Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс
Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка +1
5 кл
23.04.2018
Цель урока: посредством поэзии и музыки воспитывать у школьников чувства любви к Родине, родной природе
Задачи урока: проанализировать стихотворение Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…”, определить в нем роль изобразительно-выразительных средств языка; проанализировать музыкальное произведение П.И. Чайковского “Апрель. Подснежник” из цикла “Времена года”, закрепить знания по теории музыки
Тип урока: интегрированный урок
Оформление на уроке: выставка детских рисунков к стихотворению Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…”, музыка П.И. Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”, презентация с портретом Н. Рыленкова, П.И. Чайковского, иллюстрациями
Эпиграф:
“Не небесам чужой отчизны – я песни Родине слагал!”
Н.А. Некрасов
Интегрированный урок по теме Родная земля 5-й класс.doc
Интегрированный урок литературы и музыки по теме
"Родная земля". 5-й класс
Цель урока: посредством поэзии и музыки воспитывать у школьников чувства любви к Родине, родной природе
Задачи урока: проанализировать стихотворение Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…”, определить в нем роль
изобразительновыразительных средств языка; проанализировать музыкальное произведение П.И. Чайковского
“Апрель. Подснежник” из цикла “Времена года”, закрепить знания по теории музыки
Тип урока: интегрированный урок
Оформление на уроке: выставка детских рисунков к стихотворению Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…”,
музыка П.И. Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”, презентация с портретом Н. Рыленкова, П.И.
Чайковского, иллюстрациями
Эпиграф:
“Не небесам чужой отчизны – я песни Родине слагал!”
Н.А. Некрасов
Ход урока
Учитель литературы (УЛ): Сегодня мы проведем интегрированный урок литературы и музыки “Родная земля”.
Учитель музыки (УМ): Этот урок посвящен теме русской природы, родной земли, теме Родины.
УЛ (под фонограмму песни):
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А, может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…
УМ: Известный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский писал: “Каждый любит природу по
своему… Сила эстетического воздействия нашей природы так велика, что, не будь ее, не было бы
блистательного Пушкина,.. Чайковского,.. Льва Толстого, Пришвина… Любование природой есть следствие
любви к ней, а любовь к родной природе один из вернейших признаков любви к своей стране…”
УЛ: Родина… Она у человека только одна. Порой мы даже не задумываемся, что наш дом, друзья, улица, на
которой все знакомо с детства, речка, парк – все это по крупинке складывается в одно понятие – родина. А это
значит – родное, дорогое сердцу, незабываемое. Это родные наши места, родные люди, родная природа.
УМ: За Родину во все времена люди шли на битву, о Родине тосковали, находясь вдали. О Родине, родной
природе слагали и слагают лучшие стихи и песни.
Учащиеся класса исполняют песню “Вечная Русь”.
УЛ: Послушайте, ребята, как о русской природе говорят известные поэтыпевцы своей Родины
Заранее подготовленные учащиеся класса читают наизусть стихотворения о природе.
УМ: Ребята, красоту родной природы особенно тонко чувствуют художники, поэты, композиторы. Шелест
листьев, запах земли, цвет воздуха, щебет птиц – все это проникает в искусство! Давайте послушаем, как
воспевает природу русский композитор, наш современник Георгий Струве.
Ученик исполняет песню Г. Струве “Музыка”.
УЛ: Эпиграфом к нашему уроки стали слова русского поэта Н.А. Некрасова: “Не небесам чужой отчизны – я
песни Родине слагал!” Прочтите еще раз про себя эти строки, постарайтесь проникнуться ими, постарайтесь
понять высокие чувства поэта к родному краю. УЛ: Ребята, вспомните имена русских поэтов, в чьих произведениях воспевается красота родного края.
УМ: Кто из известных вам композиторов воспевал русскую природу?
УЛ: Почему поэтов и композиторов называют “певцами” природы, “певцами” Родины?
УМ: Почему они “певцы”?
УЛ: Зачем поэты рисуют картины природы?
УМ: Были ли в вашей жизни мгновения, когда вы особенно ярко почувствовали красоту природы?
УЛ (обобщение): Ребята, вы верно отметили, что без любви к Родине нельзя с такой нежностью, с таким
лиризмом, душевной теплотой передать в поэзии и музыке красоты родного края.
Анализ произведения П.И. Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”:
Заранее подготовленный учащийся класса кратко рассказывает о композиторе.
УМ: Тема родной природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарит музыке неповторимые звуки и
тембры. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, – цикл П.И. Чайковского
“Времена года”. Каждая из 12 пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причем этот образ чаще
всего передан через пейзаж русской природы. Сегодня мы познакомимся с произведением, посвященным
апрелю. Чайковский назвал его “Подснежник” и предпослал эпиграф из стихотворения русского поэта Аполлона
Майкова:
Голубенький, чистый
Подснежникцветок,
А подле сквозистый
Последний снежок...
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином…
УМ: Образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека к новым
чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо изпод снега, становится символом извечного
стремления к жизни, пробуждением природы. Сейчас мы прослушаем музыкальный фрагмент “Подснежник” из
цикла Чайковского “Времена года”. Внимательно вслушивайтесь в звуки природы.
Звучит музыкальный фрагмент “Подснежник” из цикла Чайковского “Времена года”.
УМ: Какие звуки природы вы услышали в музыкальном фрагменте?
УМ: Мелодия проходила в одном голосе или в разных голосах?
УМ: Для чего Чайковский использовал это средство музыкальной выразительности?
УМ: Посмотрите на графическое изображение мелодии (слайд в презентации – ноты пьесы “Подснежник”).
Мелодическая линия устремляется вверх, подчеркивая стремление цветка к солнцу, к свету. На нижней строчке
вы видите частый, пульсирующий рисунок: такой ритм аккомпанемента придает музыке взволнованность, трепет.
Почему музыкальный пейзаж, переданный Чайковским, можно сравнить с пейзажем в лирическом
произведении? (Ярко передает процессы, происходящие в природе; красочно и многообразно показывает
окружающий мир.)
УМ: Какие словесные определения, метафоры из области литературы мы используем для характеристики
музыкального произведения?
Анализ стихотворения Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…”:
Заранее подготовленный учащийся класса кратко рассказывает о поэте.
УЛ: Ребята, дома вы выучили стихотворение Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…” и проиллюстрировали
понравившиеся строки. Перед вами выставка рисунков к стихотворению. Здесь вы показали свое восприятие
стихотворного текста, свое видение красот русской природы. Прочтите стихотворение.
УЛ: Какова главная тема стихотворения Рыленкова? УЛ: Какова его основная мысль?
УЛ: В чем видит поэт особенности русской природы?
УЛ: А что помогло Н. Рыленкову подметить эти особенности?
УЛ: Вспомните, что такое эпитет? (Ответ учащихся.) С помощью каких эпитетов рисует поэт своеобразие русской
природы?
УЛ: Вспомните, что такое олицетворение? (Ответ учащихся.) Найдите в тексте стихотворения “Все в тающей
дымке…” олицетворения.
УЛ: Для чего автор использует эти изобразительновыразительные средства языка?
УЛ: Что сближает стихотворение Рыленкова “Все в тающей дымке…” и строки Н.А. Некрасова, взятые
эпиграфом к уроку?
Вывод:
УЛ: Итак, ребята, мы с вами проанализировали стихотворение Рыленкова “Все в тающей дымке…”, определили
его тему и основную мысль, нашли изобразительно– выразительные средства языка. Мы сделали вывод, что
поэт горячо любит свою Родину, ее неповторимую природу.
УМ: На уроке мы познакомились с произведением великого русского композитора П.И. Чайковского “Апрель.
Подснежник” из цикла “Времена года” и проанализировали его; определили мелодическую линию, ритмическую
пульсацию произведения.
УЛ: Музыка и слово – два великих начала, две стихии искусства.
УМ: Любовь к Родине, природе своей страны нашла яркое отражение в произведениях великих поэтов и
композиторов.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинениеминиатюру “Как выражают любовь к природе композиторы и поэты”.
Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс
Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс
Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.