Интонационно - слуховые упражнения

  • pdf
  • 15.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема 13.pdf

вв. ктошин

ИНТОНАЦИОННО-СЛУХОВЬ№ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ

РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОГО ЗВУКОВЫСОТНОГО

МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА, ГЊППЛЕНИЯ И ПАМЯТИ.

пособие для Детей и взрослых от 4-х до 90 лет, учащихся и не учащихся 6 Детски музыкальных школах, музыкальных и пеДагогических училищах, пеДинститутах и консерваториях

Исправлено: 16.02.2013

Памятка для учеников, родителей и пеДагогов

Данный сборник нотных примеров может быть использован в трех вариантах: как УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для сольфеджирования /пропевания мелодий по нотам/ в самых различных учебных заведениях - от подготовительных групп ДМШ и до консерваторий; как САМОУЧИТЕЛЬ для тех, кто самостоятельно решил развить себе музыкальный слух [вплоть до абсолютного/, мышления и на вык пения по нотам; как ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАПИСИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА.

Сборник может быть использован как пособие в сочетании со специальными аудиокассетами [на которых представленные примеры исполняются мальчиками с названиями звуков в сопровождении оркестра/, так и без них. В работе с кассетами ученик в одном случае может только следить по нотам глазами за исполнением мальчиков и иногда подпевать мелодии вместе с ними, в другом сјучае петь мелодии самостоятельно под аккомпанемент /в этом варианте мальчики на кассете не поют/.

При работе с кассетой полезными могут быть и следующие упражнения: пение примеров с их одновременным проигрыванием на фортепиано/ для усвоения прежде всего знаков альтерации/, подбор к мелодиям трмоническпо сопровождения, сочинения подголосков и в дальнейшем самостоятельное сочинение мелодий на основе представленных формул-блоков.

Если сборник используется для самостоятельного освоения без аудиокассет, то при воспроизведении примеров с названием звуков они также должны одновременно проигрываться на инструменте [лучше фортепиано/. После двух трехкратного пропевания примеров таким образом рекомендуется подыгрывать лишь начальную ноту КАЖДОИ формулы-блока [формулы отмечены знаком ЛИГИ/.

Как пособие для ЗАПИСИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА сборник и аудиокассеты могут быть использованы следующим образом: вслед за пением мальчиками той или иной мелодии /в этом случае лучше проигрывать кассету на магнитофоне с автопоиском, так как при этом легче возвращаться к началу примера/ ученик записывает в нотной тетради только нотные головки. Запись их ведется только штрихами, а не круглыми ”головками-блинами”: нотный знак на линейке пишется одним движением, перечеркиванием ее под углом в 45 градусов, нотный знак между линеек штрихом параллельно линейкам.

Скорость исполнения мелодий не позволяет записывать их нота за нотой, поэтому ученико', хочет он того или нет, придется вырабатывать навык ”подхватывания” мелодии в любом месте, ее запоминания небольшими фрагментами и умения ориентироваться на нотоносце, пропуская на нем определенное пространство. [Каждую большую музыкальную фразу при этом рекомендуется начинать записывать с новой строчки/.

В ближайшее время кроме сборника примеров для освоения звуковысот ных соотношений технологического языка музыю•т будут выпущены сборники и аудиокассеты для освоения метроритмических структур. Кроме того будет выпущено специальное пособие для освоения технологии записи музыкальных диктантов. В нем будут представлены те же мелодии, что и в пособиях для освоения звуковысотного и метроритмического рисунков, но записанных фрагментально [для заполнения отсутствующих нот самими учениками/ и без знаков альтерации [их учащиеся также вписывают самостоятельно/. Самостоятельно записывается и метроритмический рисунок примеров, о технологии записи которого рассказывается в специальных работах В. Кирюшина, планируемых к выпуску в 1992 году.

Трихорд нисходящий от III ступени

Пентахорд нисходящий от V ступени

Тоника и тетрахорд восходящий от V ступени

Тетрахорд восходящий от V ступени после тоники, трихорд нисходящий

Тоника, трихорд восходящий от VI ступени

4

Трихорд восходящий с возвращением

№ 10

Интонирование V ступени от тоники

№ 11


№ 12


Кварта восходящая от V ступени, тетрахорд восходящий, как ее заполнение

Интонирование V ступени после тоники, трихорды восходящие и нисходящие с возвращением

№ 14


Кварта между I и V ступенями, трихорд нисходящий от тоники с возвращением

”Раскачка” от I ступени

Трихорды восходящие и нисходящие в их сопоставлении


Трихорды восходящие и нисходящие с возвращением в их сопоставлении

Гексахорд нисходящий

8                                             Пентахорд восходящий с возвращением

№ 21

Ломаный пентахорд нисходящий

Пентахорд нисходящий с возвращением

№ 23

Пентахорд нисходящий с ”захватом” верхнего звука № 24

Пентахорд нисходящий с ”захватом” нижнего звука

Трихорд нисходящий с ”захватом” верхнего звука № 26

Трихорд восходящий с ' захватом ' нижнего звука

         № 28 мажорное 3/5                                      Трезвучия

№ 29 мажорное и минорное 3/5


№ 31

№ 32 трезвучия в сопоставлении

12

№ 33 трезвучия


№ 34 трезвучия с ”разведкой”

Интонирование терций

№ 35



Септаккорды

Интонирование попевок от различных ступеней № 37 VI ступень


№ 38 VI ступень

№ 39 IV ступень



Модуляционные сдвиги через попевки от III V, VI и IV ступеней в их взаимосвязи


17

Попевки от Ш, V, VI и IV ступеней; их разрешение в терцовый и квинтовый тонические тоны


18

№ 49 VI ступень

19


№ 51 IV ступень

Основные диатонические тяготения в тональности






22

 57

23

Основные диатонические тяготения в тональности и ладоинтервальные

связи в тональности

58

Ладоинтервальные связи в модуляции

№ 60 терции большие

№ 62 сексты

№ 63 септимы малые

З

Fine

ПС. al Fine

26

Fine

D.C. al Fine

№ 69 терции малые

27

№ 70 септимы большие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

№ 71 октавы

rit.

Секунда, как модулирующий интервал на доминантовоЙ функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 


28

№ 76          I

№ 77 на I ст.

80 на III ст.


31

№ 81 малая секунда

№ 82 большая секунда

№ 83 малая секунда

32

84 большая секунда

Построение интервалов от звука № 85 кварты восходящие:

Fine

ПС. al Fine

№ 87 сексты нисходящие:

Fine

D.C. al Fine

№ 90 сексты восходящие:

№ 91 септимы нисходящие (малые):

№ 92 терции восходящие:

№ 93 терции нисходящие:

35

№ 96 уменьшенная квинта:

Сопоставление больших и малых интервалов

37

№ 99 терции нисходящие:

Fine

D.C. al Fine

№ 100 септимы восходящие:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

38

Основные хроматические тяготения в разных тональностях

N! 107

N! 108


42


Ходы по звукам нисходящих секстаккордов 109

Секстаккорды нисходящие с возвращением № 111


Сопоставление ломаных трезвучий 112

Квартсекстаккорды нисходящие с возвращением 115


Сопоставление ломаных обращений трезвучий

Полные трезвучия и квартсекстаккорды


119

46


                 121                        Увеличенные трезвучия с разрешениями

Увеличенные квинты



Увеличенные кварты

№ 126

48


Уменьшенные кварты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

Уменьшенные септимы


Уменьшенные квинты



Ходы по звукам D7 аккорда и его обращениям



54                Ходы по звукам D7 аккорда и его обращениям и в ломаном движении

142

Fine

ПС. al Fine

ПС. al Fine

145

148



Интонирование хроматических звукорядов






60

N! 158

Fine

D.C. al Fine