Интернет-коммуникация молодёжи в социальных сетях
Сергеева, Анна Александровна
Студент
Юго-Западный государственный университет, Факультет Лингвис
На сегодняшний день интернет представляет собой не только способ передачи данных, но и является одним из важнейших инструментов ориентации человека в мире. Это не только новый канал связи, но и новая социокультурная среда, накладывающая отпечаток на все стороны общения, включая и язык, являющийся основным средством общения.
Язык как явление общее и абстрактное проявляется через речь. Как показывают исследования многих ученых[1], виды речи весьма разнообразны, однако сводимы к двум основным формам - устной и письменной, занимающие по своей значимости одинаковое место в социально-речевой практике.
Главной особенностью интернет-коммуникации является использование преимущественно письменной речи, а также, отдаленность коммуникантов друг от друга.
Наиболее активное общение происходит в социальных сетях, которые в современном обществе стали неотъемлемой частью практически каждого человека.
Интернет-язык очень быстро развивается, он подвержен каждодневному изменению, поскольку в нём отсутствуют нормы как. В Сети можно упрощать свою речь, не акцентировать внимание на соблюдении норм русского языка, выражать мысли более кратко[2]. В социальных сетях большое значение уделяется невербальным средствам выражения своих мыслей и эмоционального состояния, таким как эмодзи, картинки, гифки, стикеры и многое другое. Так, если в Сети достаточно «скинуть» другу определённое изображение для проявления своих чувств, то в жизни это выражается посредством мимики и слов. Важно отметить, что люди, грамотные в жизни, в социальной сети совершенно легко могу отказываться от норм русского языка. Первое, что бросается в глаза - практически полное пренебрежение нормами пунктуации, орфографии, синтаксиса.
Важной особенностью межличностной коммуникации является многоканальность. Выделяют так называемый вербальный канал, к которому относятся лексические, грамматические и просодические средства языка.
К просодическим средствам языка относятся интонация, громкость, ритм, паузы. Они служат для выражения различных эмоциональных состояний говорящего. Ведь общаясь лицом-к-лицу, мы не только слышим собеседника, но и видим его мимику, жесты и позу. Такие физические проявления говорящего субъекта относятся к невербальным, то есть неязыковым, средствам общения и называются кинемами. При этом большинство кинем имеют естественное значение, например, улыбка означает радость.
Процессы коммуникации посредством компьютера отличаются от процесса коммуникации лицом-к-лицу. Они не способны в полном объеме предоставить возможность обмена невербальными сигналами. Таким образом, возникла потребность в дополнительных сетевых инструментах, помогающих объективно, быстро, эмоционально, ярко и адекватно отразить свои эмоции и чувства (любовь, горе, печаль, радость и др.) в сообщениях, передаваемых посредством компьютерных технологий.
В этой новой форме опосредованного общения, в условиях эмоционального дефицита слова, словосочетания и даже целые предложения с выражением эмоционального состояния заменяются условным, общепринятым для участников этого же общения набором букв, словосочетаний, либо графическим изображением с использованием особых знаков - смайлов.
Смайл - стилизованное графическое изображение или набор определенных символов, выражающий какую-либо
эмоцию, присущую людям и, как правило, придающий эмоциональную окраску тексту [3]. Двоеточие, дефис и скобка - набор символов, который официально назван «смайлик»- стал неотъемлемой частью общения в интернете.
Стоит отметить, что, несмотря на появление графических смайлов-картинок, студенческая молодёжь активнее всего использует именно смайл-скобку.
В последнее время на смену смайлам пришли стикеры - картинки, предназначенные для отправки в чат. Это своеобразный инструмент виртуальной реальности для придания эмоциональности своим сообщениям.
В студенческих чатах для выражения эмоций также используется «капс» (написание слова заглавными буквами). Как правило его использование обозначает повышение голоса и изменение интонации автора. При этом, если хотят выразить наиболее яркие эмоции, буквы в слове пишутся через одну – одна заглавная одна строчная, например «сКоЛьКо».
Для усиления эмоции могут использоваться усилительные слова. Например, такие короткие слова, как «фи», «бу», «ня», «мяф», которые можно сравнить с междометиями, используемыми в устной речи.
В интернет-общении активно используются сокращения - имхо (по моему скромному мнению), лол (громко хохотать) и др.
Можно встретить продленное написание гласных во многих словах – лоооооол, пошлиии. Таким образом графически выражается степень эмоций.
Для исправления ошибки используется знак «*». Принято после неверно написанного слова отправлять его повторно, написанное корректно, со звездочкой, например, после отправления слова «ghbdtn» далее в чат последует «*привет»
Один из критериев Интернет-общения - это скорость набора текста, быстрота ответа. Поэтому длинные слова перестали пользоваться спросом.
Чаще всего используются сокращения, передающие смысл слов. Например, «сейчас» - «щас» - «ща», «сегодня» - «сёдня» - «сёня», «ладно» - «лана». Можно отнести эти слова к неологизмам.
В Интернет-общении распространено создание авторских неологизмов, которые являются идентификатором конкретного человека. Например, «ржунимагу», «аймолодца!». Именно благодаря постоянному пополнению неологизмами язык развивается и не становится «мертвым» [4].
Бытует мнение, что Интернет-общение привело к снижению уровня грамотности письменной речи современной молодежи. На самом деле Интернет вскрыл истинное положение с грамотностью письменной речи, владением литературным языком. Безусловно, сегодня Интернет-язык - это жаргон, имеющий право на существование. Создавая свои слова, искажая уже существующие, придавая экспрессивные значения старым словам, люди заявляют о своей принадлежности к определенной группе, подчеркивают свое стремление выделиться, что абсолютно естественно, стремятся приблизить письменную речь к устной. В сообщениях проявляется характер собеседника, через его излюбленные слова и выражения, метафоры и фразеологизмы, которыми он пользуется.
Несомненно, интернет приводит к трансформации языковых средств, поскольку это новая платформа общения. Но проблема заключается в том, что языковые особенности интернет-сленга стремительно переходят в разговорную речь, где сложилась особая языковая система: вербальная и невербальная [5]. В результате разговорная речь молодежи скудеет, прежде всего, в лексическом отношении, словарный запас ограничивается. Мы наблюдаем, как люди начинают испытывать явное затруднение в выражении своих мыслей и чувств.
Вследствие этого глобального процесса компьютеризации общества серьезной трансформации подверглись и многие составляющие процесса общения, в том числе и сопровождающие его необходимые и вспомогательные элементы. Именно это стало толчком к изменению традиционного языка общения и формированию его особой окраски, которая неизбежно эволюционирует вместе с обществом.
Интернет-общение прочно вплетается в нашу жизнь, становясь неотъемлемым ее элементом. Таким образом, оно неизбежно становится и объектом научного исследования. Бороться с ним, рассматривать в качестве проблемного явления, по меньшей мере, глупо и бессмысленно. Гораздо важнее его исследовать и использовать положительные характеристики во благо человека, при этом выявляя и предупреждая его отрицательное влияние.
Литература:
1. Сон Л.П. Лингвистический статус языка интернет-коммуникации // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012, Т. 2.
2. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в Интернете / Русская и сопоставительная филология: лингвокультуро-логический аспект. Казань, 2004.
3. http://smilik.ru
4. Гусаров А.А. Особенности языка интернет общения /Научный форум. Сибирь, 2016, Т.2, №4.
5. Шафиков С.Г. Типология лексических систем и лексико-семантических универсалий. Уфа: БашГУ, 2000.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.