастроф очень трудно. И здесь приходит на помощь  косметика.  В юности все мы выглядим свежо, а в этом уже есть красота. Но с годами большинству из нас приходится  прибегать к косметическим процедурам и средствам ухода за внешностью.  В основе практически всех косметических процедур лежат химические процессы. Лицо, руки, зубы, волосы,  кожа... С чего начать?  Чтобы выбрать самый правильный путь к красоте, надо немножко разбираться в химии. Итак, приступим?.. У каждой группы на столе лежит пакет, в котором находятся косметические средства. 1 группа: вещества по уходу за ротовой полостью; 2 группа: вещества по уходу за волосами; 3 группа: крема, лосьоны, маски 4 группа: тушь, гели, тени 5 группа: лак для ногтей, мыло, гели для душа 6 группа: дезодоранты, духи. Вы должны выявить химический состав средств, определить характер среды с помощью индикаторной бумаги, и  предположить, какое действие может оказать данное средство на организм человека. Помимо этого вы должны проанализировать выданные статьи и определить 2­3 альтернативных средства по  уходу за телом. ВОПРОСЫ К РАЗМЫШЛЕНИЮ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП. 1. Почему врачи­косметологи рекомендуют при выпадении волос принимать внутрь очищенную серу? 2. Почему все виды укладки волос обычно выполняют с помощью нагревания?3. Почему при пользовании составами для химической завивки волос рекомендуют особенно тщательно  защищать ногти, в то время как эти же составы достаточно длительно соприкасаются с кожей головы, не  причиняя особого вреда? 4. До сих пор во всем мире широко применяют красители для волос естественного происхождения – хну  (порошок из листьев лавсонии) и бисму (порошок из листьев индигоферы). Женщины, которые ими пользуются,  знают, что интенсивность и прочность окраски зависят от времени выдерживания их на волосах, от  температуры (лучше получается при нагревании), а истинный цвет проявляется только через сутки, под  действием воздуха. При работе с хной без перчаток сильно окрашиваются ногти. К каким красителям по принципу действия можно на основании этих фактов отнести хну и бисму – к химическим  или к физическим? 5. Иногда в сельской местности женщины совмещают окраску волос хной с мытьем в русской бане. Почему при  этом окраска получается более интенсивной? 6. Почему при окраске волос химическими красителями без перчаток очень сильно окрашиваются ногти, меньше  – кожа на ладонях и почти совсем не окрашивается тыльная сторона ладони? 7. Почему во все лосьоны для очистки кожи лица, помимо веществ, растворяющих кожное сало и удаляющих  отшелушивающиеся частички рогового слоя кожи, обязательно добавляют слабые кислоты? 8.Дезодоранты по принципу действия делят на два типа. Одни содержат бактерицидные вещества, уничтожающие микроорганизмы и таким образом тормозящие  бактериальное разложение пота. Препараты второго типа содержат вещества, взаимодействующие с  компонентами пота с образованием нерастворимых соединений, которые закрывают каналы потовых желез и  так уменьшают потовыделение (например, соли алюминия, танины, формальдегид). 9. Всем известно ощущение оскомины летом, после обильного потребления кислых фруктов. При этом зубы  становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день  чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что  состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксиапатиту Ca5OH(PO4)3? Учитель химии: исследовав проблему, мы сможем решить ее правильно, определив для себя, что же мы  подразумеваем под красотой. Выступление психолога. (Результаты тестирования). Учитель литературы: Какими бы разными ни были идеалы красоты, главное условие женской  привлекательности, которое выше всех вкусов и мод, ­ это здоровье. Если его нет, то нет и лёгкой походки,  красивой осанки, хорошего цвета лица, жизнерадостности – всего того, что даже девочку с неправильными  чертами лица делает привлекательной. Попробуйте и вы разработать законы красоты. ДОПОЛНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Законы красоты: 1. Никакая внешняя красота не может быть полной без красоты… (внутренней) 2. Женственное начало, как и мужское, всегда…..(прекрасно). 3. Любовь – это не только чувство, но и искусство…. (ума). 4. Подлинная красота всегда знает.. (меру). 5. Красота есть свойство всего ….(здорового), а … (здоровое) – всегда красиво. 6. У красоты, здоровья и любви много аспектов – много… (света, печали, счастья и надежд). 7. Прекрасно лицо, отражающее красоту…(души), которая любит, верит, умеет ждать и надеяться. 8. Нет некрасивого человека, есть только те, которые не умеют сделать себя…(красивым). 9. будьте мудрыми – если сможете. Будьте добрыми – если захотите. Но …(красивыми) будьте всегда. 10. Самая великая красота – сердце матери, родившей и вскормившей нас. Защита проекта. Подведение итогов урока.Домашнее задание. 1.Вы занимаетесь оптовыми поставками парфюмерно­косметической продукции в регион, где большие  трудности с пресной водой и для бытовых целей часто приходится пользоваться морской водой (например, г.  Шевченко в Казахстане), какой шампунь вы будете закупать для реализации в этом регионе: изготовленный на  основе лаурилсульфоната натрия или на основе лаурилтриметиламмония – при условии, что цена их почти  одинакова? Какую зубную пасту, мыло? 2. Подготовить статью в школьную газету по итогам урока.