Ипотие

  • docx
  • 09.09.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 000c019a-eb446488.docx

 

Тема урока: Расцвет империи во II в. н. э.

Цели: дать представление о личности и деятельности императора Траяна: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать уважительное отношение к людям, создающим произведения  культуры.

Планируемые результаты:

предметные: овладевать целостными представлениями об историческом развитии  Рима периода расцвета;

метапредметные УУД: определять собственное отношение к явлениям современной жизни;формулировать свою точку зрения;слушать и слышать друг друга;с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; определять последовательность промежуточных целей с учетом  конечного результата; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и  явления; строить логические цепочки рассуждений; извлекать информацию из нескольких источников; анализировать и обобщать факты;

 личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: проектор: мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный урок .

Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, атлас, дневник, ручка.

Но вы понимаете, что на уроке нужны ещё и ваше внимание, сосредоточенность и активность.

Итак, вы готовы продолжать изучать историю ?

 

II.Актуализация знаний учащихся.

Ребята,  давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках?

 

И  прежде чем отправиться в дальнейший путь, мы проверим, а весь ли багаж знаний о Римской империи у нас сохранился. Потренируем наши мозги, покажем наши знания.

А) Индивидуальная работа

1.Задание – тест-опрос.

1.Христианство возникло:

А) в I в. н. э.;     Б) во II в. н. э.;       В) во II в. до н. э.?

2.Причинами возникновения христианства были:

А) развитие ремесла и торговли;

Б) неуверенность людей в завтрашнем дне;

В) тяжёлое положение угнетённых народов?

3.Христианство возникло на территории:

А) Палестины;     Б) Сирии;     В) Финикии?

4.Христиане объединяются:

А) в ассоциации;      Б) общины;      В) союзы?

5.Сказания о Христе называются:

А) Веды;     Б) Евангелия;      В) Заветы?

Б) Групповая работа

 

1.В Евангелии от Луки рассказывается, что вместе с Иисусом Христом привели на казнь и двух разбойников. Их распяли на крестах по правую и по левую стороны от Христа. Один из разбойников злословил и говорил ему: «Если ты Христос, спаси себя и нас». Другой же разбойник, напротив, унимал первого, говоря ему: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же!.. Мы с тобой осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Христос ничего худого не сделал». И сказал этот разбойник Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие твое!»

И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю».

- Какой смысл вкладывали в этот евангельский рассказ верующие? На что позволял он им надеяться?

 

2. Живший в 3-м веке Киприан был епископом в одном из африканских городов. С негодованием и болью он писал, что перед кровожадными взорами тысяч зрителей разыгрываются бои, в которых «убивают человека в удовольствие человеку», убийство превратилось в искусство, убийц прославляют. «Что может быть более бесчеловечным, более жестоким?» — с возмущением спрашивает Киприан.

- О каких зрелищах писал Киприан? Почему христиане осуждали эти любимые римской публикой зрелища?

 

В)Фронтальная работа.

1.

III.Мотивационно-целевой этап.

Ребята, давайте вспомним ,когда возникло Римское государство?

Каким оно было первоначально?(по территории)

Каким оно стало к началу  нашей эры?

Кто управлял  Римским государством?Как оно называлось?

Что такое империя? Когда она установилась?

Как складывались отношения между жителями Рима?

После жестоких деспотов в Риме надолго восстановилась мирная династия Антонинов, оставившая о себе добрую память. Время их правления— почти все второе столетие новой эры - называют золотым веком Римской  империи.

Тема урока: «Расцвет империи во II в.н. э.».(слайд 1)

Показываю презентацию.

Что такое расцвет?

Предположите,  с какими  вопросами  мы  познакомимся  сегодня  на  уроке?

Попробуйте  сформулировать  цели  урока.

План урока(слайд 2)

1.Отказ от использования: рабов » сельском хозяйстве.

2.ПравлениеТраяна (98- 117гг. н.э.).

Проблемный вопрос. Можно ли называть II в.н.э – периодом расцвета  Римской империи. Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»? (слайд 3)

IV.Работа по теме урока.

Работа с иллюстрацией(слайд 4)

 (Что изображено на иллюстрации?)

1.Что такое имение?

2.Где использовался труд рабов?

3.Назовите крупное восстание рабов?

 

 

1.Отказ от использования  рабов в сельском хозяйстве.

Представьте себя в роли владельцев крупные имений в Италии. Вам принадлежат огромные земельные владения, в каждом из которых трудится: несколько сотен рабов. Но трудятся они плохо, отлынивают от работы. Ваше  хозяйство несёт убытки.

Вопрос: Как можно исправить сложившееся положение? Что вы можете предложить?

Разрешаю заглянуть в текст п. 1 § 57.

(По ходу выполнения задания составляется схема.) (слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Первичный контроль.

Работа с иллюстрацией(слайд 6)

 

Какие из перечисленных характеристик относятся к колонам, а какие- к «рабам с хижинами»?Запишите в таблицу номера выбранных ответов. (слайд 7)

1)лично свободны;

2)лично не свободны;

3)получили в пользование участок земли, орудия труда, рабочий скот;

4)могли быть проданы только вместе с участком земли.

Колоны:

«Рабы с хижинами»

13

24

 

Физкультминутка.

2. Правление Траяна (98—117 гг.н.э.) (слайд 10)

Римляне называли Траяна лучшим из императоров.(Сообщение учащегося)

Работая с текстом п. 2, 3§ 57, определите, можно ли согласиться с их мнением. (слайд 11)

 

(Проверка выполнения задания. Заполнение таблицы с помощью учителя.)

Правление Траяна(слайд 12)

 

Внешняя политика

Внутренняя политика

Ø  В 101—102 гт. ,105-106гг. вел войны с даками (племенами, жившими по левому берегу реки Дунай);

Ø  в 107 г. объявил Дакию римской провинцией;

Ø  в 106 г. превратил Набатейское царство в провинцию Аравия;

Ø  в 1 14—117 гг. вел войну с Пар- фией, в ходе нее присоединил к Риму Армению и Месопотамию;

Ø  в 1 16 г. дошел до Персидского залива, захватит столицу парфян Ктесифон

              Охранял интересы сената, за что ему в 114 г. был дан титул Optimus princeps (наилучший император);

              укрепил императорскую власть путем расширения сети государственных учреждений, усиления армии и ужесточения контроля за римскими провинциями;

              заботился об укреплении границ вдоль Рейна и Дуная;

              основал новые колонии;

              вел активное строительство (форум Траяна, строительство портов и прокладка улиц);

              делал богатые пожертвования;

              устраивал роскошные зрелища.

Первичное усвоение новых знаний .Работа с атласом.Найти территории присоединенные к Римской империи при Траяне. Показать на большой карте.

Таким образом, благодаря активной внешней и внутренней политике, богатым жертвоприношениям и роскошным зрелищам Траяна полюбили даже в среде простого народа. Но в тоже время его политика опустошила, несмотря на приток дакского золота государственную казну. Во время его правления Римская империя максимально расширила свои владения и пережила период наивысшего расцвета. Среди всех императоров Траян был самым великим и одновременно последним завоевателем.

IV. Подведение итогов урока

1.Почему землевладельцы в Риме вынуждены Были давать рабам участки?

2.Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья. Какие действия римского императора Траяна, по-вашему, могут служить образцом для глав современных государств, а какие – ни в коем случае не могут?

3.Можно ли считать IIв.н.э. периодом расцвета  Римской империи?

4.Как вы считаете, справились мы с поставленной задачей?

Давайте проверим. Тестирование:

 

1.  Лучшим из римских императоров римляне считали:
а) Цезаря;     б) Октавиана Августа;    в) Траяна;    г) Нерона.
2.  В состав Римской империи при Траяне  вошли: а)   Египет;     б)  Дакия;     в) Финикия;    г) Македония.
3.   Колоны — это:
а)  земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;

б)  греки, выходцы из причерноморских колоний;

в)  пленники, участвующие в триумфальном шествии.

г)  рабы, получившие от хозяина участок земли.
4.   Колоны хорошо работали, потому что:

а) им за это платили деньги

б) их били палками за невыполнение работы

в) были заинтересованы в своём труде

5.   В годы правления Траяна:

а)   усилился гнёт людей        

б)  прекратились казни по ложным доносам
в)  продолжились завоевания римлян

г)   римляне потеряли огромные территории

6.  Годы правление Траяна:
а)   98-117 г.     б) 92 – 115 г.;   в)   90 – 110 г.     г) 85-112 г.

7.   Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре:
 а) Нероне;      б) Цезаре;      в) Траяне;      г) Октавиане  Августе.

8.   Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»:
а) Нерон;     б) Траян;     в) Антоний;     г) Октавиан Август.

9.   Рабы с хижинами — это рабы:
а)   получившие от хозяина в пользование участок земли;
б)  ставшие свободными земледельцами после указа Траяна;
в)  составившие основу римского войска;
г)  земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.

10.  Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что:
а)  рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот;
б)  прекратились завоевания, и рабов стало меньше;
в)  невозможно было уследить за работой рабов;
г)   их стало выгодно продавать по высокой цене.

 

 Ответы:

1  - в, 2 – в, 3 – а, 4 –в, 5 –б, 6 – а, 7 – б, 8 – а, 9 – г, 10 – в.

 

VI. Домашнее задание

§ 57. Дифференцированное задание:

1.Для сильных учеников - подготовить сообщение на тему «Как покончили с доносчиками при Траяне?».

2.Для средних учеников - подготовить сообщение на тему «Постройки римлян».

3.Для слабых учеников — ответить на вопросы учебника.

VII.Рефлексия.

Выбери начало любой фразы и продолжи

         сегодня я узнал…

         было интересно…

         было трудно…

         я выполнял задания…

         я понял, что…

         теперь я могу…

         я почувствовал, что…

 

А теперь откройте тетрадь и на чистом листе обведите ладонь по контуру. Когда ладонь нарисована, обучающиеся заштриховывают то количество пальчиков, которое соответствует их оценке на уроке.

Ребята, почему вы так себя оценили, поясните пожалуйста.


 

Скачано с www.znanio.ru