Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс
Оценка 5

Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка +1
5 кл
23.04.2018
Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс
Цель урока: посредством поэзии и музыки воспитывать у школьников чувства любви к Родине, родной природе Задачи урока: проанализировать стихотворение Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…”, определить в нем роль изобразительно-выразительных средств языка; проанализировать музыкальное произведение П.И. Чайковского “Апрель. Подснежник” из цикла “Времена года”, закрепить знания по теории музыки Тип урока: интегрированный урок Оформление на уроке: выставка детских рисунков к стихотворению Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…”, музыка П.И. Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”, презентация с портретом Н. Рыленкова, П.И. Чайковского, иллюстрациями Эпиграф: “Не небесам чужой отчизны – я песни Родине слагал!” Н.А. Некрасов
Интегрированный урок по теме Родная земля 5-й класс.doc
Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс Цель урока: посредством поэзии и музыки воспитывать у школьников чувства любви к Родине, родной природе Задачи урока: проанализировать стихотворение Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…”, определить в нем роль  изобразительно­выразительных средств языка; проанализировать музыкальное произведение П.И. Чайковского  “Апрель. Подснежник” из цикла “Времена года”, закрепить знания по теории музыки Тип урока: интегрированный урок Оформление на уроке: выставка детских рисунков к стихотворению Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…”,  музыка П.И. Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”, презентация с портретом Н. Рыленкова, П.И.  Чайковского, иллюстрациями Эпиграф: “Не небесам чужой отчизны – я песни Родине слагал!”  Н.А. Некрасов Ход урока Учитель литературы (УЛ): Сегодня мы проведем интегрированный урок литературы и музыки “Родная земля”. Учитель музыки (УМ): Этот урок посвящен теме русской природы, родной земли, теме Родины. УЛ (под фонограмму песни): С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, С той самой березки, что во поле, Под ветром склоняясь, растет. А, может, она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги проселочной, Которой не видно конца… УМ: Известный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский писал: “Каждый любит природу по­ своему… Сила эстетического воздействия нашей природы так велика, что, не будь ее, не было бы  блистательного Пушкина,.. Чайковского,.. Льва Толстого, Пришвина… Любование природой есть следствие  любви к ней, а любовь к родной природе один из вернейших признаков любви к своей стране…” УЛ: Родина… Она у человека только одна. Порой мы даже не задумываемся, что наш дом, друзья, улица, на  которой все знакомо с детства, речка, парк – все это по крупинке складывается в одно понятие – родина. А это  значит – родное, дорогое сердцу, незабываемое. Это родные наши места, родные люди, родная природа. УМ: За Родину во все времена люди шли на битву, о Родине тосковали, находясь вдали. О Родине, родной  природе слагали и слагают лучшие стихи и песни. Учащиеся класса исполняют песню “Вечная Русь”. УЛ: Послушайте, ребята, как о русской природе говорят известные поэты­певцы своей Родины Заранее подготовленные учащиеся класса читают наизусть стихотворения о природе. УМ: Ребята, красоту родной природы особенно тонко чувствуют художники, поэты, композиторы. Шелест  листьев, запах земли, цвет воздуха, щебет птиц – все это проникает в искусство! Давайте послушаем, как  воспевает природу русский композитор, наш современник Георгий Струве. Ученик исполняет песню Г. Струве “Музыка”. УЛ: Эпиграфом к нашему уроки стали слова русского поэта Н.А. Некрасова: “Не небесам чужой отчизны – я  песни Родине слагал!” Прочтите еще раз про себя эти строки, постарайтесь проникнуться ими, постарайтесь  понять высокие чувства поэта к родному краю. УЛ: Ребята, вспомните имена русских поэтов, в чьих произведениях воспевается красота родного края. УМ: Кто из известных вам композиторов воспевал русскую природу? УЛ: Почему поэтов и композиторов называют “певцами” природы, “певцами” Родины? УМ: Почему они “певцы”? УЛ: Зачем поэты рисуют картины природы? УМ: Были ли в вашей жизни мгновения, когда вы особенно ярко почувствовали красоту природы? УЛ (обобщение): Ребята, вы верно отметили, что без любви к Родине нельзя с такой нежностью, с таким  лиризмом, душевной теплотой передать в поэзии и музыке красоты родного края. Анализ произведения П.И. Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”: Заранее подготовленный учащийся класса кратко рассказывает о композиторе. УМ: Тема родной природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарит музыке неповторимые звуки и  тембры. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, – цикл П.И. Чайковского  “Времена года”. Каждая из 12 пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причем этот образ чаще  всего передан через пейзаж русской природы. Сегодня мы познакомимся с произведением, посвященным  апрелю. Чайковский назвал его “Подснежник” и предпослал эпиграф из стихотворения русского поэта Аполлона Майкова: Голубенький, чистый Подснежник­цветок, А подле сквозистый Последний снежок... Последние слезы О горе былом И первые грезы  О счастье ином… УМ: Образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека к новым  чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из­под снега, становится символом извечного  стремления к жизни, пробуждением природы. Сейчас мы прослушаем музыкальный фрагмент “Подснежник” из  цикла Чайковского “Времена года”. Внимательно вслушивайтесь в звуки природы. Звучит музыкальный фрагмент “Подснежник” из цикла Чайковского “Времена года”. УМ: Какие звуки природы вы услышали в музыкальном фрагменте? УМ: Мелодия проходила в одном голосе или в разных голосах? УМ: Для чего Чайковский использовал это средство музыкальной выразительности? УМ: Посмотрите на графическое изображение мелодии (слайд в презентации – ноты пьесы “Подснежник”).  Мелодическая линия устремляется вверх, подчеркивая стремление цветка к солнцу, к свету. На нижней строчке  вы видите частый, пульсирующий рисунок: такой ритм аккомпанемента придает музыке взволнованность, трепет. Почему музыкальный пейзаж, переданный Чайковским, можно сравнить с пейзажем в лирическом  произведении? (Ярко передает процессы, происходящие в природе; красочно и многообразно показывает  окружающий мир.) УМ: Какие словесные определения, метафоры из области литературы мы используем для характеристики  музыкального произведения? Анализ стихотворения Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…”: Заранее подготовленный учащийся класса кратко рассказывает о поэте. УЛ: Ребята, дома вы выучили стихотворение Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…” и проиллюстрировали  понравившиеся строки. Перед вами выставка рисунков к стихотворению. Здесь вы показали свое восприятие  стихотворного текста, свое видение красот русской природы. Прочтите стихотворение. УЛ: Какова главная тема стихотворения Рыленкова? УЛ: Какова его основная мысль? УЛ: В чем видит поэт особенности русской природы? УЛ: А что помогло Н. Рыленкову подметить эти особенности? УЛ: Вспомните, что такое эпитет? (Ответ учащихся.) С помощью каких эпитетов рисует поэт своеобразие русской природы? УЛ: Вспомните, что такое олицетворение? (Ответ учащихся.) Найдите в тексте стихотворения “Все в тающей  дымке…” олицетворения. УЛ: Для чего автор использует эти изобразительно­выразительные средства языка? УЛ: Что сближает стихотворение Рыленкова “Все в тающей дымке…” и строки Н.А. Некрасова, взятые  эпиграфом к уроку? Вывод: УЛ: Итак, ребята, мы с вами проанализировали стихотворение Рыленкова “Все в тающей дымке…”, определили  его тему и основную мысль, нашли изобразительно– выразительные средства языка. Мы сделали вывод, что  поэт горячо любит свою Родину, ее неповторимую природу. УМ: На уроке мы познакомились с произведением великого русского композитора П.И. Чайковского “Апрель.  Подснежник” из цикла “Времена года” и проанализировали его; определили мелодическую линию, ритмическую  пульсацию произведения. УЛ: Музыка и слово – два великих начала, две стихии искусства. УМ: Любовь к Родине, природе своей страны нашла яркое отражение в произведениях великих поэтов и  композиторов. Подведение итогов урока. Домашнее задание: написать сочинение­миниатюру “Как выражают любовь к природе композиторы и поэты”.

Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018