Интеллектуальное развитие, как фактор успешности обучения младших школьников.
Оценка 4.8

Интеллектуальное развитие, как фактор успешности обучения младших школьников.

Оценка 4.8
doc
02.11.2020
Интеллектуальное развитие, как фактор успешности обучения младших школьников.
Интеллектуальное развитие младших школьников.doc

Интеллектуальное развитие,
как фактор успешности обучения младших школьников

 

         Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой новые задачи и находить пути  их решения.

Каждый раз, заходя в класс, стараюсь увидеть в ребенке личность, согреть его душу, создать атмосферу взаимного доверия и радости. Внимательно наблюдая за учащимися, вижу, что в класс приходят дети, разные по уровню  интеллектуального развития, с устойчивым и неустойчивым вниманием.

 

Передо мной встала проблема

как сделать процесс обучения более интересным, более познавательным и творческим, как развить у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске ?

 

Каковы же причины – недостаточно развиты интеллектуальные способности учащихся, понижение качества знаний.

 

Цель работы – обучение учащихся младших классов на основе поисковой, исследовательской деятельности, проблемно – диалогической технологии.

 

Концептуальная основа.

      Переход от информационно-объяснительного метода к деятельностному.

      Замена монологических методов предъявления учебной информации проблемно- диалогическими формами общения педагога с учениками и учащимися между собой.

      Повышение уровня самообучения и взаимообучения в учебной  деятельности.

      Использование в образовательном процессе различных игр, тестов, заданий повышенной сложности.

      Применение информационно-коммуникативных технологий.

 

Так как я учитель начальных классов, то мне приходится вести  разные предметы. Подробнее хочу рассказать о развитии интеллектуальных способностей на уроках математики, русского языка,  окружающего мира и во внеклассной работе.

 

На уроках математики включение учащихся в деятельность — основной вид освоения знаний в деятельностном подходе  образовательной системы «Школа 21 века», основанной на проблемно – диалогической технологии.

 

1. Начинаю свою работу с этапа постановки учебной задачи — это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включаю вопрос, создающий  проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.

 

Мама купила 20 леденцов и 6 шоколадок. Как ей разделить сладости поровну между двумя детьми?

Какие будут предложения?

(20+6):2=26:2

 Разделите. Вы справились с заданием? Проблема.

 

2. Следующий этап работы над понятием — решение проблемы, ко­торое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуж­дения на основе предметных действий с материальными объектами. Я организую подводящий или побуждающий диалог. В завершение подвожу итог, знакомя с общепринятой терминологией.

Почему не получается?

Как же тогда нам быть?

(Гипотезы учащихся)

Хорошо, давайте делить.

Разделили, но мы потратили много времени.

Неудобный способ.

Значит, эту задачу надо решать другим способом. Но каким?

Давайте попробуем.

     (20+6):2=20:2 + 6:2=10+3=13(к.)

Ну что получилось?

В таблице деления на 2, нет числа 26.

Раздать конфеты по одной каждому ребёнку.

 

 

 

 

Сначала разделить леденцы на 2, а потом шоколадки на 2 и полученные результаты сложить.

 

Да.

3. Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание в громкой речи установ­ленных алгоритмов действия.

 

4. Задача четвертого этапа — самоконтроль и самооценка. Самокон­троль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.

В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алго­ритм действия “про себя”, как бы ведя диалог с предполагаемым оппо­нентом. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается).

Опытом работы по использованию проблемно-диалогической технологии

в учебном процессе я делилась с педагогами нашего города на ГМО.

 

На уроках русского языка я решила формировать  навыки интеллектуального развития младших школьников через лексические учебно – языковые умения.

Почему, спросите вы?

Во-первых: проблема систематизации лексических знаний по русскому языку в начальной школе является актуальной, а лексические понятия представляются учащимся набором изолированных друг от друга фактов, разрозненных сведений.

Во-вторых: у младших школьников в недостаточной степени формируются лексические учебно – языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством родного языка.

В-третьих: в любые олимпиадные, конкурсные,  интеллектуальные работы включены задания на систематизацию лексических знаний.

Из опыта работы я поняла: чтобы вырастить интеллектуально грамотного и культурного человека, необходимо расширять его словарный запас, развивать речь.

Поэтому, начиная с 1 класса, стала на уроках использовать анаграммы.

Сначала на уроках я вводила анаграммы состоящие из трёх букв.

Например:

сон - …(нос)

сев - …(вес)

Во 2 классе  анаграммы из четырёх букв.

клоп - ….(полк)
        кума - ….(мука)
В 3 классе из пяти, а в 4 классе из 6 букв.

После этого я начала вводить небольшие тексты. Правда, для этой работы на уроке времени не хватало, поэтому проводила её на кружке «Умники и умницы», руководителем которого являюсь уже четыре года.

митЗашу стлива лёзеная.

ыМ вёмжи в вомно медо. омД сивыйкра, он низеле апок тен. льЖицы листа жасать ревьяде и стыку.

Так же в своей работе использую анаграммы в стихах.

Я застываю на сосне,
Бываю и на ели.
Смените буквы так во мне,
Чтоб вы меня с картошкой съели.

смола-масло
         Мои ребята сталкиваются с проблемой составления точных, выразительных и образных высказываний.  Чаще всего это происходит при написании сочинений, описании и сравнении заданных объектов. Бедность словарного запаса ребенка вызывает у него затруднения.  Поэтому я поставила перед собой ещё одну задачу: обогащать словарный запас учащихся при подборе синонимов и антонимов. Эти темы лишь обзорно изучаются в начальной школе, но для развития детской речи, по моему мнению,  они просто необходимы.

        Я составила электронные задания для трёх  вариантов по работе с синонимами, по темам («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Текст», «Словосочетание»), которые достаточно плодотворно использую на уроках в разных классах.

     Работа с синонимами в начальной школе, несомненно, продуктивна, так как при планомерном проведении обеспечивает практическую и теоретическую базу для усвоения курса русского языка в средней школе.

     Аналогичную работу я провожу с антонимами.

Для мотивации на уроках использую загадки, пословицы по данной теме.

Я антоним к слову "зной",

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня …?   (прохлада)

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Но работы над синонимами и антонимами для обогащения словарного запаса младшего школьника недостаточно. Современные дети стали меньше читать книг, так как больше времени проводят за компьютером и телевизором. Многие из них не знают пословиц и поговорок, а ведь это народное творчество Я считаю, что  не знать основы фольклора просто стыдно.  Для того, чтобы мои учащиеся уместно  употребляли пословицы и поговорки в своей речи, я сделала подборку по разным темам урока и активно их использую .

 Например, на уроке русского языка при изучении темы «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»  знакомлю детей со следующими пословицами и поговорками:

1.     Делу время – потехе час.

2.     Грибы ищут – по лесу рыщут;

 

Подборка пословиц насчитывает около 60 экземпляров. Таким образом, мои ученики на момент поступления в среднюю школу частично готовы к изучению темы «Фольклор».

Для оценки эффективности своей работы использую мониторинг.

На основании мониторинга видно, что постепенно, с каждым годом ребят с низким уровнем становится меньше, а процент учащихся среднего и высокого уровня стабильно повышается.

Я считаю, что данного результата добилась благодаря систематизации лексических знаний по русскому языку, а не набором изолированных друг от друга фактов, разрозненных сведений. Мои ученики свободно в речи употребляют синонимы и антонимы, знают много пословиц и поговорок.

Данный опыт работы я представляла на окружной научно- практической конференции «Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы» в мае 2009 года, выступала с докладом  «Пословицы и поговорки как средство формирования языковой культуры учащихся».

 

На уроках окружающего мира я чаще всего использую метод исследования, т.к. данный метод очень подходит для уроков естественнонаучного цикла. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Организуя учебно- исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Учебно-исследовательская деятельность – это средство повышения учебной мотивации,  средство творческого, интеллектуального развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.

Я считаю, что работа в данном направлении так же повышает интеллектуальное развитие младших школьников, а значит, и повышает качество знаний.

 

 

 

 


Интеллектуальное развитие, как фактор успешности обучения младших школьников

Интеллектуальное развитие, как фактор успешности обучения младших школьников

Мама купила 20 леденцов и 6 шоколадок

Мама купила 20 леденцов и 6 шоколадок

Во-вторых: у младших школьников в недостаточной степени формируются лексические учебно – языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством родного языка

Во-вторых: у младших школьников в недостаточной степени формируются лексические учебно – языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством родного языка

Для мотивации на уроках использую загадки, пословицы по данной теме

Для мотивации на уроках использую загадки, пословицы по данной теме

Учебно-исследовательская деятельность – это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, интеллектуального развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика

Учебно-исследовательская деятельность – это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, интеллектуального развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2020