ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ДАЛЯ
Оценка 4.9

ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ДАЛЯ

Оценка 4.9
Научные работы
docx
преподавание
10 кл—11 кл +1
24.01.2022
ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЕСТВА В          ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ДАЛЯ
Статья посвящена вопросу отражения жизни уральского казачества XIX века в произведениях русского писателя, лексикографа, этнографа Владимира Ивановича Даля. Вопросы общественного устройства интересовали Владимира Ивановича всегда, когда он жил в столице, и тогда, когда оказался на окраине империи.
Кирьякова В.И._Сафонова И.В..docx

                                               Кирьякова Виктория Ивановна

                                               2 курс, специальность «Преподавание

                                               в начальных классах»

                                               обособленного подразделения

                                               «Многопрофильный педагогический

                                               колледж Луганского государственного

                                               педагогического университета»

                                               Руководитель: Сафонова Ирина Викторовна

                                               преподаватель специалист

                                               обособленного подразделения

                                               «Многопрофильный педагогический

                                               колледж Луганского государственного

                                               педагогического университета»

 

ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЕСТВА В          ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ДАЛЯ

 

Ключевые слова: русский писатель и этнограф, уральский казак, общественное устройство, вопросы жизни казачества, художественная этнография.

Статья посвящена вопросу отражения жизни уральского казачества XIX века в произведениях русского писателя, лексикографа, этнографа Владимира Ивановича Даля. Вопросы общественного устройства интересовали Владимира Ивановича всегда, когда он жил в столице, и тогда, когда оказался на окраине империи.

В статье описаны результаты анализа текста «Письма Гречу из Уральска», очерка «Уральский казак», вопросы организации жизни, внутренний смысл народного быта и логику народных характеров – очень странную не только для современного человека, но и для человека той эпохи.

Проанализированные произведения объединяет общая черта – автор отмечает внимание Даля к одному источнику благосостояния, и это река Урал. Ведь бережное отношение к реке является причиной отсутствия земельных угодий. Такие события жизни уральских казаков, как кладка, наемка нашли отражения не только в художественных произведениях, но и в публицистики.

Владимир Иванович рассказывает, как в XV веке беглые основали на берегах Урала «величайшую земельную и рыбацкую общину». На основе этой общины в конце XVI века возникло яицкое казачье войско. Вольнолюбивые и независимые казаки до 17 века жили обособленно, своеобразным строем и особой формой самоуправления (вечевой круг) унаследованной у новгородцев. Казаки не признавали крепостного права. Жизнь этого народа была сложной: им приходилось вести борьбу, защищая освоенный край от других племен, а также от посягательств на их свободу царского правительства [3].

Об устройстве управлении и нравственных основах этого общества Даль изложил в своих работах «Положение об управлении уральского казачьего войска», а также в художественных произведениях.

В «Письме Гречу из Уральска» Даль отмечает, что предки казаков были «ушедшие от опалы царя Ивана Грозного», и поэтому искали убежище на Яике. В этом же письме Даль говорит, что переход казаков в царское подданство стал причиной бедствия для уральцев, они потеряли право на безраздельное владение землями.

На Урале применялась наемка, но об этом мало кто знал про эту традицию, а Даль в «Письме к Гречу из Уральска»: «… канцелярия рассчитывает, многих ли казаков поставить должен каждый десяток, и оглашает это на базарах Десятки сходятся, толкуют, кричат, выкликают охотников, торгуются с ними, платят им деньги, одевают, вооружают их и ставят в полк молодцами»[2. с. 924]. Такой порядок Даль одобряет, потому что казак отправляется на службу весел и спокоен, когда герой очерка «Уральский казак» от бедности пошел служить и прослужил 33 года в страданиях и, как и каждый Далевский герой – гибнет на войне с турками.

Даль много рассуждал и писал о культурном уровне и духовном развитии этого общества. «Русь первобытная» с людьми зажиточными, хлебосольными и храбрыми описана Далем во всех бытовых деталях. И то, что «образованных среди них очень немного, а между женщинами и вовсе нет» его очень огорчает. Писателя очень интересовала традиционная старообрядческая вера. Казаки – раскольники берегли в обычаях «древлее» благочестие: бороду, старинную форму одежды, не признавали иноверцев.

Семьи на Урале были традиционно большими. Родоначальницами были женщины, даже девочек казаки называли «родительницами». Казак был уверен, что его грех замолят родительницы, поэтому очень часто мужчины соблюдают строгость в домашнем быту, нарушают ее вне войсковых пределов. На казачку ложились заботы по ведению хозяйства и воспитанию детей. Она отвечала за религиозную крепость детей.

И. Г. Георги писал о семейных взаимоотношениях уральцев. «Мужья обходятся с женами ласковее, нежели обыкновенно в России между простыми людьми, а потому они веселее, живее, благоразумнее» [1. с. 228].

Даль не одобряет таких обычаев, но таков уклад, старинные правила, переданные и принятые по наследству. Только благодаря им возможно зарождение и существование самобытного народного творчества. Даль же переходит к осознанию сложности уклада жизни. Даль описывает казаков в «алых и малиновых кафтанах с откидными рукавами по синему поддевку, в малиновой шапке с перехватом». Оружие казачье, которое описывал Даль, является знаком первого имущественного расслоения в среде казачества: сабля была принадлежностью войсковых чиновников, а рядовые довольствовались копьем, винтовкой и пистолями.

Даль не просто зафиксировал богатейшую культуру казачества, то, что он использовал, он включил в общественное сознание – это стало культурной данностью.

 

 

Литература

1. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. – СПб.,1799. – с. 228.

2. Даль В.И. Письмо к Гречу из Уральска // Северная пчела – 1833 - №230 и 231.

3. Краснов В. Военно – экономическое положение казачьих войск // Уральские войсковые ведомости – 1882 - № 48.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Кирьякова Виктория Ивановна 2 курс, специальность «Преподавание в начальных классах» обособленного подразделения «Многопрофильный педагогический колледж

Кирьякова Виктория Ивановна 2 курс, специальность «Преподавание в начальных классах» обособленного подразделения «Многопрофильный педагогический колледж

Проанализированные произведения объединяет общая черта – автор отмечает внимание

Проанализированные произведения объединяет общая черта – автор отмечает внимание

Даль много рассуждал и писал о культурном уровне и духовном развитии этого общества

Даль много рассуждал и писал о культурном уровне и духовном развитии этого общества

Литература 1. Георги И.Г. Описание всех обитающих в

Литература 1. Георги И.Г. Описание всех обитающих в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022