Интерактивные методы обучения
Оценка 5

Интерактивные методы обучения

Оценка 5
docx
29.11.2020
Интерактивные методы обучения
Интерактивные методы обучения.docx

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

 

С.Х. Муминджанова

преподаватель кафедры Языков

Чирчикского высшего танкового

командно-инженерного училища

 

Аннотация

В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения. Автор раскрывает содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический опыт использо-вания данных методов и приёмов на уроках русского языка и литературы. Автор приходит к выводу, что интерактивные методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.

Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения. Под интерактивными методами обучения (от англ. inter - “между”; act – “действие”) мы будем понимать систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Интерактивные методы:

ü  Игра

ü  Парные и групповые

ü  «Древо решений»

ü  «Мозговой штурм»

ü  «Общая дискуссия»

ü  Проекты

ü  Кейсы

ü  Лекции

ü  Семинары

ü  «Общий галдёж»

ü  Словесные ассоциации

ü  ПОПС-формула

ü  Ролевая игра.  

Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Например, знакомый всем прием «Перевоплощение» можно использовать при изучении гоголевско-го «Ревизора». Каждый участник игры выбирает роль для идентификации, имя которого записывает на карточки и прячет в карман. Пер-сонажи не должны повторятся. Задавая косвенные вопросы, касающиеся мировоззрения, способа жизни и характера героя, участники пытаются определить роли друг друга Пары и группы.  Как наиболее простой способ организации интерактива, групповая работа позволяет

- за короткий срок изучить и обсудить объемный материал;

- решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока;

- активизировать процессы социализации школьников. 

Вопросы и задания непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера разного уровня трудности и сложности.

«Древо решений».  Класс делится на 3 или 4 группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

«Мозговой штурм». Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Может быть использован для реше-ния конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Учащиеся класса делятся на группы и в течение 5-6 минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.

Общая дискуссия, дебаты. Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Запись на доске проблемного вопроса: «Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?»

Процедура:

1 шаг. Класс делится на 2 группы.

2 шаг. Ученики одной группы обсуждают и записывают аргументы в пользу («за») положительного ответа на проблемный вопрос, записанный на доске, ученики второй группы – в пользу отрицательного ответа («против»).

3 шаг. Ученики первой группы высказывают своё доказательство в пользу своей точки зрения и выслушивают от учеников второй группы свое доказательство. Обсуждение продолжается до тех пор, пока стороны не высказали все свои аргументы и контраргументы.

Проектная деятельность. Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.

Этапы работы над проектом:

1.Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация про-блемы, разработка основных идей)

2. Подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации).

3.Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации).

4. Подведение итогов.

ПОПС – формула:

П – позиция («Я считаю, что…»)

О – объяснение (или обоснование) («Потому что …»)

П – пример («Я могу это доказать это на примере …»)

С – следствие (или суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»).

 При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

 «Общий галдёж».  Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.

«Радуга». Например, стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» читается учеником. Каждый ученик мысленно представляет цветовую гамму всех предметов, изображенных в стихотворении, и по содержанию текста изображает их цветом, рисуя на листе белой бумаги А-4 в форме дуги снизу вверх. После того, как все предметы получили цветовое изображение, получается радуга.

Схема: Вижу, слышу, чувствую. Каждый ученик в тетради запол-няет на листе белой бумаги А-4 схему: вижу, слышу, чувствую по со-держанию любого текста.

Прогнозирование содержания по названию произведения.

1 шаг. Каждый ученик обдумывает и кратко записывает содержание предполагаемого текста, который носит название «Лошадиная фамилия».

2 шаг. Ученики объединяются в группы по три человека и рассказывают друг другу придуманные ими рассказы.

3 шаг. Ученики в группах читают рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» и сопоставляют свои варианты с рассказом писателя.

Приём «Реклама».  Учитель предлагает прорекламировать пред-мет, на подготовку 5- 10 мин.  Пример: создайте рекламу Серебряному веку русской поэзии. Придумайте слоган  …

Приём «Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.  Например, кратко написать самое важное, что уяснил с урока. Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Интерактивные методы и приёмы обучения относятся к числу инновационных, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. 

 

Литература:  

1.        Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Учебник по русскому языку за 6 класс. — 33-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — С. 57–60.

2.        Белькова А. Е. Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога // Научный журнал «Молодой учёный». — 2015. — № 12 (92). — С. 896–898.

3.        Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. — 199 с.

4.        Методы научно-педагогического исследования. — http://www.studfiles.ru/preview/ [Электронный источник] (дата обращения 28.11.2015).

5.        Методы обучения. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения [Электронный источник] (дата обращения 27.11.2015).

 


 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Общий галдёж» ü Словесные ассоциации ü

Общий галдёж» ü Словесные ассоциации ü

Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем

Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем

П – позиция («Я считаю, что…»)

П – позиция («Я считаю, что…»)

Приём «Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта

Приём «Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020