Интерпретация рассказа Александра Солженицына "Эго" в аспекте стиля
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русская литература
9 кл—11 кл +1
27.09.2017
Автор статьи рассматривает особенности стиля рассказа Александра Солженицына "Эго". Особое внимание уделяется приёмам создания психологизма, который переплетён с документальностью с помощью внутренних мыслей, вопросов, монологов главного героя, что делает рассказ произведением со сложной структурой. Рассказ, как и весь цикл, очень историчен и на нём сильно сказывается тяжёлая судьба автора, связанная с советским режимом.Автор статьи рассматривает особенности стиля рассказа Александра Солженицына "Эго". Особое внимание уделяется приёмам создания психологизма, который переплетён с документальностью с помощью внутренних мыслей, вопросов, монологов главного героя, что делает рассказ произведением со сложной структурой.
Интепретация рассказа Эго в аспекте стиля.doc
Антипьев Леонид Олегович,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 138
г. Екатеринбург
Интерпретация рассказа
Александра Солженицына
«Эго»
в аспекте стиля
The Times They Are aChangin…
(Времена могут измениться…)
Боб Дилан
Рассказ «Эго» является частью цикла двучастных рассказов Александра
Солженицына написанного им в 90е годы ХХ века после возвращения в Россию и
опубликованные последовательно в «Новом мире» начиная с 1995 года. Солженицын –
один из крупнейших прозаиков русской литературы ХХ века и, несмотря на то, что свои
лучшие и самые знаковые произведения он написал в 6070е годы, рассказы 90х годов
также имеют большую художественную ценность, несмотря на всю их конъюнктурность и
политизированность.
В области изображения мира, в рассказе Александра Солженицына «Эго», стилевой
доминантой будет являться в первую очередь сюжетность и жизнеподобие. Автор
старается создать исторически точную картину времён постреволюционной России, не
приукрашивая и не замалчивая фактов. Это делает текст, в какойто степени, близким к
документальному, похожим на биографию, жизнеописание. Рассказывая о событиях того
времени Солженицын использует принцип жизнеподобия, показывая тяжёлый, полувоенный
быт деревенских жителей того времени.
Художественная речь в рассказе многоголосна. Принцип разноречия в
художественной речи используется автором с самого начала рассказа. Мы последовательно
слышим то голос автора, то голос главного героя, то возмущённые голоса ограбленных и
разорённых крестьян, то голоса большевиков. Это многоголосие позволяет показать
автору, что у каждого в этой войне есть своя правда, что нет здесь правых и виноватых.
Такое устройство субъектной организации рассказа также показывает сложность
исторической и личной ситуации героя и, как следствие, усложняет композицию
произведения.
Солженицын, с помощью выделения в отдельный абзац одного предложения, фразы,
а то и одного слова, указывает нам на значимость того о чём говориться в данный момент.
Значимо это для героя (какой то неразрешимый, судьбоносный вопрос) или для
большевиков (вопрос стратегии), не важно. Переплетая с документальностью, автор вводит
в рассказ психологизм, с помощью внутренних мыслей, вопросов, монологов главного
героя, что делает рассказ произведением со сложной структурой. Автор с помощью ярких
описаний и диалогов, показывает свое отношение, как к отдельным персонажам
(Котовский, Эктов), так и к яро ненавидимой им «советчине».
Рассказ, как и весь цикл, очень историчен и на нём сильно сказывается тяжёлая
судьба автора, связанная с советским режимом. Цикл крайне политизирован, но оттого он
не теряет своей общечеловеческой ценности. Вопреки историчности и фактологичности рассказ полон настоящих живых эмоций, психологизма и невероятной трагичности судьбы
простого человека перемолотого политической системой и сменившимися временами.
Интерпретация рассказа Александра Солженицына "Эго" в аспекте стиля
Интерпретация рассказа Александра Солженицына "Эго" в аспекте стиля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.