ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Мы уже говорили ранее, что в своём сущностном аспекте, педагогическая деятельность предполагает актуализацию творческих возможностей обучающихся, через включение их в разнообразные виды деятельности. Для детей младшего школьного возраста, таким видом деятельности выступает игра.
С.А. Шмаков, в своих работах классифицирует игры следующим способом:
· активно-двигательные игры с психологическим компонентом (сюда могут включаться разнообразные эстафеты, спортивные игры, варианты игротерапии и т.д.);
· интеллектуально-творческие игры;
· социальные игры (деловые игры, сюжетно-ролевые и т.д.).
Интеллектуально-творческие игры, можно рассматривать как некоторый комплекс специально разработанных педагогических ситуаций, которые гармонично сочетают в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты.
Рассматривая интеллектуальный компонент таких игр, следует дать некоторые важные уточнения:
· интеллектуальная игра представляет собой комплекс некоторых заданий, решение которых, предполагает активное включение интеллектуальной деятельности для достижения наиболее оптимального результата. Такие игры требуют от обучающихся применения навыков продуктивного мышления;
· интеллектуальная игра может объединять в себе как игровую, так и учебную деятельность. Способствуя развитию творческого мышления обучающихся, интеллектуальные игры актуализируют способность обучающихся к теоретическому мышлению (так как в процессе таких игр, возникает необходимость формулировки ключевых понятий и опорных определений, актуализации таких мыслительных процессов как анализ, синтез, классификация и т.д.).
Диапазон интеллектуально-творческих игры отличается достаточной широтой и многогранностью, объединяющим в них началом выступает творческое. В игровом процессе, обучающиеся для решения поставленных задач активизируют свою познавательно-творческую активность, находят новый путь решения, создают новые продукты деятельности, развивают общую и произвольную наблюдательность, учатся управлять своими психическими процессами на произвольном уровне, сопоставляют и анализируют полученные данные, учатся определять причинно-следственные связи, правильно анализировать ситуацию собственной деятельности.
В процессе интеллектуально-творческих игр, происходит обучение детей младшего школьного возраста следующим ключевым навыкам:
· принимать решения в ситуациях напряженности;
· дифференцировать задачи, поставленные как индивидуально так и перед коллективом;
· ускорение реакции играющих;
· навык синтезирования информации и получение новых знаний за счет взаимодействия между участниками.
Заметим, что в процессе такой деятельности, обучающиеся ищут проблемное поле и различные варианты решений, а сама непредсказуемость такого вида игр, вносит коррективы не только в интеллектуальные процессы, но и в уровень социально-психологического взаимодействия между участниками.
Таким образом, сущностная составляющая любой интеллектуальной игры заключается в способности обучающихся достигнуть успеха за счет применения своих мыслительных способностей, а творческий компонент, позволяет найти новые подходы и открывает неординарное видение ситуации.
Интеллектуальная игра предполагает полное включение мыслительных способностей обучающихся, их памяти, а интеллектуальная деятельность в первую очередь направлена на понимание и опознание предъявленного материала. Если в такие игры, включается элемент некоторой задачи, которая требует включения в деятельность психической и физической активности, на фоне ограниченного времени и при широком диапазоне верных решений, то активизируется творческий компонент, способствующий более вариативному достижению конечного результата.
Применительно к тематике нашей выпускной квалификационной работы, отметим, что использование интеллектуально-творческих игр, позволяет за счет взаимодействия обучающихся друг с другом в форме новой деятельности, активизировать процессы социальной адаптации и социальной интеграции, тем самым позволяя обучающимся сохранять свою индивидуальность, и проявлять интеллектуально-творческие способности.
В качестве основных критериев, мы определили, что интеллектуально-творческие игры, это набор практических заданий, который позволяет у обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, через актуализацию интеллектуально-творческой и двигательной активности, снижать уровень социальной напряженности, и развивать навыки:
· социально-психологического взаимодействия;
· умения работать в команде;
· решать задачи в ситуации ограниченного времени;
· актуализировать творческое мышление;
· снимать имеющееся социальное и психоэмоциональное напряжение;
· раскрывать возможности обучающихся.
Таким образом, интеллектуально-творческая игра – это психолого-педагогический механизм активизации направленной интеллектуально-творческой деятельности, с компонентами физической активности, которая способствует не только развитию мыслительных возможностей обучающихся, но и может выступать в качестве инструмента реализации направленной социальной адаптации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.