Тема: Школа в Древней Греции учитель истории Мельникова Н.Н.
Цель урока: познакомить учащихся с системой школьного образования древней Греции; с науками, изучаемыми в школах;
Ожидаемые результаты: Знать ранее изученный материал , применять его в изучаемой теме;
Уметь: работать в группе, развивать критическое мышление, заниматься творческой работой. Тип урока: Изучение нового материала
Технологии: При проведении используются игровая педагогическая импровизация ,проблемная, информационная технологии. Оснащение: Проектор, картины из альбома по искусству Древнего мира, слайды по истории Древнего мира.
Эпиграф к уроку:
«Благодаря образованию человек становится самым
прекрасным и самым божественным из существ; невежда же – самое дикое создание
из всех, существующих на Земле».
Платон
Ход урока
1. Приветствие.
2.Создание благоприятного климата.
3..Используя эпиграф к уроку и параграф 38, вместе с детьми определяются задачи и план действий на уроке.
А)Кто мог учиться в греческой школе;
Б)Структура школы;
В) Чему учили в афинских школах;
Г).Взгляды греческих ученых и их различие.
4.Учитель сообщает , что ему надо два помощника , которые выполнят секретное задание и в конце урока представят его классу.(Ребята выполняют групповое задание по разработке тестирования , для закрепления темы. Ранее на уроках этим ребятам удавалось лучше всех составить тесты).
5..Слайд 1. “Изображение ученика, учителя и раба-педагога на древнегреческой вазе”
5.1.Ребята находят на вазе учителя , ученика , педагога, делятся своими наблюдениями и ищут ответы на вопросы, которые поставили в начале урока.(А), (Б), (В).Делают вывод.
5.2.Учитель одевает атрибуты древнегреческого учителя.(учитель подводит к мысли , что греческим учителем может быть любой ученик, дети просят одеть накидку и во второй части урока , учитель может импровизировать на этом).
6..(Учитель: Попробуем представить себя учениками греческой школы. Надеюсь, нам не понадобится учитель с плеткой, повторяющий: “Невежда - самое дикое из существ на свете”?). Задание.Ребятам предлагается найти в учебнике документ, который подтверждает, что не все ученики были добросовестными.(Жалоба раздраженной матери…).Используя текст можно разыграть роль матери и провинившегося прогульщика-сына.
7.Физминутка
8.Дети выбирают уроки ,на которых они хотели бы побывать и какие науки изучить (письмо, историю).
8.1Первый урок” – урок письма
8.2.Слайд 2. Папирус с иероглифами и глиняная табличка с клинописью.
Учитель:
- Вспомните, как выглядело египетское письмо?
- В чем недостатки египетского письма и клинописи?
Учитель достает загадочную коробочку , а ребята с интересом угадывают какие предметы принес учитель. В ящике заранее подготовленные маленькие дощечки и заточенные палочки.
Вопросы детям:
Как вы думаете, почему в Греции для письма использовали дощечки покрытые воском?
Что такое “стиль” и почему его надо было чаще переворачивать?
Задание : написать на дощечке свое имя.
Учащимся раздаются дощечки покрытые воском и заостренная палочка. (домашние заготовки)., Можно написать по- гречески, для этого сегодня я принесла образец с греческими буквами.
8.2.“Второй урок” –история .Вы проведете его сами. А раз уже у нас определились ребята, которые примеряли накидку греческого учителя , они и будут сегодня учителями.(ребята могут отказаться и тогда в роли греческого учителя выступают желающие или учитель берет на себя роль модератора)\.
Тема урока. Греческие ученые и их взгляды на природу человека.
Учитель предлагает ребятам разделиться на две группы. Ребята выбирают в каждой группе учителя .Им необходимо поработать с предложенной информацией. Поставить задачи .И ответить на поставленный вопрос(ребята работают с документом параграфа стр. 184, слайдом №3» « Греческие ученые» и предложенным материалом об ученом).
Слайд 3. Портреты греческих ученых, Отца истории –Геродота.
Материал для изучения
9.Подведение итогов работы .Ребята приходят к пониманию того, что Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, которые дали бесценные мысли о воспитании, применимые в наше время.
10.Рефлексия.
Ребята представляют секретный материал в виде тестов для закрепления урока.(Если работа не удалась, вместе с ребятами составляются тесты остальные ученики или учитель предлагает свои).
В конце урока подводится итог работы, отмечается, что нового и интересного узнали ребята на сегодняшнем занятии, проводится взаимооценка работы на уроке учащимися.
В качестве домашнего задания можно предложить ребятам творческий проект по деятельности греческих ученых-математиках, философах, драматургах и т.д.
ДОМАШНИЕ ЗАГАТОВКИ: Накидка учителя; коробка, дощечки и заостренные палочки; тесты, в случае если не справились ребята с полученным заданием, греческие буквы или листы из словаря ,информационный материал по греческим ученым).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.