Интерактивное обучение и информационные технологии в образовании
Оценка 5

Интерактивное обучение и информационные технологии в образовании

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
преподавание
26.03.2022
Интерактивное обучение и информационные технологии в образовании
В данной статье рассматривается проблема развития современного образования на основе применения системы дистанционного обучения студентов, так и программы инклюзивного образования. Дистанционное обучение имеет своей целью обучение без отрыва от производства, студентам же оно дает равные возможности получить образование в сложившейся эпидемиологической ситуации. Дистанционное обучение невозможно без развития информационных технологиᡃй, таких кᡃак видеокоᡃнференции и вᡃыполнение зᡃаданий обучающимися.
Сафонова_статья.docx

Доклад на заседании ЦМК обще6оразовательных дисциплин

ГАПОУ СО «МПК»

по теме

«Интерактивное обучение и информационные технологии в образовании»

Е.А. Сафонова, преподаватель математики

ГАПОУ СО «Марксовский политехнический колледж»

Ключевые слова: инклюзивное образование, дистанционное обучение, видеоуроки, видеоконференции, информационные технологии

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развития современного образования на основе применения системы дистанционного обучения студентов, так и программы инклюзивного образования. Дистанционное обучение имеет своей целью обучение без отрыва от производства, студентам же оно дает равные возможности получить образование в сложившейся эпидемиологической ситуации. Дистанционное обучение невозможно без развития информационных технологий, таких как видеоконференции и выполнение заданий обучающимися.

 

 В настоящее время благодаря развитию общества в целом и науки и информационных технологий в частности и сложившейся эпидемиологической  ситуации, очень актуален вопрос относительно перспектив развития дистанционного обучения и его места как системы в системе образования различных уровней.

Сегодняшние условия жизни заставляют нас  обучать при помощи «дистанта» всех обучающихся и студентов на разных ступенях образования и обучаться педагогическому составу.

Существенным плюсом дистанционного образования является то, что оно, идя в ногу со временем, для проведения обучения или переобучения применяет ряд информационных технологий, позволяющих проводить обучение через сеть Интернет [8, c. 33].

 

Основными технологиями дистанционного обучения являются, на данный момент времени, проведение занятий онлайн через видеоконференцию, применение видеоуроков, направленных преподавателем студенту также через сеть Интернет и выложенных на портале учебного заведения для каждого занятия, раздача дидактического обучающего материала, по изучению которого обучающийся должен проверить свои знания и умения, пройдя ряд тестовых заданий, позволяющих оценить его уровень знаний и указать на ошибки при помощи различных образовательных платформ.

Современно развитие техники, в частности использование для проведения обучения программы Skype, ZOOM использование которых позволяет студенту видеть и слышать урок преподавателя, а также  те материалы, которые он показывает студента в процессе занятия на экране компьютера.

Это стало возможным благодаря развитию сети Интернет, на которой основаны все технологии дистанционного образования [7, с. 58].

Видеоконференция, проводимая с обучающимся, является одной из основных технологий дистанционного образования как в инклюзивном образовании, так и в дистанционном образовании, применяемом для взрослых людей.

Следующей технологией дистанционного обучения, на которой основано дистанционное обучение большинстве  учебных заведений и курсах переподготовки, является технология MOODLE, позволяющая учебным заведениям создавать интернет-ресурсы для обучения, тестирования и сдачи экзаменов [4, с. 21].

Сущностью данной технологии является создание интерактивного интернет-сайта учебного заведения, на котором, в обязательном порядке регистрируются как студенты, обучающиеся удаленно данном учебном заведении, так и их преподаватели.

Наполнение данного сайта, являющегося по сути учебной платформой, на основе которой происходит весь процесс дистанционного обучения, представляет собой следующие составляющие.

В первую очередь, это непосредственное общение студентов и преподавателей при помощи обмена электронными сообщениями и видеоконференциями.

Также данный ресурс служит для размещения учебных материалов для самостоятельной работы с последующей их проверкой преподавателем, студент допускается к выполнению следующего задания, только выполнив предыдущее, этим достигается непрерывность и последовательность учебного процесса.

Каждое задание оценивается как преподавателем, чья оценка может быть субъективной, так и итоговым тестированием при помощи тестовой системы. Данная система позволяет объективно оценить знания и пробелы студента и при необходимости указать ему на них, и помочь в изучении неизученного материала.

Поскольку конечная оценка за предмет выводиться на основании суммы баллов, получаемой за выполнение каждого из заданий, а также оценки выполнения заданий преподавателем в целом, данная система дистанционного обучения зарекомендовала себя хорошо.

Помимо обучения в виде видеоконференций, выкладывания дидактических материалов и тестов, в последнее время все более активно применяется оценка результатов обучения в виде классического экзамена, в ходе которого студентом выбирается билет, и даются развернутые ответы на вопросы билета.

Единственная разница лишь в том, что студент видит преподавателя на экране монитора, а преподаватель - студента, и в процессе экзамена они ведут беседу в режиме видеоконференции.

Такой классический способ контроля итоговых знаний, как экзамен, не может быть вытеснен тестированием, поскольку далеко не всегда корректно тестирование определяет уровень знаний студента, слишком много субъективных факторов на него воздействует.

Данный тип общения, когда люди не находятся в прямом контакте друг с другом, именуется в психологии непрямой формой общения. Её особенностью является то, что психологически человек в большей степени подвержен влиянию стрессовых факторов при прямой форме общения, при такой же форме, как видеоконференция, уровень тревожности студента значительно понижается.

Нельзя сказать, что дистанционное обучение не имеет недостатков, имеет, например, ряд письменных заданий и тестов может быть решен не студентом, а иным лицом, зачастую с применением интернет-технологий удаленного доступа на компьютер студента.

Также нельзя не отметить тот факт, что сама система дистанционного обучения, построенная на базе использования сети Интернет как среды связи между образовательным учреждением и студентом, технически еще не безупречна.

Создание системы обучения аналогичной системе MOODLE требует создания интернет-сайта на основе PHP и PERL, а также ряда других языков создания интернет-сайта, это достаточно серьезный программный продукт, который для устойчивой его работы должен быть размещен на выделенном сервере, должным образом администрироваться и иметь хорошую антивирусную защиту, а также иметь постоянный устойчивый канал связи.

Поскольку все обучение происходит в сети Интернет, то сбои с подключением такого сайта к сети вызовут невозможность обучения до их устранения у всех студентов данного учебного заведения.

Чтобы исключить это, при проектировании производится подключение к серверу как минимум двух независимых провайдеров Интернета, обеспечивающих устойчивость данного сервиса.

В случае отключения одного из них, сервер переводится на резервный канал, пользователи этого даже не успевают заметить.

Дистанционное образование не могло развиваться ранее, поскольку уровень развития техники самой сети Интернет был недостаточным для создания бесперебойно работающих систем, в настоящий момент времени это стало возможно, и, тем не менее, технические неисправности время от времени случаются.

Отдельно хотелось бы отметить, что, несмотря на все плюсы дистанционного образования, для получения образования надлежащего качества необходимо присутствие студента на лекциях классического типа. Даже при дистанционном обучении в настоящий момент времени необходимо посещение некоторого количества занятий, это позволяет наладить контакт с преподавателем, по этой причине переобучение или курсы повышения квалификации предполагают присутствие студента на ряде лекций [6, с. 47].

Исключением из данного правила является инклюзивное образование, поскольку дети, получающие инклюзивное образование, по ряду причин не могут присутствовать в учебном заведении.

В этом случае, как правило, с ними дистанционно работают их преподаватели, современные технологии передачи данных позволяют достичь неплохих результатов [3, с. 55].

В заключение, подводя итоги, можно выделить следующие технологии дистанционного образования:

Видеоконференция в виде лекции. Применяется для обучения учащихся и студентов, при помощи видеокамеры и микрофона преподаватель транслирует излагаемый им учебный материал учебной аудитории. В дальнейшем обучающиеся на основе данного материала будут выполнять ряд самостоятельных заданий и тестов.

Использование для обучения учебной среды MOODLE. Данная учебная среда позволяет создавать для каждой группы и каждого курса студентов, обучающихся дистанционно, индивидуальные задания, а индивидуальные пароль и логин студента, с обязательной регистрацией подключения к среде с его личного компьютера по IP-адресу позволяют получать дидактические материалы, учебные задания, проходить тесты, предназначенные именно для данного студента [2, с. 32].

Использование тестов. Тесты позволяют в определенной мере выяснить уровень усвоения материала студентом, и на основании полученных данных скорректировать процесс обучения.

Онлайн-экзамен. Онлайн-экзамен происходит в режиме видеоконференции. Студент видит преподавателя, а преподаватель слушает ответ студента, видит его и может задавать необходимые вопросы.

Все данные технологии базируются на использовании технологии Интернет. Без нее само дистанционное образование было бы невозможно.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Вымятнин В. М. Информационно-технологическое обеспечение ДО // Открытое и дистанционное образование, 2008. № 1.

2.                 Демкин В. П., Вымятнин В. М., Можаева Г. В. Технология создания педагогического программного обеспечения для дистанционного обучения // Современные технологии в системе образования: Материалы республиканской научно-практической конференции. Караганда, 29-30 мая 2010 г. Караганда, 2010.

3.                 Домрачев В. Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России, 2008. № 3.

4.                 Ибрагимов  И. М.  Информационные  технологии  и  средства  дистанционного  обучения:  Учеб. пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2010. 216 с.

5.                 Ковшов А. Н., Ибрагимов И. М. Методологические основы дистанционного обучения. М.: МГОУ, 2010., 265 с

6.                 Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Полат Е. С. М. Изд. центр «Академия», 2010. 272 с.

7.                 Романов А. Н., Торопцов В. С., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. М.: ЮНИТИ, 2000. 345 с.

8.                 Щенников С. А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2014. e-Leaming World: Мир электронного обучения. М., 2014. № 1-4.


 

9.                

Доклад на заседании ЦМК обще6оразовательных дисциплин

Доклад на заседании ЦМК обще6оразовательных дисциплин

Основными те ᡃ хнологиями д ᡃ истанционно ᡃ го обучени ᡃ я являются, н ᡃ а данный мо ᡃ мент време ᡃ ни, проведе ᡃ…

Основными те ᡃ хнологиями д ᡃ истанционно ᡃ го обучени ᡃ я являются, н ᡃ а данный мо ᡃ мент време ᡃ ни, проведе ᡃ…

Наполнение д ᡃ анного сайт ᡃ а, являющегося по сути учеб ᡃ ной платфор ᡃ мой, на ос ᡃ нове которо ᡃ й происход ᡃ…

Наполнение д ᡃ анного сайт ᡃ а, являющегося по сути учеб ᡃ ной платфор ᡃ мой, на ос ᡃ нове которо ᡃ й происход ᡃ…

Данный тип об ᡃ щения, ког ᡃ да люди не н ᡃ аходятся в пр ᡃ ямом конта ᡃ кте друг с дру ᡃ гом,…

Данный тип об ᡃ щения, ког ᡃ да люди не н ᡃ аходятся в пр ᡃ ямом конта ᡃ кте друг с дру ᡃ гом,…

Дистанционное обр ᡃ азование не мо ᡃ гло развив ᡃ аться ранее, пос ᡃ кольку уро ᡃ вень развит ᡃ ия техники самой сети

Дистанционное обр ᡃ азование не мо ᡃ гло развив ᡃ аться ранее, пос ᡃ кольку уро ᡃ вень развит ᡃ ия техники самой сети

Использование тесто ᡃ в. Тесты поз ᡃ воляют в о ᡃ пределенно ᡃ й мере выяс ᡃ нить урове ᡃ нь усвоени ᡃ я материал…

Использование тесто ᡃ в. Тесты поз ᡃ воляют в о ᡃ пределенно ᡃ й мере выяс ᡃ нить урове ᡃ нь усвоени ᡃ я материал…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2022