Внеклассное мероприятие по литературе
интеллектуальная игра
«Литературный ринг»
для студентов 1 курса
Тема: «Итоговое занятие по основным разделам, изученным в курсе русской литературы 19 века».
Дидактические цели: проверить глубину и прочность знаний, умение делать выводы; обобщить и систематизировать полученные знания.
Развивающие цели: развивать познавательную активность, творческие способности, речевые умения и навыки; виды мышления, внимания, памяти.
Воспитательные цели: воспитывать интерес к чтению классической художественной литературы; формировать чувства коллективизма и взаимовыручки при сохранении индивидуальности.
Вид занятия: обобщение и систематизация знаний.
Тип мероприятия: нестандартный урок -соревнование «Литературный ринг».
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный.
Обеспечение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, файлы к викторине по произведениям, карточки с заданиями, электронная презентация.
Предварительная подготовка: подбор дидактического материала, музыкального сопровождения, создание электронной презентации, подготовка карточек с заданиями, итоговой таблицы, оформление кабинета.
Пояснения к проведению игры.
Презентуемое внеаудиторное занятие– состязание в знаниях – несёт соревновательный дух. Группа поделена на команды (6 человек) с учетом уровня знаний, умений и навыков студентов. Участники располагаются за игровыми столами. Итоги выполнения заданий оценивают члены жюри (преподаватель и студент), они же выставляют в итоговую таблицу баллы, полученные командами в каждом раунде. Для быстрой и качественной проверки для жюри подготовлены листы с правильными ответами по всем конкурсам. В ходе соревнования верные ответы озвучиваются. Вопросы необходимо ставить чётко, чтобы они были понятны на слух с первого раза. При подведении итогов каждый студент получает одну-две оценки.
Описание игры. Игра состоит из нескольких раундов, в каждом участвует две команды. Право на ответ получает команда, которая первой подала знак (звонок) о готовности ответить. Побеждает команда, выигравшая в большем количестве раундов.
Ход мероприятия
Основные цели проведения мероприятия:
· расширение кругозора студентов по общекультурным вопросам;
популяризация художественной литературы среди студентов;
развитие интереса к родному языку, литературе, к русской культуре; развитие аналитического, творческого мышления;
· воспитание здорового духа соперничества среди студентов группы; воспитание гражданственности;
· укрепление коллектива группы.
Мероприятие проводится как конкурсная интеллектуальная игра. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе. Для болельщиков также проводятся небольшие конкурсы.
Данное мероприятие предполагает участие двух команд от группы в составе 6 человек каждая.
Оборудование:
· портреты писателей и поэтов;
· выставка художественной литературы;
· плакаты с изречениями великих людей о книгах, литературе;
· листы для учета выполнения командами конкурсных заданий;
· жетоны для болельщиков.
Ход мероприятия
О, раскройте глаза свои шире,
Нараспашку вниманье и слух,-
Это же самое дивное в мире,
Чем вас жизнь одарит вокруг!
Николай Асеев
Ведущий: «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный вечный спутник»
Демьян Бедный
Ведущий 1
Добрый день ! Мы рады видеть вас на нашем мероприятии «Знатоки литературы».Что такое литература для современного общества? Литература для писателя – это способ передать свое личное мнение, поделиться своим уникальным опытом, рассказать о своих мечтах посредством событий в жизни персонажей. А для читателя – это возможность узнать новое, пережить то, что не позволяет пережить реальная жизнь, подумать и научиться чему-либо.
Отражение исчезнувших лет,
Облегчение житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга. Да здравствует книга!
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок,-
Это –книга. Да здравствует книга!
Представление жюри.
Приветствие команд.
Раунд 1: « Разминка»
Вопросы для 1 команды
1. Назовите самый популярный литературный журнал 2 половины 19 века.
Ответ: «Современник»
2. Как называется «небольшое прозаическое художественное произведение, посвящённое обычно отдельному событию в жизни человека, часто без детального изображения того, что с ним происходило до и после этого события»? Ответ: рассказ
3. Жанр произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети». Ответ: Роман
4. Кого из героев пьесы «Гроза» А.Н. Островского назвали «лучом света в темном царстве»? Ответ: Катерину
Вопросы для 2 команды
1. Назовите основателя журнала «Современник». Ответ: А.С.Пушкин
2. Назовите имя и отчество Обломова из одноименного романа И.А.Гончарова Ответ Илья Ильич.
3.Назовите имя и отчество великого русского поэта Лермонтова. Ответ Михаил Юрьевич.
4. Назовите литературный жанр, представляющий собой большое по объему стихотворное произведение, в котором развивается некий сюжет. Ответ:поэма
Раунд 2. «Угадай автора-классика»
1 команда.
1.Вырос в Тарханах, родовом имении бабушки Е. Арсеньевой. Бросив учёбу в Московском университете, получил образование в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Поэт, прозаик. Неоднократно бывал в ссылках. Погиб на Кавказе во время дуэли с Н.С.Мартыновым. Ответ: М.Ю.Лермонтов
2. Писатель из Симбирска. В поиске идей для творчества совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». Был секретарём в канцелярии губернатора, переводчиком, главным редактором газеты «Северная почта». Его герой был обладателем необъятного и удобного халата. Ответ: Иван Александрович Гончаров
2 команда.
1. Был учеником Нежинской гимназии. Человек разносторонне одарённый. Был талантлив как актёр. Особенно ему удавались комические роли. Драматург и прозаик. Был известен также под псевдонимом В.Алов. Авторское самолюбие часто приводило к тому, что «неудачное» произведение сжигалось, а автор отправлялся за границу. Ответ: Н.В.Гоголь.
2. Известный драматург. Учился на юридическом факультете Московского университета. Работал в литературном журнале «Москвитянин». Его называли «Колумбом Замоскворечья». Умер за письменным столом в костромском имении Щелыкове, работая над переводом пьесы У.Шекспира «Антоний и Клеопатра». Героиня его пьесы бросается с обрыва в Волгу. Ответ: А.Н.Островский.
Раунд 3. «Иллюстрированный конкурс».
По иллюстрации определить к какому произведению относится этот фрагмент.
1) Слайд 4 – Гончаров «Обломов»
2) Слайд 5- А.Н.Островский «Гроза»
3) Слайд 6 - И.С.Тургенев «Отцы и дети».
4) Слайд7- Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Раунд 4 «Конкурс для болельщиков»
Угадайте, о чём идет речь
1.Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
Станешь в десять раз умней. (Книга)
2.Что это за сказка, в которой три главных героя, три брата. Они одинакового роста и возраста. В борьбе с трудностями и невзгодами они приобретают опыт, закаляют свой характер, учатся преодолевать трудности сообща, каждое дело учатся выполнять качественно.
(«Три поросенка», английская сказка)
3.Этот предмет был с трудом найден для дочери отцом, но потребовал от нее жертвы. Вокруг этого предмета разгораются страсти, в результате которых одни остаются ни с чем, а другие обретают счастье.
(«Аленький цветочек», С.Аксаков)
4.Что это за предприимчивая немолодая женщина с больной ногой, передвигающаяся с помощью оригинального аппарата.
(Баба Яга)
5.Этот герой не послушался своих умудренных опытом престарелых родителей и поплатился за это своей жизнью.
(Колобок)
6.Эти герои вынуждены были уйти из дома, но создав музыкальный коллектив, сумели выжить в трудных условиях.
(Бременские музыканты)
Раунд 5 «Конкурс капитанов»
Вспомните и зачитайте отрывок из вашего любимого стихотворения.
Раунд 6 «Немного о любви»
Вопросы для 1 команды
1.Назовите имя, отчество и фамилию дамы сердца А.С.Пушкина
Ответ: Наталья Николаевна Гончарова
2.Назовите имя и фамилию дамы сердца Ильи Ильича Обломова из одноименного романа И.А.Гончарова Ответ: Ольга Ильинская
Вопросы для 2 команды
1.Назовите имя и фамилию дамы сердца Ивана Сергеевича Тургенева. Ответ : Полина Виардо
2.Назовите имя, отчество и фамилию дамы сердца Евгения Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Ответ: Анна Сергеевна Одинцова
Раунд 7 «Игра со зрителями»
Раунд 8 «Угадай произведение по подсказке»
Слайд 14 –А.С.Пушкин поэма «Медный всадник»
Слайд 15- Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Раунд 9 «Театральный»
Изобрази героя из произведения, так чтобы соперники догадались.
Команда 1- Обломов из романа Гончарова «Обломов»
Команда 2 – памятник Петру Первому из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»
Итоги игры.
Награждение команды победительницы и самого результативного игрока «Знатока литературы».
Назовите автора строк
1. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа неразделим и вечен…(А.С.Пушкин)
2. У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…(А.С.Пушкин)
3. Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на слона…(И.А.Крылов)
4. Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик…(А.Л.Барто)
5. Нынче Муха-Цокотуха именинница…(К.И.Чуковский)
Раунд 8 «Назови произведение по подсказке»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.