ИНТЕРВЬЮ – ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
«ИЗ ПЕРВЫХ РУК»
Материал для учителя
Интервью представляет собой предназначенную для опубликования в прессе, передаче по радио или телевидению беседу, в которой излагается мнение определенного лица по одному или нескольким вопросам, затронутым в этой беседе.
Мнение человека, отлично знающего предмет, о котором идет речь, способного дать правильную оценку новому событию, и составляет главную особенность интервью.
Оперативность отклика на новое событие в сочетании с глубиной проникновения в тему делает этот жанр особенно ценным.
Юный корреспондент обращается с какими-то вопросами к тому или иному человеку. Вопросы задаются такие, которые представляют интерес для широкой общественности.
Скажем, юный корреспондент поинтересуется, какое впечатление произвел на знаменитую итальянскую киноактрису Международный кинофестиваль, в чем она видит задачи деятелей искусства, какой из фильмов на фестивале она считает лучшим и почему.
Форму беседы уместно использовать, когда редакция хочет дать информационный материал «из первых рук», от очевидца. Скажем, читатель хочет знать, как выглядит Земля из космоса. Конечно, об этом лучше всего расскажут те, кто там побывал: космонавты. Вот почему все газеты мира так охотно перепечатывают интервью с ними.
Беседа дается обычно в форме вопросов и ответов.
Перечитаем кусочек из интервью, которое дал Герман Степанович Титов на пресс-конференции:
Вопрос. Как, вам спалось во время полета? И снилось ли вам что-нибудь?
Ответ. Сплю я вообще-то очень хорошо и никогда снов не видел. В полете я спал по программе. И даже немного больше, чем нужно. Это вышло по моей вине. Сон был хорошим, так что после приземления я поспал еще полтора часа и чувствую себя великолепно, так же, как и в любой обычный день.
Вопрос. Что вы видели во время полета? Какими выглядели Земля, небо, звезды, Солнце?
Ответ. Из иллюминаторов моего корабля я видел очень много. Земля замечательно красива с высоты полета. И, кстати, - в этом я убедился своими глазами, - она имеет форму шара. Голубые ореолы на горизонте действительно непередаваемо красивы. Звезды с корабля кажутся более яркими, нежели, когда мы смотрим на них с Земли, а Солнце очень яркое, на него смотреть нельзя.
Может быть, у начинающих журналистов сложилось впечатление, что интервью берут обязательно у «звезд» - небесных или земных? Конечно, нет.
Интервью - не просто стенографическая запись первого попавшегося разговора. Успех работы в этом жанре зависит от трех условий: первое - какую тему беседы юный корреспондент выбрал; второе - у кого берется интервью; и третье - насколько сам юный корреспондент подготовлен к беседе, сумел ли он поставить вопросы, которые заинтересуют собеседника.
Множество интервью дали нашим и зарубежным корреспондентам отечественные космонавты. Все они читались с интересом - и предмет разговора, и люди, с которыми беседовали журналисты, уже сами по себе достаточно притягательны. Но вот одна из центральный газет опубликовала беседу Василия Пескова с космонавтом Павлом Поповичем (перед его отлетом в космос). Позднее эта беседа вошла в книгу В. Пескова «Шаги по росе». Как выгодно отличалось это интервью от всех предыдущих! Давайте-ка еще раз «послушаем» этот разговор...
Журналист. На страницах одной из газет была дискуссия «физиков и лириков». Кто-то сказал: «И в космосе нужна будет ветка сирени». В твоем космическом багаже будет «ветка сирени»?
Павел Попович. И меня в дискуссию, чего доброго, втянешь... Вот чертежная доска и рядом томик Есенина. Я думаю, на Земле и циркуль и эта книжка всегда будут жить в добром соседстве. Что касается космоса... Все знают: Юрий и Герман в полете видели Землю и говорили: «Как хороша!» И пели песни. Я тоже очень люблю песни. Люблю слушать, как поют птицы, и свистит ветер, как кричат на болоте весною лягушки. Все эти земные звуки память возьмет в дорогу. Можно сказать, что будет со мною «ветка сирени»...
Журналист. Как-то во время ночного дежурства в редакции мы начали фантазировать: «Летим на Луну. Груз рассчитан до килограмма. Можно взять только три книги. Какие три книги взять на Луну?». У тебя полки с книгами. Если бы тебе пришлось выбирать?..
Павел Попович (трогает корешки книг). Для твердости духа взял бы Джека Лондона и Маяковского. Потом взял бы... «Золотого теленка», взял бы и эту - Остап Вишня, - грешник, люблю посмеяться. И стихи люблю. Взял бы Тарасов «Кобзарь» и томик Есенина.
Журналист. Каковы идеалы, за которые как Человек ты мог бы пойти на смерть?
Павел Попович. Любовь к Родине... Верность делу, в которое свято верю... Мужская дружба...
Жаль, что беседа оборвалась, не правда ли? Мы услышали вдруг разговор двух друзей. В необычайную минуту перед полетом в космос. Когда человек «раскрывается». И какой красоты человек!
Вот что, значит - уметь беседовать, уметь поставить вопрос. Вот что значит, когда человек, с которым вы беседуете, чувствует в вас друга, а не щелкопера с ручкой наизготове, задающего вопросы «по обязанности», а не потому, что самому это интересно.
И, наконец, еще один вид информационных материалов - отчет. Это развернутое сообщение о событии - собрании, митинге, демонстрации, конференции, встрече. В отчете не только говорится, где, когда и какое собрание состоялось, но рассказывается, в какой обстановке оно проходило, кто выступил и о чем говорил, какую реакцию вызывало выступление и так далее.
Скажем, вы пишете для заводской многотиражной газеты отчет о собрании трудового коллектива. Не надо перечислять всех выступивших - можете назвать только основные, наиболее интересные, важные выступления. Отчет не протокол. Для него обязательна точность, но не обязательна скрупулезность и строгое соответствие ходу собрания. Хотите - изложите коротко все выступления в своей корреспондентской записи. Иногда редакция предпочитает давать отчет в виде самих речей ораторов, сокращенных до нужного размера. Можно подробно остановиться только на одном, наиболее ценном выступлении, а остальные достаточно упомянуть. Все зависит от характера события. Надо только всегда помнить, что задача юного корреспондента, который готовит отчет для газеты, показать не само собрание, а какой-то кусочек жизни через него.
Пожалуй, наиболее интересны поэтому отчеты тематические. Это значит, что автор дает выступления ораторов не подряд, не в хронологическом порядке, а группирует их по темам, по основным проблемам, которые ставились в ходе собрания. Тогда у читателя складывается четкое, ясное представление, какие же главные вопросы решались на собрании, внимание его не рассеивается, не распыляется на мелочи, а сосредоточивается на основном.
Подготовил Владимир Иванович Толстиков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.