Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы.
Одна из самых популярных стратегий интерактивного обучения - работа в малых группах. Она является неотъемлемой частью многих интерактивных методов, например таких, как дебаты, тренинг, творческие задания, мозаика, общественные слушания, почти все виды игр и имитаций, судебный процесс и др.
Занятия в малых группах позволяют обучающимся приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Кроме того, эти занятия помогают научиться разрешать возникающие между ними разногласия.
Цель: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
§ Активизация познавательной деятельности
§ Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
§ Развитие умений успешного общения
§ Совершенствование межличностных отношений в классе
Плюсы и минусы
Принципы групповой работы
§ Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся
§ Учитывать особенности состава группы
§ Составлять задания исключительно для совместного поиска решения
§ Распределять роли между участниками группы
§ Организовывать коммуникацию в группе и между группами
§ Анализировать способ деятельности
Этапы обучения работе в группах (см. слайд)
Распределение ролей внутри групп
При работе в малой группе студенты могут выполнять следующие роли:
Фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);
Регистратор (записывает результаты работы);
Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);
Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которая могла бы задать другая сторона в дискуссии);
Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);
Наблюдатель (наблюдатель может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);
Хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).
Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, обучающихся следует поменять ролями.
Правила совместной работы – см. слайд
Варианты комплектования групп –
Преподавателям рекомендуется помещать отлично, средне и плохо успевающих студентов в одну и ту же группу. В разнородных группах, судя по всему, отмечается более активное творческое мышление, более частый обмен объяснениями и более полное усвоение перспективы в результате обсуждений.
Чтобы построить конструктивные взаимоотношения между детьми разных полов и представителями разных культурных слоев, нужно, чтобы состав каждой группы был, по возможности, разнородным в половом и культурном отношении. Существует много полезных способов распределения обучающихся см. слайд:
Наиболее простой способ произвольного распределения - попросить учащихся рассчитаться «на первый-второй». Четные - попадают в одну группу, нечетные - в другую.
Проверка готовности задания см. слайд
Предъявление результата см. слайд
Рефлексия см. слайд
Учителю на заметку см. слайд
Поведение учителя во время групповой работы см. слайд
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.