вв. ктошин
ИНТОНАЦИОННО-СЛУХОВЬ№ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОГО ЗВУКОВЫСОТНОГО
МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА, ГЊППЛЕНИЯ И ПАМЯТИ.
пособие для Детей и взрослых от 4-х до 90 лет, учащихся и не учащихся 6 Детски музыкальных школах, музыкальных и пеДагогических училищах, пеДинститутах и консерваториях
Исправлено: 16.02.2013
Памятка для учеников, родителей и пеДагогов
Данный сборник нотных примеров может быть использован в трех вариантах: как УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для сольфеджирования /пропевания мелодий по нотам/ в самых различных учебных заведениях - от подготовительных групп ДМШ и до консерваторий; как САМОУЧИТЕЛЬ для тех, кто самостоятельно решил развить себе музыкальный слух [вплоть до абсолютного/, мышления и на вык пения по нотам; как ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАПИСИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА.
Сборник может быть использован как пособие в сочетании со специальными аудиокассетами [на которых представленные примеры исполняются мальчиками с названиями звуков в сопровождении оркестра/, так и без них. В работе с кассетами ученик в одном случае может только следить по нотам глазами за исполнением мальчиков и иногда подпевать мелодии вместе с ними, в другом сјучае петь мелодии самостоятельно под аккомпанемент /в этом варианте мальчики на кассете не поют/.
При работе с кассетой полезными могут быть и следующие упражнения: пение примеров с их одновременным проигрыванием на фортепиано/ для усвоения прежде всего знаков альтерации/, подбор к мелодиям трмоническпо сопровождения, сочинения подголосков и в дальнейшем самостоятельное сочинение мелодий на основе представленных формул-блоков.
Если сборник используется для самостоятельного освоения без аудиокассет, то при воспроизведении примеров с названием звуков они также должны одновременно проигрываться на инструменте [лучше фортепиано/. После двух трехкратного пропевания примеров таким образом рекомендуется подыгрывать лишь начальную ноту КАЖДОИ формулы-блока [формулы отмечены знаком ЛИГИ/.
Как пособие для ЗАПИСИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА сборник и аудиокассеты могут быть использованы следующим образом: вслед за пением мальчиками той или иной мелодии /в этом случае лучше проигрывать кассету на магнитофоне с автопоиском, так как при этом легче возвращаться к началу примера/ ученик записывает в нотной тетради только нотные головки. Запись их ведется только штрихами, а не круглыми ”головками-блинами”: нотный знак на линейке пишется одним движением, перечеркиванием ее под углом в 45 градусов, нотный знак между линеек штрихом параллельно линейкам.
Скорость исполнения мелодий не позволяет записывать их нота за нотой, поэтому ученико', хочет он того или нет, придется вырабатывать навык ”подхватывания” мелодии в любом месте, ее запоминания небольшими фрагментами и умения ориентироваться на нотоносце, пропуская на нем определенное пространство. [Каждую большую музыкальную фразу при этом рекомендуется начинать записывать с новой строчки/.
В ближайшее время кроме сборника примеров для освоения звуковысот ных соотношений технологического языка музыю•т будут выпущены сборники и аудиокассеты для освоения метроритмических структур. Кроме того будет выпущено специальное пособие для освоения технологии записи музыкальных диктантов. В нем будут представлены те же мелодии, что и в пособиях для освоения звуковысотного и метроритмического рисунков, но записанных фрагментально [для заполнения отсутствующих нот самими учениками/ и без знаков альтерации [их учащиеся также вписывают самостоятельно/. Самостоятельно записывается и метроритмический рисунок примеров, о технологии записи которого рассказывается в специальных работах В. Кирюшина, планируемых к выпуску в 1992 году.
Трихорд нисходящий от III ступени


Пентахорд нисходящий от V ступени






![]()
Тоника и тетрахорд восходящий от V ступени




Тетрахорд восходящий от V ступени после тоники, трихорд нисходящий









![]()
Тоника, трихорд восходящий от VI ступени


![]()
4
Трихорд восходящий с возвращением


№ 10

Интонирование V ступени от тоники
№ 11



![]()
№ 12





Интонирование V ступени после тоники, трихорды восходящие и нисходящие с возвращением
№ 14



![]() |

”Раскачка” от I ступени





Трихорды восходящие и нисходящие в их сопоставлении

![]() |

Гексахорд
нисходящий

8 Пентахорд восходящий с возвращением
№ 21



Ломаный пентахорд нисходящий


Пентахорд нисходящий с возвращением
№ 23


Пентахорд нисходящий с ”захватом” верхнего звука № 24



Пентахорд нисходящий с ”захватом” нижнего звука


Трихорд нисходящий с ”захватом” верхнего звука № 26

Трихорд восходящий с ' захватом ' нижнего звука





№ 28 мажорное 3/5 Трезвучия

№ 29 мажорное и минорное 3/5



![]() |

№ 32 трезвучия в сопоставлении



12
№ 33 трезвучия
![]()
![]()
![]()

![]() |




Интонирование терций
№ 35

![]() |

Интонирование попевок от различных ступеней № 37 VI ступень
![]() |




№ 39 IV ступень




![]() |
|
![]() |







![]() |
|
![]() |






![]() |
Попевки от Ш, V, VI и IV ступеней; их разрешение в терцовый и квинтовый тонические тоны



![]()

![]() |
№ 49 VI ступень






19
![]() |



Основные диатонические тяготения в тональности




22
57





![]()

![]()
23
Основные диатонические тяготения в тональности и ладоинтервальные
связи в тональности
58
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()




Ладоинтервальные связи в модуляции
№ 60 терции большие

![]()


№ 62 сексты



№ 63 септимы малые


З

Fine


ПС. al Fine





![]()


26

Fine
![]()

D.C. al Fine

![]()

№ 69 терции малые

![]()
![]()
![]()
27
№ 70 септимы большие
![]()

|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
![]()
№ 71 октавы
![]()
rit.

Секунда, как модулирующий интервал на доминантовоЙ функции

![]()
![]()
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
||||||||||||||||||||||
28

![]()
![]()
![]()






![]()

![]()
![]()
№ 77 на I ст.



![]()

![]()
![]()

![]()
![]()

80 на III ст.
![]()
![]()
![]()
31
№ 81 малая секунда
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
№ 82 большая секунда
![]()
![]()
![]()
№ 83 малая секунда
![]()
32
84 большая секунда
![]()
![]()
Построение интервалов от звука № 85 кварты восходящие:
![]()
Fine

ПС. al Fine


![]()
№ 87 сексты нисходящие:


Fine


![]()

![]()


![]()


№ 90 сексты восходящие:



№ 91 септимы нисходящие (малые):



№ 92 терции восходящие:
![]()


№ 93 терции нисходящие:
![]()
35






![]()

№ 96 уменьшенная квинта:

![]()

Сопоставление больших и малых интервалов




![]()

![]()
![]()
37
№ 99 терции нисходящие:
![]()
![]()
Fine
![]()
![]()
D.C. al Fine
№ 100 септимы восходящие:



![]()

|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
38
Основные хроматические тяготения в разных тональностях

![]()
![]()
![]()

![]()
![]()


![]()





![]()
![]()
![]()





![]()
![]()
N! 107
![]()

![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
N! 108


![]()
![]()
42

![]()





Секстаккорды нисходящие с возвращением № 111
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()





Квартсекстаккорды нисходящие с возвращением 115
![]()
![]()

![]()





Полные трезвучия и квартсекстаккорды




![]()
![]()

![]()
![]()
46

![]()

![]()




Увеличенные квинты

![]()


![]()
![]()




№ 126
![]()

48

![]()
Уменьшенные кварты
![]()
![]()


|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|||||||||||||||||||

Уменьшенные септимы




![]()

![]()
![]()
![]()
![]()

![]()


![]()
![]()

![]()
![]()
![]()



![]()




![]()

![]()










54 Ходы по звукам D7 аккорда и его обращениям и в ломаном движении
![]()

Fine
![]()
![]()
ПС. al Fine





ПС. al Fine
145

![]()
![]()
![]()





![]()

148





![]()
![]()
![]()



![]()
![]()
![]()




![]()
![]()

![]()
![]()
60
N! 158
![]()

Fine

![]()
D.C. al Fine
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.