Красота – подлинный трофей победы души. (Кастильоне)
Ход урока
Ученик: Борис Пастернак
Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин.
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Всё это – не большая хитрость.
Учитель литературы: Какие слова, на ваш взгляд, в стихотворении главные?
Ученик:
Интегрированный урок (литература + химия) "Что есть
красота и почему ее обожествляют люди?"
(Н.Заболоцкий)
Красота – подлинный трофей победы души. (Кастильоне)
Ход урока
Ученик: Борис Пастернак
Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин.
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Всё это – не большая хитрость.
Учитель литературы: Какие слова, на ваш взгляд, в стихотворении главные?
Ученик:
Учитель литературы: Любовь, красота, здоровье,…. Что для вас самое главное в жизни?
Работа с тестом (проводит психолог)
Учитель литературы: “Секрет прелести”, секрет красоты.
“…то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?”
Строчками стихотворения “Некрасивая девочка” Николая Заболоцкого мы озаглавили наш урок.
Учитель химии: О проблеме, поставленной на уроке. О форме проведения урока.
Мы не раз задумывались над тем, а красивы ли мы, и что можно сделать, чтобы выглядеть лучше. Эта проблема
не возникла сама собой. Сегодня мы совместно попытаемся ее решить, но для начала исследуем и определим
пути решения, затем определим план действий, соблюдая который сможем добиться положительного
результата.
Перед тем, как зайти в кабинет, каждый из вас выбрал геометрическую фигуру, и этим самым определил роль,
которую он будет выполнять в своей группе.
Итак, кто получил КРУГ будет руководителем. Его обязанности: следить за деятельностью группы, выделять
главное, озвучивать мнение всей группы;
КВАДРАТ – помощник руководителя, содокладчик. Помогает руководителю, следит за выполнением
обязанностей в группе, может поменять роли в группе по своему усмотрению;
ТРЕУГОЛЬНИК – редактор, секретарь. Записывает идеи при дискуссии, оформляет лепесток, записывая только
выводы команды, озвученные руководителем;
ПРЯМОУГОЛЬНИК – лаборант. Работает над лабораторным экспериментом, с литературой, раздаточным
материалом.
ТРАПЕЦИЯ – наблюдатель. Следит за временем, делает вывод о работе группы в целом.Мы определили проблему, теперь приступим к её исследованию.
Учитель литературы: “…Что есть красота?..” вопрос самого Заболоцкого, прямо заданный им в стихотворении
1955 года и составлявший предмет его постоянных размышлений, входивший – с самого начала – в построение
художественного мира.
Собственный идеал, идеал красоты Заболоцкий выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим
творчеством. Поэт терпеливо, упорно, страстно искал его. Ведь и в мире природы этот идеал оказалось найти
непросто.
Ученик: Николай Заболоцкий “Всё, что было в душе..”
Ученик:
Заболоцкий “устроил” встречу живого цветка и его “подобья” изображения в книге, встречу “сознательного и
бессознательного” начал, чтобы “примирить” их в своём сердце. Для поэта важнее всего – созидающее,
рождающее, живое начало в природе.
Красота природы – это духовность, целомудрие.
Учитель литературы: “Что есть красота?” В этом размышлении самое важное для поэта. Красота человеческого
лица, красота души человека, красота первозданной и укрощённой природы, красота любви, красота
искусства…
Излюбленным жанром поэта становится портрет, в котором он обнаруживает редкие, во многом не
использованные ещё в 20 веке возможности пластического искусства, способного глубоко проникать не только
во внешний, но и во внутренний, духовный мир.
Он “вспомнил” строки из “Войны и мира” Л.Н.Толстого:
Ученик: “И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь,
улыбнулось…”
Учитель литературы: …и написал лицо любимой, с неожиданной силой открывшееся при встрече, залитое
“целым снопом живых лучей” света, “целым ворохом весны и радости”.
Ученик: Николай Заболоцкий “Встреча” из цикла “Последняя любовь”.
Учитель литературы: Возможно, что поэтический толстовский образ навёл его на мысль написать человеческие
лица в виде разных жилищ, каждое со своим внутренним, психологическим “устройством”, со своим характером и
пониманием красоты.
Ученик: Николай Заболоцкий “О красоте человеческих лиц”
Учитель литературы: Это стихотворение – обобщённый портрет человека. Какого человека?
Ученик: Человека, страдающего манией величия, надменного и недоступного (“Есть лица, подобные пышным
порталам, Где всюду великое чудится в малом.”)
Замкнувшегося в самом себе, отгородившегося от жизни
(“Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.”)
“Но малую хижинку знал я когдато,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.” – Это символический портрет внешне непривлекательного человека, но
наделённого внутренним душевным даром. Это подлинный идеал красоты, по мнению Заболоцкого.
Учитель литературы: Портрет девочки из стихотворения “Некрасивая девочка” это портрет её внешности и
одновременно внутренний “слепок” с души.
Ученик: Николай Заболоцкий “Некрасивая девочка”.Ученик: Заболоцкий – реалист, трезво видящий суровую реальность жизни, которой не миновать, поэт
возлагает надежду не на утешение, ложь: внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твёрдость
человеческого сердца, на то, что оно – не хрупкая игрушка, которую можно сломать.
“Мне верить хочется”, повторяет он, вкладывая в эти слова именно традиционную веру, народные
представления о том, как перенести беду. “Под лежачий камень вода не течёт”, говорит народная пословица,
значит, надо “перетопить” камень, “переболеть” боль.
Стихотворение заканчивается вопросом, развёрнутым в одно большое размышление.
Образсимвол “огня, мерцающего в сосуде”, восходит к античности. В.Хогарт, автор известной работы “Анализ
красоты”, приводит слова Ломаццо о том, что греки, подражая древним, исследовали знаменитые пропорции, в
которых проявлялось совершенство самой утончённой красоты и прелести, посвящая их сосуде, образующем
форму треугольника, Венере, от которой проистекает красота всех низших вещей.
Образ “огня, мерцающего в сосуде”, навеян и образом огня, который принёс Прометей людям. Красота – это не
только доброта, “младенческая грация души”, но и, возможно, источник героического начала, соучастия в судьбе
других.
даром – не случайно это слово в контексте стиха: “обожествляют люди”.
“Кусочек” Прометеева огня заложен в маленькой некрасивой девочке, она наделена божественным
Мир для Заболоцкого един в своих ближних и дальних планах: “ кусочком божественного огня” Прометеева
дара – отмечены и цветы, и девочка. Внешне красивые цветы и некрасивая внешне девочка сближены по своей
внутренней природе – дару человечности.
Учитель литературы: По словам немецкого философа Шопенгауэра, “уста выражают мысль, а лицо – это мысль
природы”. Девочка из стихотворения Заболоцкого некрасива. А каковы черты её лица?
Ученик: “рот длинен”, “черты лица остры”.
Учитель литературы: О чём же говорят черты её лица? Давайте обратимся к книге Петленко В.П. “Валеология
человека. “Здоровье – любовь – красота.”
Ученик: Худое, угловатое лицо говорит о мудрости, проницательности, свидетельствует о смелости как в
словах, так и в поступках. Большой рот – признак сильной воли. На такого человека трудно оказать влияние.
Учитель литературы:
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
Героиня стихотворения, действительно, справится с любыми трудностями, в её силе – её красота.
В характерологических особенностях личности большую роль играют глаза. Именно глаза считают окнами души,
по ним определяют переживания людей.
Ученик:
“За ореховой рамой, в светлой пустоте стояла невысокая девушка, одетая в дешёвый белый муслин с розовыми
цветочками. На её плечах лежала серая шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре лицо было подвижно
и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой
сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний;
каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место во множестве женских обликов, но их
совокупность, стиль был совершенно оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное не подвластно
словам, кроме слова “очарование”.
Ученик: “ …тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта
Ассоль бала выразительно легка, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались
старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой
белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой”.
Ученик: Круглая форма лица – это признак добродушия, мягкости, миролюбия. Маленький рот говорит о
сдержанности, спокойствии, надёжности.
Чёрные глаза служат признаком энергичной натуры, человека действия.Учитель литературы: А какой вы представляете Ассоль?
Обращение к рисункам учащихся.
Учитель литературы: Удивительно и имя героини. Ассоль.
Ученик: “Известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок” путешествующий пешком Эгль сказал: “
Хорошо, что твоё имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины..”.
Учитель литературы: “Ассоль – соло…”, прозвучало и из уст Грэя.
Ученик: “ Не угостите ли винцом, а? Виолончель – это моя Кармен, а скрипка…
Ассоль, сказал Грэй.
Циммер не расслышал.
Да, кивнул он, соло на тарелках или медных трубочках – другое дело…. Я знаю, что в скрипке и виолончели
всегда отдыхают феи.”
Учитель литературы: Грин не говорит о красоте героини. Что понастоящему красиво у Ассоль?
Ученик: Её душа.
Учитель литературы: Прекрасна и душа Грэя, который сотворил чудо своими руками. Эпитеты.
Ученик: “звонкая душа Грэя”, “летящая душа”
Учитель литературы: Обращение к словам Кастильоне.
Ученик: “ Красота как бы круг, середина которого добро, а так как не может быть круга без середины, не может
быть красоты без добра… И если вы всмотритесь во всё, что вас окружает, то увидите, что то, что добро и
полезно, обладает и красотой..”
Ученик: “ Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая
ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что
благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно
пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.
Новая душа будет у него и новая у тебя…Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и… вовремя
сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль –
останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.”
Учитель литературы: О любви, “что движет солнца и светила” мы говорили с вами на уроке, на котором
обращались и к формуле любви. Давайте вспомним формулу любви.
Ученик: О формуле любви.
Вспомним общепринятые в психологии элементы психики человека: Я, ОНО, СВЕРХЯ.
Я – область сознательного; это посредник между бессознательным (ОНО) и внешней реальностью.
ОНО – область бессознательных влечений, вожделений, источник психической энергии.
СВЕРХЯ – система установок, запретов, то есть уже сугубо социальное; это опора сознания в борьбе с
вожделениями ОНО, а проще говоря, нравственность, совесть.
Позволим себе добавить в выделяемые Фрейдом элементы психики УМ, или интеллект.
Что есть УМ? Это уровень качества сознания, точность его моделей реальности и будущего.
Формула любви, или всеобщий закон человеческого притяжения перед вами:Где Л – сила любви,
Я идеальность объекта (любимого человека), степень его соответствия нашим (вашим) ожиданиям в
стремлении к счастью;
ОНО – степень возбуждённости: сила вожделения бессознательного, психической энергии;
Ум – в данном случае коэффициент интеллекта;
СВЕРХЯ – уровень совестливости субъекта.
Учитель литературы: “Опыт это единственный источник познания”, утверждал Леонардо да Винчи. “Нет
достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук”.
Ученики: Ассоль и Грэй. Я=10 баллов. ОНО= 10 баллов. Ум = 4. СВЕРХЯ = 3. Сила Любви = 22 балла.
Учитель химии:
"Как добр, кто любит, как огромен,
Как зряч к значенью красоты!"
(Б. Ахмадулина, "Дом")
Найдется ли женщина, которая не хотела бы быть красивой, любимой и желанной? Вряд ли (а если и найдется,
то женщина ли она?)...
Однако быть красивой в эпоху стрессов и экологических катастроф очень трудно. И здесь приходит на помощь
косметика.
В юности все мы выглядим свежо, а в этом уже есть красота. Но с годами большинству из нас приходится
прибегать к косметическим процедурам и средствам ухода за внешностью.
В основе практически всех косметических процедур лежат химические процессы. Лицо, руки, зубы, волосы,
кожа... С чего начать?
Чтобы выбрать самый правильный путь к красоте, надо немножко разбираться в химии. Итак, приступим?..
У каждой группы на столе лежит пакет, в котором находятся косметические средства.
1 группа: вещества по уходу за ротовой полостью;
2 группа: вещества по уходу за волосами;
3 группа: крема, лосьоны, маски
4 группа: тушь, гели, тени
5 группа: лак для ногтей, мыло, гели для душа
6 группа: дезодоранты, духи.
Вы должны выявить химический состав средств, определить характер среды с помощью индикаторной бумаги, и
предположить, какое действие может оказать данное средство на организм человека.
Помимо этого вы должны проанализировать выданные статьи и определить 23 альтернативных средства по
уходу за телом.
ВОПРОСЫ К РАЗМЫШЛЕНИЮ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП.
1. Почему врачикосметологи рекомендуют при выпадении волос принимать внутрь очищенную серу?
2. Почему все виды укладки волос обычно выполняют с помощью нагревания?3. Почему при пользовании составами для химической завивки волос рекомендуют особенно тщательно
защищать ногти, в то время как эти же составы достаточно длительно соприкасаются с кожей головы, не
причиняя особого вреда?
4. До сих пор во всем мире широко применяют красители для волос естественного происхождения – хну
(порошок из листьев лавсонии) и бисму (порошок из листьев индигоферы). Женщины, которые ими пользуются,
знают, что интенсивность и прочность окраски зависят от времени выдерживания их на волосах, от
температуры (лучше получается при нагревании), а истинный цвет проявляется только через сутки, под
действием воздуха. При работе с хной без перчаток сильно окрашиваются ногти.
К каким красителям по принципу действия можно на основании этих фактов отнести хну и бисму – к химическим
или к физическим?
5. Иногда в сельской местности женщины совмещают окраску волос хной с мытьем в русской бане. Почему при
этом окраска получается более интенсивной?
6. Почему при окраске волос химическими красителями без перчаток очень сильно окрашиваются ногти, меньше
– кожа на ладонях и почти совсем не окрашивается тыльная сторона ладони?
7. Почему во все лосьоны для очистки кожи лица, помимо веществ, растворяющих кожное сало и удаляющих
отшелушивающиеся частички рогового слоя кожи, обязательно добавляют слабые кислоты?
8.Дезодоранты по принципу действия делят на два типа.
Одни содержат бактерицидные вещества, уничтожающие микроорганизмы и таким образом тормозящие
бактериальное разложение пота. Препараты второго типа содержат вещества, взаимодействующие с
компонентами пота с образованием нерастворимых соединений, которые закрывают каналы потовых желез и
так уменьшают потовыделение (например, соли алюминия, танины, формальдегид).
9. Всем известно ощущение оскомины летом, после обильного потребления кислых фруктов. При этом зубы
становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день
чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что
состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксиапатиту Ca5OH(PO4)3?
Учитель химии: исследовав проблему, мы сможем решить ее правильно, определив для себя, что же мы
подразумеваем под красотой.
Выступление психолога. (Результаты тестирования).
Учитель литературы: Какими бы разными ни были идеалы красоты, главное условие женской
привлекательности, которое выше всех вкусов и мод, это здоровье. Если его нет, то нет и лёгкой походки,
красивой осанки, хорошего цвета лица, жизнерадостности – всего того, что даже девочку с неправильными
чертами лица делает привлекательной.
Попробуйте и вы разработать законы красоты.
ДОПОЛНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Законы красоты:
1. Никакая внешняя красота не может быть полной без красоты… (внутренней)
2. Женственное начало, как и мужское, всегда…..(прекрасно).
3. Любовь – это не только чувство, но и искусство…. (ума).
4. Подлинная красота всегда знает.. (меру).
5. Красота есть свойство всего ….(здорового), а … (здоровое) – всегда красиво.
6. У красоты, здоровья и любви много аспектов – много… (света, печали, счастья и надежд).
7. Прекрасно лицо, отражающее красоту…(души), которая любит, верит, умеет ждать и надеяться.
8. Нет некрасивого человека, есть только те, которые не умеют сделать себя…(красивым).
9. будьте мудрыми – если сможете. Будьте добрыми – если захотите. Но …(красивыми) будьте всегда.
10. Самая великая красота – сердце матери, родившей и вскормившей нас.
Защита проекта. Подведение итогов урока.Домашнее задание.
1.Вы занимаетесь оптовыми поставками парфюмернокосметической продукции в регион, где большие
трудности с пресной водой и для бытовых целей часто приходится пользоваться морской водой (например, г.
Шевченко в Казахстане), какой шампунь вы будете закупать для реализации в этом регионе: изготовленный на
основе лаурилсульфоната натрия или на основе лаурилтриметиламмония – при условии, что цена их почти
одинакова? Какую зубную пасту, мыло?
2. Подготовить статью в школьную газету по итогам урока.