Тема урока: Расцвет империи во II в. н. э.
Цели: дать представление о личности и деятельности императора Траяна: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать уважительное отношение к людям, создающим произведения культуры.
Планируемые результаты:
предметные: овладевать целостными представлениями об историческом развитии Рима периода расцвета;
метапредметные УУД: определять собственное отношение к явлениям современной жизни;формулировать свою точку зрения;слушать и слышать друг друга;с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логические цепочки рассуждений; извлекать информацию из нескольких источников; анализировать и обобщать факты;
личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: проектор: мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный урок .
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, атлас, дневник, ручка.
Но вы понимаете, что на уроке нужны ещё и ваше внимание, сосредоточенность и активность.
Итак, вы готовы продолжать изучать историю ?
II.Актуализация знаний учащихся.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках?
И прежде чем отправиться в дальнейший путь, мы проверим, а весь ли багаж знаний о Римской империи у нас сохранился. Потренируем наши мозги, покажем наши знания.
А) Индивидуальная работа
1.Задание – тест-опрос.
1.Христианство возникло:
А) в I в. н. э.; Б) во II в. н. э.; В) во II в. до н. э.?
2.Причинами возникновения христианства были:
А) развитие ремесла и торговли;
Б) неуверенность людей в завтрашнем дне;
В) тяжёлое положение угнетённых народов?
3.Христианство возникло на территории:
А) Палестины; Б) Сирии; В) Финикии?
4.Христиане объединяются:
А) в ассоциации; Б) общины; В) союзы?
5.Сказания о Христе называются:
А) Веды; Б) Евангелия; В) Заветы?
Б) Групповая работа
1.В Евангелии от Луки рассказывается, что вместе с Иисусом Христом привели на казнь и двух разбойников. Их распяли на крестах по правую и по левую стороны от Христа. Один из разбойников злословил и говорил ему: «Если ты Христос, спаси себя и нас». Другой же разбойник, напротив, унимал первого, говоря ему: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же!.. Мы с тобой осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Христос ничего худого не сделал». И сказал этот разбойник Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие твое!»
И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю».
- Какой смысл вкладывали в этот евангельский рассказ верующие? На что позволял он им надеяться?
2. Живший в 3-м веке Киприан был епископом в одном из африканских городов. С негодованием и болью он писал, что перед кровожадными взорами тысяч зрителей разыгрываются бои, в которых «убивают человека в удовольствие человеку», убийство превратилось в искусство, убийц прославляют. «Что может быть более бесчеловечным, более жестоким?» — с возмущением спрашивает Киприан.
- О каких зрелищах писал Киприан? Почему христиане осуждали эти любимые римской публикой зрелища?
В)Фронтальная работа.
1.
III.Мотивационно-целевой этап.
Ребята, давайте вспомним ,когда возникло Римское государство?
Каким оно было первоначально?(по территории)
Каким оно стало к началу нашей эры?
Кто управлял Римским государством?Как оно называлось?
Что такое империя? Когда она установилась?
Как складывались отношения между жителями Рима?
После жестоких деспотов в Риме надолго восстановилась мирная династия Антонинов, оставившая о себе добрую память. Время их правления— почти все второе столетие новой эры - называют золотым веком Римской империи.
Тема урока: «Расцвет империи во II в.н. э.».(слайд 1)
Показываю презентацию.
Что такое расцвет?
Предположите, с какими вопросами мы познакомимся сегодня на уроке?
Попробуйте сформулировать цели урока.
План урока(слайд 2)
1.Отказ от использования: рабов » сельском хозяйстве.
2.ПравлениеТраяна (98- 117гг. н.э.).
Проблемный вопрос. Можно ли называть II в.н.э – периодом расцвета Римской империи. Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»? (слайд 3)
IV.Работа по теме урока.
Работа с иллюстрацией(слайд 4)
(Что изображено на иллюстрации?)
1.Что такое имение?
2.Где использовался труд рабов?
3.Назовите крупное восстание рабов?
1.Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.
Представьте себя в роли владельцев крупные имений в Италии. Вам принадлежат огромные земельные владения, в каждом из которых трудится: несколько сотен рабов. Но трудятся они плохо, отлынивают от работы. Ваше хозяйство несёт убытки.
Вопрос: Как можно исправить сложившееся положение? Что вы можете предложить?
Разрешаю заглянуть в текст п. 1 § 57.
(По ходу выполнения задания составляется схема.) (слайд 5)
Первичный контроль.
Работа с иллюстрацией(слайд 6)
Какие из перечисленных характеристик относятся к колонам, а какие- к «рабам с хижинами»?Запишите в таблицу номера выбранных ответов. (слайд 7)
1)лично свободны;
2)лично не свободны;
3)получили в пользование участок земли, орудия труда, рабочий скот;
4)могли быть проданы только вместе с участком земли.
|
Колоны: |
«Рабы с хижинами» |
|
13 |
24 |
Физкультминутка.
2. Правление Траяна (98—117 гг.н.э.) (слайд 10)
Римляне называли Траяна лучшим из императоров.(Сообщение учащегося)
Работая с текстом п. 2, 3§ 57, определите, можно ли согласиться с их мнением. (слайд 11)
(Проверка выполнения задания. Заполнение таблицы с помощью учителя.)
Правление Траяна(слайд 12)
|
Внешняя политика |
Внутренняя политика |
|
Ø В 101—102 гт. ,105-106гг. вел войны с даками (племенами, жившими по левому берегу реки Дунай); Ø в 107 г. объявил Дакию римской провинцией; Ø в 106 г. превратил Набатейское царство в провинцию Аравия; Ø в 1 14—117 гг. вел войну с Пар- фией, в ходе нее присоединил к Риму Армению и Месопотамию; Ø в 1 16 г. дошел до Персидского залива, захватит столицу парфян Ктесифон |
• Охранял интересы сената, за что ему в 114 г. был дан титул Optimus princeps (наилучший император); • укрепил императорскую власть путем расширения сети государственных учреждений, усиления армии и ужесточения контроля за римскими провинциями; • заботился об укреплении границ вдоль Рейна и Дуная; • основал новые колонии; • вел активное строительство (форум Траяна, строительство портов и прокладка улиц); • делал богатые пожертвования; • устраивал роскошные зрелища. |
Первичное усвоение новых знаний .Работа с атласом.Найти территории присоединенные к Римской империи при Траяне. Показать на большой карте.
Таким образом, благодаря активной внешней и внутренней политике, богатым жертвоприношениям и роскошным зрелищам Траяна полюбили даже в среде простого народа. Но в тоже время его политика опустошила, несмотря на приток дакского золота государственную казну. Во время его правления Римская империя максимально расширила свои владения и пережила период наивысшего расцвета. Среди всех императоров Траян был самым великим и одновременно последним завоевателем.
IV. Подведение итогов урока
1.Почему землевладельцы в Риме вынуждены Были давать рабам участки?
2.Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья. Какие действия римского императора Траяна, по-вашему, могут служить образцом для глав современных государств, а какие – ни в коем случае не могут?
3.Можно ли считать IIв.н.э. периодом расцвета Римской империи?
4.Как вы считаете, справились мы с поставленной задачей?
Давайте проверим. Тестирование:
1.
Лучшим из римских императоров римляне считали:
а) Цезаря;
б) Октавиана Августа; в) Траяна; г) Нерона.
2. В состав Римской империи при Траяне вошли:
а) Египет; б)
Дакия; в) Финикия; г) Македония.
3. Колоны — это:
а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;
б) греки, выходцы из причерноморских колоний;
в) пленники, участвующие в триумфальном шествии.
г) рабы,
получившие от хозяина участок земли.
4. Колоны хорошо работали, потому что:
а) им за это платили деньги
б) их били палками за невыполнение работы
в) были заинтересованы в своём труде
5. В годы правления Траяна:
а) усилился гнёт людей
б)
прекратились казни по ложным доносам
в) продолжились завоевания римлян
г) римляне потеряли огромные территории
6. Годы
правление Траяна:
а)
98-117 г. б) 92 – 115 г.; в) 90 – 110 г. г) 85-112
г.
7.
Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре:
а) Нероне; б) Цезаре; в) Траяне; г) Октавиане Августе.
8.
Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед
смертью «Какой великий артист погибает!»:
а)
Нерон; б) Траян; в) Антоний; г) Октавиан Август.
9.
Рабы с хижинами — это рабы:
а)
получившие от хозяина в пользование участок земли;
б) ставшие свободными земледельцами после указа Траяна;
в) составившие основу римского войска;
г) земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.
10.
Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском
хозяйстве, потому что:
а)
рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот;
б) прекратились завоевания, и рабов стало меньше;
в) невозможно было уследить за работой рабов;
г) их стало выгодно продавать по высокой цене.
Ответы:
1 - в, 2 – в, 3 – а, 4 –в, 5 –б, 6 – а, 7 – б, 8 – а, 9 – г, 10 – в.
VI. Домашнее задание
§ 57. Дифференцированное задание:
1.Для сильных учеников - подготовить сообщение на тему «Как покончили с доносчиками при Траяне?».
2.Для средних учеников - подготовить сообщение на тему «Постройки римлян».
3.Для слабых учеников — ответить на вопросы учебника.
VII.Рефлексия.
Выбери начало любой фразы и продолжи
• сегодня я узнал…
• было интересно…
• было трудно…
• я выполнял задания…
• я понял, что…
• теперь я могу…
• я почувствовал, что…
А теперь откройте тетрадь и на чистом листе обведите ладонь по контуру. Когда ладонь нарисована, обучающиеся заштриховывают то количество пальчиков, которое соответствует их оценке на уроке.
Ребята, почему вы так себя оценили, поясните пожалуйста.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.