вв. ктошин
ИНТОНАЦИОННО-СЛУХОВЬ№ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОГО ЗВУКОВЫСОТНОГО
МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА, ГЊППЛЕНИЯ И ПАМЯТИ.
пособие для Детей и взрослых от 4-х до 90 лет, учащихся и не учащихся 6 Детски музыкальных школах, музыкальных и пеДагогических училищах, пеДинститутах и консерваториях
Исправлено: 16.02.2013
Памятка для учеников, родителей и пеДагогов
Данный сборник нотных примеров может быть использован в трех вариантах: как УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для сольфеджирования /пропевания мелодий по нотам/ в самых различных учебных заведениях - от подготовительных групп ДМШ и до консерваторий; как САМОУЧИТЕЛЬ для тех, кто самостоятельно решил развить себе музыкальный слух [вплоть до абсолютного/, мышления и на вык пения по нотам; как ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАПИСИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА.
Сборник может быть использован как пособие в сочетании со специальными аудиокассетами [на которых представленные примеры исполняются мальчиками с названиями звуков в сопровождении оркестра/, так и без них. В работе с кассетами ученик в одном случае может только следить по нотам глазами за исполнением мальчиков и иногда подпевать мелодии вместе с ними, в другом сјучае петь мелодии самостоятельно под аккомпанемент /в этом варианте мальчики на кассете не поют/.
При работе с кассетой полезными могут быть и следующие упражнения: пение примеров с их одновременным проигрыванием на фортепиано/ для усвоения прежде всего знаков альтерации/, подбор к мелодиям трмоническпо сопровождения, сочинения подголосков и в дальнейшем самостоятельное сочинение мелодий на основе представленных формул-блоков.
Если сборник используется для самостоятельного освоения без аудиокассет, то при воспроизведении примеров с названием звуков они также должны одновременно проигрываться на инструменте [лучше фортепиано/. После двух трехкратного пропевания примеров таким образом рекомендуется подыгрывать лишь начальную ноту КАЖДОИ формулы-блока [формулы отмечены знаком ЛИГИ/.
Как пособие для ЗАПИСИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА сборник и аудиокассеты могут быть использованы следующим образом: вслед за пением мальчиками той или иной мелодии /в этом случае лучше проигрывать кассету на магнитофоне с автопоиском, так как при этом легче возвращаться к началу примера/ ученик записывает в нотной тетради только нотные головки. Запись их ведется только штрихами, а не круглыми ”головками-блинами”: нотный знак на линейке пишется одним движением, перечеркиванием ее под углом в 45 градусов, нотный знак между линеек штрихом параллельно линейкам.
Скорость исполнения мелодий не позволяет записывать их нота за нотой, поэтому ученико', хочет он того или нет, придется вырабатывать навык ”подхватывания” мелодии в любом месте, ее запоминания небольшими фрагментами и умения ориентироваться на нотоносце, пропуская на нем определенное пространство. [Каждую большую музыкальную фразу при этом рекомендуется начинать записывать с новой строчки/.
В ближайшее время кроме сборника примеров для освоения звуковысот ных соотношений технологического языка музыю•т будут выпущены сборники и аудиокассеты для освоения метроритмических структур. Кроме того будет выпущено специальное пособие для освоения технологии записи музыкальных диктантов. В нем будут представлены те же мелодии, что и в пособиях для освоения звуковысотного и метроритмического рисунков, но записанных фрагментально [для заполнения отсутствующих нот самими учениками/ и без знаков альтерации [их учащиеся также вписывают самостоятельно/. Самостоятельно записывается и метроритмический рисунок примеров, о технологии записи которого рассказывается в специальных работах В. Кирюшина, планируемых к выпуску в 1992 году.
Трихорд нисходящий от III ступени
Пентахорд нисходящий от V ступени
Тоника и тетрахорд восходящий от V ступени
Тетрахорд восходящий от V ступени после тоники, трихорд нисходящий
Тоника, трихорд восходящий от VI ступени
4
Трихорд восходящий с возвращением
№ 10
Интонирование V ступени от тоники
№ 11
№ 12
![]() |
Интонирование V ступени после тоники, трихорды восходящие и нисходящие с возвращением
№ 14
![]() |
”Раскачка” от I ступени
Трихорды восходящие и нисходящие в их сопоставлении
![]() |
Гексахорд
нисходящий
8 Пентахорд восходящий с возвращением
№ 21
Ломаный пентахорд нисходящий
Пентахорд нисходящий с возвращением
№ 23
Пентахорд нисходящий с ”захватом” верхнего звука № 24
Пентахорд нисходящий с ”захватом” нижнего звука
Трихорд нисходящий с ”захватом” верхнего звука № 26
Трихорд восходящий с ' захватом ' нижнего звука
№ 28 мажорное 3/5 Трезвучия
№ 29 мажорное и минорное 3/5
![]() |
№ 32 трезвучия в сопоставлении
12
№ 33 трезвучия
![]() |
Интонирование терций
№ 35
![]() |
Интонирование попевок от различных ступеней № 37 VI ступень
![]() |
№ 39 IV ступень
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
Попевки от Ш, V, VI и IV ступеней; их разрешение в терцовый и квинтовый тонические тоны
![]() |
№ 49 VI ступень
19
![]() |
Основные диатонические тяготения в тональности
22
57
23
Основные диатонические тяготения в тональности и ладоинтервальные
связи в тональности
58
Ладоинтервальные связи в модуляции
№ 60 терции большие
№ 62 сексты
№ 63 септимы малые
З
Fine
ПС. al Fine
26
Fine
D.C. al Fine
№ 69 терции малые
27
№ 70 септимы большие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
№ 71 октавы
rit.
Секунда, как модулирующий интервал на доминантовоЙ функции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
||||||||||||||||||||||
28
№ 77 на I ст.
80 на III ст.
31
№ 81 малая секунда
№ 82 большая секунда
№ 83 малая секунда
32
84 большая секунда
Построение интервалов от звука № 85 кварты восходящие:
Fine
ПС. al Fine
№ 87 сексты нисходящие:
Fine
№ 90 сексты восходящие:
№ 91 септимы нисходящие (малые):
№ 92 терции восходящие:
№ 93 терции нисходящие:
35
№ 96 уменьшенная квинта:
Сопоставление больших и малых интервалов
37
№ 99 терции нисходящие:
Fine
D.C. al Fine
№ 100 септимы восходящие:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
38
Основные хроматические тяготения в разных тональностях
N! 107
N! 108
42
![]() |
Секстаккорды нисходящие с возвращением № 111
![]() |
Квартсекстаккорды нисходящие с возвращением 115
![]() |
Полные трезвучия и квартсекстаккорды
![]() |
46
![]() |
Увеличенные квинты
![]() |
№ 126
48
![]() |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|||||||||||||||||||
Уменьшенные септимы
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
54 Ходы по звукам D7 аккорда и его обращениям и в ломаном движении
Fine
ПС. al Fine
ПС. al Fine
145
148
![]() |
![]() |
![]() |
60
N! 158
Fine
D.C. al Fine
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.