Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"
Оценка 4.6

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
естествознание
8 кл
23.03.2018
Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"
В этой публикации представлен интегрированный урок физики и биологии на тему "Линзы". Основные вопросы, которые рассматриваются на этом уроке - оптическая система глаза и построение зрительного изображения с точки зрения физических закономерностей. Также дается понятие анализатора и его отличия от органа чувств.
ЛИНЗЫ.docx
Тема: «Оптика. Оптическая система глаза».  8 класс Физика  Интеграция  Биология  Образовательные: сформировать  понятия: линза, оптический центр,  оптическая ось, фокус и фокусное  расстояние, рассмотреть ход лучей в  собирающей и рассеивающей линзе  выработать умения строить  изображения, даваемые линзами;  обеспечить усвоение формул тонкой  линзы и оптической силы.  Применение изученного материала для  решения задач.  Области использования оптических  законов. Цели урока: Для формирования у восьмиклассников  целостного видения вопроса  “Человеческий глаз как оптическая  система”, учителя физики и биологии  проводят интегрированный урок  “биология + физика”. Биологу при  уточнении хода лучей через прозрачную  среду глаза нужна помощь физика, а  учителю физики при изучении строения  глаза необходимы знания биологии.  Прочное усвоение знаний о гигиене  зрения, глазных болезнях невозможно без  глубоких знаний физики и биологии. Перед данным уроком учащиеся уже  изучили строение глаза на уроке  биологии, “Линзы” на уроке физики.  Образовательные: сформировать  понятия: аккомодация глаза,  близорукость, дальнозоркость,  коррекция зрения; повторить общий  план строения анализатора, в том  числе зрительного; повторить  морфологическое строение глаза,  показать, как возникает изображение  на сетчатке; на основе понятий о  строении и функциях глаза  сформулировать основные правила  гигиены зрения, обратив внимание на  распространённые заболевания глаз. Воспитательные: продолжить формирование таких качеств, как аккуратность, точность, внимательность для получения правильных результатов и выводов при построении графическим методом изображений, даваемых линзами; Развивающие: формировать умения применять полученные знания в изменённых и новых ситуациях. Основной материал:  Линзы, основные точки, линии. Собирающие и  рассеивающие линзы. Оптическая сила линзы. Единица измерения – диоптрия. Построение изображений,  даваемых линзами. Формула тонкой линзы. Линейное  увеличение. Глаз. Оптическая система глаза. Аккомодация.  Сетчатка, формирование изображения на сетчатке,  анализ информации в коре головного мозга.  Дефекты зрения. Коррекция зрения при помощи  линз. Оптические иллюзии. Организационный  Ставится цель урока, намечаются пути её достижения и указываются критерии её достижения. момент. Мотивация  учебной  деятельности. Формирование новых знаний. Линзы, основные точки, линии. Собирающие и  рассевающие линзы. Определения:           Линза (обычно изготавливаются из стекла); Тонкая линза – линза, толщина которой  значительно меньше радиусов  ограничивающих её сферические  поверхности; Выпуклая, вогнутая линзы; Главная оптическая ось; Оптический центр линзы; Главный фокус; Фокальная плоскость; Фокусное расстояние; Рассеивающая, собирающая линзы; Побочная оптическая ось. Прозрачные тела, ограниченные двумя сферическими  поверхностями (хотя бы одной…), называются  линзами. (Работа в группах) Середина толще, чем края. Глаз человека представляет собой сложную  оптическую систему. В зависимости от  интенсивности падающего света зрачок  рефлекторно изменяет свой диаметр  приблизительно от 2 до 8 мм. За зрачком находится хрусталик – эластичное линзоподобное тело.  Особая мышца может изменять в некоторых  пределах форму хрусталика, изменяя тем самым  его оптическую силу. Лучи света от предмета,  преломляясь на границе воздух–роговица, проходят далее через хрусталик (линзу с изменяющейся  оптической силой) и создают изображение на  сетчатке. Роговица, прозрачная жидкость, хрусталик и  стекловидное тело образуют оптическую систему,  оптический центр которой расположен на  расстоянии около 5 мм от роговицы.   Основная особенность глаза как оптического  инструмента состоит в способности рефлекторно  изменять оптическую силу глазной оптики в  зависимости от положения предмета. Такое  приспособление глаза к изменению положения  наблюдаемого предмета называется аккомодацией. (работа с программой, аккомодация) Область аккомодации глаза можно определить  положением двух точек:   дальняя точка аккомодации определяется  положением предмета, изображение  которого получается на сетчатке при  расслабленной глазной мышце. У  нормального глаза дальняя точка  аккомодации находится в бесконечности. ближняя точка аккомодации – расстояние  от рассматриваемого предмета до глаза  при максимальном напряжении глазной  мышцы. Ближняя точка нормального глаза располагается на расстоянии 10–20 см от  глаза. С возрастом это расстояние  увеличивается. Кроме этих двух точек, определяющих границы  области аккомодации, у глаза существует  расстояние наилучшего зрения, то есть расстояние  от предмета до глаза, при котором удобнее всего  (без чрезмерного напряжения) рассматривать  детали предмета (например, читать мелкий текст).  Это расстояние у нормального глаза условно  полагают равным 25 см. Середина тоньше, чем края. Геометрические  характеристики тонкой линзы:  О – оптический центр линзы;  MN – главная оптическая ось;  F – главные фокусы линзы;  Пл. F – фокальные плоскости;  АВ – побочная оптическая ось (их множество). Оптическая сила линзы, единица измерения. 1 дптр (диоптрий)  F=1 м → Известно, что мы "смотрим глазами, а видим  мозгом". Когда свет попадает на сетчатку,  колбочки и палочки возбуждаются. В зрительных  рецепторах возникают нервные импульсы. Они  обрабатываются нейронами сетчатки, а уж потом  возбуждение передается в головной мозг – в кору  больших полушарий. Здесь возникает зрительное  ощущение, и мы видим и опознаем предметы и их  взаиморасположение в пространстве. На сетчатке  появляется уменьшенное обратное изображение. Но мозг дает нам верную информацию: предметы  воспринимаются в прямом изображении и в  реальных размерах. Это возможно потому, что  наряду со зрительной информацией от сетчатки  идет информация от зрительных мышц. Мышцы  "обводят" контуры предметов. Мозг учитывает  масштаб уменьшения и движение глазных мышц.  Это дает возможность получить прямое и  натуральное восприятие объектов. (Работа в парах и индивидуально) Построение изображений, даваемых  линзами. Построение изображений в линзах. 1. Луч, || главной оптической оси после преломления проходит через фокус  линзы. 2. Луч, проходящий через  оптический центр не преломляется. 3. Луч, проходящий через фокус  после прохождения через линзу  становится || главной оптической  оси. d < F увеличенное прямое мнимое F < d < 2F При нарушении зрения изображения удаленных  предметов в случае ненапряженного глаза могут  оказаться либо перед сетчаткой (близорукость),  либо за сетчаткой (дальнозоркость). Расстояние наилучшего зрения у близорукого глаза  меньше, а у дальнозоркого больше, чем у  нормального глаза. Для исправления дефекта  зрения служат очки. Для дальнозоркого глаза  необходимы очки с положительной оптической  силой (собирающие линзы), для близорукого – с  отрицательной оптической силой (рассеивающие  линзы). Правильный подбор очков помогает  откорректировать зрение (вогнутые и выпуклые  линзы)  (работа с программой) Для наблюдения удаленных предметов оптическая  сила линз должна быть такой, чтобы параллельные  пучки фокусировались на сетчатке глаза. Глаз  должен видеть через очки мнимое прямое  изображение удаленного предмета, находящееся в  дальней точке аккомодации данного глаза. Следует отметить, что у дальнозоркого глаза  дальняя точка аккомодации мнимая, то есть  ненапряженный глаз фокусирует на сетчатке  сходящийся пучок лучей. Потому при  рассмотрении удаленных предметов очки для  дальнозоркого глаза должны превращать  параллельный пучок лучей в сходящийся, то есть  обладать положительной оптической силой. Очки для «ближнего зрения» (например, для  чтения) должны создавать мнимое изображение  предмета, находящегося на расстоянии d0 = 25 см  (то есть на расстоянии наилучшего зрения  нормального глаза), на расстоянии наилучшего  зрения данного глаза. Вследствие сужения области  аккомодации у многих людей очки для ближнего  зрения должны обладать большей (по модулю)  оптической силой по сравнению с очками для  рассматривания удаленных предметов. Когда все  шесть глазодвигательных мышц полностью  расслаблены, глаз действительно за счет  избыточного внутреннего давления принимает  форму шара, фокус хрусталика оказывается на увеличенное перевернутое действительное d > 2F уменьшенное перевернутое действительное d = 2F натуральное перевернутое действительное сетчатке, и такой расслабленный глаз прекрасно  видит вдаль. Но вот надо увидеть вблизи. Чтобы  увидеть вблизи, надо изменить параметры этой  оптической системы. И оказывается, для того,  чтобы увидеть вблизи, человек на самом деле  делает следующее. Он еще больше расслабляет  продольные мышцы и напрягает верхнюю и нижнюю поперечные, сверху и снизу встречно сжимает свой  глаз. А глаз­то у человека жидкий. За счет этого  сжатия он подается, вытягивается огурчиком  вперед, как объектив у фотоаппаратика. Фокус  уходит внутрь глаза, и такой вытянутый вперед глаз прекрасно видит вблизи. Надо человеку опять  увидеть вдаль — он моргает, расслабляет  поперечные мышцы, продольными глаз подтягивает, глаз снова приобретает форму шара, и он снова  прекрасно видит вдаль. Именно изучение зрительного анализатора легло в  основу создания и использования линз. Построение изображения в рассеивающей линзе (изображение всегда мнимое). (Работа в тетрадях) Отработка практических навыков. 4. Демонстрации.   (Используется прибор для изучения законов  геометрической оптики.)   Преломление света в линзах.  Формула тонкой линзы. ( вывод): d – расстояние от предмета до линзы, f – расстояние от линзы до изображения. ;   ;  Для рассеивающей линзы F и f нужно брать со знаком  «минус» Иллюзии зрения Чудес на свете не бывает? А может чудеса бывают? А обман зрения?! Глаз не всегда говорит нам  правду. И в этом не трудно убедиться. Когда мы  что­то видим, то обычно уверены, что наше  зрительное восприятие правильное. Иначе говоря,  мы доверяем своему зрению. Но, доверяя ему, при  проверке обнаруживаем, что наше суждение  ложное, обманчивое. И в жизни, и в физике опыт  помогает определить: на правильном ли пути мы  находимся. Например, мы часто допускаем ошибки, когда определяем размеры предмета на глаз.  (презентация иллюзия зрения). В 1896 г. американский психолог Дж. Стреттон  поставил эксперимент. Он надел специальные очки,  благодаря которым на сетчатке глаза изображения  окружающих предметов оказались не обратными, а  прямыми. И что же? Мир в сознании ученого  перевернулся. Все предметы он стал видеть вверх  ногами. Из­за этого произошло рассогласование в  работе с другими органами чувств. У ученого  появились симптомы морской болезни. В течение 3  дней он ощущал тошноту. На 4 сутки организм стал  приходить в норму, а на 5­й день Стреттон стал  чувствовать себя так же, как и до эксперимента.  Мозг ученого освоился с новыми условиями Линейное увеличение. Н – высота изображения, h – высота предмета. работы, и все предметы он снова стал видеть  прямыми. Но, когда снял очки, все опять  перевернулось. А уже через полтора часа зрение  восстановилось, и он стал видеть нормально. Любопытно, что подобная приспосабливаемость  характерна лишь для человеческого мозга. Когда в  одном из экспериментов обезьяне перевернули  такие же очки, то она получила стресс и, сделав  несколько шагов, впала в кому. Однако и  человеческий мозг не всегда может справиться с  анализом изображения на сетчатке глаза, вот тогда  и возникает иллюзия зрения, т.е. предмет кажется  не таким, каков он на самом деле. Зрительные иллюзии опасны для научных  сотрудников, которым в исследованиях приходится делать различные измерения. Они обусловлены тем, что нам легче делать поворот глаз в горизонтальном направлении, чем в вертикальном. Поэтому, если  перед глазами находятся горизонтальная и  вертикальная линия одной длины, то мы точнее  судим о длине горизонтальной линии, чем о линии  вертикальной, и невольно ошибаемся –  вертикальная линия кажется длинней  горизонтальной. Зрительное впечатление является световым  раздражителем сетчатки и зрительное восприятие  исчезает не сразу, а через 0,1 сек. Если зрительные  впечатления попадают в глаз менее, чем на 0,1 сек,  то они сливаются. На этом основано кино. Киносъемку выполняют так, что за 1 сек.  получается 30–300 кадров. При быстрой смене  изображений глаз сохраняет предыдущий. Целая  серия таких быстрых смен производит впечатление  движущегося изображения на экране.  Творение художника заставляет нас на миг  задуматься: «А что же перед нами изображено?».  Думайте! Фантазируйте! Самостоятельное  построение  учащимися  для случаев F < d < 2F, d = 2F, d > 2F

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"

Интегрированный урок по теме "Оптическая система глаза"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018