Практическая работа № 1
«Методологическая основа обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО и требования к результатам освоения программ»
Настоящая практическая работа имеет своей целью выявить в результате сопоставительного анализа сходства и различия в представлении предметных и метапредметных результатов обновлённого ФГОС ООО 2021 и результатов / проверяемых элементов содержания универсальных кодификаторов, составленных по предыдущим ФГОС 2010, но актуальных на данный момент.
Обратите внимание, что универсальные кодификаторы предназначены для разработки измерительных материалов и анализа результатов федеральных и региональных процедур оценки качества образования и являются систематизированным перечнем проверяемых элементов содержания.
Актуальные на данный момент универсальные кодификаторы составлены на основе предыдущего ФГОС 2010, а значит имеют ряд расхождений с содержанием обновлённого ФГОС ООО 2021.
Учителю необходимо внимательно анализировать распределение материала и требований к освоению материала по классам, а также быть готовым к тому, что любой материал из кодификатора базового уровня будет предложен на ВПР и ГИА.
Задания практической работы № 1:
1. Проанализируйте предметные и метапредметные результаты по предмету на выбор (по русскому языку или литературе) в обновлённом ФГОС ООО 2021 (внесите в соответствии с названием результатов в колонку 1).
2. Сравните предметные и метапредметные результаты из обновлённого ФГОС ООО 2021 с проверяемыми элементами содержания (на примере одного из классов) универсального кодификатора по выбранному предмету (по русскому языку или литературе), внести в колонку 2.
3. В выводах отразите соответствуют ли, по Вашему мнению, предметные и метапредметные результаты ФГОС ООО 2021 проверяемым элементам содержания универсального кодификатора (по ФГОС 2010), если имеются расхождения, то в чем Вы их обнаружили.
Сравнительный анализ
предметных и метапредметных результатов ФГОС ООО 2021
и проверяемых элементов содержания универсального кодификатора (по ФГОС 2010)
Класс |
6 |
Предмет |
Русский язык |
1 |
2 |
3 |
ФГОС ООО 2021 |
Универсальный кодификатор |
Вывод |
Предметные результаты |
Проверяемые элементы содержания |
|
|
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Характеризовать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение); характеризовать особенности описания как типа речи; особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; называть требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ; заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение). Проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов. Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания. Различать слова с точки зрения их происхождения (исконно русские и заимствованные слова); различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу (неологизмы, устаревшие слова), различать историзмы и архаизмы; различать слова с точки зрения сферы их употребления (общеупотребительные, диалектизмы, профессионализмы); определять стилистическую окраску слова. Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи в целях увеличения её богатства и выразительности. Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять или находить их значение; определять речевую ситуацию употребления фразеологизма. Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализ слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа. Распознавать переходные и непереходные глаголы, разноспрягаемые глаголы; определять наклонение глаголов, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении. Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике. Применять знания о функционально-смысловых типах речи и официально-деловом и научном стиле при выполнении различных видов анализа и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста (повествование, описание и рассуждение) в практике создания собственного текста. Представлять содержание прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Понимать содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи объёмом не менее 180 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов, для сжатого изложения – не менее 165 слов). Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) в целях дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте. Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, прочитанной научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолограссуждение); выступать с сообщением на лингвистические темы. Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – учебно-научных и художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи. Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину, произведение искусства, в том числе сочиненияминиатюры объёмом 5 и более предложений, классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы; устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность, действие. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100–110 слов, написания словарного диктанта объёмом 20–25 слов, написания диктанта на основе связного текста объёмом 100–110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета. Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращённых слов; нормы правописания корня с чередованием а//о (-кос-/-кас-), гласных в приставках пре- и при-, слитного и дефисного написания пол- и полу со словами. Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений. Соблюдать нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. |
Конкретизированы формируемые знания, умения и навыки у обучающихся по каждому разделу. Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. |
ФГОС ООО 2021 |
Универсальный кодификатор |
Вывод |
Метапредметные результаты |
Проверяемые элементы содержания |
|
|
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. |
Учитель должен обучить базовым логическим действиям; общению; самоорганизации; базовым исследовательским действиям; совместной деятельности; самоконтролю; эмоциональной интеллект работе с информацией; принимать себя и других. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.