МЕНЕДЖМЕНТ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗДЕЛУ ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ
Оценка 5

МЕНЕДЖМЕНТ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗДЕЛУ ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ

Оценка 5
Лекции
docx
преподавание
10 кл—11 кл +1
17.03.2022
МЕНЕДЖМЕНТ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗДЕЛУ ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ
Погружение в науку "менеджмент"
1 лекция менеджмент.docx

ОГБПОУ «ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО – ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМНР

________О.Н. Пояркова

                                                                                                 «____»__________ 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Я.А. МАРТЫНОВА

МЕНЕДЖМЕНТ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗДЕЛУ

ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск  2018

 

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Место и роль менеджмента в области экономики и документационном обеспечении управления  3

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ.. 7

1.1. История развития теории и практики менеджмента. 7

1.2 Управленческий труд и менеджеры.. 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Место и роль менеджмента в области экономики и документационном обеспечении управления

 

Основным желанием нашей жизни является собственное удовлетворение. Но для удовлетворения собственных потребностей необходимы ресурсы. Ресурсами являются как люди, недвижимость, деньги, так и любые предметы (одушевленные или неодушевленные), которые нам становятся необходимы. Точнее необходимо то, что с их помощью можно сделать/получить.

Таким образом, основным понятием является «управление», управление кем-либо, чем-либо. Но главным является цель управления – получение результата. Для систематизации методов управления и пояснением как это делать сформирована наука «менеджмент».

Введем два главных определения:

Управление – процесс, позволяющий нам достичь результатов, при помощи целенаправленного воздействия на объекты управления.

Менеджмент – наука об управлении.

Целью изучения науки «менеджмент» является – изучение способов, приемов и методов управления различными объектами.

Согласитесь, что процесс управления работниками значительно отличается от управления автомобилем. Хотя суть воздействий остается идентичной.

Задачами изучения предмета «менеджмент» являются:

1.        Изучение функций управления/менеджмента.

2.        Определение особенностей применения методов управления к различным объектам в различных ситуациях.

3.        Обучение проведению анализа проблемных мест объекта и процесса управления.

4.        Получение навыков системного рассмотрения проблемных мест и формирования выводов.

5.        Разработка решений по преодолению выявленных проблем.

В процессе обучения «менеджменту» развиваются компетенции, которые необходимы не только при осуществлении управления деятельностью организации, но и в повседневной жизни.

В экономике наука «менеджмент» представляет собой немаловажную роль. Исходя из определения понятия «менеджмент» и цель его применения (достижения результатов), к основным рассматриваемым объектам исследования (организации) обратимся к основным результатам, которые хотим достичь, управляя деятельностью организации:

1.        Получение прибыли.

2.                  Организация деятельности по достижению результата.

3.        Выход на определенный рынок.

4.        Занятие определенного места на сформированном рынке.

5.        Выпуск новой продукции (формирование нового рынка).

На этой основе, исходя из результатов и объектов управления, можно выделить следующие виды менеджмента:

Таблица 1 – Виды менеджмента по результатам

Вид менеджмента

Объект управления

Результат

Финансовый менеджмент

Финансы организации

Прибыль или покрытие затрат

Управление персоналом

Персонал организации

Четкое выстраивание деятельности персонала

Стратегический менеджмент

Миссия, цели и задачи деятельности организации

Постановка ориентира, цели деятельности и пошагового алгоритма ее достижения

Производственный менеджмент

Организация производства товаров/услуг

Полноценное обеспечение процесса производства товаров и услуг

Проектный менеджмент

Организация деятельности в рамках локального проекта

Достижение результатов проекта

 

Так же, виды менеджмента, в более узкой манере можно разделить по объектам (видам организаций)

Таблица 2 – Виды менеджмента по объектам

Виды менеджмента

Объект управления

Специфика управления

Банковский менеджмент

Деятельность финансовой организации

Специфика деятельности на финансовых рынках

Социо-культурный менеджмент

Деятельность социо-культурных организаций и объектов (музеи, театры, кинотеатры, парки, городской сад, памятники)

Специфика каждого объекта управления

Религиозный менеджмент

Деятельность религиозных организаций

Достижение целевых религиозных установок

Управление дикой природой

Дикая природа )флора и фауна)

Специфика достижения целей управления дикой природой

….

 

 

 

Основным объектом управления в нашем образовательном процессе является организация.

Организации могут называться по-разному:

Организация – два и более человека, осуществляющие деятельность с единой целью.

Фирма – этимология слова сформирована на основе попадания ударения на последний слог.  Выпуск товара, инновации с собственным брендом.

Предприятие – организованное производство товаров или услуг.

Компания – объединение людей с одной целью.

Учреждение – деятельность организации преследует социально-важные цели.

Таким образом, менеджмент организации (компании, фирмы и т.д.) является – организация процесса управления достижением поставленного результата.

Основным моментом является системная четкость получения результатов и построение пошагового механизма достижения результата. Тут на первый план выходит понятие «документационное обеспечение менеджмента».

Исходя из объекта управления, видами документационного обеспечения является:

Устав - свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, организаций, предприятия, учреждения и так далее.

Положение об отделе – это внутренний организационно-распорядительный документ, устанавливающий статус, функции, права, обязанности, ответственность и связи структурного подразделения предприятия (организации).

Положение о маркетинговой политике - это документ, в котором прописана организация деятельности отдела маркетинга на предприятии, т.е. это нечто, похожее на положение по отделу.

Должностная инструкция — документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника. Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения для своих непосредственных подчиненных.

Положение об оплате труда - локальный нормативный акт компании, в котором устанавливаются применяемые в организации системы оплаты труда, доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, механизмы начисления и выплаты заработной платы.

И другие…

Вопросы по материалу:

1.      Чем отличаются понятия «менеджмент» и «управление»?

2.      Где применяется наука об управлении?

3.      Перечислите 10 видов объектов управления.

4.      Перечислите задачи управления. С какой целью стоит осуществлять управление?

5.      Приведите примеры организаций, обосновав применения понятий «компания», «фирма», «предприятие», «учреждение».

6.      Зачем создавать документационное обеспечение менеджмента?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ

Тема 1.1. История развития теории и практики менеджмента

 

Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. Первых менеджеров в основном волновал вопрос эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредотачивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.

Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856- 1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Ф.Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф.Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.

Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Гилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.

Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, — школа "научного менеджмента", "классическая", "традиционная"

Разновидностью классической школы управления является "административная" школа.

Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера.

Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841 — 1925). Он разделил весь процесс управления на 5 основных функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.

На базе учения А. Файоля в 20-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий — функций управления.

Разработанные А.Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

Из других представителей административной школы можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию "менеджмента персонала", или управления рабочей силой (1917); и М. Вебера, предложившего концепцию "рациональной бюрократии" (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

Основная черта "классической школы" (научной и административной) заключается в том, что существует только 1 способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.

Определенный прорыв в области менеджмента был сделан на рубеже 30-х гг., ознаменовавшийся появлением "школы человеческих отношений" (поведенческой школы).

В ее основу положены достижения психологии и социологии. Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

Р. Оуэн был реформатором менеджмента в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на "уход" за людьми (живой машиной). Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т. п. Тогда, вероятнее всего, "ремонт" людей не потребуется.

Родоначальником "школы человеческих отношений" принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э.Мэйо, результаты труда.

В результате движение "человеческих отношений" стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент в движении "человеческих отношений" делался на людях, а в движении научного управления — на заботе о производстве. Идея состоит в том, что простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на ПТ.

Т.е. речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Из других ученых этого направления можно выделить М.П.Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства.

Большой вклад в развитие школы "человеческих отношений" был сделан в 40 —60-е гг., когда учеными-бихевиористами было разработано несколько теорий мотивации.

Одной из них является иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Он предложил следующую классификацию потребностей личности: 1)физиологические, 2) в безопасности своего существования, 3) социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.), 4) престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение), 5) в самовыражении, полном использовании своих возможностей, достижений целей и личном росте.

Не менее популярно в школе «человеческих отношений» и учение Д. Макрегора (I960). В основе его теории (X и У) лежат следующие характеристики работников:

-        теория X — средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять;

-        теория У — люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями "количественной школы", часто называемой управленческой.. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который м/б выражен математически.

В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может стать сходной с др. ситуациями.

Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации; систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия; систему власти; систему логического принятия решений.

С т. зр. экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Выводы ситуационного подхода состоят в том, что формы, методы, системы, стили управления д. существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления.

 

 

Самостоятельная работа №1. Составление таблицы «Вклад основных школ управления в развитие менеджмента».

Пример:

Название школы

Период

Представители

Достижения

Недостатки

Используется сейчас

1

Школа научного управления

1885 – 1920

Тейлор, Гант, Ф. и Л. Гилберты, Х. Эмерсон, Форд

· Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

· Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

· Обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного выполнения их задач.

· Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

· Отделение планирования и обдумывания от самой работы

· Рациональная организация труда, разработка формальной структуры организации и определение мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими

· Выделение управленцев из производственного персонала

-     Чрезмерное нормирование труда.

-     Персонал – всего лишь рабочая сила.

-     Недооценка человеческого фактора.

-     Не исследовала социальные аспекты человеческого поведения.

-     Тейлоризм- выжимание из человека максимума сил в интересах прибыли хозяина.

·  Сдельно-премиальная оплата труда.

·  Отделение управления от производственной деятельности

 

 

 

 

 

 

1.2 Управленческий труд и менеджеры

 

Ключевыми  фигурами любого предприятия  являются, безусловно, предприниматель и менеджер, бизнесмен. Они все  «стоят у руля», но  их роли в компании совершенно разные.

Как руководители они должны обладать  в первую очередь лидерскими  качествами, целеустремленностью, нацеленностью на  результат, способностью  стратегически мыслить и быстро  принимать решения, адаптироваться  под  меняющую  ситуацию и мотивировать коллектив  на качественную эффективную работу.

Но каждый из них, имеет свою цель и вступает в руководство деятельностью организации в разные периоды ее существования – жизненного цикла.

Таблица 3 – Стадии жизненного цикла организации

https://moluch.ru/conf/blmcbn/487/m5a7cccfb.jpg

Рисунок 1 - Графический пример стадий ЖЦ и проблемы

Рисунок 2 – Виды менеджеров и уровни управления

http://mypresentation.ru/documents/b3ded61619616451b9e4cb490d8a45e3/img3.jpg

Рисунок 3 – Отличия менеджера от предпринимателя

Чтобы понять, чем отличается бизнесмен от предпринимателя, нужно поочередно разобраться со значением этих двух понятий. Понятия предприниматель в кодексе нет, зато есть определение к слову индивидуальный предприниматель. По кодексу – это та личность, которая успешно прошла государственную регистрацию и теперь имеет право заниматься коммерческой деятельностью по производству и реализации какого-либо товара или же услуг. А какое понятие имеет слова бизнесмен? Слово это англоязычное, и в русском словаре объяснения к нему нет. В переводе же понятие означает человека, который занимается коммерческой деятельностью. Так какая же разница? Предприниматель и бизнесмен реализуют одну и ту же задачу, но вот их подход в корне отличается.

Цель у этих двух категорий граждан одна и та же. Люди хотят заработать денег. Но тогда какая разница между понятиями? Предприниматель создает свой бизнес не только для того, чтобы зарабатывать. Человек самостоятельно занимается раскруткой своего дела. Нередко он выполняет на предприятии роль разнорабочего. Если его компания занимается производством, в случае аврала он встанет у станка и будет трудиться вместе со своими подчиненными. Фирма – это главное деяние предпринимателя. Ему приносит удовольствие работа. Он может проводить на ней 24 часа в сутки, решать технические вопросы и решать возникающие конфликты. Бизнесмен – это человек, который открывает дело в нише, в которой он может ничего не понимать. Главная цель фирмы – заработать деньги. Бизнесмен – руководитель. Но он никогда не станет у станка. Он заплатит сверхурочные сотрудникам, а сам будет жить в нормальном режиме. Если в стране случится кризис и бизнес станет убыточным, бизнесмен закроет дело и откроет другую фирму, которая будет заниматься чем-то, что в данный момент будет экономически выгодно. Если же дела будут совсем плохи, то ничего не помешает бизнесмену просто продать свой бизнес.

Предприниматель – это главный работник на предприятии. Именно он занимается всей руководящей деятельностью. Если такой человек уходит в отпуск, то работа в фирме прекращается. Предприниматель является главной движущей силой своего дела. Он не может его оставить ни на час. Бизнесмен практикует другой подход к делу. Его фирма отлично работает и без него. Такое предприятие не имеет тотального контроля. Все ответственные посты занимают управляющие, которые знают свое дело и хорошо с ним справляются.

Можно ли бизнесмена считать предпринимателем? Нет. Предприниматель – это человек деятельный. Он придумывает всевозможные модернизации, он знает процесс работы всей компании. Предприниматель может заменить практически любого работника на собственном предприятии. Деятельность таких людей кипуча. Чтобы заработать деньги, им приходится трудиться не покладая рук. Чем больше они работают, тем больше прибыль у их фирмы. Предприниматель не привык перекладывать свои проблемы на других, он все решает сам.

 

Вопросы по материалу:

1.      На каком этапе организации нужен менеджер, предприниматель, бизнесмен.

2.      Приведите примеры организаций, находящихся на разных этапах жизненного цикла.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  №1.

На тему: Сравнительная таблица понятий «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель»

Цель выполнения практической работы:

Задания и условия реализации: На основании пройденного на лекции материала и литературных источников заполнить таблицу:

Сравнительная характеристика понятий «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель»

Признак

Бизнесмен

Предприниматель

Менеджер

Директор бухгалтерской службы

 

 

 

Начальник отдела маркетинга малого предприятия

 

 

 

Начальник отдела маркетинга среднего предприятия

 

 

 

Индивидуальный предприниматель

 

 

 

Директор филиала

 

 

 

Генеральный директор крупного  предприятия

 

 

 

Начальник цеха

 

 

 

Заместитель директора образовательного

учреждения

 

 

 

Ученый-разработчик

 

 

 

Менеджер по продажам

 

 

 

 

 

Критерии оценки:

При  90 ÷ 100% результативности ставится оценка «отлично»

При  80 ÷ 89% результативности ставится оценка «хорошо»

При  70 ÷ 79% результативности ставится оценка «удовлетворительно»

       При  менее 70% результативности ставится оценка «неудовлетворительно»

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1.      Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2014. – 275 с.

2.      Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. – Киев: Вышейшая школа, 2013. – 274 с.

3.      Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2013. – 320 с.

4.      Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент//Т.В Кириченко, Дашков и К, 2013, с.484

Интернет-ресурсы:

1.    www.litru.ru  – Электронная библиотека.

hr-portal.ru – журнал HR-portal ИРС (адаптация персонала, документооборот, командообразование, корпоративная культура, менеджмент)


 

Скачано с www.znanio.ru

ОГБПОУ «ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО – ПРОМЫШЛЕННЫЙ

ОГБПОУ «ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО – ПРОМЫШЛЕННЫЙ

Содержание

Содержание

ВВЕДЕНИЕ Место и роль менеджмента в области экономики и документационном обеспечении управления

ВВЕДЕНИЕ Место и роль менеджмента в области экономики и документационном обеспечении управления

Получение прибыли. 2.

Получение прибыли. 2.

Основным объектом управления в нашем образовательном процессе является организация

Основным объектом управления в нашем образовательном процессе является организация

Где применяется наука об управлении? 2

Где применяется наука об управлении? 2

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ

Одним из пионеров разработки этой идеи был

Одним из пионеров разработки этой идеи был

Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда

Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда

В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров

В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления

Управленческий труд и менеджеры

Управленческий труд и менеджеры

Рисунок 1 - Графический пример стадий

Рисунок 1 - Графический пример стадий

Рисунок 3 – Отличия менеджера от предпринимателя

Рисунок 3 – Отличия менеджера от предпринимателя

Бизнесмен – руководитель. Но он никогда не станет у станка

Бизнесмен – руководитель. Но он никогда не станет у станка

Начальник отдела маркетинга среднего предприятия

Начальник отдела маркетинга среднего предприятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2022