Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы.
Одна из самых популярных стратегий интерактивного обучения - работа в малых группах. Она является неотъемлемой частью многих интерактивных методов, например таких, как дебаты, тренинг, творческие задания, мозаика, общественные слушания, почти все виды игр и имитаций, судебный процесс и др.
Занятия в малых группах позволяют обучающимся приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Кроме того, эти занятия помогают научиться разрешать возникающие между ними разногласия.
Цель: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
§ Активизация познавательной деятельности
§ Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
§ Развитие умений успешного общения
§ Совершенствование межличностных отношений в классе
Плюсы и минусы
Принципы групповой работы
§ Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся
§ Учитывать особенности состава группы
§ Составлять задания исключительно для совместного поиска решения
§ Распределять роли между участниками группы
§ Организовывать коммуникацию в группе и между группами
§ Анализировать способ деятельности
Этапы обучения работе в группах (см. слайд)
Распределение ролей внутри групп
При работе в малой группе студенты могут выполнять следующие роли:
Фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);
Регистратор (записывает результаты работы);
Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);
Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которая могла бы задать другая сторона в дискуссии);
Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);
Наблюдатель (наблюдатель может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);
Хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).
Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, обучающихся следует поменять ролями.
Правила совместной работы – см. слайд
Варианты комплектования групп –
Преподавателям рекомендуется помещать отлично, средне и плохо успевающих студентов в одну и ту же группу. В разнородных группах, судя по всему, отмечается более активное творческое мышление, более частый обмен объяснениями и более полное усвоение перспективы в результате обсуждений.
Чтобы построить конструктивные взаимоотношения между детьми разных полов и представителями разных культурных слоев, нужно, чтобы состав каждой группы был, по возможности, разнородным в половом и культурном отношении. Существует много полезных способов распределения обучающихся см. слайд:
Наиболее простой способ произвольного распределения - попросить учащихся рассчитаться «на первый-второй». Четные - попадают в одну группу, нечетные - в другую.
Проверка готовности задания см. слайд
Предъявление результата см. слайд
Рефлексия см. слайд
Учителю на заметку см. слайд
Поведение учителя во время групповой работы см. слайд
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.