Интеллектуальная игра «Путешествие по Литературии»
для учащихся 7 класса
Составитель: Морозова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Барабановская средняя общеобразовательная школа» Кашира – 8, Московская область.
Адрес электронной почты: morozovani2013@yandex.ru
Цель: воспитывать любовь к книге, приобщать детей к чтению произведений русской классической литературы, расширять знания школьников о жизни и творчестве писателей и поэтов, развивать кругозор, познавательный интерес, развивать творческие способности детей, способствовать воспитанию толерантности.
Правила игры: в игре принимают участие две команды (команды учащихся 10 класса), все сидят за столами на стульях. Ведущий поочерёдно задаёт вопросы, в течение отведенного времени игроки отвечают на эти вопросы, игроки могут между собой переговариваться. Если команда не отвечает на поставленный вопрос, то ведущий сам произносит правильный ответ. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов.
Оформление: на доске нарисован маяк, на котором написано «Успех», висят высказывания мудрецов о чтении, о книгах. Эти высказывания оформлены в виде белоснежных чаек, которые летают возле маяка.
1. Книга – устройство, способное разжечь воображение. – Алан Беннетт;
2. Книга – это мечта, которую вы держите в руках. – Нил Гейман;
3. Приобретая привычку к чтению, вы строите для себя убежище практически от всех страданий жизни. – Сомерсет Моэм;
4. Книги – маяки, возведенные в великом море времени. – Е. П. Уиппл;
5. Книги – самые тихие и самые постоянные друзья, они самые доступные и мудрейшие советники, и самые терпеливые учителя. – Чарльз Уильям Элиот;
6. Комната без книг подобна телу без души. – Марк Туллий Цицерон;
7. Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. – С.Лупан;
8. Любовь к книгам – это любовь, которая не требует ни оправдания, извинения, ни обороны. – Ю. А. Лэнгфорд;
9. Прочитав отличную книгу, я словно обретаю замечательного друга. – Оливер Голдсмит;
10. Читать — это как думать, молиться, говорить с другом, выражать свои мысли, выслушивать идеи других, наслаждаться музыкой, видеть прекрасный пейзаж и прогуливаться по пляжу. – Роберто Боланьо
Ход игры
Ведущий 1.
- Добрый день, дорогие друзья!
- Мы рады видеть Вас на игре «Путешествие по Литературии»!
Ведущий 2.
Книга – учитель,
Книга – наставник,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
- Этими словами поэта Виктора Бокова мы хотим
начать нашу игру.
Ведущий 1.
- Ведь говорить сегодня мы будем о книгах, о литературных героях, о произведениях русской классической литературы.
Ведущий 2.
- Сегодня мы будем вспоминать строчки из стихотворений, из басен, будем говорить об авторах и их творениях…
Ведущий 1.
- Итак, усаживаемся поудобнее в наши корабли «Удача» и «Победа» и отправляемся в океан знаний, на берегу нам будет освещать дорогу прекрасный маяк под названием «Успех».
Ведущий 2.
- У нас 1 остановка «Сочинялки» - это домашнее задание. Каждой команде необходимо было придумать девиз к названию: первая команда «Удача», вторая команда «Победа». Участники громко, чётко, дружно произносят название и девиз своей команды. Каждая команда должна была приготовить свою эмблему на путешествие, рассказать о ней, передать жюри для оценивания. Максимальный балл – 10.
Жюри подводит итог 1 конкурса.
Ведущий 1.
- Итак, мы плывём по океану и видим впереди остров «Шифровальщик». Это 2 остановка. Команды получают задание, по которому должны составить шифр. За каждую правильно составленную шифровку команда получает по 1 баллу. Максимальное количество баллов 10.
Ведущий 2.
- Шифр должен состоять из пяти цифр: фамилия – имя, отчество – название – жанр – герои.
Фамилия |
Имя, отчество |
Название |
Жанр |
Герои |
1. Пушкин |
1. Иван Сергеевич |
1. «Кавказский пленник» |
1. Сказка |
1. Опричник, царь, купец, Алёна Дмитриевна |
2.Толстой |
2. Николай Васильевич |
2. «Дети подземелья» |
2. Повесть |
2. Царь, царица, царевна, богатыри, принц, Месяц, Ветер |
3.Короленко |
3. Ханс Кристиан |
3. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» |
3. Сказка |
3. Митраша, Настенька, собака Травка |
4.Лермонтов |
4. Владимир Карлович |
4. «Муму» |
4. Повесть |
4. Остап, Андрий, Тарас
|
5.Гоголь |
5. Михаил Михайлович |
5. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
5. Рассказ |
5.Вася, Валёк, Соня, Маруся, пан Тыбурцый, пан судья |
6.Тургенев |
6. Шарль |
6. «Чучело» |
6. Рассказ |
6. Девочка, Ласточка, Крот, Крыса, Жаба |
7. Андерсен |
7. Михаил Юрьевич |
7. «Красная шапочка» |
7. Повесть |
7. Лена Бессольцева, Дима Сомов, Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник)
|
8. Перро |
8. Владимир Галактионович |
8. «Дюймовочка» |
8. Сказка |
8. Бабушка, внучка, волк, охотники
|
9.Железников |
9. Лев Николаевич |
9. «Кладовая солнца» |
9. Поэма |
9. Собачка, Герасим, барыня |
10. Пришвин |
10. Александр Сергеевич |
10. «Тарас Бульба» |
10. Повесть |
10.Татары, Дина, офицеры, Жилин, Костылин |
Ответы:
1-10-5-8(1,3)-2;
2-9-1-5(6)-10;
3-8-2-10 (4,7,2)-5;
4-7-3-9-1;
5-2-10-2 (4,10,7)-4;
6-1-4-6(5)-9;
7-3-8-1(8,3)-6;
8-6-7-3(1,8)-8;
9-4-6-4(2,7,10)-7;
10-5-9-7(10,2,4)-3.
Жюри подводит итог 2 конкурса.
Ведущий 1.
- А наше путешествие по океану знаний продолжается. Перед нами остров «Сказочный». Здесь Вы будете вспоминать сказки и подбирать персонажей к ним. На этот остров мы высаживаем только капитанов. Задание необходимо выполнить не только верно, но и быстро, иначе капитана захватит в плен Чудо – Юдо Поганое.
Ведущий 2.
- Вам даётся два конверта. В первом лежат названия сказок, а во втором лежат портреты героев, иллюстрации к сказкам. К каждому названию сказки должны быть подобраны два портрета или две иллюстрации. Итак, начинаем.
1 конверт - Сказки:
«Снежная Королева»
«Дюймовочка»
«Морозко»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке»
«Золушка»
«Гуси-лебеди»
«Аленький цветочек»
«Конёк - Горбунок»
«Новое платье короля»
2 конверт – Иллюстрации (разрезные карточки):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жюри подводит итог 3 конкурса – конкурса капитанов.
Ведущий 1.
- Капитаны быстро поработали, поэтому смогли вовремя вернуться на корабли. Но что мы видим: ветер дует очень сильно, волны поднимаются высоко, начинается шторм.
Ведущий 2.
- Чтобы всё утихло в океане, мы остановимся на острове «Потеряшек». Здесь живут литературные герои. Они не могут вернуться в произведение, так как забыли, кто они и из какого произведения.
Ведущий 1.
- Ваша задача: по приметам вспомнить имя героя и название произведения. За каждый правильный ответ 1 балл.
Ведущий 2.
- Начинаем.
1. Деревня, крепостной, барыня, город, дворник, большая кровать, собака, вода (Герасим, «Муму»);
2. Бедность, брат, друг, кукла, камень, болезнь, худоба, смерть (Маруся, «Дети подземелья»);
3. Отец, дед, бабушка, наказание, пряник, азбука, пожар, конь, смелость (Алёша, «Детство»);
4. Учёба, смерть отца, пожар, разбойник, медведь, учитель, беседка, любовь (Владимир Дубровский, «Дубровский»);
5. Сыновья, товарищи, Сечь, предательство, плен, смерть, огонь (Тарас Бульба, «Тарас Бульба»);
6. Дворец, учитель, травка, капризная девочка, зима, требования, цветы (Королева, «12 месяцев»);
7. Служба, Кавказ, письмо, мама, плен, куклы, часы, побег, дружба, девочка, лепёшки, яма (Жилин, «Кавказский пленник»);
8. Работа, сажа, тыква, крысы, бал, туфелька (Золушка, «Золушка»);
9. Остров, прислуга, газета, хлеб, рыба, мужик, рюмка водки (генералы, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»);
10. Дом, хозяйство, деревянная посуда, болото, ягода, клюква, пень, змея, собака (Митраша и Настенька, «Кладовая солнца»);
11.Богатство, дочь, псарня, прислуга, имение друга, суд, медведь, развлечения (Кирилла Троекуров, «Дубровский»);
12. Розы, дружба, осколок, разбойница, олень, ворон, ворона, спасение, чувства (Герда, «Снежная королева»);
13. Дворец, отец, мачеха, зеркало, яблоко, смерть, богатыри, Солнце, Месяц, Ветер, гроб, принц (Царевна, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»);
14. Остров, дом, календарь, жизнь, плот, смелость, Пятница (Робинзон Крузо, «Робинзон Крузо»).
Жюри подводит итог 4 конкурса.
Ведущий 1.
- Пока мы освобождали героев, океан успокоился, поэтому можно продолжить путешествие.
Ведущий 2.
- И вот перед нами остров «Узнаваек». Все мы смотрим фильмы и мультипликационные фильмы, но редко узнаём актёров и актрис, которые играют тех или иных персонажей. Сейчас давайте предположим, какую роль смог бы сыграть данный актёр. Чтобы было полегче, даю подсказку: указываю названия произведений. За каждое правильное совпадение по 5 баллов.
1. |
«Приключения Буратино»
Актёр: Владимир Басов
Роль: _____________________ |
2. |
Сказки
Актёр: Георгий Милляр
Роль: _____________________ |
3. |
«Морозко»
Актриса: Наталья Седых.
Роль: _____________________
|
4. |
«Приключения Буратино»
Актёр: Владимир Этуш
Роль: _____________________ |
5. |
«Золушка»
Актриса: Янина Жеймо
Роль: _____________________
|
6. |
«Приключения Буратино»
Актриса: Татьяна Проценко
Роль: _____________________
|
7. |
«Морозко»
Актриса: Инна Чурикова
Роль: _____________________
|
8. |
«Золушка»
Актриса: Фаина Раневская
Роль: _____________________
|
9. |
«Снежная Королева»
Актриса: Елена Проклова
Роль: _____________________
|
10. |
«Приключения Буратино»
Актёр: Дмитрий Иосифов
Роль: ____________________
|
Ответы:
1. Дуремар
2. Баба Яга
3. Настенька
4. Карабас - Барабас
5. Золушка
6. Мальвина
7. Марфушенька
8. Мачеха
9. Герда
10. Буратино
Жюри подводит итог 5 конкурса.
Ведущий 1.
- А мы с Вами плывём дальше.
Ведущий 2.
- Посмотри в подзорную трубу… Я вижу наш маяк под названием «Успех». А значит мы успешно завершаем наше путешествие по стране Литературия.
Ведущий 1.
- А чтобы мы веселее плыли на нашем корабле, то немного хором поработаем. Завершающий конкурс. Я начинаю известную Вам строчку, а Вы должны командой её подхватить и продолжить. За каждый правильный ответ жюри ставит 1 балл.
Ведущий 2.
- Итак, начинаем.
ü Унылая пора! Очей очарованье!.....
(Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…)
ü Ветер на море гуляет…
(И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…)
ü Мороз и солнце; день чудесный!..
(Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!)
ü По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
(Известно, что Слоны в диковинку у нас -
Так за Слоном толпы зевак ходили.)
ü — Скажи-ка, дядя, ведь не даром
(Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!)
ü Однажды, в студеную зимнюю пору,
(Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.)
ü Славная осень! Здоровый, ядреный…
(Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит…)
ü Зима недаром злится,
(Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора...)
ü
Я пришел к тебе с приветом,
(Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…)
ü Мартышка к старости слаба глазами стала;
(А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.)
Жюри подводит итог 6 конкурса и всего путешествия. Команды награждаются поощрительными призами.
Ведущий 1.
- Дорогие наши путешественники. Сегодня мы побывали в стране Литературия, на протяжении всего пути вам сопутствовала Удача, и вы одержали Победу во всех конкурсах, именно Успех освещал вам дорогу в мудрой стране.
Ведущий 2.
- Литературия обладает неоценимым качеством: она заражает нас высокой духовностью, очищает душу, заставляет задуматься над жизнью.
Ведущий 1.
Великие писатели, поэты учат нас различать добро и зло, прекрасное и безобразное, искреннее и фальшивое. Мы призываем вас, ребята, читайте книги!
И вы станете интересными людьми, будете лучше разбираться в жизни.
Ведущий 2.
А мы не прощаемся с вами. Мы говорим вам: «До новых встреч в интересной, захватывающей, всеми любимой стране Литературия».
Используемая литература:
1. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/10/11/vneklassnoe-meropriyatie-po-stranitsam-literaturnyh ;
2. https://blog.kniga.biz.ua/55-tsitatyi-o-knigah-i-chtenii/;
3. Иллюстрации и фото из Интернета.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.