Интиллектуальная игра " Грамотеи"
Оценка 4.9

Интиллектуальная игра " Грамотеи"

Оценка 4.9
docx
03.12.2019
Интиллектуальная игра " Грамотеи"
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ГРАМОТЕИ».docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ГРАМОТЕИ»

(внеклассное мероприятие по русскому языку) 7-й класс

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Далгатова Анжела Шагимардановна

   учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 8 г. Кизилюрт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели: развивать познавательный интерес к русскому языку; расши­рять общий кругозор учащихся; обо­гащать речь, привить навыки связ­ного высказывания, умения логич­но, грамотно, образно и убедитель­но говорить; воспитывать способ­ность к работе в команде, терпи­мость к разным точкам зрения.

ХОД ИГРЫ

Вступительное слово учителя.

Представление команд, жюри.

Ведущий. Добрый день, уважае­мые преподаватели, гости. Сегодня любители и знатоки русского языка собрались здесь, чтобы проверить глубину своих знаний и сравнить себя с соперниками. В нашей игре обязательно выиграет тот, кто луч­ше и быстрее сможет воспользовать­ся знаниями, полученными на уро­ках русского языка и литературы. Наша игра поможет вам найти на каждой станции много чудесного и таинственного, что прячется за сло­вом «русский язык».

СГАНЦИЯ 1 «ФОЛЬКЛОР­НАЯ».

Объясните значения архаизмов в пословицах и поговорках.

Вопросы 1-й команде:

      1. Ни кола ни двора, а вереи точёные, (верея — столб).

2. Прямое слово рожном точит, (рожно — заострённый кол, пика, копьё, вилы).

3. Не то обидно, что вино доро­го, а то обидно, что целовальник богатеет, (целовальник — трактир­щик, кабатчик).

Вопросы 2-й команде:

1. Дураков не орют, не сеют, сами родятся, (орать — пахать).

2. Бог дал живот, даст и здоро­вье, (живот — жизнь).

3. Он на все горшки уполовник (уполовник — большая разливатель­ная ложка, здесь: сплетник).

СТАНЦИЯ 2 «СИНТАКСИ­ЧЕСКАЯ».

Вы, наверное, помните крыла­тую фразу «Казнить нельзя помило­вать» и понимаете, какую роль в ней играет запятая. От того, где поста­вят этот маленький крючочек, зави­сит жизнь человека.

Ваша задача будет не столь сложна и ответственна. Вам надо расста­вить знаки препинания и одном, но очень длинном предложении.

Ведущий раздаст карточки ко­мандам. На карточке написано сле­дующее предложение, но без знаков препинания: «Вернер был мал рос­том, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неров­ности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противопо­ложных наклонностей» (М. Ю. Лер­монтов «Герой нашего времени»).

С ТАНЦИЯ 3 «УДАРЕНИЕ — УДАЛЕНИЕ».

Еще в IV веке известный фило­лог Диомед назвал ударение «душой речи». Правильная постановка уда­рения признак культурной, грамот­ной речи. Есть немало слов, произ­ношение которых служит показате­лем уровня речевой культуры.

Ве­дущий раздает карточки с заданием командам, в которых надо расста­вить ударения.

Августовский, вероисповедание, документ, донельзя, дремота, завид­но, заговор, зубчатый, каталог, кол­ледж, квартал, крапива, красивее, кухонный, маркетинг, менеджмент, хода-тайствовать.

СТАНЦИЯ 4 «ПОЛИГЛОТ».

Ведущий. Как будет по-испанс­ки «бой быков»? — Правильно, кор­рида. Переведите данные слова, выбрав ответы из предложенных на выбор:

1. «Крестословица» по-англий­ски

2.  «Мальчик» по-французски

3.  «Запад» по-немецки

4.  «Созвучие» по-итальянски

5.  Ледяная гора» по-шведски

6.  «Книга» по-гречески.

7.  «Чтение» по-арабски

8.  «Испытание» по-латыни

9.  «Кот» по-украински

10. «Источник» по-исландски

Ответы на выбор: (1 г; 2 д; Зе; 4к; 5 а; 6 б; 7 и; 8 в; 9 ж; 10 з )

а)  айсберг;

б)  библия;

в)  экзамен;

г)  кроссворд;

д)  гарсон;

е)  вест;

ж) кит;

з)   гейзер;

и)  коран;

к)  аккорд.

СТАНЦИЯ 5 «СЛОВА В ЗЕР­КАЛЕ».

Если вы читали сказку о коро­левстве кривых зеркал, то, навер­ное, помните, как Оля в зеркале пре­вратилась в Яло, Анидаг в Гадину, а Нуш-рок в Коршуна.

Есть такие слова, которые не те­ряют смысла и при чтении их справа налево. Например, сев и вес. Вам надо придумать и записать, как мож­но больше пар таких «зеркальных» слов.

СТАНЦИЯ 6 «МУЗЫКАЛЬ­НЫЕ ЗАГАДКИ».

Для того, чтобы справиться с за­данием, необходимо знать названия нот, составляющих всем известную гамму. Ничему не удивляться, ста­раться быстро думать. Победит тот, кто наберет большее количество очков.

Итак, начали.

— животное, растение, птица, в названиях которых есть нота «до» (бульдог, подорожник, удод);

— пресмыкающееся, птица и зер­новая культура, в названиях кото­рых есть нота «ре» (черепаха, тете­рев, гречиха);

— птица, рыба, плодовое дере­во, в названиях которых есть нота «ми» (фламинго, минога, миндаль);

— растение, в названии которо­го есть нота «соль» и нота «фа» (фа­соль);

— млекопитающее, растение, рыба, в названиях которых есть «ля» (косуля, конопля, стерлядь);

— птица, плодовое дерево и сор­няк, в названиях которых есть нота «си» (синица, персик, василек).

Ведущий: Пока наши команды работают, несколько вопросов для зрителей.

1. В названиях каких литератур­ных произведений встречается имя числительное?

(А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», А. Че­хов «Три сестры»);

2. Какие прилагательные женс­кого рода жалуются на свой рост? (длинная, высокая, низкая)

3. Как написать мышеловка пя­тью буквами? (кошка)

4. В каком глаголе сто отрица­ний? (стонет)

5. Какая змея бывает наречием? (уж)

6. На какой вопрос нельзя отве­тить: «Да». (Ты спишь?)

7. Какое слово имеет пять «о»? (опять)

8. В названии какого европейского государства есть три «я»? (Авс — три — я)

СТАНЦИЯ 7 «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬ­ШЕ...»

Команды по очереди отвечают на вопросы.

Если не знают ответа на постав­ленный вопрос, говорят: «Даль­ше...»

Вопросы 1-й команде:

1. Как в литературоведении на­зывается преувеличение? (гипербо­ла)

2. К какой части речи относит­ся слово «оба»? (числительное).

3. Как называется в литературо­ведении повторение слов в начале стихотворных строк или строф? (анафора).

4. Форма глагола, обозначаю­щая добавочное действие? (деепри­частие)

5. К какому разряду относится местоимение «их» в словосочетании «их знания»? (притяжательное).

6. Сколько слов в словосочета­нии «сногсшибательная новость»? (2)

7. К какой языковой единице при­надлежит выражение «язык до Кие­ва доведёт»? (фразеологизм)

Вопросы 2-й команде:

1.Несколько предложений, свя­занных по смыслу и грамматически? (текст)

2.Какой частью речи являет­ся слово «любимым» в словосочета­нии «с любимыми не расставай­тесь»? (существительное)

3.К какому пласту лексики от­носятся слова «перст», «очи», «уста»? (архаизмы)       4.Словосочета­ние «друг другу» пишется с дефисом или без? (без дефиса)

5. Сколько звуков в слове «дочь»? (3)

6.Пятая буква русского алфавита? (д)

7.Как называется раз­говор двух или более лиц? (диалог)

СТАНЦИЯ 8 «СЛОВООБРА­ЗОВАТЕЛЬНАЯ».

Замените словосочетания одним словом с приставкой.

Задание 1-й команде:

1. Лишённый смысла, (бессмыс­ленный).

2. Находящийся за пределами школы, (внешкольный).

3. Никогда нс умирающий, (бессмертный).

4. Расположенный у берега, вдоль берега, (прибрежный)

Задание 2-й команде:

1. Относящийся ко времени пе­ред восходом солнца, (предрассвет­ный)

2. Не имеющий определённой формы, (бесформенный)

3. Очень некрасивый, уродли­вый. (безобразный)

4. Не дающий результата, на­прасный. (безрезультатный)

Подведение итогов жюри.

Ведущий: Поздравляем победи­телей игры. Благодарим команды за интересную игру, а болельщиков за помощь командам.

Интиллектуальная игра " Грамотеи"

Интиллектуальная игра " Грамотеи"

Интиллектуальная игра " Грамотеи"

Интиллектуальная игра " Грамотеи"

Интиллектуальная игра " Грамотеи"

Интиллектуальная игра " Грамотеи"

Интиллектуальная игра " Грамотеи"

Интиллектуальная игра " Грамотеи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2019