Интерактивное занятие, посвященное Дню защиты животных.
Оценка 4.6
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа +1
6 кл—8 кл
08.04.2017
В курсе биологии не изучаются вопросы биоэтики. Этими вопросами редко занимаются в воспитательной работе, хотя эти вопросы имеют большой воспитательный потенциал и актуальность. Групповые задания позволят учащимся сформировать представления о биоэтике, задуматься об их отношении к домашним и диким животным.
день животных.docx
Интерактивное занятие ко Дню прав животных. 24 апреля.
Всемирный день животных. 4 октября.
Информация для учителя.
Биоэтика – наука об этичном отношении к любой жизни. Животные так же как
люди, воспринимают и чувствуют, обладают памятью, доверчивы или недоверчивы.
Воспринимать животных с точки зрения их ценности для человека безнравственно.
Доброму отношению к животным надо учить. Например, в школах Германии изучается
предмет «Защита животных». Идеи биоэтики следует включить в работу классного
руководителя. Необходимо показать учащимся, что все живые существа нуждаются в
защите независимо от того, редкие они или распространенные. Объяснить, что нет
животных вредных или полезных, они все нужны в тех сообществах, в которых живут.
Сострадание к животным – черта нравственного человека. Постепенно у учащихся должна
появится потребность следовать концепции прав животных в повседневной жизни.
Уместно вести этот разговор именно в День прав животных.
При подготовке занятия использованы материалы Л.Кондрашовой, В.Борейко.
Занятие по биоэтике проводится в помещении. Продолжительность занятия 1 час.
Класс делится на 4 группы.
Оборудование: карточки с заданиями,
Вступительное слово учителя.
Животных люди использовали задолго до их одомашнивания. Отношения человека
с животными складывались по – разному. Люди обращали внимание на их полезность или,
наоборот, вредность. Животных или использовали, или с ними боролись. В разные времена
в различных странах вставал вопрос о правах животных.
Иудеи считали, что на седьмой день должны отдыхать не только люди, но и быки,
ослы и другие животные. В Египте найден папирус со словами: «Не найдено ни одной
жалобы со стороны быка против …». В России в 17 веке одного козла осудили к ссылке в
Сибирь. Свое право на часть добычи имели соколы и орлы в Аравии. Североамериканский
вождь индейцев говорил: «Человек имеет такие же права, как кролик, олень или растение».
1965г. появилась статья известной писательницы Бриджит Брофи «Права животных». С
этого времени о правах животных заговорили биологи, философы, юристы. Участились
случаи рассмотрения в судах дел о защите животных. Пернатый обитатель Гавайев палила
могла исчезнуть, поскольку на склонах вулкана Килауэа должны были бурить скважины.
Одюбоновское общество подало иск в защиту этой птицы от ее имени. Федеральный суд
заставил местные власти отвести для палилы специальные охраняемые территории.
Биоэтика – наука о этичном отношении к любой жизни. Мы обсудим, имеют ли
животные право на права?
Задание 1.
Представьте ваше любимое живое существо. Подумайте и запишите на бумаге, какие
потребности есть у живых существ. Сравните их с потребностями человека. Обсудите в
группе одинаковые потребности человека и любого живого существа.
Вывод:
так же как любое живое существо человек нуждается в пище, жилище, питье, продолжить
свой род и т.д. Человек не должен изменять условия обитания живых существ, чтобы
живые существа могли реализовать свои потребности.
Задание 2.
Прочитайте и обсудите текст карточек (по группам). Ответьте на вопросы.
Какие потребности животных нарушены в приведенных примерах? Каково отношение
учащихся к рассмотренным фактам? От каких своих потребностей человек мог бы
отказаться, чтобы сохранить потребности животных? Карточка 1.
В компании «Проктер энд гэмбл» для тестирования косметических средств используют
тест Дрейза. Этот тест проводится на кроликах. В глазах кроликов нет слезных каналов и
по – этому раздражитель остается на глазном яблоке. Глаз краснеет, появляется
воспаленная рана, покрывается язвой, а иногда даже вытекает из глазницы. Дополнительно
животных обездвиживают. Испытание длится 3 – 4 недели. Такое испытание прошли
шампунь, паста, крем, которыми, возможно, пользуетесь вы. Ежегодно в лабораториях этой
компании мучительно погибает 50 тысяч животных. К этой компании относится около 100
фирм, среди них известные в России: Alwаys, Comet, MaxFactor, Pampers, Royale и
другие.
Другие компании тестируют свою продукцию на культурах клеток, органов, тканей. В
Европе активно действует организация «Красота без жестокости», которая рекламирует
товары, которые не испытаны на животных. К таким фирмам относятся: Oriflam, Chanele,
Avon, Christian Dior и другие.
Хотели бы вы пользоваться эффективными косметическими средствами, прошедшими
подобные испытания?
Карточка 2.
В университете Флориды изучалось поведение кошек, которых получали из местного
приюта. Животным не давали есть до тех пор, пока их вес не падал на 80%. Кошек садили
на пол, к которому мог подключаться электрический ток. Головы кошек помещали в
цилиндр, в котором находилась кнопка. При нажатии кнопки животное получало пищу.
Животное учили нажимать кнопку до 2 тысяч раз в час. Затем кошек учили не нажимать на
кнопку, если зажигалась лампочка. Если кошка ошибалась, то включали ток.
Но ведь открытия в науке делаются для блага людей. Может быть такие жертвы
необходимы?
Карточка 3.
На Руси существовал такой обычай. Осенью ловили синиц, щеглов, чижей. Помещали их в
клетки и содержали всю зиму до весны, тем самым спасая их от бескормицы. На
Благовещенье на птичьих рынках люди покупали этих птиц и выпускали на волю.
Как вы относитесь к этому обычаю, может быть действительно диким птицам лучше
пережить неблагоприятное время в неволе?
Приведите примеры экологичных обычаев.
Карточка 4.
Синие киты – очень редкие животные. Однако, в некоторых странах продолжают охотиться
на китов. Орудия охоты постоянно «совершенствуются». Специальный взрывной гарпун
погружается в тело кита, в нем происходит взрыв. Следом летит второй гарпун. Второй
взрыв. Из раны хлещет кровь, у кита происходят конвульсии. Кит погибает через час.
Китовое мясо подают в ресторанах Японии, из кита делают свечной воск, мыло, масло,
маргарин, удобрения, духи.
Можно ли оправдать убийство китов, ведь столько нужного для людей делают из китов?
Задание 3.
Двум учащимся даются тексты, которые они зачитывают по – очереди. Учащиеся встают в
разных углах комнаты. Если одноклассники согласны с высказыванием, то они встают
рядом с учеником, прочитавшим его. Если не согласны – остаются на месте. Учитель
просит обосновать свое мнение.
Ученик 1.
Я никогда не буду держать дома экзотических животных, которым невозможно
создать условия для содержания.
Я буду держать дома собаку, потому что не имею времени для прогулок с ней. Я не ношу одежду из меха диких животных.
Я не хожу в цирк, мне не нравится использование животных для развлечений.
Я считаю, что стерилизовать кошек негуманно.
Ученик 2.
Живой уголок учит людей любить и понимать животных.
Мне нравится ходить на зоовыставки, где я могу увидеть животных, которых видела
только на картинках.
Мне нравится ловить насекомых для моей коллекции, ведь они такие красивые.
Я согласна, что необходимо умертвлять бездомных животных, они являются
источником опасности для людей.
Приобретая лекарства, я не задумываюсь о том, использовались ли животные для их
тестирования.
Обратите внимание, что многие дети никогда не задумывались о том, как живется
прирученным человеком животным! Это задание позволяет учителю провести коррекцию
взглядов учащихся на права животных, разъясняя нормы прав животных. Педагогическое
наблюдение выявить тип отношения к природе у школьников.
Рефлексия. Обсудите следующие вопросы:
Вам легко было принять или не принять какое – либо утверждение?
Часто ли возникали сомнения в выборе?
На вас влияло мнение друзей?
Стремились ли вы перейти туда, где было большинство?
Задание 4.
В группах разработайте правила обращения с живыми существами, учитывая
потребности животных. Обсудите правила со всеми учащимися.
Подведение итогов занятия.
Разработаны естественные права, предоставляемые диким животным.
1 Право на жизнь
Каждое живое существо независимо от его ценности для человека имеет право на жизнь.
Жизнь сама по себе имеет ценность.
2 Право на свободу от человеческого вмешательства.
Свобода – лучшее условие существования дикого животного. Это право предполагает так
же защиту жилища животного от человека.
3 Право на защиту от ненужного страдания.
4 Право на продолжение жизни.
Цель любого существа – воспроизводство себе подобных. В противном случае, вид, к
которому относится животное может исчезнуть или значительно уменьшить свою
численность.
5 Право на здоровую среду обитания.
6 Право на стремление к счастью.
Счастье диких животных заключается в том, чтобы оставаться дикими, свободными и
красивыми.
7 Право на защиту закона.
Документ в защиту прав животных еще не принят как нормативный, но все же права
животных можно защищать в рамках существующего законодательства.
Дополнительный материал.
Если вы захотите продолжить занятия по биоэтике, то порешайте с учениками
ситуативные задачи. 1 Люди лишают жизни комаров, болезнетворных микробов, паразитов. Но ведь, убивая их,
он человек нарушает право на жизнь. В каких случаях оправдано убийство животных?
Ответ: в данном случае человек прибегает к необходимой самообороне. Убийство
животных оправдано, если животное страдает, угрожает жизни человека, животные
специально выращиваются для нужд человека.
2 Лесники проводят санитарные рубки. При этом вырубаются деревья, пораженные жуками
– короедами. Заражение лесных культур прекращается. Могут ли эти действия с точки
зрения экологической этики считаться правильными?
Ответ: Каждая жизнь должна находиться под охраной. Короед – такой обитатель леса как
и все остальные. Лес – его дом, дерево – пища. Действия лесников противоречат биоэтике.
3 На улице росло несколько ив. Каждый год деревьям делали подрезку. Как расценить эти
действия с точки зрения природоохранной этики?
Ответ: Каждое дерево красиво само по себе. Не нужно навязывать ему свое видение
красоты. Нужно эстетически уважать природу.
4 В заповеднике развелось очень много кабанов и оленей. Они стали наносить ущерб
лесному сообществу. Было принято решение организовать охоту, чтобы снизить
численность животных до оптимальной. Оцените правильность решения.
Ответ: Численность копытных можно снизить экологичными способами, например,
выпустить волков, отловить животных и выпустить в другом месте.
5 На элеваторе развелось много мышей и крыс. Стали травить грызунов ядом. Как
расценивать этот поступок с точки зрения билэтики?
Ответ: уничтожение животных недопустимо, заставляет их страдать, лишает права на
жизнь. Этичный способ решения проблемы: использовать природных врагов грызунов.
Интерактивное занятие, посвященное Дню защиты животных.
Интерактивное занятие, посвященное Дню защиты животных.
Интерактивное занятие, посвященное Дню защиты животных.
Интерактивное занятие, посвященное Дню защиты животных.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.