Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы
Оценка 4.8

Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +2
7 кл—8 кл
19.04.2018
Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы
Цели: • обучающая: умение выразить впечатления о музыкальном, литературном произведении, произведении живописи; • развивающая: развитие речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка; развитие умений анализа стихотворения; • воспитательная: продолжить эстетическое воспитание; формировать уважение и к красоте природы. Оборудование: рисунки учащихся, репродукции картин И.И.Левитана «Буря. Дождь», «Март», К.Я. Крыжицкого «Ранняя весна» (1904, 1095), «В.Н.Бакшеева «Голубая весна», М.В.Нестерова «Весенний пейзаж», А.М.Грицая «Пора весны», С.Ю.Жуковского «Май», А.И. Куинджи «Ранняя весна»; музыка П.И. Чайковского «Времена года», А.Вивальди «Времена года», Шопена «Весенний вальс», Э.Грига «Весна», Моцарта «Весенняя песня», «Тоска по весне». Методы и приемы: беседа, сообщения учащихся, рассказ учителя, презентация со слайдами о весне, анализ стихотворений, творческая работа и др.
Весна в произведениях литерату.doc
Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы Цели:    обучающая: умение выразить впечатления о музыкальном, литературном произведении, произведении  живописи; развивающая: развитие речи, овладение художественными образами, выразительными средствами  языка; развитие умений анализа стихотворения; воспитательная: продолжить эстетическое воспитание; формировать уважение и к красоте природы. Оборудование: рисунки учащихся, репродукции картин И.И.Левитана «Буря. Дождь», «Март», К.Я. Крыжицкого «Ранняя весна» (1904, 1095), «В.Н.Бакшеева «Голубая весна», М.В.Нестерова «Весенний пейзаж», А.М.Грицая  «Пора весны», С.Ю.Жуковского «Май», А.И. Куинджи «Ранняя весна»; музыка П.И. Чайковского «Времена года», А.Вивальди «Времена года», Шопена «Весенний вальс», Э.Грига «Весна», Моцарта «Весенняя песня», «Тоска по весне». Методы и приемы: беседа, сообщения учащихся, рассказ учителя, презентация со слайдами о весне, анализ  стихотворений, творческая работа и др. План урока: 1. Организационный момент 2. Постановка цели 3. Этап подготовки к усвоению знаний (актуализация) 4. Этап усвоения новых знаний: в лирике, в музыке, в живописи 5. Анализ стихотворения 6. Творческая работа 7. Итоги 8. Объяснение домашнего задания 9. Анализ работ Предварительная подготовка к уроку  Подготовка сообщений учащимися   Оформление стенгазеты Заучивание стихотворений о весне, выразительное чтение прозаических отрывков Весенний романс Еще не царствует река,  Но синий лед она уж топит. Еще не тают облака, Но снежный кубок сердцем допит. Через притворенную дверь Ты сердце шелестом тревожишь… Еще не любишь ты, но верь: Не полюбить уже не можешь… И. Анненский Ход урока I. Организационный момент – Какое время года вами особенно любимо? Почему? – Почему вам нравится весна? – Какие события в вашей жизни связаны с весной? Чего вы ждете от наступления весны? – Что из ваших ожиданий, из ожиданий ваших людей отражено в эпиграфе стихотворения? (Ожидание нового,  любви, новой жизни.) II. Беседа – Как вы думаете, только ли художественное слово может передать ощущение весны? (нет, но и другие виды  искусства) – С помощью каких средств передаются эти ощущения?  – Художник рисует красками, музыкант – звуком, поэт ­ словом, и все они создают душой.  – Насколько важны эти виды искусства для нашего восприятия красоты, мы сейчас попробуем понять.  Послушаем стихотворения и постараемся настроиться на общение с прекрасным. Нет, не пейзаж влечет меня,  Не краски я стремлюсь подметить,  А то, что в этих красках светит:  Любовь и радость бытия,  Она повсюду разлита…  Она везде, где красота… И. Бунин – Какое настроение создается у вас при чтении этого стихотворения? – Какова главная идея? (Нужно видеть не только, что на поверхности, но и внутренние чувства автора, скрытые  красками, то, что окружает нас, каждодневную «радость бытия», «любовь», вездесущую «красоту».) – Какие изобразительные средства помогают передать эту идею? (Светит любовь и радость, красота разлита –  метафора.) – Почему, по­вашему, в последних строках автор использовал многоточие? (Чтобы показать присутствие красоты  вне времени и пространства, для нее нет границ.) – И.С. Бунин жил в 19 веке в России. Писатель и художник Г.Гессе – в Германии. Но их объединяло одно:  способность постичь искусство, как некую великую ценность. Всех звуков и цветов соотношение,  А также способы переложения,  Любых оттенков цвета в ноты, звуки.  О, как хотелось мне аза науки  Такой постичь!  Г.Гессе – Сравните оба стихотворения. Разные или одинаковые точки зрения на силу искусства? – Легко или сложно, по мнению авторов, постичь ее? (Нет, Бунин «стремится подметить» что­то, то есть это  какой­то миг, который может ускользнуть. Для Гессе искусство ­ «наука», и он мечтает постигнуть лишь «азы»  «соотношения звуков, цветов», «способов переложения, оттенков цвета в ноты, звуки»). – Приятно, но трудно постичь искусство. И для тех, кто постигает великую его силу, оно становится частью  жизни, самой жизнью. Д. Д. Ш. В ней что­то чудотворное горит, И на глазах ее края гранятся. Она одна со мною говорит, Когда другие подойти боятся. Когда последний друг отвел глаза, Она была со мной одна в могиле И пела словно первая гроза Иль будто все цветы заговорили.  1958 – С какими образами открыто или скрыто сравнивает А.Ахматова музыку? («Чудотворное» ­ святость, « горит» ­  огонь, «гранятся» ­ нечто драгоценное, как грани алмаза.) – Какие звуки мы слышим? («Гроза» – порыв, сила, «цветы» ­ звон колокольчиков, ветерок, шелест.) – Какое значение приобретает музыка для Ахматовой? (Это надчеловеческое, святое, верное, в отличие от  людей, «последний друг отвел глаза», музыка пела с ней в «могиле», в забытье. Это что­то живое – «говорит».) – Вот такими предстают музыка, живопись, литература. Именно эти три великих искусства помогут нам  приобщиться к их величию, услышать, увидеть то, что дано не каждому. III. Работа в группах – Мы будем знакомиться со стихотворениями, картинами, музыкой о весне. Постепенно у вас получится такая  таблица: Автор, Литерату Живоп Музы произведение ра ись ка                   1. Группа «Поэты». Учащиеся выразительно читают наизусть стихотворения, прозаические отрывки.  А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»), «Ласточка» («Травка зеленеет…»), «Опять в мое  окно пахнуло»  Ф.Тютчев «Люблю весну в начале мая…», «Зима недаром злится…», «Первый лист», «Еще шумел  весенний день…» А.Фет «Еще весны душистой нега…» Б.Б.Мохонько «В начале мая»   И. Соколов-Микитов «Весна» Над полями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд  Прилетели грачи. Торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда. Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки. Увидели ребята у скворечен первых скворцов. Весело радостно  закричали: ­ Скворцы! Скворцы прилетели! Выбежал на опушку заяц­беляк; присел на пенёк, огляделся. Ушки на  макушке у робкого зайца. Смотрит заяц­беляк: вышел на опушку леса огромный лось с бородою. Остановился,  слушает лось.… А в глухом лесу вывела медведица родившихся в берлоге маленьких медвежат на первую прогулку. Ещё не  видели медвежата весны, не знают тёмного леса. Не знают, чем пахнет пробудившаяся земля. На поляне, у  разлившегося ручейка, весело играют смешные неуклюжие медвежата. Со страхом заглядывают в холодную  бегущую воду, взбираются на пни и оттаявшие на солнце старые коряги… Стройными косяками летят, тянутся с юга гуси; показались первые журавли. ­ Гуси, гуси! Журавли! – кричат,  задрав головы, ребята. Вот закружились над широкой рекой гуси, спустились отдохнуть на наполненную водой  полынью. Увидели отдыхающих на льду гусей другие пролетавшие гуси, стали подсаживаться к ним.  Обрадовались товарищам другие гуси. Далеко над рекой прокатился радостный крик… Всё теплее и краше с  каждым днём весна. На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие пуховки. Побежали  по кочкам хлопотливые муравьи. А над поляной, где раскрылись подснежники, вспорхнула первая бабочка. А.Толстой «Весна» На солнце нельзя было теперь взглянуть – лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По  синему­синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими  гнёздами. Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры. В саду, из  разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми  и жёлтыми звёздочками. С каждым днём прибывало птиц в саду. Забегали между стволами чёрные дрозды – ловкачи ходить пешком. В  липах завелась иволга, большая птица», зелёная с жёлтой, как золото, подпушкой на крыльях,– суетясь,  свистела медовым голосом. Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались» заливались  разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем» то жаворонком, то какими­то африканскими  птицами, которых они наслушались за зиму за морем,– пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким  платочком сквозь прозрачные берёзы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный  хохолок. И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка:  печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная с червяков: – Живите, любите, будьте счастливы, ку­ку. А уж я одна проживу, ни при чём, ку­ку... Весь сад слушал молча кукушку.  Божьи коровки, птицы, всегда всем удивлённые лягушки, сидевшие на животе кто на дорожке, кто на ступеньках балкона,– все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями. – Какие эпизоды весны запечатлел каждый из авторов? – Можно ли сказать, что весна одинакова во всех произведениях? Или есть что­то разное? Почему?  – Какие яркие образы вам запомнились, и вы захотели бы их использовать в своих произведениях?  – Подберите к каждому из стихотворений картину одного из представленных художников? На какой из них вы  бы хотели оказаться? Почему? – Как называются картины, на которых изображена природа? – Об этих картинах и их замечательных авторах нам расскажут «Художники» 2. Группа «Художники». Рассказывают об одном из художников и их картинах о весне. К.Я. Крыжицкий «Ранняя весна» (1904,1905)   И.И. Левитан «Буря. Дождь», «Март»  Н.Г.Крымов «После дождя»   С.Ю. Жуковский «Май»   А.И.Куинджи «Ранняя весна» А.М.Грицай «Пора весны» В.Н.Бикшеев «Голубая весна» – Какова перекличка этих стихотворений и картин? – Какие основные цвета использованы на картинах? Везде ли одинаковы? – Какое настроены создает картина? 3. Слово учителя С большой любовью изображена родная природа. Слушая стихотворения, рассматривая пейзажи, нельзя забыть о музыке. Ведь именно эти звуки навеяли многим поэтам и художникам стремление создать их творения. Какую музыку весны слышите вы? (Капель, птичьи голоса, шепот ветра, звон трескающегося льда, шум ручейков  и воды) Наверное, и композиторы слышали эту музыку. И им удалось передать частицу природы в своих произведениях. 1. Группа «Композиторы». Учащиеся рассказывают о композиторах. Одновременно прослушиваются их  произведения.  П.И. Чайковский «Времена года» http://vsemp3tut.ru/?song=%D7%E0%E9%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9+%C2%E5%F1%ED %E0&x=31&y=5#fff А.Вивальди «Времена года» http://www.youtube.com/watch?v=bHQK1WtJuIw   Э. Григ «Весна» http://vsemp3tut.ru/?uid=4&song=%D0%AD %D0%B4%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%20%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%20­ %20%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%20%283:12%29#fff  Шопен «Весенний вальс» http://www.youtube.com/watch?v=5Iy9hMMvEWQ  Моцарт «Весенняя песня» http://www.musicandi.ru/slova_pesen/toskapovesne – Какое настроение создает музыка?  – Запишите при прослушивании слова­ассоциации, возникающие у вас: – Как звучит музыка, какие образы возникают, ваши мечты (тихо, светло, грустно, зелень, солнце и т. п.) – Эта музыка была написана достаточно давно. Нас от композиторов отделяет расстояние и время. А похожи ли  по настроению, по отношению к весне современные композиции? (Прослушивание музыкальной композиции М.Монастырского «Апрель».) – Какие звуки вы слышите? (капли, падающие с крыш) – С каким стихотворением созвучна эта мелодия? IV. Анализ стихотворения «Уж тает снег, бегут ручьи» А.Плещеева Каждая группа отвечает за свою область. «Художники» отмечают запахи, краски, «композиторы» ­ звуки,  «поэты» ­ образы, изобразительные средства. Создается целостное восприятие произведения, его настроение. V. Творческая работа Работа проводится под музыку (на выбор). Мини­сочинение «Моя весна» или составление 1–2 синквейнов «Весна» (желательно с использованием своих  слов­ассоциаций) Весна. Теплая, нежная. Манит, чарует, завораживает. О, это море моих чувств! Любовь. VI. Подведение итогов – Мы познакомились со многими великими авторами и их великими творениями. Они показали нам разную весну.  В нашей душе своя весна. Но она имеет нечто общее: она несет надежду, стремление к новой жизни и к любви.

Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы

Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы

Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы

Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы

Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы

Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы

Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы

Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы

Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы

Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018