Интерактивная доска на уроках биологии и географии
Оценка 4.6

Интерактивная доска на уроках биологии и географии

Оценка 4.6
doc
06.11.2021
Интерактивная доска на уроках биологии и географии
ИД.doc

Мастер-класс: Использование интерактивной доски.

Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс. Наглядность и интерактивность, то есть возможность активно работать с компьютером прямо на доске – вот основное преимущество интерактивной доски!

В работе с доской у детей задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная. В процессе работы с интерактивной доской я использую следующие виды заданий: компьютерные наблюдения, экспериментальные исследования,  задания с последующей компьютерной проверкой, лабораторные работы,  дидактические игры.

Интерактивную доску я использую на всех этапах урока. Например, при проверке домашнего задания, задание сканируется из тетради. Затем записи выводятся на интерактивную доску, потом сравнивается выполнение задания. Задания можно показывать на доске последовательно. При закреплении материала, задание выводится на доску с помощью проектора, либо выполняется на доске, далее надо прокомментировать и сверить с заранее заготовленным слайдом. Задавая на дом задание, на доску проецируются  иллюстрации к вопросу и комментируются. И конечно при изучении нового материала.

Специальные функции и преимущества доски состоят в том, что не надо стирать с доски, можно взять новую страницу, а написанное задание можно сохранить, и вернуться к предыдущему материалу. Если у вас есть интерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач. Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.

ИД позволяет: рационально использовать урочное время; изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью; развивать позитивную мотивацию учеников к изучению предмета.

Я постараюсь кратко и доступно  познакомить вас с принципами работы с интерактивной доской при подготовке к уроку.

При подготовке к уроку используется программа Notebook. Урок может состоять из нескольких страниц. На странице Notebook находится панель инструментов, с помощью которых вы будете создавать страницу. На страницу можно проектировать готовое изображение и использовать различные линии для пометок. При подготовке к урокам можно использовать материалы коллекции, которые располагаются справа на панели Notebook. Для этого нужно открыть коллекцию, затем в верхнем окне открыть галерею изображений и выбрать нужный вам раздел. Например, «Биология». Откроется страница, из содержания которой вы можете взять объект для дальнейшей работы. Далее необходимо «перетащить» объект на рабочее поле. Если объект необходимо редактировать, то его выделяют, щёлкнув на нём курсором так, что бы он был заключён в рабочую рамку. Его можно переместить по рабочему полю, «ухватив» его курсором. В верхней центральной части рамки круг зелёного цвета позволяет повернуть объект, а в нижней части – окружность, наведением курсора на которую, вы можете «растянуть» изображение.

Разберём подробно функции каждой строки панели управления объектом:

- клонировать – объект добавляется каждый раз после щелчка на рабочем поле;

- вырезать – объект удаляется;

- копировать – используется для дальнейшей вставки,

- вставить – то же, что и клонировать;

- удалить – то же, что и вырезать;

- закрепление – это действие необходимо при подготовке урока, если вы используете не один объект на данном рабочем поле. После данного действия объект не будет перемещаться по рабочему полю при случайном попадании курсора в действие поля рамки;

- повернуть - действие аналогично действию зеленого круга в верхней части рамки;

- порядок – используется, если на данной  рабочей странице несколько объектов;

- ссылка – используется для того, что бы с данной страницы можно было перейти на любой сайт в Интернете.

- свойства –  позволяют менять прозрачность объекта и его цвет.

 

Рассмотрим ещё некоторые инструменты на панели инструментов страницы Notebook.

«Фигуры. Цвет контура и заливки». Используя эти инструменты можно получить фигуры различного размера, цвета и контура. Сначала нужно выбрать фигуру, а затем её цвет и контур и только после этого щёлкнуть курсором на поле страницы, не отпуская курсор «растянуть» фигуру до нужного вам размера.

«Текст» - что бы добавить текст на страницу Notebook, нужно открыть данное окно на панели инструментов. В появившееся поле добавить текст, выбрав нужный вами тип шрифта.

Объект в данном случае закреплён, а текст нет, поэтому с ним можно работать, переместив текст.

«Показать/скрыть затемнение экрана» используя этот инструмент можно скрыть часть экрана.

 «Панель инструментов захвата экрана» можно комбинировать инструменты на панели.

Можно увеличить рабочую площадь страницы для этого кликнуть «Растянуть страницу» в нижней части страницы. В конце работы нужно закрыть «коллекцию» и открыть «сортировщик страниц».

Есть два варианта использования интерактивной доски: применение готовых материалов (CD, презентаций учителя, ресурсов из Интернета), которые будут запускаться в определенный момент на уроке и создание урока «с нуля», с применением программного обеспечения доски.

Шаг первый: структурирование урока.

Шаг второй: подбор иллюстраций. Отбираем интерактивные рисунки, анимации, видео, схемы, а также лично созданные слайды в Power Point.

Шаг третий: подготовка материалов. Из выбранных иллюстраций создаем страницы будущего урока. Запускаем программное обеспечение интерактивной доски, и в режиме сортировщика страниц вставляем материалы. С помощью средств SMART в страницы добавляем заголовки, тексты, а также гиперссылки для удобной навигации по слайдам. Фоновые рисунки, звуки для страниц берем в коллекции доски. Страницы размещаем как эскизы, всегда можно вернуться к предыдущему этапу и повторить ключевые моменты занятия. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков.

Шаг четвертый: проведение урока. При введении новых знаний с помощью интерактивной доски демонстрируются иллюстрации, динамические схемы, поясняющие рассказ учителя. Интерактивные рисунки, элементы которых могут быть созданы в PowerPoint и перенесены в «Notebook», позволяют активно включать ребят в процесс объяснения материала. Drag & drop позволяет легко закрепить знания учеников при составлении схем. Таким образом, появляется возможность структуризации знаний, многократного повторения материала в разных формах. Интерактивные иллюстрации позволяют ученикам наглядно представить себе динамику и логику объяснения темы. Следовательно, включается непроизвольное и произвольное внимание обучаемых за счет красочности, анимационных и звуковых эффектов, легко запоминаются основные термины, понятия, символы, выделенные цветом, шрифтом. Для закрепления знаний ученикам предлагаются интерактивные задания: «Собери нуклеотид», «По принципу комплементарности построй цепочку ДНК», «Построй и-РНК и проверь ответ». Для обобщения сведений применяется заготовленная интерактивная таблица-схема, с помощью которой дети могут сопоставить объекты. Разнообразие цветов позволяет выделять важные области и привлекать внимание. Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать. На интерактивной доске можно организовать лабораторную работу при отсутствии натуральных объектов. Аудио- и видео- вложения значительно усиливают подачу материала. Drag & drop помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать рисунки, схемы и многое другое. Drag & drop позволяет легко проверить знания учащихся при составлении схем, сопоставлении объектов. Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить.

Шаг пятый и последний: зачем все это нужно? Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей: объяснение материала, с любой точки класса; импровизация и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений; сохранение и распечатывание изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; использование различных стилей обучения; стимуляция профессионального роста. Преимущества для учеников: интерактивные доски делают занятия интересными и развивают мотивацию; предоставляют больше возможностей для участия в коллективной работе; помогают легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; помогают детям работать у доски с удовольствием, более творчески, с уверенностью в себе.

Интерактивная доска:

§  Заменитель обычной доски. Используя инструменты Создание страницы из Панели инструментов создаем конспект. Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено.

§  Работа с галерей Объекты можно перемещать, вырезать, стирать с экрана, копировать, клонировать, вставлять, действия — отменять или возвращать. Можно дополнить Галерею.

§  Шторки. Часть экрана с помощью инструмента Шторки легко скрыть и показать его, когда будет нужно. Есть ручки и могу открыть ее с любой стороны. Могу менять цвет и прозрачность, закрывать часть или все.

§  Прожектор. Инструмент Прожектор позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана; Курсором перемещаемся по экрану для отображения разных частей страницы. Можно менять форму, цвет и прозрачность. Привлекает внимание к определенному, когда на экране несколько объектов.

§  Съемка. Рисунки и тексты фотографировать и перетаскивать с одной страницы на другую для добавления примечаний. Имеет три режима: снимок всего экрана, каждого открытого окна, область экрана.

§  Запись и воспроизведение. Записать свои уроки и действия и звук.

§  Соединение с цифровым микроскопом позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения.

Интерактивная доска может стать хорошим, современным помощником. Эффективность работы с доской зависит от самого учителя, от его таланта, творчества и опыта.

Что вы узнали нового? Как изменились ваши первоначальные знания о возможностях использовании интерактивной доски на уроках? Что осталось непонятным?

 

Обмен опытом: Использование ИКТ на уроках химии.

В данное время изменились цели и задачи современного образования, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей. Но урок остается главной частью учебного процесса. Главное заинтересовать! Все дети увлекаются компьютерными играми. С этой целью я внедряю в свои уроки ИКТ, интерактивные опыты, виртуальную химическую лабораторию.

Широкое использование анимации, моделирования делает обучение более наглядным и запоминающимся. Использование виртуальных экспериментов расширяет кругозор ученика и облегчает понимание сути химических процессов. Но главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво - и пожароопасных процессов, реакций с токсичными и радиоактивными веществами, всего, что представляет опасность для здоровья. Поэтому очень удобно применять ИКТ на уроке.

                                                         Направления использования ИКТ.

В изучении школьного курса химии я выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера: изучение производств химических продуктов; моделирование химического эксперимента и химических реакций; использование элементов дистанционного обучения  для того, чтобы ученики, пропустившие урок могли сами проработать или самостоятельно дополнительно подготовиться к уроку, система тестового контроля; подготовка к ЕГЭ.

Формы использования ИКТ.

 Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия.

Использование ресурсов сети Интернет, которая несет громадный потенциал

образовательных услуг.

Использование интерактивной доски имеет свои преимущества и для учителя и для ученика.

Моя дальнейшая педагогическая деятельность предполагает расширение работы в рамках не только информационно - коммуникационных технологий, но и освоение других инновационных методов при изучении химии в целях повышения качества образования, активизации познавательного ин­тереса учащихся к предмету. 

Слайд 1

Воспитательная система – это способ организации жизнедеятельности класса, представляющий собой совокупность компонентов,  способствующих развитию личности и коллектива.        

Выбор темы ВС связан с противоречием между стремлением учащихся к общению и уровнем их коммуникативных способностей.

 

Слайд 2 - 5

 

                           Анализ мероприятия.

Слайд 6

Сегодня инновационные технологии во всю используются в образовании. Они  направлены на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьника. Я стараюсь активно использовать инновационные технологии не только на уроках, но и при проведении мероприятий. 

Но какие бы технологии и методы обучения  не использовались на мероприятии, ведущая роль всегда остается за организатором, а технические средства – это хороший помощник. В воспитательной системе нашего класса особое место отведено развитию познавательной и коммуникативной компетенций, для развития которых и подобран этот классный час.

Форма классного часа выбрана и подготовлена учащимися.

 

Слайд 7

 

Слайд 8

Сначала  выбираются два человека для подсчета баллов, которые будут зарабатываться командами в течение всей игры. Игра состоит из двух туров, участвуют две команды. Первый тур называется «Командная игра».

 

Слайд 9

Второй тур называется «Ты – мне, я – тебе».

 

Слайд 10 - 12

Команды по очереди выбирают тему и сложность вопроса (5 вопросов в каждой теме, сложность - от 10 до 50 баллов). На обсуждение дается 30 секунд, после чего один человек озвучивает  ответ. Если ответ верный, то команде присуждается количество баллов, соответственно сложности вопроса.

 

Слайд 13 - 15

На этом этапе команды выбирают тему и задают друг другу заранее подготовленные вопросы.

После второго тура подводится итог – суммируются все баллы, заработанные за игру. Выигрывает та команда, у которой больше баллов.

 

7. Результаты мероприятия:

Умение вести дискуссию

Сделать такие мероприятия традиционными

Привлекать больше родителей для участия

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Математический лицей»

 

 

 

 

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

"Новогодний аукцион"

 

 

 

 

 

 

 

                            Выполнила:

классный руководитель 11А класса

                                                                  Смолина Ирина Владимировна.

 

 

Хабаровск – 2011

 

 

Цель: Создание условий для реализации способностей личности учащихся в нестандартной ситуации.


Задачи:

1. Развитие культуры общения в процессе реализации общего дела.

2. Развитие творческих способностей учащихся.

 

Оборудование: “денежные” средства – отлички, реквизит для конкурсов, лоты для аукциона, молоток, коробка, мультимедийная система.

Роли: Ведущая, Дед Мороз, сказочные герои.

Основные этапы мероприятия:

1. Подготовительный этап (вторая учебная четверть).

С первого дня второй четверти начинается “зарабатывание” средств для аукциона. Денежной единицей является отличка. Схема проста: одна пятерка – 1 отличка, участие в мероприятиях 2 отлички. Староста занимается изготовлением отличек и ведет в дальнейшем их выдачу. Отлички еженедельно приклеиваются в дневник.

 

                             

                            

Заместитель старосты подбирает лоты для аукциона и готовит их описание. Чтобы аукцион прошел неутомительно, число лотов не должно превышать 15.

                                                  

 

 

 

                                                       Образцы описания лотов аукциона.

 

Описание лота (оглашается аукционистом)

лот

Вещь, существенно увеличивающая объём памяти любого ученика.

Диск CD-R

Вещь, двумя ручками готовая прийти на помощь. Всегда, везде и любому.

Пакет с ручками

Неотъемлемый атрибут любого приличного дома.

Туалетная бумага

Ближайший друг и помощник при ответе у доски.

Мел

Новогодняя кладезь витаминов.

Мандаринка

Совет Дела готовит отчётную презентацию за прошедший год: вспоминаются случаи, достойные попасть в отчёт, пишется текст, собираются и обрабатываются фотографии и видеоролики. Подбираются вопросы и загадки.

2. Основной этап – «Новогодний аукцион».

Праздник начинает классный руководитель со своего краткого приветствия и передаёт слово Совету Дела, который подводит итоги жизнедеятельности класса в прошедшем году: как учились, в чём участвовали, чего добились. Выступление сопровождается презентацией с фотографиями и видеороликами из жизни класса за прошедший 2010 год. Из всего сказанного и показанного делается вывод, что класс готов перейти в Новый год. Вмешивается классный руководитель и просит не торопиться.

Стук в дверь и в дверях появляется Дед Мороз и его «Свита» (Снегурочка было заменена из – за наличия костюмов у нескольких девушек, таким образом, появилась «Свита»). «Свита» Деда Мороза может включать наряженных в костюмы сказочных героев учащихся (Баба Яга, Красная шапочка, Шахеризада, Леший, Кащей, Иванушка – дурачок  и т. д.).

Поздравительная речь Деда Мороза.

Ведущая приглашает Деда Мороза и его «Свиту» принять участие в празднике.

Начинаются конкурсы.

Первый конкурс: надо исполнить песню “В лесу родилась ёлочка” Первый вышедший сразу получает 10 отличек.

Далее проводится конкурс чтецов: стихи только про Новый год или его символ, время чтения - 20 сек. Выступление оценивается 1 отличкой.

Далее объявляется “последний шанс”. К этому этапу праздника у каждого участника праздника есть некая сумма отличек, которую ему выдает староста в конверте перед праздником. Кому-то она кажется катастрофически малой, поэтому объявляются 15 минут “свободного предпринимательства”. Каждый может заработать еще отлички.  Идеи, как заработать отлички у каждого свои. Были у нас цыганки (девочки накинули платки и гадали по руке). Можно вспомнить и продать рецепт, например пиццы, которую класс уже пробовал (наоборот еще не пробовал). Здесь возможна помощь родителей, которые могут выставить объявление: “Научу зарабатывать деньги: большие – 20 отличек, мелкие – 5 отличек ” или посоветовать пойти по пути Остапа Бендера и брать плату за что - либо (например, вход в кабинет, на чем могут попасться ученики, которые выходили из него или наоборот).

Переходим к основному моменту праздника - аукциону.

Ведущая приглашает всех на свои места и оглашает правила проведения аукциона.

                             Правила проведения Новогоднего аукциона.

 

1. Аукцион проводится в условиях полной гласности и охвата заинтересованных покупателей.

 

2. Торги проводит аукционист (Ведущая).                                                                                                                                              

 

3. Контроль над проведением торгов осуществляет всеми присутствующими. К торгам допускаются все.

 

4.  Время проведения торгов Хабаровское – предновогоднее.

 

5. Перечень лотов, выставленных на предстоящий аукцион, недоступен для свободного предварительного просмотра.

 

6. Участники повышают цену путем предложения. После троекратного объявления наивысшей  цены с ударом молотка участник, её предложивший, становится  победителем аукциона.

 

7. Победитель аукциона по лоту, после окончания торга, обязан расплатиться. К расчету принимаются только отлички.

 

Начинается аукцион.

Через пять лотов проводится ИГРА НА ЛИМОН.

Суть игры: Задается вопрос и несколько ответов, один из них правильный (помечен *). Кто ответил правильно, получает дольку лимона.
Вопросы:
1. Кто питает чувства к кошкам:
Мышка
Собака*
Сова

2. Главный герой фильма "Белый Бим, черное ухо":
Собака*
Лось
Чебурашка

3. Кто лучший друг человека:
Хомячек
Собака*
Компьютер

4. В кого превратился волк, когда его приручили:

В человека
В собаку*
В обезьяну

5. Чья преданность хозяину является самой сильной:
У хомячка
У собаки*
У крокодильчика

Продолжается аукцион.

Еще через пять лотов проводится КОНКУРС ЗАГАДОК. Кто больше всех отгадает, получит приз.

ЗАГАДКИ (отгадки в скобках):

1. Что мы вместо денег выбираем,
    Если с Якубовичем играем? (приз)

2. Эта пища – разная:
    Черная и красная? (икра)

3. Он пропищит вам пару строчек,
    На языке тире и точек? (радист)

4. В школах ей на смену стол,
    К сожалению пришел? (парта)

5. Здесь ответят моментально все.
    Что у первоклассницы в косе? (лента)

6. Под оболочку эту,
     Упрятаны скелеты? (кожа)

7. Аккуратно не спеша
    Подковал ее левша? (блоха)

8. Вот совсем простой вопрос:
    Кто вас к родителям принес? (аист)

9. Припомнить вам надо бы,
    Какое Вишневский придумал нам снадобье? (мазь)

10. По университету
      Его главнее нету? (ректор)

Ведущая объявляет, что проявился лидер, самый умный сегодня, ему и флаг в руки. Вручается приз – флажок.

Продолжается аукцион.

Для тех, у кого после окончания аукциона остались отлички, есть возможность разместить свои средства в классной банке под 10% полугодовых. Для этих целей заранее заготовлена банка и ведомость.

После аукциона все атрибуты новогоднего праздника на лицо: ёлка, Дед Мороз со «свитой», гости, новогодние украшения - не хватает только подарков. Родители предлагают украсить праздник “гирляндой подарков”. Выходит родитель и он становится первым дарящим, а далее по цепочке. Перед тем как вручить подарок, каждый говорит поздравление.

3. Заключительный этап (рефлексия) мероприятия проводится на следующий день с утра. Класс собирается, чтобы привести в порядок все: вымести конфетти, собрать мишуру, расставить парты и стулья. В процессе работы проходит рефлексия прошедшего мероприятия: что было интересного, что удалось, что – нет.

 

 

 

Слайд 1.  Внеклассное мероприятие "Новогодний аукцион" цель, задачи.

Слайд 2. Подготовительный этап (вторая учебная четверть). С первого дня начинается “зарабатывание” средств для аукциона. Денежной единицей является отличка. Схема проста: одна пятерка – 1 отличка, участие в мероприятиях 2 отлички. Староста занимается изготовлением отличек и ведет в дальнейшем их выдачу. Заместитель старосты подбирает лоты для аукциона и готовит их описание. Совет Дела готовит отчётную презентацию за прошедший год.

Слайд 3. Основной этап – Новогодний аукцион. Праздник начинает классный руководитель приветствием и передаёт слово Совету Дела, который подводит итоги жизнедеятельности класса в прошедшем году. Из всего сказанного и показанного делается вывод, что класс готов перейти в Новый год. Вмешивается классный руководитель и просит не торопиться.

Слайд 4. Стук в дверь и в дверях появляется Дед Мороз и его «свита». Приглашаем их, принять участие в празднике. Начинаются конкурсы. Сперва надо исполнить песню “В лесу родилась ёлочка” Первый вышедший сразу получает 10 отличек. Далее проводится конкурс чтецов: стихи только про Новый год или его символ, время чтения - 20 сек. Выступление оценивается 1 отличкой. Далее объявляется “последний шанс”.

Слайд 5. К этому моменту у каждого есть некая сумма отличек. Кому-то она кажется катастрофически малой, поэтому объявляются 15 минут “свободного предпринимательства”. Каждый зарабатывает отлички.  Алина и Настя накинули платки и гадали по руке. Костик предлагал красиво оформленный рецепт своей пиццы, которую класс уже оценил в «Дружбе».

Слайд 6. Папа Насти Вшивцевой выставил объявление: “Научу зарабатывать деньги: большие – 20 отличек, мелкие – 5 отличек ”. Мамы Коптева Тимы и Герасимова Степы посоветовали пойти по пути Остапа Бендера и брать плату за вход в кабинет, на чем попались Чижик Денис, Лягин Саша и Ковалев Дима, которые выходили в коридор репетировать номер. Продолжаем праздник аукционом. Все приглашаются на свои места. Оглашаются правила проведения аукциона.

Слайд 7. Правила проведения новогоднего аукциона.

Слайд 8. Образцы описания лотов аукциона.

Слайд 9 - 10. Через пять лотов проводится ИГРА НА ЛИМОН.

Слайд 11. Еще через пять лотов проводится КОНКУРС ЗАГАДОК. Кто больше всех отгадает, получит приз. У нас объявился лидер, самый умный сегодня, ему и флаг в руки. Приз – флажок.

Для тех, у кого после окончания аукциона остались отлички, есть возможность разместить свои средства в классной банке под 10% полугодовых. Для этих целей заранее заготовлена банка и ведомость.

Слайд 12.После аукциона все атрибуты новогоднего праздника на лицо: ёлка, Дед Мороз со «свитой», гости, новогодние украшения - не хватает только подарков. Родители предлагают украсить праздник “гирляндой подарков”. Выходит мама Дианы Наборской и становится первым дарящим, а далее по цепочке. Перед тем как вручить подарок, каждый говорит поздравление.                                                                                                                                             Заключительный этап мероприятия проводится на следующий день с утра. Класс собирается, чтобы привести в порядок все: вымести конфетти, собрать мишуру, расставить парты и стулья. В процессе работы проходит рефлексия прошедшего мероприятия: что было интересного, что удалось, что – нет.

Слайд 13.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО ИСТОРИИ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ

 

Нам в эти дни еще дороже стала

Святая сталинградская земля.

М. Агашина

Цели: расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; совершенствовать формы краеведческой работы с детьми; окружить вниманием ветеранов войны и тыла.

Оборудование: выставка рисунков, плакатов, стенгазет на тему «Этих дней не смолкнет слава»; документально-художественный видеофильм «Сталинградское сражение»; портреты командующих; репродукции произведений изобразительного искусства о событиях Сталинградской битвы; карточки с заданиями к конкурсам.

План проведения игры

Вступление.

1. Приветствие и представление участников.

2. Ознакомление с условиями игры.

Интеллектуальная игра «Сталинградская битва» состоит из 6 конкурсов:

Конкурс 1. У стен Сталинграда (события Сталинградской битвы).

Конкурс 2. Герои битвы.

Конкурс 3. Портреты командующих.

Конкурс 4. Святая Сталинградская земля (памятники и обелиски Сталинграда).

Конкурс 5. «Война... И враг под Сталинградом» (блиц-турнир с вопросами на знание исторических сведений, дат, имен, относящихся к событиям Сталинградской битвы).

Заключительное слово.

1. Выступление ветеранов (напутствие, пожелание).

2. Подведение итогов игры; награждение участников и победителей.

3. Заключение.

                                                               Ход игры

Вступление. Исполняется  песня  А. Пахмутовой  «Ты  же выжил, солдат».

Ученик:          Отгремели бои.

Отболели, отмаялись

Раны твои.

Но, далекому мужеству

Верность храня,

Ты стоишь и молчишь

У святого огня.

Ты же выжил, солдат!

Хоть сто раз умирал.

Хоть друзей хоронил

И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер –

На сердце ладонь,

И в глазах, как в ручьях,

Отразился огонь?

Говорят, что не плачет солдат:

Он – солдат.

И что старые раны

К ненастью болят.

Но вчера было солнце!

И солнце – с утра...

Что ж ты плачешь, солдат,

У святого костра?

Оттого, что на солнце

Сверкает река.

Оттого, что над Волгой

Летят облака.

Просто больно смотреть –

Золотятся поля!

Просто горько белеют

Чубы ковыля.

Посмотри же, солдат,

Это юность твоя –

У солдатской могилы

Стоят сыновья!

Так о чем же ты думаешь,

Старый солдат?

Или сердце горит?

Или раны болят?

Ведущий: Битва за Сталинград – одно из самых крупных и массовых сражений, включающих и маневренные операции, и оборону, и уличные рукопашные бои. Равных этому сражению еще не было ни по размаху, ни по кровопролитию, ни по железной стойкости обороняющихся.

Сталинград! Не померкнет слава твоя в веках!

Крепость на Волге.

Город – герой.

Город – легенда.

Здесь люди стояли, как скалы.

Здесь жизнь победила смерть!

Мы бесконечно признательны и благодарны нашим дорогим ветеранам, которые откликнулись на нашу просьбу, пришли сегодня к нам, чтобы помочь провести игру, посвященную великой Сталинградской битве, «Нам в эти дни еще дороже стала святая Сталинградская земля». Внимание, встречайте наших гостей, уважаемых ветеранов войны и тыла.

Все присутствующие стоя приветствуют ветеранов, дарят цветы. Ведущий называет их имена, фамилии, сообщает сведения из их военной биографии.

Дорогие ветераны! Мы поздравляем вас с приближающимся празднованием дня Победы.

Ученица:         Зубы враг сломал о Вас,

Вы стояли в Сталинграде

Насмерть в грозный час!

Враг бросал весь огонь свой гремучий,

Собирая всю силу в кулак,

Но крушил его хваткой могучей

Удалой богатырь – наш солдат.

Вы поражений не знали.

Был ваш лозунг – ни шагу назад!

Ведущая: Вам, дорогие наши, низкий поклон от нас! Просим Вас быть нашими консультантами в игре. Разрешите представить вам команды участников игры.

Оценивать знания участников будет компетентное и справедливое жюри.

Ученик:          В резной шкатулке много лет

Лежит бесценная награда –

Медаль, которой равной нет,

«За оборону Сталинграда».

Ее я бережно достал,

И что-то в сердце защемило.

Я будто вновь солдатом стал

И вспомнил все, как это было.

Второй уж год как шла война,

А мы, как прежде, отходили.

Была ли наша в том вина,

Что мы до Волги отступили?

Нам нечем было воевать,

Патроны штучно выделяли.

Порой хотелось закричать,

А мы, потупя взор, молчали.

В ту пору, в тот суровый год

Судьба России предрешалась,

И под пятой фашистских орд

Земля от гнева содрогалась.

Да, мы стыдились матерей,

Которых в рабстве оставляли.

И взгляда маленьких детей,

Глотая слезы, избегали.

Где был когда-то Сталинград,

Печные трубы лишь торчали.

Стоял густой зловонный смрад,

И трупы на полях лежали.

Вгрызались в землю, как могли.

Надежней места не искали.

«За Волгой нет для нас земли», –

Как клятву часто повторяли.

На Волге возродился град

Еще прекрасней и чудесней.

Для нас он – прежний Сталинград.

Его не вычеркнешь из песни.

Там, на Мамаевом кургане,

Вознесся ввысь мемориал,

Он для потомков в назиданье

И в память тем, кто смертью пал.

Пусть будет счастлив наш народ,

Пусть жизни радуются дети,

Но строго помнят наперед –

Они теперь за все в ответе.

Интеллектуальная игра по истории Сталинградской битвы.

Ведущий: Итак, начнем игру. В конце июня 1942 года фашистское командование начало решительное наступление на Сталинград, которое сразу же стало развиваться не по плану гитлеровцев. Враг двинул на Сталинград все свои силы, хотел стремительным броском форсировать Дон, выйти к Волге и овладеть городом. О том, как развивались события на этом великом рубеже страны, участникам игры предстоит рассказать в первом конкурсе «У стен Сталинграда». Вспомните о главных событиях Сталинградской битвы и правильно ответьте на вопросы-задания конкурса.

Конкурс 1. У стен Сталинграда (события Сталинградской битвы).

На столе лежат карточки с заданиями. На обдумывание ответа дается 2 минуты. Конкурс оценивается в 5 баллов при подробном ответе.

1. Расскажите о главных моментах обороны наших войск с 12 июля до 13 сентября 1942 г.

2. Расскажите, как наши войска отстаивали каждую пядь Сталинградской земли (с 13 сентября до 19 ноября 1942 г.).

3. Расскажите, как началось и развивалось наступление наших войск (с 19 ноября до 8 декабря 1942 г.).

4. Расскажите об операции «Зимняя гроза» (12 декабря – 24 декабря 1942г.).

5. Как  проходила  операция  «Кольцо»  (24  декабря  –  2 февраля 1943 г.)?

6. Народное ополчение. Его роль в обороне Сталинграда.

Подводятся итоги конкурса. Демонстрируются кадры видеофильма «Сталинградское сражение», свидетельствующие о важнейших событиях битвы и подтверждающие правильные ответы участников игры по заданиям конкурса 1.

Конкурс 2. Герои битвы.

Ведущий: Не смогли фашисты взять Сталинград. Стали утверждать, что Сталинград – неприступная крепость. Мол, город окружают непроходимые рвы, в городе – мощные оборонительные сооружения и укрепления. «Сталинград – сильнейшая крепость России», – твердили фашисты. А Сталинград крепостью никогда не был. Город как город: дома, заводы, скверы, парки. Комиссар легендарной 62-й армии Кузьма Акимович Гуров ответил на это утверждение: «Наши сердца и мужество наше – наших солдат – вот о какие стены сломали в Сталинграде фашисты шею.

Об отважных людях пойдет речь во втором конкурсе «Герои битвы».

Ученик:          А были дни и ночи – стали даты,

Нас разделив на мертвых и живых.

Читают постаревшие солдаты

Воспоминанья маршалов своих.

Листают, возвращаются и – дальше...

Сон не идет.

При тишине любой.

Ага, деревня помнится на марше,

А вот еще, а дальше – первый бой.

Передовая – это нам известно.

А здесь траншея, правильно, была,

Здесь ночевали сумрачно и тесно,

Здесь ранило – отметина цела.

Читают...

Удивительно солдату,

Как в Ставке, там – в далеком далеке,

Его дороги наносил на карту

Верховный сам, с карандашом в руке.

Разглядывают карты битв великих:

К Берлину – стрел стальные острия.

Вот где-то тут, в кровавых этих бликах,

Находят точку – вот она, моя!

Четыре года спали без подушек,

Из котелков кидали что-то в рот.

Четыре года жизни –

Год за годом,

Четыре года смерти –

День за днем,

Во имя мира всем земным народам

Бежали, опоясаны огнем.

Все, что свершили, – памятно и свято.

Навеки будут рядом, без конца –

Могила Неизвестного солдата

И Счастье победившего бойца!

Ведущая: Сейчас участникам игры будут предложены вопросы. Если вы знаете ответ, то должны быстро поднять карточку. В каждом задании 2 вопроса. За один ответ получаете 1 балл, за пояснение, дополнение – еще 2 балла. Если первая команда ответит неполно, то слово предоставляется команде, поднявшей карточку следующей.

Вопросы к конкурсу «Герои битвы».

1. Прорвались фашисты к Волге. В районе завода «Баррикады» отрезали от других 138-ю стрелковую дивизию. Дивизия занимала небольшую территорию берега Волги: с севера, с запада, с юга – фашисты, с востока - Волга. Как называлась эта часть Сталинградской земли? Сколько дней удерживали наши солдаты этот островок? («Остров Людникова». 45 дней.)

2. Пулеметчики занимали оборону в одном из старинных купеческих особняков. Заняли бойцы позиции на первом этаже. Каждый выбрал по комнате. Много атак предприняли фашисты, чтобы выбить этот редут. Как назывался этот редут? Кто эти два пулеметчика? (Редут Таракуля. Пулеметчики – Юрко Таракуль, Михаил Начинкин.)

3. В ноябре шли бои за Мамаев курган. В самый разгар сражения прервалась телефонная связь с командным пунктом дивизии. С командного пункта артиллеристам давали команды к стрельбе по целям. Оборвались теперь команды, прекратился огонь артиллерии. На исправление повреждения вышел связист, который совершил подвиг, «первой статьи солдат». Кто это был? (Титаев сжал телефонный провод.)

4. Восемь фашистских танков атаковали советский танк. Тот принял неравный бой и подбил 4 вражеских танка, но был подожжен. Вражеские автоматчики окружили его и поджидали, когда советские танкисты откроют люки и будут выбираться из машины. Но советские воины не думали этого делать. Какой подвиг они совершили? Кто они, эти герои? (Командир Хасан Ямбеков, водитель Андрей Тарабанов. командир орудия Сергей Феденко, радист Василий Мунилов.)

5. Враг у Сталинграда. Котлубань, хутор Власовка. Смело сражается пулеметная рота. И всегда в самых опасных местах появляется командир. Он весь – в лихом, боевом порыве. «Испанская кровь», – говорили пулеметчики. Как звали пулеметчики своего командира? Расскажите о нем. (Рубен Ибаррури – сын Испании. Погиб в бою под Власовкой.)

6. 22 ноября танковый отряд захватил мост и под яростным натиском врага удерживал его. А вечером того же дня другой танковый отряд другого легендарного полковника переправился на берег Дона, что слева, и захватил г. Калач. Бойцы и командир танкового отряда и бригады отмечены высокими наградами, а их командиру присвоено звание Героя Советского Союза. Кто эти два полковника? Оба они получили повышение в звании, командуя передовыми танковыми отрядами. (Филиппов, Филиппенко.)

7. 14 сентября 1942 г. 7-я дивизия штурмовала город. Особенно Мамаев курган – самую высокую точку в городе. Вершина кургана шесть раз переходила из рук в руки. «Склоны кургана в солдатских трупах. Два героя ходили в атаку за курган все шесть раз и взяли его». Кто это были? (Лейтенант Чернышев, сержант Кущенко.)

Жюри подводит итоги конкурса и объявляет его результаты.

Конкурс 3. Портреты командующих.

Ведущий: Среди многих условий, определивших успех нашей обороны, следует назвать умелое руководство наших командиров, которые были не только военными руководителями операций, они являлись и духовным стержнем Сталинградской обороны. Не только ясная, спокойная военная мысль, не только беспощадная воля и упорство нужны были для руководства. В это великое дело нужно было вложить все сердце, всю душу. Приказы в дни октября часто шли не только от разума, но и от сердца. И эти суровые, холодные приказы, как пламя, жгли людей, поднимали их на сверхчеловеческие подвиги, самопожертвования. Конкурс «Портреты командующих» будет проходить следующим образом: на карточках-заданиях помещено 6 портретов командующих фронтов, армий. Вам нужно сказать, кто не имеет отношения к Сталинградской битве. За правильный ответ вы получаете 1 балл. Один из портретов обведен красной рамкой. Расскажите об этом командующем. Ответ оценивается в 2 балла. Время на подготовку 1 минута.

Демонстрируются портреты: командующего 64-й армией генерал-лейтенанта М. С. Шумилова, командира 13-й стреловой дивизии генерала А. И. Родимцева, командующего Донским фронтом генерал-полковника К. К. Рокоссовского, главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова, маршала Г. К. Жукова, маршала С. К. Тимошенко, командующего 62-й армией В. И. Чуйкова. Учитель может выбрать и другие портреты для конкурса. Жюри подводит результаты конкурса.

Примерный рассказ о Г. К. Жукове.

Имя Георгия Константиновича Жукова стало широко популярным в народе еще до того, как на полях Европы началась Вторая мировая война. Летом 1939 г., когда империалистическая Япония совершила вооруженное вторжение на территорию дружественной нам Монголии, русско-монгольские войска, отбив это нападение, провели блестящую военную операцию в районе реки Халхин-Гол. Отборная 6-я японская армия была сначала остановлена в монгольских степях, а затем в результате решительного и неожиданного удара окружена и наголову разгромлена. Замысел этой операции и руководство ею принадлежали командующему 1-й армейской группой комкору Г. К. Жукову.

Для Жукова эта блестящая операция была первой боевой пробой его зрелых сил, обширных и глубоких военных знаний и полководческого таланта. Достаточно только посмотреть на карту-схему этого сражения с двумя мощными стрелами, пронизывающими фланги войск противника и сходящимися у него в тылу, с направлениями последующих ударов, дробивших окруженную группировку и уничтожавших ее по частям. Даже неопытный глаз узнает в этом плане смелый и размашистый, типично Жуковский, полководческий почерк, к которому мы привыкли позднее, в годы Отечественной войны, и который явственно виден во многих успешных операциях тех лет, вплоть до последнего громового сражения за Берлин...

Успехи в войне – это результат кропотливого труда и героических усилий миллионов людей, грандиозной организаторской работы правительства, Верховного Главнокомандования и многочисленных военных штабов. И в то же время именно на войне, как нигде, проявляются характеры отдельных людей – сколько сотен и тысяч героических имен оставила нам Великая Отечественная война! Но неизменно на устах народа в те годы были имена непосредственных организаторов и руководителей боевых действий – наших маршалов, генералов и адмиралов.

Среди всей великолепной плеяды русских полководцев, выдвинутых Отечественной войной, Георгию Константиновичу Жукову суждено было сыграть особую роль в военных судьбах нашей страны и народа в самый опасный и тяжкий период их истории. Стоит хотя бы бегло вспомнить ход войны, и мы увидим, что имя генерала армии, а потом Маршала Советского Союза Г. К. Жукова в большей или меньшей степени связано со всеми важнейшими событиями четырех военных лет...

Маршал в последние годы своей жизни был на отдыхе, тысячекратно заслуженном им... Большая, трудная, до предела напряженная была жизнь за его плечами. Он мог оглянуться на нее со спокойной совестью хорошо потрудившегося человека. Он не искал в ней легких путей, не обходил препятствий, не прятался ни от опасности, ни от ответственности.

(С. Смирнов.)

Конкурс 4. Святая Сталинградская земля (памятники и обелиски Сталинграда).

Ученик:          Вы думаете – нет меня,

Что я не с вами?

Ты, мама, плачешь обо мне.

А вы грустите.

Вы говорите обо мне,

Звеня словами.

А если и забыли вы...

Тогда простите.

Да. Это было все со мной,

Я помню, было.

Тяжелой пулей разрывной

Меня подмыло.

Но на поверхности земной

Я здесь упрямо.

Я только не хожу домой.

Прости мне, мама.

Нельзя с бессмертного поста

Мне отлучиться,

Поручена мне высота

Всей жизни мира.

В год сорок...

В самый первый бой,

В огонь под Минском,

В жар первой раны пулевой,

В год сорок первый...

Нет,

Я упал тогда в бою с великой верой,

И ветер времени гудит над обелиском.

Не жертва, не потеря я –

Ложь, что ни слово.

Не оскорбляйте вы меня

Шумихой тризны.

Да если бы вернулась вспять

Угроза жизни –

Живой

Я бы пошел опять

Навстречу снова!

Нас много у тебя, страна,

Да, нас немало.

Мы – это весь простор земной

В разливе света.

Я с вами.

Надо мной шумит моя победа.

А то что не иду домой,

Прости мне, мама.

Ведущий: Каждая пядь Сталинградской земли хранит вечную память о грозных боях, о погибших, о цене победы в этой битве. Великое множество обелисков и памятников – живое тому свидетельство и напоминание.

Ученица:         Много наших солдат

Домой не вернулись.

Но память о них жива до сих пор!

Они перед смертью видели

Светлое утро победы.

Огни городов освещенных

И счастье своих детей.

Ученица:         Вместе с вами

Так и буду делить эту тяжесть,

Пока не умру.

И теперь у каждого обелиска

Вспоминаю тот день,

Черты ослезненного болью лица.

Впервые увидел тогда я победу

Так близко:

Бессмертие сына, Вечное горе отца.

Ведущий: Почтим память павших минутой молчания!

Проходит минута молчания.

Ведущий: Командам-участницам предлагается посмотреть открытки, фотографии памятных мест Сталинграда, назвать их, рассказать о подвигах или событиях, в честь которых воздвигнуты памятники или обелиски. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Примерные задания-фотографии к конкурсу:

• Здесь стрелял каждый камень... Мельница. Исторический памятник.

• Памятник легендарному защитнику Сталинграда М. А. Паникахе.

• Памятник Р. Ибаррури.

• Дом Павлова.

• Мамаев курган.

Ученик:          Стой! Обелиск, как поднятый клинок

Над зеленью родной земли, как будто

Его вдруг поднял тот, кто в землю лег

И сам придет с минуты на минуту.

Но не идет и, видно, не придет,

Он где-то здесь, он рядом, очень близко,

И поднятый клинок – ввысь и вперед,

Как дух Солдата в форме обелиска...

 Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс 5. Блицкриг «Война... И враг под Сталинградом».

Вопросы 1-й команде:

1. Кто командовал 6-й немецкой армией? (Паулюс.)

2. Кто командовал Сталинградским фронтом? (Еременко.)

3. Как называлась наступательная операция наших войск? («Уран...»)

4. Сколько солдат и офицеров попали в Сталинградский котел? (300 000 солдат и офицеров.)

5. Кто командовал прославленной Сибирской дивизией? (Гуртьев.)

6. Когда началось контрнаступление советских войск? (19.11.42.)

7. Как использовали наши солдаты неприятельские мины? (Содержимое мин использовалось как топливо.)

Вопросы 2-й команде:

1. Кто был начальником штаба 6-й армии Паулюса? (Генерал Шмидт.)

2. Кто командовал Донским фронтом? (Рокоссовский.)

3. Когда был создан Сталинградский фронт? (12.07.42.)

4. Сколько немецких дивизий было уничтожено с 19 ноября по 2 февраля? (32 дивизии, 3 бригады, 16 дивизий потеряли 50–75 % личного состава.)

5. Кто командир легендарной 13-й гвардейской дивизии? (Родимцев.)

6. Когда  закончился  оборонный  период Сталинградского сражения? (18 ноября.)

7. Кто подписал условия о капитуляции с советской стороны? (Рокоссовский К. К., Воронов Н. И.)

Вопросы 3-й команде:

1. Кто руководил операцией «Зимняя гроза»? (Манштейн.)

2. Кто командовал 64-й армией? (Генерал Шумилов.)

3. Когда началась Сталинградская битва? (17.07.42.)

4. Сколько немецких дивизий попали в окружение 23 ноября? (22 дивизии, 160 частей.)

5. Какие армии входили в состав Сталинградского фронта? (62-я, 63-я, 64-я, 21-я, 28-я воздушная армии.)

6. Какие армии участвовали в обороне южной части города? (57-я и 64-я армии.)

7. Когда  наше  командование  обратилось  к  окруженным в Сталинграде  фашистским войскам с предложением о капитуляции? (8 января 1943 г.)

Вопросы 4-й команде:

1. Кто командовал немецкой танковой армией? (Гот.)

2. Кто командовал 64-й армией? (Чуйков.)

3. Когда началась операция «Зимняя гроза»? (12 декабря.)

4. Когда замкнулось Сталинградское кольцо? (23 ноября.)

5. Какая армия защищала Сталинград с юга? (54-я армия.)

6. Каков был девиз сталинградцев? («Ни шагу назад!.»)

7. Какую часть города защищала 62-я армия? (Центральную, заводскую части города.)

Вопросы 5-ой команде:

1. Кто руководил группой армий «Дон»? (Манштейн.)

2. Кто командовал Юго-Западным фронтом? (Ватутин.)

3. Когда началась операция «Кольцо»? (10 января.)

4. Какие армии были в составе немецкой группы армий «Б»? (2-я, 6-я, 4-я танковые немецкие армии, 2-я венгерская армия.)

5. Какие фронта начали наступление 19 ноября? (Юго-Западный, Донской.)

6. Кому принадлежат слова: «Для нас за Волгой земли нет»? (Снайперу Зайцеву.)

7. За какие заводы в Сталинграде шла ожесточенная битва? (Заводы: «Красный Октябрь», «Баррикады», Тракторный.)

Жюри подводит итоги, сообщает участникам и болельщикам результаты конкурса.

Ведущий: Сталинградский подвиг не мог оставить равнодушными писателей, поэтов, художников и музыкантов. Многие из них в своем творчестве выразили свои раздумья, печаль, гордость, благодарность защитникам Сталинграда, стойкости и могучей силе города-исполина. М. Агашина, например, сказала: «И если бы я жила в другом городе, я писала бы совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала». Произведения о Сталинграде доносят до нас глубокие переживания людей и трагизм грозных событий.

Конкурс 6. Искусство о Сталинграде. Вам предстоит выполнить несколько заданий, ответить на вопросы.

Задание 1. Послушайте фрагмент из стихотворения известного поэта, принимавшего участие в боях за Сталинград. Назовите имя автора и скажите, о каком событии он пишет в стихотворении. Как оно называется? Когда написано? За полный и правильный ответ команда может получить 3 балла.

Вот выходит из машины

парламентер.

С белым пламенем холстинным,

подхрамывая от ран,

на перрон идет пустынный

безоружный капитан.

Солнцу подниматься рано

Думает: «Сюда бы взвод!»

(Михаил Луконин. Дорога в Сталинград, 1946–1947.)

Задание 2. Назовите известных писателей и их произведения, которые в своем творчестве осветили события Сталинградской битвы. За 1 минуту напишите ваши ответы и отдайте жюри. Количество баллов равно количеству названных примеров.

(Примерные варианты ответа:

– М. Шолохов «Они сражались за Родину»;

– А. Серафимович  «Отстоим  Дон  и  Волгу! Отстоим Русь-матушку!»;

– А. Сурков «Сердцаматерей»;

– Г. Николаева «Гибель командира»;

– В. Гроссман «23 октября»; «Направление главного удара»;

– И. Эренбург «Город сдавать нельзя»;

– К. Симонов «Дни и ночи»; «Ни шагу назад»;

– Е. Кригер «Огонь Сталинграда;

– М. Алексеев «Сталинград»;

Б. Полевой «Волгари»;

– М. Лобачев «Домик на Хлебной улице»;

– В. Коротеев «Сталинградское кольцо»;

– В. Некрасов «В окопах Сталинграда».)

Задание 3. Посмотрите на репродукцию картины. Назовите ее автора, дату написания. Как она называется? Команде, давшей полный и правильный ответ, присуждается 2 балла.

(А. Будников. Стоять насмерть, 1943 г., Сталинград.)

Задание 4. Послушайте отрывок из стихотворения. Как оно называется? Кто его автор? Команде может быть засчитано за верный ответ 2 балла.

Его глаза воспалены.

Идет по проволоке он

Под куполом

Большой войны!..

Нашелся чертовый обрыв!

Связист глядит, остановясь,

У батальона будет связь...

А взрывы словно черный лес!

То впереди, то позади,

И пуля – тысячами игл.

И очень горячо в груди!..

(После ответа команды ведущий продолжает:)

Путилов падает на снег,

Но успевает он, упав,

Концы холодных проводов зажать

В мертвеющих зубах.

(Мумин Каноат. Матвей Путилов.)

Задание 5. Послушайте запись песни. Скажите, кто автор текста песни, как она называется.

(Песня «На Мамаевом кургане тишина», слова Виктора Бокова, написана в 1963 г.)

(Пока жюри подводит итоги, с музыкальным приветствием выступают участники команд.)

Заключение.

Подведение итогов игры. Награждение участников и победителей,

Ведущий: «Островом мужества» называли Сталинград.

Выйдя к Сталинграду и прорвавшись севернее к Волге, противник считал, что наши войска уже на грани истощения и что давно ожидаемая победа близка.

Однако, несмотря на огромное превосходство в силах и средствах, врагу не удалось сломить сопротивление защитников города.

Ученик:           Я не был в Гренаде и не был в Мадриде,

Испанскую землю ни разу не видел.

Не знаю, какие там зори, закаты,

Не знаю, какие росли там ребята.

Но знал я еще в пионерском отряде

Прекрасную песню о дальней Гренаде.

О том, как давно, на гражданской войне,

Украинский хлопец, с клинком, на коне

Пошел за свободу с врагом воевать,

«Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать».

Хорошая песня, большой в ней накал

Да хлопец в Гренаду живой не попал.

Сняла его пуля в атаке с седла,

Но песня его до Гренады дошла.

Узнали в Испании люди простые,

Как шли умирать за их счастье в России ...

А годы свершали свой марш по планете,

Солдатами стали вчерашние дети.

И здесь вот, у Волги, в дни яростной бури,

Услышал я имя – Рубен Ибаррури...

Ходила в окопах молва в Сталинграде,

Что сам он родился в далекой Гренаде,

Но в час испытаний, как Родину-мать,

Пришел он Советский Союз защищать.

Но, выстояв на битве, под ливнем металла,

В бою командира она потеряла.

Упал лейтенант, сжав горячий наган,

Лишь крикнул: «Товарищи, но пасаран!»

Ведущий: Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда – не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. Так было сказано однажды в победном приказе Верховного. Если бы можно было придумать эпитет более внушительный, более впечатляющий, мы бы, несомненно, употребили его, потому что где-где, но тут преувеличения не будет. Разве военные историки могут указать нам на другое сражение, в котором на определенных его этапах участвовало бы одновременно с обеих сторон свыше двух миллионов человек?!

Какие битвы прошлого могут сравниться с этой, если вспомнить, что только в боях за «дом Павлова» гитлеровские войска (заметьте, самые что ни на есть отборные) понесли значительно большие потери, чем при взятии Парижа!

Что же касается исторических последствий Сталинградской эпопеи, то и они не имеют себе равных. Лишь после того как вышел из подвала универмага плененный фельдмаршал Паулюс и двумя днями позже поднял руки последний гитлеровец из его 330-тысячной армии, люди почувствовали: «Мир спасен!». Ощутили это думой задолго до того, как обагренные кровью миллионов окаянные руки фашистского фюрера потянулись к ампуле с ядом.

Двести дней и двести ночей!..

О них вспоминают бойцы, которых, увы, остается все меньше и меньше.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: КРИОСОХРАНЕНИЕ.

 

Тема изучается в курсе общей биологии  10 класса с  углубленным изучением биологии или в обычных классах школ, лицеев и гимназий. Тема является частью раздела «Биотехнология». Сам курс «Биотехнология» содержит 12 полных взаимосвязанных уроков с основными вопросами курса в виде пунктов плана, прилагается текст, фото, видео, выводы и проверьте свои знания.

 

Цели урока:

 

n  Способствовать формированию знаний учащихся о криосохранении, как наиболее перспективном способе сохранения генофонда организмов.

n  На основе данных формировать умения частично – поискового метода исследования, развивать понятие генофонда.

n  Воспитание нравственно – ценностного ориентирования по сохранению окружающей среды.

 

Задача: Сегодня на уроке познакомиться с понятием и технологией криосохранения, его использованием в настоящее время и в дальнейшем.

 

Ход урока:

1. Организационный момент. Настройка на    работу.

2. Актуализация знаний. Тестирование с выбором варианта ответа. Использованием интерактивной доски и проектора или компьютеров.

1.     Биотехнология – это …

1.     наука о создании новых сортов и пород

2.     использование организмов, биологических процессов или систем в промышленности

3.     изучение наследственных болезней

2.     Различными аспектами биотехнологии являются:

1.     генная, хромосомная и клеточная инженерия

2.     клонирование сельскохозяйственных животных

3.     клонирование человека и его органов

3.     Инсулин человека получен путем:

1.     генной инженерии                       

2.     клеточной инженерии

3.     хромосомной инженерии

4.     Какое государство находится на первом месте по производству трансгенных растений:

1.     Китай                                

2.     США                                 

3.     Канада

5.  Создание многочисленных генетических копий с помощью бесполого размножения – это ….

1.     криосохранение            

2.     партеногенез                 

3.     клонирование

Далее идет повторение понятий необходимых на последующих этапах урока: ген, генотип, геном, генофонд, радиация, тяжелые металлы, in vitro, каллусные клетки.

3. Изучение нового материала.

Генофонд и факторы, влияющие на него. Выступление ученика с использованием материала из Интернета или Электронных энциклопедий. 

Сохранение генофонда растений в условиях in vitro. Рассказ учителя с использованием текста и фотографий с Электронного учебника или учебного диска.

? Каковы возможности криосохранения.

?  Какие достижения есть в криосохранении.

Поиск информации учащимися на сайтах Интернета. Сопоставление найденной информации с информацией на диске к данному уроку.

4. Закрепление. Результатом урока являются выводы, которые делают ученики по уроку. Эти выводы выведены на интерактивной доске за шторкой.

5. Рефлексия. Что было самым интересным на уроке? Что понравилось? Что не понравилось? Какие интересные моменты можно добавить в урок?

6. Домашнее задание. Составьте интерактивную схему: «Криосохранение: Что? Где? Как?»                                                     

 


Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс: Использование интерактивной доски

Мастер-класс: Использование интерактивной доски

После данного действия объект не будет перемещаться по рабочему полю при случайном попадании курсора в действие поля рамки; - повернуть - действие аналогично действию зеленого…

После данного действия объект не будет перемещаться по рабочему полю при случайном попадании курсора в действие поля рамки; - повернуть - действие аналогично действию зеленого…

Для закрепления знаний ученикам предлагаются интерактивные задания: «Собери нуклеотид», «По принципу комплементарности построй цепочку

Для закрепления знаний ученикам предлагаются интерактивные задания: «Собери нуклеотид», «По принципу комплементарности построй цепочку

Обмен опытом: Использование ИКТ на уроках химии

Обмен опытом: Использование ИКТ на уроках химии

Моя дальнейшая педагогическая деятельность предполагает расширение работы в рамках не только информационно - коммуникационных технологий, но и освоение других инновационных методов при изучении химии в…

Моя дальнейшая педагогическая деятельность предполагает расширение работы в рамках не только информационно - коммуникационных технологий, но и освоение других инновационных методов при изучении химии в…

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Математический лицей»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Математический лицей»

Цель: Создание условий для реализации способностей личности учащихся в нестандартной ситуации

Цель: Создание условий для реализации способностей личности учащихся в нестандартной ситуации

Образцы описания лотов аукциона

Образцы описания лотов аукциона

Правила проведения Новогоднего аукциона

Правила проведения Новогоднего аукциона

У собаки* У крокодильчика

У собаки* У крокодильчика

В процессе работы проходит рефлексия прошедшего мероприятия: что было интересного, что удалось, что – нет

В процессе работы проходит рефлексия прошедшего мероприятия: что было интересного, что удалось, что – нет

Перед тем как вручить подарок, каждый говорит поздравление

Перед тем как вручить подарок, каждый говорит поздравление

Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал

Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал

Сталинградской битве, «Нам в эти дни еще дороже стала святая

Сталинградской битве, «Нам в эти дни еще дороже стала святая

Вгрызались в землю, как могли

Вгрызались в землю, как могли

Об отважных людях пойдет речь во втором конкурсе «Герои битвы»

Об отважных людях пойдет речь во втором конкурсе «Герои битвы»

Как назывался этот редут? Кто эти два пулеметчика? (Редут

Как назывался этот редут? Кто эти два пулеметчика? (Редут

Тимошенко, командующего 62-й армией

Тимошенко, командующего 62-й армией

А если и забыли вы... Тогда простите

А если и забыли вы... Тогда простите

Огни городов освещенных И счастье своих детей

Огни городов освещенных И счастье своих детей

Сколько немецких дивизий было уничтожено с 19 ноября по 2 февраля? (32 дивизии, 3 бригады, 16 дивизий потеряли 50–75 % личного состава

Сколько немецких дивизий было уничтожено с 19 ноября по 2 февраля? (32 дивизии, 3 бригады, 16 дивизий потеряли 50–75 % личного состава

Как оно называется? Когда написано?

Как оно называется? Когда написано?

Но успевает он, упав, Концы холодных проводов зажать

Но успевает он, упав, Концы холодных проводов зажать

Разве военные историки могут указать нам на другое сражение, в котором на определенных его этапах участвовало бы одновременно с обеих сторон свыше двух миллионов человек?!

Разве военные историки могут указать нам на другое сражение, в котором на определенных его этапах участвовало бы одновременно с обеих сторон свыше двух миллионов человек?!

Различными аспектами биотехнологии являются: 1

Различными аспектами биотехнологии являются: 1

Сохранение генофонда растений в условиях in vitro

Сохранение генофонда растений в условиях in vitro

Каковы возможности криосохранения

Каковы возможности криосохранения

Рефлексия. Что было самым интересным на уроке?

Рефлексия. Что было самым интересным на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2021