Интеллектуально-познавательная игра
«Это мы не проходили...»
Класс разбивается на команды по 5 человек. Выбирается капитан команды. Ему вручается контрольная карточка участников команды. В нее заносят фамилии участников команды, которой присваивается либо название, либо номер.
№ п/п
|
Фамилия, имя
|
Количество баллов за ответ
|
Итог
|
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
Итого:
Поощрение:
Штрафы:
«Покупка» информации:
С каждой командой работает консультант, который выбирается из числа учителей и т.п. Их заранее инструктируют, как оценивать, определять штрафы, оценки за хорошие ответы, за некорректное повеление и т.п.
За полный ответ на сложный вопрос (красная карточка) — 20 баллов, за неполный — 10 баллов, за блестящие ответы можно добавить от 5 до 10 баллов. Если игрок не знает ответа, то он ничего не получает. Капитан предлагает ответить кому-то из команды. Если никто из команды ответить не может, то команда может «купить» информацию. Это может быть ответ консультанта, обращение к литературе, к помощи болельщиков. Это стоит 10 баллов — за простой вопрос и 20 баллов — за сложный. Эти очки потом вычитаются из общей суммы.
Каждая команда получает игровое поле. Это круг, диаметром 40 см, разбитый на 20 секторов (10 белого цвета и 10 красного). Каждый сектор имеет номер, соответствующий номеру карточки вопросов. Конверты с вопросами находятся у консультантов. Игра начинается во всех командах одновременно. Игрок крутит волчок и отвечает на вопросы, в секторе, на который указала стрелка. По правилам игры игрок читает вслух вопрос и пытается на него ответить, затем очередь переходит к другому игроку и т.д. Каждый игрок должен ответить на 4 вопроса.
Игра позволит при решении познавательных задач добиться формирования у школьников таких качеств, как ответственность, коллективизм, справедливость, честность. Команда в процессе игры беспокоится и желает занять 1-е место, однако она не торопит товарища, понимая, что ему нужно время, чтобы подумать, собраться с мыслями. Ведь в игре подводятся итоги работы и каждого игрока, и команды в целом. Кроме того, в игре ребята получают богатые возможности взаимодействия друг с другом, учатся правилам общения, установлению оптимального режима, коллективной деятельности, приобретают опыт поиска коллективного решения.
Подготовка игры
1. Вопросы (сложные и простые) выписаны на красную и | белую карточки.
Сложные — на красной, простые - на белой.
Для каждой команды по 20 вопросов.
Количество комплектов соответствует числу команд. Вопросы вкладываются в конверт и вручаются консультантом игры, которые раскладывают их на игровом поле.
Сектор должен соответствовать вопросу. Например: красный сектор - конверт со сложными вопросами (вопрос написан на красной карточке) и т.д.
2. Игровое поле. Диаметр - 40 см.
Количество игровых полей соответствует количеству команд.
3. Волчок. Число волчков соответствует числу команд.
4. Контрольная карточка. Вручается каждому игроку. При подведении итогов необходимо отметить учащихся, набравших наибольшее количество баллов.
5. Сводная таблица для подведения итогов игры
№ п/п команды
|
Поощрения за скорость
|
Штрафные санкции за нарушение правил игры
|
«Покупка» информации
|
Количество баллов за вычетом штрафных очков |
Призовое место
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
7. Призы командам.
8. Карточки для обозначения ролей.
«Руководитель игры» — 1 штука.
«Капитан» — по числу команд.
«Консультант» - по числу команд.
Перед началом игры — вступительное слово воспитателя.
Воспитатель. Сегодня мы проводим классный час в форме интеллектуально-познавательной игры. (Знакомит с условиями игры.) Вопросы, которые вам достанутся и на которые вы попытаетесь правильно ответить, касаются различных областей знаний, очень разнообразны по степени серьезности. Встретятся и вопросы, требующие от вас смекалки и находчивости.
Примерный перечень вопросов
Легкие вопросы, оцениваемые в 10 баллов
1. Как называется система питания исключительно растительной, либо молочно-растительной пищей? (Вегетарианство.)
2. Какой туристический маршрут проходит через семь красивейших городов России? («Золотое кольцо России».)
3. Какой поэт восклицал: «Да здравствует мыло душистое! И полотенце пушистое...»? (Корней Чуковский.)
4. Без какого «зверька» невозможно вести диалог с компьютером? (Мышь.)
5. Как называется подвесное ложе? (Гамак.)
6. Назовите римского бога войны? (Марс.)
7. В каком русском городе когда-то было около тридцати самоварных фабрик? (Тула.)
8. Как называют исполнителя, мастерски владеющего техникой в каком-либо виде искусства? (Виртуозом.)
9. Как называют поединок между двумя лицами по вызову одного из них? (Дуэль.)
10. В чьи уста Грибоедов вложил знаменитую фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»? (Чацкого.)
11. Как называется спортивная игра с мячом и битой? (Бейсбол.)
12. Где похоронен Л.Н. Толстой? (В Ясной Поляне.)
13. Столицей, какого государства является г. Осло? (Норвегии.)
14. Родиной, какого древнегреческого героя был остров Итака? (Одиссея.)
15. Как называют кочевых арабов-скотоводов, живущих в пустынях Азии и Северной Африки? (Бедуины.)
16. Какой строительный материал нередко используют медики, особенно в гололед? (Гипс.)
17. Это слово означает некую постройку и у русских, и у татар, но в России — маленькую и неказистую, а у татар — дворец? (Сарай.)
18. Народный штурм, какой крепости послужил началом Великой французской революции? (Бастилии.)
19. Что является предметом изучения науки спемалогии? (Пещеры.)
20. Какое слово в переводе с японского означает «большая волна в гавани»? (Цунами.)
Сложные вопросы, оцениваемые в 20 баллов
1. Какое слово одновременно означает денежную единицу Венесуэлы и широкополую шляпу, модную в 20-х годах XIX века? (Боливар.)
2. Какой эпиграф взял Н.В.Гоголь для комедии «Ревизор»? (На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)
3. Когда-то основная часть населения России жила в деревнях. Да и сейчас нет такого человека, который там хоть раз ни бывал. А как возникло само слово «деревня»? Каково происхождение этого слова? (От слов «деру», «драть», перед строительством нового поселения землю расчищали от деревьев, выдирали их.)
4. Что означает понятие «выжженная земля»? (Разрушение \при отступлении всего, что может пригодиться врагу.)
5. Почему жареное вкуснее вареного? (Это происходит оттого, что температура при жарений выше, чем при варке. Жир кипит при температуре 200 градусов, а вода при 100 градусах. Более сильное нагревание пищи вызывает в органических веществах изменения, улучшая их вкус.)
6. Отчего снег под ногами скрипит? (Скрип вызван трением и разрушением маленьких кристалликов. Звук от разрушения одного кристаллика не слышен, но когда разрушается много кристалликов, то они начинают скрипеть.)
7. Какое это химическое вещество: рождена водой, воспитана солнцем, увидит свою мать — умирает? (Соль.)
8. Химический элемент, не имеющий постоянной «прописки» в Периодической системе Менделеева. (Водород.)
9. Давно замечено, что дети и животные во время болезни перестают есть. Разумно ли это? (Да. Питаясь во время болезни, организм должен делать сразу два дела — бороться с болезнью и переваривать пищу. Организм животных и детей обычно отдает все силы иммунной системе, отключая желудок.)
10. Знаете ли вы, что у ребенка 270 костей, у взрослого человека их 206. Куда делись 64 косточки? Как вы объясните этот удивительный факт? (С годами некоторые косточки срастаются в одну.)
11. В правое легкое человека вмещается больше воздуха, чем в левое? Как вы думаете, почему? (Правое легкое немного короче и шире левого. Левое легкое вытянулось потому, что часть пространства «уступило» сердцу?)
12. Поэт и актер, ставший своеобразным символом эпохи, ее совестью. «Спасите наши души, мы бредим от удушья»? (Владимир Высоцкий.)
13. С чего начинается любое застолье? (С мытья рук.)
14. Сформулируйте закон бутерброда. (Падает маслом вниз.)
15. Как в России принято называть анимацию? (Мультипликация.)
16. В какой стране возник театр Кабуки? (В Японии.)
17. Мы живем на дне воздушного океана. Среднее атмосферное давление на уровне моря 760 миллиметров ртутного столба. А почему же это давление нас не раздавливает? (Собственное давление организма уравновешивает наружное давление.)
18. После 40 лет человек начинает «расти вниз». Рост человека на один сантиметр меньше каждые десять лет. Вот такое будущее ждет нас всех. В чем, на ваш взгляд, причина этого? (Высыхание хрящей в суставах и позвоночнике делает человека ниже.)
19. Почему облака не падают? (Фактически облака падают, но их медленное падение остается незамеченным или скрадывается восходящими воздушными потоками.)
20. Какая страна сто лет назад опережала по темпам экономического развития Японию, США и любую другую страну мира? (Россия.)
При подведении итогов игры, постарайтесь помимо количественных оценок дать и качественный анализ игры.
В конце игры можно предложить ребятам подумать в течение 5 минут и оценить свою работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.