МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ГРАМОТЕИ»
(внеклассное мероприятие по русскому языку) 7-й класс
Подготовила: Далгатова Анжела Шагимардановна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 8 г. Кизилюрт
Цели: развивать познавательный интерес к русскому языку; расширять общий кругозор учащихся; обогащать речь, привить навыки связного высказывания, умения логично, грамотно, образно и убедительно говорить; воспитывать способность к работе в команде, терпимость к разным точкам зрения.
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово учителя.
Представление команд, жюри.
Ведущий. Добрый день, уважаемые преподаватели, гости. Сегодня любители и знатоки русского языка собрались здесь, чтобы проверить глубину своих знаний и сравнить себя с соперниками. В нашей игре обязательно выиграет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, полученными на уроках русского языка и литературы. Наша игра поможет вам найти на каждой станции много чудесного и таинственного, что прячется за словом «русский язык».
СГАНЦИЯ 1 «ФОЛЬКЛОРНАЯ».
Объясните значения архаизмов в пословицах и поговорках.
Вопросы 1-й команде:
1. Ни кола ни двора, а вереи точёные, (верея — столб).
2. Прямое слово рожном точит, (рожно — заострённый кол, пика, копьё, вилы).
3. Не то обидно, что вино дорого, а то обидно, что целовальник богатеет, (целовальник — трактирщик, кабатчик).
Вопросы 2-й команде:
1. Дураков не орют, не сеют, сами родятся, (орать — пахать).
2. Бог дал живот, даст и здоровье, (живот — жизнь).
3. Он на все горшки уполовник (уполовник — большая разливательная ложка, здесь: сплетник).
СТАНЦИЯ 2 «СИНТАКСИЧЕСКАЯ».
Вы, наверное, помните крылатую фразу «Казнить нельзя помиловать» и понимаете, какую роль в ней играет запятая. От того, где поставят этот маленький крючочек, зависит жизнь человека.
Ваша задача будет не столь сложна и ответственна. Вам надо расставить знаки препинания и одном, но очень длинном предложении.
Ведущий раздаст карточки командам. На карточке написано следующее предложение, но без знаков препинания: «Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей» (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).
С ТАНЦИЯ 3 «УДАРЕНИЕ — УДАЛЕНИЕ».
Еще в IV веке известный филолог Диомед назвал ударение «душой речи». Правильная постановка ударения признак культурной, грамотной речи. Есть немало слов, произношение которых служит показателем уровня речевой культуры.
Ведущий раздает карточки с заданием командам, в которых надо расставить ударения.
Августовский, вероисповедание, документ, донельзя, дремота, завидно, заговор, зубчатый, каталог, колледж, квартал, крапива, красивее, кухонный, маркетинг, менеджмент, хода-тайствовать.
СТАНЦИЯ 4 «ПОЛИГЛОТ».
Ведущий. Как будет по-испански «бой быков»? — Правильно, коррида. Переведите данные слова, выбрав ответы из предложенных на выбор:
1. «Крестословица» по-английски
2. «Мальчик» по-французски
3. «Запад» по-немецки
4. «Созвучие» по-итальянски
5. Ледяная гора» по-шведски
6. «Книга» по-гречески.
7. «Чтение» по-арабски
8. «Испытание» по-латыни
9. «Кот» по-украински
10. «Источник» по-исландски
Ответы на выбор: (1 г; 2 д; Зе; 4к; 5 а; 6 б; 7 и; 8 в; 9 ж; 10 з )
а) айсберг;
б) библия;
в) экзамен;
г) кроссворд;
д) гарсон;
е) вест;
ж) кит;
з) гейзер;
и) коран;
к) аккорд.
СТАНЦИЯ 5 «СЛОВА В ЗЕРКАЛЕ».
Если вы читали сказку о королевстве кривых зеркал, то, наверное, помните, как Оля в зеркале превратилась в Яло, Анидаг в Гадину, а Нуш-рок в Коршуна.
Есть такие слова, которые не теряют смысла и при чтении их справа налево. Например, сев и вес. Вам надо придумать и записать, как можно больше пар таких «зеркальных» слов.
СТАНЦИЯ 6 «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ».
Для того, чтобы справиться с заданием, необходимо знать названия нот, составляющих всем известную гамму. Ничему не удивляться, стараться быстро думать. Победит тот, кто наберет большее количество очков.
Итак, начали.
— животное, растение, птица, в названиях которых есть нота «до» (бульдог, подорожник, удод);
— пресмыкающееся, птица и зерновая культура, в названиях которых есть нота «ре» (черепаха, тетерев, гречиха);
— птица, рыба, плодовое дерево, в названиях которых есть нота «ми» (фламинго, минога, миндаль);
— растение, в названии которого есть нота «соль» и нота «фа» (фасоль);
— млекопитающее, растение, рыба, в названиях которых есть «ля» (косуля, конопля, стерлядь);
— птица, плодовое дерево и сорняк, в названиях которых есть нота «си» (синица, персик, василек).
Ведущий: Пока наши команды работают, несколько вопросов для зрителей.
1. В названиях каких литературных произведений встречается имя числительное?
(А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», А. Чехов «Три сестры»);
2. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост? (длинная, высокая, низкая)
3. Как написать мышеловка пятью буквами? (кошка)
4. В каком глаголе сто отрицаний? (стонет)
5. Какая змея бывает наречием? (уж)
6. На какой вопрос нельзя ответить: «Да». (Ты спишь?)
7. Какое слово имеет пять «о»? (опять)
8. В названии какого европейского государства есть три «я»? (Авс — три — я)
СТАНЦИЯ 7 «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ...»
Команды по очереди отвечают на вопросы.
Если не знают ответа на поставленный вопрос, говорят: «Дальше...»
Вопросы 1-й команде:
1. Как в литературоведении называется преувеличение? (гипербола)
2. К какой части речи относится слово «оба»? (числительное).
3. Как называется в литературоведении повторение слов в начале стихотворных строк или строф? (анафора).
4. Форма глагола, обозначающая добавочное действие? (деепричастие)
5. К какому разряду относится местоимение «их» в словосочетании «их знания»? (притяжательное).
6. Сколько слов в словосочетании «сногсшибательная новость»? (2)
7. К какой языковой единице принадлежит выражение «язык до Киева доведёт»? (фразеологизм)
Вопросы 2-й команде:
1.Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)
2.Какой частью речи является слово «любимым» в словосочетании «с любимыми не расставайтесь»? (существительное)
3.К какому пласту лексики относятся слова «перст», «очи», «уста»? (архаизмы) 4.Словосочетание «друг другу» пишется с дефисом или без? (без дефиса)
5. Сколько звуков в слове «дочь»? (3)
6.Пятая буква русского алфавита? (д)
7.Как называется разговор двух или более лиц? (диалог)
СТАНЦИЯ 8 «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ».
Замените словосочетания одним словом с приставкой.
Задание 1-й команде:
1. Лишённый смысла, (бессмысленный).
2. Находящийся за пределами школы, (внешкольный).
3. Никогда нс умирающий, (бессмертный).
4. Расположенный у берега, вдоль берега, (прибрежный)
Задание 2-й команде:
1. Относящийся ко времени перед восходом солнца, (предрассветный)
2. Не имеющий определённой формы, (бесформенный)
3. Очень некрасивый, уродливый. (безобразный)
4. Не дающий результата, напрасный. (безрезультатный)
Подведение итогов жюри.
Ведущий: Поздравляем победителей игры. Благодарим команды за интересную игру, а болельщиков за помощь командам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.