Интегрированный урок по биологии и химии "Взаимосвязи в природе на примере углеводородов"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ОБУЧАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: актуализировать имеющиеся знания; закрепить умения учащихся делать опыты и объяснять их; научить использовать знания и навыки анализирования свойств веществ в зависимости от строения; уметь составлять логические цепочки; учиться применять на практике исследовательский метод в изучении биологии, химии. РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: помочь учащимся самореализоваться; развивать культуру взаимного общения; аргументировано отстаивать и доказывать свою точку зрения. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: формировать нравственные ценности; воспитывать стремление вести здоровый образ жизни; формировать потребность приобретения знаний, умение внимательно слушать мнение одноклассников; поддерживать интерес к предметам. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: с помощью исследовательского метода установить связь между химическими реакциями и биологическими явлениями, показать, что любой процесс, происходящий в нашем организме, имеет биохимическую природу; использовать личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества, технологии для повышения качества знаний и самореализации личности. ТИП УРОКА: интегрированный урок по биологии и химии, урок-исследование. ТЕХНОЛОГИИ: саморазвивающего обучения и самовоспитания, проблемного обучения, педагогика сотрудничества, индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, группового обучения, информационно-коммуникативные технологии. УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентационный экран, лабораторное оборудование для проведения опытов, творческие работы учащихся, презентации.
Иконка файла материала конспект.docx
Тип урока: Урок открытия нового знания. Цель урока: Познакомить учащихся  с особыми организмами­лишайниками,  представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где  обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в  природе и жизни человека. Решаемые проблемы:  Почему лишайники относят к организмам – симбионтам?  Почему лишайники называют индикаторами чистого воздуха? Планируемые результаты обучения. Предметные:  Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники.  Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гифы гриба, фотосинтез.  Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу.  Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека. Метапредметные: Познавательные: Работать с различными источниками информации, отличать главное. Регулятивные: Организовывать выполнение заданий учителя, планировать и  прогнозировать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию. Коммуникативные: Отвечать на вопросы, формулировать свой ответ. Личностные:  Формирование познавательного интереса к изучению биологии.  Умение эстетически воспринимать объекты природы  Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой  природе  Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о  состоянии окружающей среды. Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз. Вид учебной деятельности учащихся: работа с текстом и материалом учебника,  с раздаточным материалом. Методы урока: проблемного обучения, развивающего обучения. Средства ведения урока: учебник 5 класса авторов В.В.Пасечник, раздаточный материал,  презентация, созданная в программе  POWER POINT, химические реактивы, интерактивная  доска. 1I. Организационный момент (слайды природы) музыка Презентация Учитель:  Природа шлёт нам свет, дыханье. Шлет счастье радости, тепла, Шлёт мир, красу, своё создание, Шлёт рай земной и чудеса. II. Мотивация (включение в учебную деятельность) Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет наш урок? ­ Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам  усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.  Кто сегодня хочет узнать много нового? ­ Но прежде давайте вспомним, какие царства живой природы мы с вами знаем? П.О. (Бактерии, Грибы, Растения, Животные) (на доску) ­ У меня в руках живой объект, что это за организмы? П.О.: (Лишайники) Лишайники часто называют изумительной выдумкой природы (слайд №2), а знаете почему? Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству его отнести? ­ Давайте попробуем разобраться? ­ А для начала определим тему нашего урока? П.О. (Лишайники – удивительная выдумка природы) (слайд №3) Запись в рабочие листы, на доску!!! ­ А теперь сформулируем цель нашей работы (познакомиться с новыми организмами) П.О. ­ изучить особенности строения, жизнедеятельности, многообразия и значение  лишайников (на доску!!!) Великий русский учёный К.А.Тимирязев назвал их сфинксами. (слайд №4) Сфинксы в древнегреческой мифологии мифической существо с головой женщины, телом  льва и крыльями орла. Так почему лишайники сравнивают с сфинксами? Начнём со строения!!! (доска!!!) III. Первичное ознакомление 1. Давайте проведем практическую работу и рассмотрим строение тела (слоевища)  лишайника: (слайд №5) ТБ: мы работаем с острыми предметами, поэтому должны соблюдать максимальную  осторожность ­ Что вы увидели под микроскопом? (тонкие нити) ­ Часть какого известного организма они вам напоминают?(гифы гриба) Сделайте вывод о внутреннем строении лишайника. 2П.О.: В теле лишайника совмещены два организма – гриб и водоросль. (слайд№6) Вопрос: Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с  другом? (Составление схемы) Грибные нити поглощают воду и минеральные вещества В клетках зелёных водорослей из них образуются органические вещества в процессе  фотосинтеза, которыми они делятся с грибом Такой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике называется ­ симбиоз Так почему их сравнивают со сфинксами? (Двойственная природа) Задание №1 (слайд №7) в   рабочей листе (подпишите составные части слоевища лишайника,  сделайте вывод) 2. Мы познакомились с внутренним строением лишайников, на какие группы можно  разделить лишайники по внешнему виду работа в группах (слайд №8) Задание №2 заполните таблицу в рабочем листе учебник стр. – Сопоставьте особенности строения и их название (2 минуты) Проверка написанного вместе со слайдом (накипные, листоватые, кустистые) 3. Обращение к доске!!! Каковы особенности жизнедеятельности лишайников?(слайд №9) Посмотрим видеофрагмент, а затем выполним новое задание в рабочих листах. Задание №3. Вставьте пропущенные слова (2 мин) Проверка (слайд №10) Теперь мы знаем! проговаривают. 4. Обращение к доске!!! Каково значение лишайников? Заполнение схемы №4 в рабочих листах. 1. Слайд №11. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные  породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения. 2. Слайд №12. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего  там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется? Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики  этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные  тундры­олени. Ягель ­ это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег,  они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в  калорийный корм. 3. слайд №13. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в  лесу ­ много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух).  Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор ­ это  показатель (греч.) 4. Лишайники употребляют в пищу. Библейская легенда В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне, по колено утопая в песке все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и  истощения на раскаленный песок Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно  поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки.  3Сильный порыв ветра поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна, манна! С неба падает манна!» Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепешки.  Слайд №14 Чем была эта «манна» на самом деле? 5. слайд №15. Используют в медицине и парфюмерной промышленности. 6. слайд №16. Получают краску и лакмус. Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор ­ лакмус. Вы познакомитесь с  ним в курсе химии. Индикатор должен что­то определять. Лакмус определяет кислую и  щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной  пробирке раствор стал красным ­ это кислота. В другой – синим ­ это щелочь, в третьей, не  изменился ­ вода. Используя лакмусовые бумажки, можно определить кислотность почвы на  вашем участке. (Опыт с лимоном). IV. Отработка изученного Слайд №17 Лишайники – удивительная выдумка природа (обобщение) V. Контроль знаний Cлайд №18 Какие утверждения верны, поставьте знак «+» или «­». 1.Тело лишайника называется слоевище. 2.Лишайники очень требовательны к условиям произрастания. 3.Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли. 4.Водоросль лишайника образует органические вещества в процессе фотосинтеза. 5.Лишайники приносят вред природе. 6.Лишайник  имеет стебель с листьями.  7.Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета. 8.Лишайники подразделяются  на накипные, кустистые и листоватые. 9.Лишайниками питаются некоторые животные. 10.Размножаются лишайники спорами. Ответы:   1, 3, 4, 8, 9 ­да.  2, 5, 6, 7, 10 ­ нет Слайд №19 Лишайники ­ удивительные особи. Они уникальны. Это значит, что лишайники единственные в своем роде существа. Это два организма, которые приспособились жить вместе, приносить пользу друг  другу, природе и человеку. 4V. Подведение итогов урока (рефлексия) Слайд №20. Лишайники – удивительная выдумка природы. ­ Ребята, а что сегодня удивило вас? ­ А меня больше всего удивило, что лишайники – являются индикаторами окружающей  среды. Так,  с помощью лишайников можно определить чистый ли воздух вокруг вашего дома? Ну что, согласны? Это  и будет темой вашего домашнего исследования! Выставление оценок. 5