Интерпретация текста на уроках в начальной школе.

  • Лекции
  • pptx
  • 04.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Интерпретация Лезина ОМ.pptx

Интерпретация текста

Из опыта работы учителя начальной школы МАОУ «Гимназия №10»
Лезиной Ольги Михайловны

Актуальность

Вопросы развития понимания текста младшими школьниками на начальном этапе обучения приобретают особую значимость. Это обуславливается социальным заказом, отраженным в ФГОС НОО в части формирования читательской компетентности младших школьников как одной из приоритетных задач школьного образования

Актуальность

Чтение художественного текста сопряжено сложной деятельностью — восприятием, толкованием, трактовкой, раскрытием смысла текста, общением, пониманием, т. е. его интерпретацией. Обучение интерпретательским действиям в процессе изучения художественного текста составляет важнейшее звено в формировании культуры чтения, общей культуры языковой личности младшего школьника.

«Интерпретация» – это толкование, трактовка, раскрытие смысла текста

Процесс интерпретации обеспечивает общение и понимание. Его сложность в отношении художественного текста определяется, прежде всего, сложностью смысловой структуры такого текста, требующей для понимания интеллектуальных усилий

Задача интерпретации

Извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов( или наоборот, сведение множества возможных вариантов к некоему общему, единому смыслу)

П. Рикер связывает интерпретацию с особой работой мышления

Поль Рикёр — один из самых значительных философов XX века;
Это работа мышления, "которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении"»

При анализе методической литературы мы выделили следующие методы и приемы, формирующие умения интерпретации:

«работа с литературной критикой; - анализ сведений, связанных с оценкой того или иного произведения;
- сравнения, связанные с проблемой претворения литературного произведения в других видах искусства;
- поиск ключевых слов и ассоциаций; - сочинения разных жанров творческого характера»

На основе интерпретации мы можем оценить степень и глубину понимания текста реципиентом

«Процесс интерпретации предполагает следующие этапы:
догадка, предположение, выдвижение гипотезы;
вывод следствий и их сопоставление с известными данными;
согласование двух первых этапов, в результате чего постигается смысл текста

Ученые отмечают, что в процессе интерпретации юный читатель строит свою проекцию текста

Вследствие активной роли читателя, привносящего в текст собственные представления о жизни и жизненных ценностях, становится возможным существование нескольких различных интерпретаций одного текста, что объясняется также разным уровнем готовности к пониманию и разными характеристиками книжных героев»

Приёмы интерпретации текста

«Слово на обложку книги»

Новый текст и есть продукт интерпретации

Задание для учащихся

Нужно придумать очень необычный текст, чтобы неожиданно, по-своему, красиво, образно и метко высказаться о книге. Используй для этого не более 60 слов, лучше МЕНЬШЕ. Это 1-6 предложений. Если твоя мысль будет вызывать удивление, интриговать или создавать настроение, если твоё высказывание будет оригинальным и остроумным, то его разместят на обложку книги, когда будут её переиздавать

Слово на обложку

Историю дружбы ты здесь найдёшь,
Как мышь и медведь подружились.
Двух книжных друзей навсегда обретёшь,
Миры их объединились.
Всю книжку прятались в тени
Два наших главных героя.
И лишь в конце весь мир узнал,
Что на самом деле их дружба стоит

Слово на обложку

Каждый мечтает чувствовать себя уверенным и раскованным в любой компании.
Эта книга – первый шаг на пути овладения искусством этикета общения.
Ведь первое впечатление о человеке складывается из первой встречи, первых сказанных при встрече слов, и слов, сказанных при расставании

Слово на обложку

Создание слова на обложку книги как способ интерпретации текста

Ученики в ходе освоения читательских практик:
приобретают навыки осознанного чтения,
учатся вдумчивому чтению,
анализируют прочитанное;
выражают своё собственное мнение о прочитанном