Интерактивные методы и их использование на занятиях по иностранному языку.
Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 3
2 кл—11 кл
02.04.2017
Основными составляющими интерактивного занятия являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала.Интерактивные методы и их использование на занятиях по иностранному языку.
Скрыгин В.В. Интерактивные методы.docx
УДК 378.146
Интерактивные методы и их использование на занятиях по
иностранному языку.
В.В.Скрыгин учитель английского языка МКОУ «Тат. Калмаюрская СШ
им. Д.И.Шарипова
В связи с переходом к новым образовательным стандартам,
построенным на компетентостном подходе, главная задача, стоящая перед
Российским образованием, заключается в повышении эффективности
обучения с ориентацией на личностные и индивидуальные особенности
каждого учащегося. Для этого необходима реализация новых подходов в
образовательном процессе. Современному преподавателю следует выбрать
такие технологии обучения, при которых учащиеся могут проявить не
только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную
социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект
обучения.
Признавая существование различных методов в современном
процессе обучения иностранному языку, следует отметить, что
лидирующее положение занимают методы, связанные с применением
интерактивных методов обучения.
Для того чтобы глубже понять суть интерактивных методов, давайте
рассмотрим схемы, которые помогут нам увидеть различия между
существующими методами обучения.
Рис.1 – Пассивный метод
Пассивный метод
(рис.1) – это
форма взаимодействия учащихся и
преподавателя, в которой преподаватель
является основным действующим лицом и
управляющим ходом занятия, а учащиеся
выступают в роли пассивных слушателей,
подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя с
учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов,
самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
Рис. 2 – Активный метод
Активный метод (рис.2) – это
форма взаимодействия учащихся и
которой
преподавателя,
преподаватель
учащиеся
взаимодействуют друг с другом в
ходе занятия. Учащиеся здесь не
пассивные слушатели, а активные
в
и
1 участники занятия. Если в пассивном занятии основным действующим
лицом и менеджером занятия был преподаватель, то здесь преподаватель и
учащиеся находятся на равных правах. Если пассивный метод предполагал
авторитарный стиль взаимодействия, то активный больше предполагает
демократический стиль. Многие между активным и интерактивным
методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют
различия. Интерактивный метод можно рассматривать как наиболее
современную форму активного метода.
Рис. 3 – Интерактивный метод
Интерактивный метод (рис.3).
Слово интерактивный образовано от
английского слова “interact”, где “inter” –
взаимный,
действовать.
“Интерактивность“ означает способность
взаимодействовать или находиться в
“act”
режиме диалога, беседы с кемлибо [3].
Другими словами, в отличие от активного метода, интерактивный
ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с
преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности
учащихся в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивном
занятии сводится к направлению деятельности учащихся на достижение
целей занятия.
Следовательно, основными составляющими интерактивного занятия
являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются
учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от
обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько
закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
В России использование активного и интерактивного методов
широко практиковалось в 20х гг. XX в. (проектный, лабораторно
бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики).
Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах В. А.
Сухомлинского (60е гг.), а также “педагогики – сотрудничества” (7080е
гг.) – В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой и других.
Особо интересен для нас и опыт американских учёных (Джон Хопкинс,
Эллиот Аронсон), которые в последние десятилетия XX в. проводили
научные исследования в области интерактивных методов, и разработали
детальные руководства для учителей.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс
организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются
вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и
рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная
2 деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала
означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт
обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит
это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что
позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму
познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит её на
более высокие формы кооперации и сотрудничества [1].
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию
и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию,
взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого
участника задач.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных
методов обучения, среди которых можно выделить следующие:
Творческие задания;
Работа в малых группах;
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и
образовательные игры);
Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста,
экскурсии);
Проектная методика (социальные проекты, соревнования, газеты, фильмы,
спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа
с наглядными пособиями, видео и аудиоматериалами, «ученик в роли
учителя», , мозаика (ажурная пила), Сократический диалог);
Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ
казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»).
На занятиях по иностранному языку нами часто используется
проектная методика обучение в сотрудничестве ( Jigsaw), еще она
известна как «пила». Наилучшее свое применение эта методика завоевала
на занятиях при чтении текстов с полным пониманием содержания.
Работа по текущей методике проходит по следующим этапам:
1 этап. «Деление на группы и распределение заданий». После объявления
задач формирую группы учащихся. Далее текст делится на смысловые
части. Если в каждой группе по 3 человека, то и частей 3. Участники
группы, в свою очередь, распределяют между собой эти 3 отрывка.
Каждый участник читает и переводит только свой отрывок. Для первого
тура задача понять основное содержание отрывка.
2 этап. «Встреча экспертов». Участники из разных групп, читавшие один и
тот же отрывок, встречаются и обмениваются информацией. Задача:
детально изучить свой отрывок с целью полного понимания содержания.
3 3 этап. «Возвращение в свои группы». Эксперты возвращаются в свои
группы и обмениваются информацией. Задача: содержание всего текста
должно быть понятно каждому члену группы.
4 этап. «Контроль преподавателем». Задаются вопросы каждой группе по
проверки правильности перевода и соответственно понимания,
прочитанного.
5 этап. «Оценка работы». Каждой группе выставляется оценка. Цель
любого задания – овладение материалом каждым участником группы. В
данном случае: читая только одну часть текста, каждый участник в итоге
осваивает содержание всего текста.
Итак, мы приходим к заключению, что интерактивные формы и
методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде
всего с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего
диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися
в группе возникают определённые межличностные взаимоотношения; и
от того, какими они будут, во многом зависит успешность их
учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся
на основе учебного материала может стать мощным фактором
повышения эффективности учебной деятельности.
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучен и я иностранным языкам. –
Библиографический список
М: АРКТИ, 2004.
2. Конышев А.В. Игровой метод в обучении иностранным языкам.
СПб.:КАРО,Мн.:Издво «Четыре четверти» ,2006.192с.
3. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс
лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002.
4
Интерактивные методы и их использование на занятиях по иностранному языку.
Интерактивные методы и их использование на занятиях по иностранному языку.
Интерактивные методы и их использование на занятиях по иностранному языку.
Интерактивные методы и их использование на занятиях по иностранному языку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.