Интерактивная игра как средство развития ребенка
Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем в век информации и цифровых технологий. Современный человек – это личность, владеющая информацией и которая может ее использовать себе во благо. Информация позволяет достигать цели, реализовать личностные и профессиональные планы. Однако, не всегда человек может использовать информацию по назначению, не вникает в ее функционал, не знает, что с ней делать и как ее использовать с пользой для себя. Доступность информации делает ее обыденной для человека, а, следовательно, бесполезной. Поэтому для того, чтобы информация служила человеку и способствовала его развитию, необходимо с дошкольного возраста обучать ее функциональному использованию.
В настоящее время особое внимание в дошкольном образовании уделяется всестороннему развитию личности ребенка. Одним из условий полноценного развития личности дошкольника является сформированные коммуникативные умения и навыки в соответствии с возрастными нормами. Коммуникативные умения и навыки полноценно развиваются в интерактивной среде. Следовательно, вопрос о создании игровой интерактивной среды на сегодняшний день наиболее актуален. В содержании ФГОС ДО указывается, что «игра – основное условие полноценного развития ребенка», что служит причиной перевода методик обучения и воспитания дошкольников с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень. Поэтому основная задача педагога: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии.
Для детей от 3 до 7 лет очень эффективным и действенным методом обучения является интерактивная игра. Она позволяет в легкой форме рассказать малышам об окружающем мире, познакомить с героями сказок и при этом учит их взаимодействовать друг с другом для достижения конечной цели. Интерактивная игра, указывает О.Н. Минова, заключает в себе большой потенциал и направлена на решение таких задач, как повышение коммуникативных умений и навыков дошкольника, познание окружающего мира, самопознание, освоение правил, норм и ценностей общества, более эффективное восприятие учебного материала и т.д.
. Главной задачей остается обучение продуктивному общению со сверстниками. Ведь общаясь, ребенок не только учится вместе добиваться поставленной задачи, но и получает обратную связь, формирующую его представление о самом себе. Значение такого вида деятельности трудно переоценить, и во многих детских садах и других образовательных учреждениях этот метод коммуникации является обязательной частью программы.
Например, интерактивная игра «Интервью». Цель игры – учить формулировать вопросы, развивать логическое мышление, коммуникативные способности. На коврике воспитатель разлагает картинки (их вдвое меньше, чем детей) с изображениями разных животных, насекомых. Под музыку дети свободно двигаются, а когда музыка останавливается, выбирают себе по одной картинке и объединяются в пары с теми, кому картинок не хватило. Следовательно, все в парах разыгрывают интервью. Ребенок без картинки задает вопросы типа:
– Кто ты?
– Ты можешь назвать себя красивым?
– Чем ты полезен?
Другой ребенок высказывается от имени, изображенного на картинке существа или животного, например: «Я – жук-солнышко. Я красив, потому нужен человеку. А еще я полезен, потому что поедаю много вредителей».
Воспитатель помогает детям объяснить пользу каждого живого существа.
Интерактивные игры бывают разных видов – это может быть и работа в группах, в парах, в которых дети получают возможность решать игровую задачу, поставленную перед ними. Другим вариантом интерактивной игры является использование цифровых технологий: это может быть компьютерная игра, виртуальное игровое путешествие или экскурсия, где ребенок будет выполнять ведущую роль. Другим видом интерактивных игр, являются разнообразные квесты, мультимедийные викторины и т.д. Квесты в работе с детьми дошкольного возраста можно использовать в таких формах, как: пересказа – демонстрации осознания изученной темы на базе представления материалов, собранных из разного рода источников, в другой форме: рассказы, презентации, плаката; планирование, проектирование – разработки проекта или плана на базе заданных условий; творческой задачи – творческой работы конкретного жанра: видеоролика, стихи; оценки – обоснование конкретной точки зрения; различных исследований – изучение разного рода явлений, фактов, открытий на базе детских онлайн- сервисов.
Интересны детям дошкольного возраста интерактивные игры, связанные с созданием реальных объектов. Это позволяет не только расшить их кругозор и сформировать навыки продуктивной деятельности, но и влияет на развитие таких личностных качеств, как целеустремленность, усидчивость, умение творчески решать поставленную задачу. Например, интерактивная игра «Строим дом». Цель: закрепить понимание понятий «дом», «геометрическая фигура», «размер», «рост»; развивать мышление, воображение, творческие способности. Дети объединяются в тройку. Каждой группе воспитатель раздает набор разных по размеру геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, полуовал) и три-четыре изображения силуэтов животных. Воспитатель предлагает детям построить из геометрических фигур (выложить или сделать аппликацию) домики для животных. Необходимо учесть размер, рост животных и т.п. Соответственно, дом может быть узким или высоким, низким или широким, квадратным или полуовальным. Дети объясняют, почему изготовили именно такие дома.
Задача воспитателя при использовании интерактивных игр, это создание условий для реализации игры и постановка перед ребенком игровой задачи. Решая игровую задачу самостоятельно или в процессе взаимодействия со сверстниками, ребенок учиться быть самостоятельным, у него активно развиваются все процессы мыследеятельности, он учится планировать свои действия, прогнозировать результат и выбирать средства для его достижения. Интерактивные игры воздействуют и на развитие таких психических процессов ребенка, как память, внимание, воображение. Все это создает базу его успешного личностного развития. Так, например, одной из разновидностей интерактивной игры является кейс. Воспитатель для создания кейса может выбрать любую проблему, которая будет интересна и доступна ребенку дошкольного возраста. Например, кейс «Правильно ли поступил Саша». Проводя подготовительную работу, воспитатель читает детям сказку Л. Толстого «Косточка». Затем подбирается серия сюжетных картин, на которых мальчик Саша не совсем честно поступает с конфетами, купленными мамой на праздник для всех детей. Детям даются следующие задания
1) рассмотреть картинки и определить общую сюжетную линию;
2) описать проблему;
3) составить вопросы для других детей;
4) дать оценку поступку Саши и спрогнозировать возможный выход из проблемной ситуации для героя.
Таким образом, интерактивная игра – эффективное средство развития личности ребенка, позволяющая максимально сформировать коммуникативные умения и навыки, научить ребенка взаимодействовать с окружающим миром, способствует активизации мыслительных процессов, учить ставить на элементарном уровне цели и достигать их, подбирая соответствующие методы и средства.
Список использованной литературы
1. Минова, О. Н. Проектирование занятия в детском саду с использованием интерактивных игр / О. Н. Минова // В сборнике: Роль науки и образования в модернизации современного общества. – Уфа, 2021. – С. 85-86.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва: Просвещение, 2016.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.