Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"
Оценка 5

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
искусство
4 кл
18.02.2018
Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"
Тема урока: «Традиции моего народа» Цель урока: знакомство с праздником –Масленица , историей возникновения и его традициями. Задачи урока: Образовательная: Продолжить знакомство с обрядовой и праздничной музыкой , используя навыки кулинарного мастерства, приготовить блины по разным рецептам, изучить традиционные масленичные кричалки. совершенствование уровня исполнения русских народных хороводных и игровых песен; Развивающая: Развивать творческие , музыкальные способности детей, правильное дыхание, артикуляцию, звучание, развитие кулинарного кругозора. Воспитательная: Воспитывать любовь к русскому народному творчеству , народной музыке русским традициям , любовь к Родине в целом.Интегрированный урок на тему "Традиции моего народа. Масленица" Урок был проведён учителями технологии, музыки и театра.
attachment_1191652448.docx
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение       Средняя Общеобразовательная Казачья   школа        с. Знаменка Нерчинский район, Забайкальский край                                  в 4 классе                      МУЗЫКА+ТЕАТР+ТЕХНОЛОГИЯ                        на тему:                                                                          Составила:                                       Учитель музыки:                                      Трушина Светлана Юрьевна.                              Интегрированный урок   в  4  классе             МУЗЫКА + ТЕХНОЛОГИЯ+  ТЕАТР Тема урока: «Традиции моего народа» Цель урока: знакомство с праздником –Масленица , историей возникновения и его традициями. Задачи урока:  Образовательная:  Продолжить знакомство с  обрядовой и праздничной музыкой ,  используя  навыки кулинарного мастерства, приготовить блины по разным рецептам,  изучить традиционные масленичные кричалки. совершенствование уровня  исполнения русских народных хороводных и   игровых песен; Развивающая: Развивать  творческие , музыкальные  способности детей, правильное  дыхание, артикуляцию, звучание, развитие кулинарного кругозора.  Воспитательная:  Воспитывать любовь к русскому народному творчеству , народной музыке  русским традициям , любовь к Родине в целом. Оборудование: Синтезатор, мультимедиа,   русские костюмы, веночки, платки.                                    Ход урока 1.Учитель музыки:  Введение в тему.  Зима подошла к концу,  но, несмотря на это она нам подарила различные  праздники. Назовите их?  (Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества,  масленица). ­ Посмотрите, сколько праздников!  Несмотря на то, что они следуют друг за другом смысл каждого,  традиции  проведения и значение разные. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и  узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.  А о каком празднике сегодня пойдет речь, я думаю, вы все  без труда  догадаетесь из стихотворения  тобольского поэта А. Сокерина  «Февраль» Февраль. Свирепо свищут вьюги, Сугробы снежные растут, Но очень скоро, ветры с юга Весну на крыльях принесут. Он переменчивым бывает, Он – ветродуй и зимобор, Ветрами зиму выдувает И с ней ведет упрямо спор. Он бокогрей. С утра морозит, А в полдень пригревает бок, Февраль весну уже ворожит, Февраль – зимы последний срок. У крыш, хрустальной бахромою, Сосульки длинные висят, Прощаясь с матушкой – зимою, Синички радостно свистят. И воробьи повеселели, Уже чирикают смелей, А на пригорке, возле ели, Снег зимний стаял до корней. И оживились в стаях галки, Уже недолго до весны, В домах проворные хозяйки, Пекут на масленку блины. ­ Масленица. ­ А что вы знаете об этом празднике? Учащиеся рассказывают о празднике. 2.Вступительное слова учителя театра. Полная значимость от природы заставила наших предков тщательным образом изучить окружающий мир ,примечать мельчайшие подробности случайностей  природы, улавливать связь одних явлений с другими. Это вылилось в целый   свод правил, примет, тонких и верных наблюдений. Земледельческая традиционная культура русского народа была пассивной,  созерцательной. Человек не только молился , приносил жертвы, пытался  разгадать смысл разных явлений и связи вещей, но и оказывал определённое  воздействие на природу. Один человек слаб, но собравшись вместе,  люди  могли силой слова, силой магического действия помочь солнцу и земле в  слабое время. Действия основных   народных праздников направлены на  тесную взаимосвязь людей и природы,  и периоды  их проведения были связаны с солнечными  фазами: зимнее солнцестояние (поворот  солнца к  лету),  весеннее  равноденствие (начало преобладания дня над ночью, близость цикла весенних  работ) и летнее солнцестояние (разгар лета, близость урожая). Основным  действующим началом была сельская молодёжь. Только юность в поре  созревания, в буйстве веселья и энергии  могла разбудить силы природы,  разогнать и обмануть силы зла.  Сегодня календарь  народных праздников  связан с датами проведения основных церковных праздников.  3.Учитель технологии: Сегодня на уроке мы познакомимся с очень большим и весёлым праздником  «Масленица»,  которая начиналась  за 7 недель до Пасхи. Это переходящий  праздник, поэтому точной даты у него нет. Масленица (сырная неделя) приходится на период с конца февраля до начала  марта. Конец зимы, солнце разворачивалось на весну,   чтобы разогнать лютые  морозы, растопить  мёртвые снега, пробудить землю и возродить её для  нового урожая,  новой жизни­ веселье и удаль людская в помощь ему.  4.Учитель музыки.  Есть   много народных  песен об этом празднике. Некоторые песни были  использованы композиторами в своих операх. Например, в опере  «Снегурочка»  Н. Римского­ Корсакова  звучит обрядовая песня «Проводы  Масленицы» .  Давайте послушаем  этот  фрагмент. (после слушания  учащиеся  определяют характер песни,   5.Учитель технологии.  Без блинов­ не Масленица, без пирогов­ не именины. Во многих семьях блины  начинали печь с понедельника. Накануне вечером, когда появлялись звёзды,  старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу от  прочих и  призывая месяц заглянуть в окно и подуть на опару:                    Месяц ты,  месяц , золотые рожки!                   Выглянь в окошко, подуй на опару! Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в  секрете  от соседей. На Масленице первый блин­ за упокой, клали его на  окошко, для «душ родительских» со словами: «Честные родители наши, вот  для вашей душки блинок!» Сейчас я вас познакомлю с некоторыми рецептами приготовления блинов.  (Сообщения учащихся – рецепты приготовления блинов) 6 Учитель театра.  (разучивает зазывалку)       Как на масленой недели из трубы блины летели!    Уж вы блины мои, уж блиночки мои!   Пришла маслена неделя, была у кума на блинах,   У кума была сестрица ,печь блина­то мастерица.  А сели четверо за стол, дали душеньке простор,  Друг на друга поглядели, и …блины­то все поели!  . 7 .Учитель музыки   -  Какое блюдо на этом празднике является главным? Ученики:. Блины. ­ Что символизируют блины? Ученики: Блины символизируют солнце. Солнце – это символ жизни и      плодородия. Исполнение русской народной песни «Блины»  . 8. Учитель театра проводит викторину о каждом дне Масленицы   1) С чем связан обряд Масленицы?  2) От чего получила свое название Масленица?  3) Отчего зависит дата начала Масленицы?   4) Какие главные традиционные атрибуты народного празднования  Масленицы в России?  5) Что отмечали в субботу перед масленицей?    6) Как называются дни недели во время Масленицы?  7) Какое еще название имел последний день Масленицы, и какие обряды  входили в это день?  9 . Учитель музыки  Последний день праздника, проводы Масленица, последний всплеск удали и  веселья. На улицу выходили все, дома остаются только младенца да старики,  уже не выходящие из дома. С утра ребятишки собирали дрова для костра,  жечь  Масленицу.  – Конец февраля, начало марта – это удивительное время. Как много  пословиц, поговорок создал русский народ об этом времени:  (слайд с пословицами) 1. Будет зима, будет и лето. 2. Чем крепче зима, тем скорее весна. 3. Готовь зимой телегу, а летом – сани.  4. Всё зимой сгожается, что летом урожается. 5. Зима – хранительница полей. 6. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается. 7. Солнце летом греет, зимой морозит. 8. В чужие края зиму не пошлёшь. 9. Зима лето пугает, да всё равно тает. 10.Как зима не злится, а весне покорится. 11.В зимний холод всякий молод. 12.Зима лодыря морозит. 13.Февраль зиму выдувает, март ломает.   Слушание:  Чайковский “Февраль”. – Кто из русских композиторов мог это написать? Почему? – Назовите произведение Чайковского, где изображён весь круглый год? – Февраль – прощание с зимой и ожидание весны.  Вот и Чайковский показал в музыке веселье, порыв, суету. Музыка передаёт картину шумного, многолюдного праздника. Ученики.: Мелодия весёлая, яркая, радостная. Это своего рода народная  пляска. Взрослые  в прощёное воскресенье ходили на кладбище , оставляли на  могилах блины и поклонялись праху родных.  Около полудня хороводница проходила по деревне с песней, собирая всех в  общий хоровод. После общего хоровода начинались игры, катания с гор, на  конях, балаганные представления. Важный и значительный момент  праздника­ взятие снежного городка , последнего оплота снежной зимы.  Посмотрите на картину В. Сурикова  «Взятие снежного городка». Вот как  это выглядела на Руси.  (слайд с репродукцией) Учитель рассказывает о старинной народной игре.  Весёлая кутерьма заканчивалась разрушением снежного городка и сбором в  общий хоровод у костра. 10. Обобщение. Разные  произведения искусства отражают одну и туже тематику, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни,  веселье,  жизнь прекрасна! (все учащиеся встают в общий хоровод) 10. На фоне  р.н. песни «Блины» дети приглашаются на масленичное  чаепитие.  11. Домашнее задание – рисунки к теме нашего урока, можете изобразить  масленичные гуляния, блины, а кто­то и напишет свой рецепт  приготовления блинов .

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"

Интегрированный урок на тему :"Традиции моего народа. Масленица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018